Урок литературы в 7 классе "А.И.Герцен «Былое и думы»".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Два урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.01 КБ |
![]() | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Литература
Урок № 3
Тема урока: А.И.Герцен «Былое и думы».
Эпиграф: «Через тридцать лет я стою под тем же знаменем…»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: чтение и анализ фрагментов книги (гл. I, ч.3).
Задачи:
1) предметнные:
- познакомить с исторической личностью: писателем, общественным деятелем А.И.Герценым;
- определить, какие впечатления детства повлияли на становление личности писателя;
- формировать умение делать сравнительную характеристику героев;
2) метапредметные:
- развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы;
3) личностнные:
- воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методы: словесно-иллюстративный и репродуктивный
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: комментируемое чтение; слово учителя, познавательная беседа, работа по вопросам, анализ текста.
Средства обучения: аудиокнига, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с таблицами (Приложение).
Структура урока
1 этап - организационный (1мин.).
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2мин.):
- обсуждение эпиграфа и постановка учебной цели.
3 этап – обучающий (35 мин.):
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста произведения
(чтение статьи и заполнение таблицы, прослушивание аудиокниги, фронтальная беседа по вопросам, выборочное чтение текста)
5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания (1мин.).
6 этап – рефлексия (1мин.).
Ход урока
1 этап - организационный (1 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания. Запись темы и эпиграфа.
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2 мин.).
- Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым для вас человеком – значительной личностью, крупным писателем и общественным деятелем, упорно шедшим к своей цели и твёрдо отстаивавшем свои убеждения в течение всей жизни.
3 этап – обучающий (35 мин.)
- Чтение статьи об Александре Ивановиче Герцене и заполнение таблицы в тетради.
Дополнительные вопросы:
- Рассмотрите портрет А.И.Герцена на с.9. Какое впечатление производит этот человек?
- Каким вы представляете характер этого человека?
Круг деятельности А.И.Герцена | Философ, писатель, публицист*. |
Чему посвятил всю свою жизнь? | Борьбе за равноправие людей, за гуманизм*, против угнетения человека человеком. |
Какие события потрясли в ранней юности? | Восстание декабристов, их казнь или ссылка. |
Основные события жизни | Московский университет. Ссылка. В 1847 г. покидает Россию (эмиграция). Издание журнала «Полярная звезда» и политической газеты «Колокол». |
Значение деятельности | Оказал огромное влияние на развитие русской прогрессивной общественной мысли. Заставил образованную часть общества задуматься о том, что происходит в России. |
К чему призывал ? | К мирным преобразованиям общества. |
- Прослушивание аудиокниги ( запись 08: 7м.05 с. – 19 м.20 с. (12 мин.15 сек)
(запись 09: 1м.30с. – 7м.7с. (5мин.5 сек.)
Учащиеся слушают чтение актёра, следя по тексту учебника.
- Фронтальная беседа.
- Какие события, по твоему мнению, оказали влияние на формирование характера, взглядов А.И.Герцена? Что ты знаешь об этих событиях?
- Какую характеристику даёт автор императорам Александру 1 и Николаю 1?
Какие детали портрета обращают на себя внимание? (прочитать, рассмотреть портреты на с.14, 15)
- Какие уроки извлёк юный Герцен из трёх рассказанных им эпизодов:
- Поединок между отцом и дочерью (эпизод из жизни Николая1).
- Сцены между великим князем Николаем и офицером, графом Самойловым.
- Анекдота о Лабзине, предложившем зибрать в почётные члены Академии художеств кучера Александра 1 Илью Байкова?
- С какой целью автор упоминает эти, казалось бы незначительные эпизоды в «Былом и думах»?
- (В этих эпизодах отражается и характер той эпохи, и нрав обоих государей (да, Александр 1был мягче Николая1, но он всё-таки отправил Лабзина в ссылку за его остроумный и справедливый выпад в адрес Аракчеева и чересчур верноподданного президента Академии.
