Районный литературный квест "Время читать Горького"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Осипова Людмила Петровна

Популярный современный писатель-публицист Дмитрий Быков  в своей книге «Был ли Горький?» утверждает: «Горький – писатель великий(…)и совершенно необходимый сегодня». Взрослые люди порой утверждают, что «рожденный ползать –   летать не может», жалуются на  «свинцовые мерзости жизни», и все-таки  надеются, что «Человек! Это звучит гордо». К сожалению, Алексей Максимович Горький для наших детей является писателем «широко неизвестным».  Как же возродить читательский интерес к мастеру слова, входящему в «первую десятку русских прозаиков 20 века»?  Как вообще повысить интерес к чтению в подростковой среде?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.03.2018_kvest.docx20.95 КБ
Файл o_kveste.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план квеста

«Время читать Горького»

Цели игры: продвижение книги и чтения в молодежной среде

Задачи:

-организация интеллектуально-творческой среды в школах и учреждениях дополнительного образования;

-повышение престижа читательской компетентности в молодежной среде; привлечение новых социальных партнеров в сфере сетевого взаимодействия;

 -популяризация литературного творчества;

-развитие способности участников к самообразованию и самореализации;

-организация активного интеллектуального отдыха молодежи.

Оформление

Портрет М. Горького

Годы жизни (1868-1936)

Растяжка «М. Горький – «писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня».

Целевые группы: учащиеся школ района 10-16 лет

Партнерские организации: Велижский историко-краеведческий музей; городская библиотека.

Участники игры - 3 команды учащихся ОУ школ Велижского района – начинают квест в актовом зале МБУДО Велижского ДДТ. Каждая команда получает маршрутный лист с отметками контрольных пунктов прохождения маршрута. Порядок прохождения маршрута нарушать нельзя. Каждую команду сопровождают по одному представителю от школ,  которые контролируют самостоятельность работы команд, отвечают за  безопасность движения учащихся. В контрольных пунктах команду встречают ведущие с вопросами, посвященными М.Горькому.

Проведение игры.

Проведение игры включает несколько этапов:

I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).

II этап. Розыгрыш маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.

III этап. Общий сбор после прохождения маршрута и обозначение времени подведения итогов игры.

IV этап. Подведение итогов и награждение победителей.

У каждой эпохи свои герои. Одной из знаковых фигур советского времени являлся, конечно, писатель Максим Горький. Бесчисленные библиотеки, школы,  театры, улицы огромной страны были названы  именем «гениального пролетарского писателя», «основоположника социалистического реализма».

Важно отметить то, что именно в советские годы  поэтика горьковских образов навсегда вошла в плоть и кровь нашей культуры. Так, последние шесть-семь десятилетий русский человек, совершенно не задумываясь, порой всерьез,  порой с  иронией утверждает, что «рожденный ползать –   летать не может», жалуется на  «свинцовые мерзости жизни», нарекает какую-нибудь свою с богатым прошлым знакомую «старухой Изергиль» и  надеется на то, что «Человек! Это звучит гордо».

К сожалению, сегодня с именем М. Горького, его наследием произошла печальная метаморфоза: «будучи знамением своего времени, он дожил до XXI века писателем широко неизвестным».

Как же возродить читательский интерес к мастеру слова, входящему в «первую десятку русских прозаиков 20 века»? Наверное, читателя необходимо заинтриговать. В этом нам поможет популярный писатель-публицист Дмитрий Быков. В своей  книге «Был ли Горький?» он утверждает: «Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня».

Делимся на команды: «Разрезанная открытка». Берутся три открытки с видами Велижа (разные; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на четыре-шесть  частей (в зависимости от количества участников). Все части перемешиваются. Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Общие правила квест-игры:

Уважаемые участники игры, сегодня вам предстоит стать экспертами аналитической группы, которая работает над крупным проектом министерства культуры совместно с министерством туризма  РФ «История средней полосы России». Но мы-то с вами знаем, что нельзя понять Россию, ни разу не побывав в провинции. Вам необходимо презентовать небольшой провинциальный город Велиж, показать его уклад, познакомить с историческим прошлым, представить потенциал современного развития. В течение часа вам необходимо узнать основную информацию и представить свой рекламный проект. Название проекта вы узнаете на стартовом этапе.

