Урок литературы в 7 классе "А.И.Герцен «Былое и думы»".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Два урока по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_byloe_i_dumy.docx32.01 КБ
Файл 2_urok_byloe_i_dumy.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс  Литература

Урок  № 3

Тема урока: А.И.Герцен «Былое и думы».

Эпиграф: «Через тридцать лет я стою под тем же знаменем…»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  чтение и анализ фрагментов книги (гл. I, ч.3).

Задачи:

1) предметнные:  

  • познакомить с исторической личностью: писателем, общественным деятелем А.И.Герценым;
  • определить, какие впечатления детства повлияли на становление личности писателя;
  • формировать умение делать сравнительную характеристику героев;

2) метапредметные:  

  • развить умения и навыки анализа художественного текста,    речь учащихся, навыки самостоятельной работы;

3) личностнные: 

  • воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать  культуру труда.

Методы:  словесно-иллюстративный и репродуктивный

Формы:  коллективная и индивидуальная

Методические приемы:  комментируемое чтение; слово учителя, познавательная беседа, работа по вопросам,  анализ текста.

Средства обучения:  аудиокнига, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с таблицами  (Приложение).

Структура урока

1 этап -  организационный (1мин.). 

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2мин.):

  • обсуждение эпиграфа и постановка учебной цели.

3 этап – обучающий (35 мин.):

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста произведения

(чтение статьи и заполнение таблицы, прослушивание аудиокниги,  фронтальная беседа по вопросам, выборочное чтение текста)

5 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания (1мин.).

6 этап – рефлексия (1мин.).

Ход урока

1 этап -  организационный (1 мин.). 

        Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания. Запись темы и эпиграфа.

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2 мин.).

  • Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым для вас человеком – значительной личностью, крупным писателем и общественным деятелем, упорно шедшим к своей цели и твёрдо отстаивавшем свои убеждения в течение всей жизни.

3 этап – обучающий (35  мин.)

  • Чтение статьи об Александре Ивановиче Герцене и заполнение таблицы в тетради.

Дополнительные вопросы:

  • Рассмотрите портрет А.И.Герцена на с.9. Какое впечатление производит этот человек?
  • Каким вы представляете характер этого человека?

Круг деятельности А.И.Герцена

Философ, писатель, публицист*.

Чему посвятил всю свою жизнь?

Борьбе за равноправие людей, за гуманизм*, против угнетения человека человеком.

Какие события потрясли в ранней юности?

Восстание декабристов, их казнь или ссылка.

Основные события жизни

Московский университет.

Ссылка.

В 1847 г. покидает Россию (эмиграция).

Издание журнала «Полярная звезда» и политической газеты «Колокол».

Значение деятельности

Оказал огромное влияние на развитие русской прогрессивной общественной мысли.

Заставил образованную часть общества задуматься о том, что происходит в России.

К чему призывал ?

К мирным преобразованиям общества.

  • Прослушивание аудиокниги   ( запись 08:  7м.05 с. – 19 м.20 с. (12 мин.15 сек)

                                                  (запись 09:   1м.30с. – 7м.7с. (5мин.5 сек.)

Учащиеся слушают чтение актёра, следя по тексту учебника.

  • Фронтальная беседа. 
  • Какие события, по твоему мнению, оказали влияние на формирование характера, взглядов А.И.Герцена? Что ты знаешь об этих событиях?
  • Какую характеристику даёт автор императорам Александру 1  и Николаю 1?

Какие детали портрета обращают на себя внимание? (прочитать, рассмотреть портреты на с.14, 15)