- Кроме того, все эпизоды учат независимости, тому качеству, которым Герцен обладал в высшей степени,
- учат спокойным достоинством встречать «августейшие шалости»,
- учат не заискивать перед вышестоящими, кем бы они ни были.
- Все эпизоды иллюстрируют его размышления о характерах двух императоров. Это область истории.
- Но глубинный смысл этих размышлений повлиял в юности на сознание самого писателя и влияет на сознание нас, читателей. И это область вечного, непреходящего.
- Именно поэтому они и вошли в книгу. Воспитать свободного человека, а не духовного раба – такова задача Герцена).
- Какое событие оказало наиболее сильное влияние на формирование характера, взглядов Герцена?
- Какой нравственный урок извлёк юный Герцен из восстания декабристов и реакции общества на это событие?
- Рассмотрите портреты декабристов и обложку альманаха А.И.Герцена «Полярная звезда» (с.16) Почему в учебнике они помещены рядом?
- Найдите строки в тексте, в которых говориться о пробуждении души отрока, о его внезапном, в связи со случившимися событиями, взрослении (с. 15)
- (Потрясённый случившимися событиями ребёнок, ставший отроком, увидел и несправедливость, и жестокость, и трусость окружающих, когда мужчины «не смели показать участья»,
- а «митрополит Филарет благодарил бога за убийства»,
- когда царь праздновал казнь, а все вокруг: царская фамилия, сенат, министры, гвардия – возносили к небу молитвы благодарности.
- Это потрясло душу Герцена и потрясает душу читателя.
- Это заставило четырнадцатилетнего мальчика принять решение, определившее во многом его жизнь (с.16. Примечание Герцена)
- Какую роль в жизни Герцена сыграли учителя и книги?
- С каким чувством вспоминает Герцен И.Е.Протопопова и Бушо? Интересен ли был им самим духовный мир их ученика?
(Вспомним, как растроганный Протопопов обнял Герцена со словами: «Дай Бог, чтоб эти чувства созрели в вас и укрепились» и начал носить ученику запрещенные стихи Пушкина и Рылеева, которые Герцен тайком переписывал.
А старик Бушо с его фразой: «из вас ничего не выйдет? А после серьёзных бесед о казни Людовика 16 фраза стала иной: «Я, право, думал, что из вас ничего не выйдет, но ваши благородные чувства спасут вас»).
- Кто научил молодой сердце тонко чувствовать? Кто в страшное время показал своё нежное чувствительное, любящее сердце; уроки добра и милосердия?
(Женщины – жёны, сёстры декабристов (с.15).
4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания (1 мин.).
Для чуткого ребёнка, отрока, юноши каждое жизненное впечатление, всё услышанное и увиденное – источник нравственных уроков.
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с книгой А.И.Герцена
Подготовить ответ на вопрос:
- Какое благотворное воздействие оказала на Герцена его кузина и почему?
- Прочитать главу 4.
5 этап – рефлексия (1 мин.).
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно впечатлило вас?
- Что вы можете узнали о личности Александра Ивановича Герцена?
- Как теперь вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?
Приложение
. | Александр I | Николай I |
Литературный портрет героя | ||
Характер царствования | ||
Отношение Герцена |
Александр I | Николай I | |
Литературный портрет героя | ||
Характер царствования | ||
Отношение Герцена |
Предварительный просмотр:
7 класс Литература
Урок № 4
Тема урока: А.И.Герцен «Былое и думы».
Эпиграф: «Будь благословенна, дружба…»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: чтение и анализ фрагментов книги (гл. I, ч.4).
Задачи:
1) предметнные:
- определить, какие впечатления детства повлияли на становление личности писателя;
2) метапредметные:
- развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы;
3) личностнные:
- воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методы: словесно-иллюстративный и репродуктивный
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: комментируемое чтение; слово учителя, познавательная беседа, работа по вопросам, анализ текста.
Средства обучения: аудиокнига, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с таблицами (Приложение).