Проводится инструктаж:

Ваша задача последовательно выполнить поставленные задания; в процессе работы собрать пазл, в котором спрятана иллюстрация, имеющая отношение к нашей сегодняшней теме. Фрагменты пазла команды будут получать по результатам выполненных работ.Учтите, что фрагмент пазла вы получите на этапе или станции, только когда выполните все задания и спросите о нем сами!!! В предложенных вам заданиях оценивается следующее: понимание задания, анализ, логичность, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм, сплоченность команды.

Каждая команда сегодня отправится в “путешествие” по индивидуальному маршруту. Этот путь указан в маршрутном листе.

Результаты будут фиксироваться в оценочном листе.

          Ну что ж, я прошу командиров  подойти за маршрутными листами. Командам - готовность номер 1. Всем удачи!

Станция «Стартовая» (далее по выбранному маршруту)

Все команды собираются в зале ДДТ, им дается еще 10 минут, чтобы составить связный текст по теме «Велижский край». Тексты зачитываются. 

 -Уважаемые коллеги, надеюсь, сегодня вы увидели достоинства занятия-квеста:

-Вы увидели перед собой конечный результат - вещь, которую вы создали своими руками - рекламный проект. Ведение занятий с подростками данным методом позволяет научить их решать новые, нетиповые задачи, выявлять деловые качества.

ИТОГ квеста

Заполнение оценочного листа. Подсчет баллов. Подведение итогов.

-Уважаемые игроки! Прежде чем мы огласим результаты игры, вы можете получить 2 бонусных очка. Необходимо догадаться, что или кто сегодня нас объединяет. Подсказка в свитке. Одновременно вы разворачиваете его и называете ответ. Та  команда сможет получить бонусные 2 балла за определение героя, зашифрованного в свитке, которая первой его назовет. (Юрий Гагарин). Ответ должен быть полным.

Награждение победителей.

Команда "Победа"

Девиз: Победа - вперёд! Удача нас ждёт!

Команда "Патриоты"

Девиз: Кто Родине верен, тот в бою примерен!

Команда «корреспонденты»

Девиз: Преграды в пути нам не помеха – всегда и везде добьёмся успеха!



Предварительный просмотр:

Литературный квест «Время читать Горького»

Популярный современный писатель-публицист Дмитрий Быков  в своей книге «Был ли Горький?» утверждает: «Горький – писатель великий(…)и совершенно необходимый сегодня». Взрослые люди порой утверждают, что «рожденный ползать –   летать не может», жалуются на  «свинцовые мерзости жизни», и все-таки  надеются, что «Человек! Это звучит гордо». К сожалению, Алексей Максимович Горький для наших детей является писателем «широко неизвестным».  Как же возродить читательский интерес к мастеру слова, входящему в «первую десятку русских прозаиков 20 века»?  Как вообще повысить интерес к чтению в подростковой среде?

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы взяло на вооружение познавательную, интеллектуальную игру -квест (с английского «quest» - «поиск»). Квест  для школьников - это не просто игра, это поиск, который  даёт возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде.

К  150-летию со дня рождения М. Горького в МБУДО Велижском ДДТ состоялся литературный квест «Время читать Горького». В рамках сетевого взаимодействия  и социального партнёрства соавторами квеста стали Лина Александровна Качулина, директор Велижского историко-краеведческого музея и Алла Николаевна Дадонова, ведущий методист районной библиотеки. С приветственным словом к участникам квеста обратилась Светлана Николаевна Петроченко, ведущий специалист отдела образования МО «Велижский район», пожелав ребятам ярких открытий, позитива и победы.  