  • Какие уроки извлёк юный Герцен из трёх рассказанных им эпизодов:
  1. Поединок между отцом и дочерью (эпизод из жизни Николая1).
  2. Сцены между великим князем Николаем и офицером, графом Самойловым.
  3. Анекдота о Лабзине, предложившем зибрать в почётные члены Академии художеств кучера Александра 1 Илью Байкова?
  • С какой целью автор упоминает эти, казалось бы незначительные эпизоды в «Былом и думах»?
  • (В этих эпизодах отражается и характер той эпохи, и нрав обоих государей (да, Александр 1был мягче Николая1, но он всё-таки отправил Лабзина в ссылку за его остроумный и справедливый выпад в адрес Аракчеева и чересчур верноподданного президента Академии.
  • Кроме того, все эпизоды учат независимости, тому качеству, которым Герцен обладал в высшей степени,
  • учат спокойным достоинством встречать «августейшие шалости»,
  • учат не заискивать перед вышестоящими, кем бы они ни были.
  • Все эпизоды иллюстрируют его размышления о характерах двух императоров. Это область истории.
  • Но глубинный смысл этих размышлений повлиял в юности на сознание самого писателя и влияет на сознание нас, читателей. И это область вечного, непреходящего.
  • Именно поэтому они и вошли в книгу. Воспитать свободного человека, а не духовного раба – такова задача Герцена).
  • Какое событие оказало наиболее сильное влияние на формирование характера, взглядов Герцена?
  • Какой нравственный урок извлёк юный Герцен из восстания декабристов и реакции общества на это событие?
  • Рассмотрите портреты декабристов и обложку альманаха А.И.Герцена «Полярная звезда» (с.16) Почему в учебнике они помещены рядом?
  • Найдите строки в тексте, в которых говориться о пробуждении души отрока, о его внезапном, в связи со случившимися событиями, взрослении (с. 15)
  • (Потрясённый случившимися событиями ребёнок, ставший отроком, увидел и несправедливость, и жестокость, и трусость окружающих, когда мужчины «не смели показать участья»,
  • а «митрополит Филарет благодарил бога за убийства»,
  • когда царь праздновал казнь, а все вокруг: царская фамилия, сенат, министры, гвардия – возносили к небу молитвы благодарности.
  • Это потрясло душу Герцена и потрясает душу читателя.
  • Это заставило четырнадцатилетнего мальчика принять решение, определившее во многом его жизнь (с.16. Примечание Герцена)
  • Какую роль в жизни Герцена сыграли учителя и книги?
  • С каким чувством вспоминает Герцен И.Е.Протопопова и Бушо? Интересен ли был им самим духовный мир их ученика?

(Вспомним, как растроганный Протопопов обнял Герцена со словами: «Дай Бог, чтоб эти чувства созрели в вас и укрепились» и начал носить ученику запрещенные стихи Пушкина и Рылеева, которые Герцен тайком переписывал.

А старик Бушо с его фразой: «из вас ничего не выйдет? А после серьёзных бесед о казни Людовика 16 фраза стала иной: «Я, право, думал, что из вас ничего не выйдет, но ваши благородные чувства спасут вас»).

  • Кто научил молодой сердце тонко чувствовать? Кто в страшное время показал своё нежное чувствительное, любящее сердце; уроки добра и милосердия?

(Женщины – жёны, сёстры декабристов (с.15).

4 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания (1 мин.).

Для чуткого ребёнка, отрока, юноши каждое жизненное впечатление, всё услышанное и увиденное – источник нравственных уроков.

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с книгой А.И.Герцена

Подготовить ответ на вопрос:

  1. Какое благотворное воздействие оказала на Герцена его кузина и почему?
  2. Прочитать главу 4.

5 этап – рефлексия (1 мин.).

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что особенно впечатлило вас?
  • Что вы можете узнали о личности Александра Ивановича Герцена?
  • Как теперь вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?

Приложение

.

Александр I

Николай I

Литературный портрет героя

Характер царствования

Отношение Герцена

Александр I

Николай I

Литературный портрет героя

Характер царствования

Отношение Герцена



Предварительный просмотр:

7 класс  Литература

Урок  № 4

Тема урока: А.И.Герцен «Былое и думы».

Эпиграф: «Будь благословенна, дружба…»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  чтение и анализ фрагментов книги (гл. I, ч.4).

Задачи:

1) предметнные:  

  • определить, какие впечатления детства повлияли на становление личности писателя;

2) метапредметные:  

  • развить умения и навыки анализа художественного текста,    речь учащихся, навыки самостоятельной работы;

3) личностнные: 

  • воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать  культуру труда.