Структура урока
1 этап - организационный (1мин.).
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2мин.):
- фронтальный опрос.
3 этап – обучающий (35 мин.):
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста произведения
(прослушивание аудиокниги, фронтальная беседа по вопросам, выборочное чтение текста)
5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания (1мин.).
6 этап – рефлексия (1мин.).
Ход урока
1 этап - организационный (1 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания. Запись темы и эпиграфа.
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2 мин.).
На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с книгой А.И. Герцена «Былое и думы». Вы уже обратили внимание на эпиграф.
- О чём мы будет говорить на уроке?
- Что такое дружба, по вашему мнению? Какое значение она имеет в жизни человека?
Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущем занятии:
- Используя материал таблицы, расскажите об Александре Ивановиче Герцине.
- Какие нравственные уроки извлёк юный Герцен из всего, что его окружало?
3 этап – обучающий (35 мин.)
Большое влияние на юного Герцена оказала его «корчевская кузина», Татьяна Петровна Кучина.
- Найдите в тексте строки, которые объясняют, почему кузина Таня смогла оказать влияние на Александра и в чём состояло это влияние.(с. 18, 19, 21)
- Нужно отметить, что будучи начитанной, чувствительной и наблюдательной девушкой, кузина Герцена и в нём оценила ум и знания, нашла к юному сердцу нужный подход: «Я её полюбил…»
- Найдите строки, в которых говорится о том, какое благотворное влияние оказала девушка на своего кузена: Я научился быть внимательным….»
- В связи с воспоминаниями о Татьяне Петровне Герцен размышляет о том, что не надо стесняться детских воспоминаний, того «ребячества», о котором снисходительно вспоминают взрослые: детство и первые годы юности «самая полная, самая изящная, самая наша часть жизни, да и чуть ли не самая важная, она незаметно определяет всё будущее».
Не менее важное значение в жизни человека имеет дружба. В жизни Герцена был такой человек – Николай Платонович Огарев. Несмотря на то, что они были разными людьми (Герцен – строгий, сдержанный; Огарев – мечтатель-романтик, идеалист, сохраняющий чистую веру в благородные человеческие чувства.
Огарев так же, как и Герцен (публицист, критик, издатель) закончил Московский университет, сочувствовал декабристам, был сослан; эмигрировал в Англию. Он пропагандировал произведения декабристов и вольную русскую литературу, помогал Герцену издавать журнал «Колокол».
- Чтение текста и работа по вопросам:
- Расскажите о первом впечатлении, произведенном на Герцена мальчиком по имени Ник.
- Что же всё-таки связало мальчиков?
- Перечитайте сцену клятвы Герцена и Огарева на Воробьёвых горах.
Эта сцена была естественна для мальчиков их времени, воспитания и взглядов.
Почему юноши приходили туда всегда одни?
(Метод. руководство для учителя) Чтение стихотвоерения «Другу Герцену» (с.17) и фрагмента воспоминаний Огарева «Три мгновения». (с.15)
4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания (1 мин.).
- Итак, ребята, какую роль играет дружба в жизни каждого из нас?
Дружба дала Герцену и Огареву ту самую юность, за которую надо «благословить судьбу».
Д/з: с. 29 – 31, вопросы с. 31
5 этап – рефлексия (1 мин.).
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/04/picture-17431.jpg)
Презентация учащегося к уроку литературы по книге А.Герцена "Былое и думы"
Презентация подготовлена ученицей 10 класса Рассохой А. для открытого урока по теме "Портрет поколения на фоне эпохи". Данный урок дает неограниченный возможности для проведения параллелей между покол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293029-1378709254.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)
Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...
Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Тема урока: «Думы беглеца на Байкале» Д. ДавыдовСтихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. Цель:- Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолеваю...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-823072-1475225746.jpg)
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-30899-1520793407.jpg)
Урок литературы в 5 классе "Да, были люди в наше время!"
Урок по литературе в 5 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова...
Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»
Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-600498-1424961573.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...