Участники игры -  учащиеся школ Велижского района 7-9 классов. В названиях трех команд нашли свое отражение  произведения писателя: «Воробьишко», «Сокол», «Буревестник».  Для начала игры был придуман приквел (предыстория): «Уважаемые участники квеста, сегодня вам предстоит стать экспертами аналитической группы, которая работает над крупным проектом Министерства культуры совместно с Министерством образования  РФ «Время читать Горького». Вам необходимо узнать, что в нашем городе думают о чтении, о М. Горьком  и что с ним связывает наш город. Информацию представить рекламным проектом».

Круг литературы для квеста был ограничен возрастом и школьной программой. Готовясь к игре, школьники прочитали рассказ «Старуха Изергиль»,  повести  «Детство», «В людях», сказки «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Жил-был самовар», поэмы в прозе «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», а также изучили биографию писателя и экранизацию его произведений.

 Этапы квеста проходили по станциям: «Литературная»  и «Сыщики» - в городской библиотеке; «Биографическая» и «Теоретическая» - в ДДТ; «Историческая» -  в музее; «Юные корреспонденты»  - на центральной площади  города. Задания квеста были разноплановые: как интеллектуально-развлекательного характера, так и теоретико-литературного. Ребята составляли синквейны, разгадывали ребусы, определяли литературные термины, переводили язык 19 века на язык века 21-го, читали наизусть, считали респондентов на площади, составляли рекламные проекты. В контрольных пунктах в качестве судей были учителя русского языка и литературы: Карповская И.А., Гаврилова И.Д., Иванова С.Д., Демидова О.В., Анисимова М.А., Сухорукова Д.Г., Сергеева С.Н.

Хотелось бы познакомить читателей с синквейнами на героев произведений М. Горького «Старуха Изергиль» и «Детство» (синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам):

 Изергиль

Старая, мудрая

Рассказывает, поучает, думает

Мудрые советы смело  давай другим!

Мудрость

Бабушка Акулина Ивановна

Смелая, милосердная

Останавливает, защищает, спасает

Мудрость – главное достоинство человека

Героиня

Сложным, но интересным оказалось задание  определить значение слов и правильно подобрать пояснение к ним. А вы, уважаемые читатели, можете объяснить слова семишник, киот, окститься, коклюшки, лабаз, тать, повытчик, позёмок, будочник? Нет? Советую обратиться к словарю В.И. Даля (его можно найти в читальном зале районной библиотеки) или же почитать Максима Горького. Уверена, книги великого писателя есть  дома у многих. Да и ребята это выяснили!

Опрос жителей и гостей города показал: 100%  респондентов  знают писателя;  75 % помнят, что «безумству храбрых поём мы песню»; 50 %  сообщили, что в городе Велиже есть одна улица им. М. Горького и два переулка; у 80% в  домашней библиотеке есть роман «Мать»; 20%   читают своим внукам сказку  о воробьишке Пудике, веселом рыбаке Евсейке и «желтопузом» самоваре.

В конце игры участники представили свои рекламные проекты с опорой на  высказывания Алексея Максимовича Горького:

- Мышление есть долг всякого грамотного человека.

-Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества.

- Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием,— непобедим.

Победителями игры стали ребята из команды «Сокол»: Миронов Роман, Мастерских Любовь, Ефимова Ирина, Попович Анна, Колуканова Виктория, Данилова Арина, Бордюкова Любава, Пантелеева Татьяна.

Пришло ли время читать, читать Горького? Да, пришло, чтобы вслед за великим писателем сказать: «Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего».

Л.П. Осипова, учитель МБОУ «Крутовская ОШ»,

руководитель РМО учителей русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы литературного клуба «Читаем, думаем, спорим…»

Пояснительная записка.С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт ...

Литературная гостиная "Читая Пушкина"

Презентация  литературной гостиной  по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 -х классов: конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина; викторина по сказкам; кроссворд ....

Литературный квест «Читаю я! Читаем вместе!»

Литературный квест для обучающихся 5 класса по изученным произведениям....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...

литературная гостиная "М. Горький и Нижний"

сценарий литературной гостиной "М.Горький и Нижний"...