Методы:  словесно-иллюстративный и репродуктивный

Формы:  коллективная и индивидуальная

Методические приемы:  комментируемое чтение; слово учителя, познавательная беседа, работа по вопросам,  анализ текста.

Средства обучения:  аудиокнига, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с таблицами  (Приложение).

Структура урока

1 этап -  организационный (1мин.). 

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2мин.):

  • фронтальный опрос.

3 этап – обучающий (35 мин.):

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста произведения

(прослушивание аудиокниги,  фронтальная беседа по вопросам, выборочное чтение текста)

5 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания (1мин.).

6 этап – рефлексия (1мин.).

Ход урока

1 этап -  организационный (1 мин.). 

        Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания. Запись темы и эпиграфа.

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2 мин.).

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с книгой А.И. Герцена «Былое и думы». Вы уже обратили внимание на эпиграф.

  • О чём мы будет говорить на уроке?
  • Что такое дружба, по вашему мнению? Какое значение она имеет в жизни человека?

Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущем занятии:

  • Используя материал таблицы, расскажите об Александре Ивановиче Герцине.
  • Какие нравственные уроки извлёк юный Герцен из всего, что его окружало?

3 этап – обучающий (35  мин.)

Большое влияние на юного Герцена оказала его «корчевская кузина», Татьяна Петровна Кучина.

  • Найдите в тексте строки, которые объясняют, почему кузина Таня смогла оказать влияние на Александра и в чём состояло это влияние.(с. 18, 19, 21)
  • Нужно отметить, что будучи начитанной, чувствительной и наблюдательной девушкой, кузина Герцена и в нём оценила ум и знания, нашла к юному сердцу нужный подход: «Я её полюбил…»
  • Найдите строки, в которых говорится  о том, какое благотворное влияние оказала девушка на своего кузена: Я научился быть внимательным….»
  • В связи с воспоминаниями о Татьяне Петровне Герцен размышляет о том, что не надо стесняться детских воспоминаний, того «ребячества», о котором снисходительно вспоминают взрослые: детство и первые годы юности «самая полная, самая изящная, самая наша часть жизни, да и чуть ли не самая важная, она незаметно определяет всё будущее».

Не менее важное значение в жизни человека имеет дружба. В жизни Герцена был такой человек – Николай Платонович Огарев. Несмотря на то, что они были разными людьми (Герцен – строгий, сдержанный; Огарев – мечтатель-романтик, идеалист, сохраняющий чистую веру в благородные человеческие чувства.

Огарев так же, как и Герцен (публицист, критик, издатель) закончил Московский университет, сочувствовал декабристам, был сослан; эмигрировал в Англию. Он пропагандировал произведения декабристов и вольную русскую литературу, помогал Герцену издавать журнал «Колокол».

  • Чтение текста и работа по вопросам:
  • Расскажите о первом впечатлении, произведенном на Герцена мальчиком по имени Ник.
  • Что же всё-таки связало мальчиков?
  • Перечитайте сцену клятвы Герцена и Огарева на Воробьёвых горах.

Эта сцена была естественна для мальчиков их времени, воспитания и взглядов.

Почему юноши приходили туда всегда одни?

(Метод. руководство для учителя) Чтение стихотвоерения «Другу Герцену» (с.17) и фрагмента  воспоминаний Огарева «Три мгновения». (с.15)

4 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания (1 мин.).

  • Итак, ребята, какую роль играет дружба в жизни каждого из нас?

Дружба дала Герцену и Огареву ту самую юность, за которую надо «благословить судьбу».

Д/з: с. 29 – 31, вопросы с. 31

5 этап – рефлексия (1 мин.).

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учащегося к уроку литературы по книге А.Герцена "Былое и думы"

Презентация подготовлена ученицей 10 класса Рассохой А. для открытого урока по теме "Портрет поколения на фоне эпохи". Данный урок дает неограниченный возможности для проведения параллелей между покол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов

Тема урока:  «Думы беглеца на Байкале» Д. ДавыдовСтихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. Цель:-  Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолеваю...

Урок литературы в 5 классе "Да, были люди в наше время!"

Урок по литературе в 5 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова...

Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»

Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»...

Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...