Урок по литературе в 7 классе "Л.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравствености человека.
методическая разработка по литературе (7 класс)

Киселева Елена Львовна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Содержание

учителя

деятельности

ученика

Формируемые УУД

Методы

Оценки/

самооценки

1.Организационный.

Фронтальный.

Приветствует учащихся, определяе готовность к уроку; организует внимание учащихся; просмотр видеосжета (Клип к песни «Пропала собака»)

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места: учебные принадлежности; эмоционально настраиваются на работу, просматривают видеосюжет.

регулятивные

2.Развитие культуры речи.

Фронтальный.

Работает по  слайдам(1,2)

Проверяет выполнение Д/З  («устное говорение» по заданной теме в течение 30 секунд):

«Собака – это…»

«Собака бывает…»

Обучающие слущают учителя, после   за короткое время на основе личностного  жизненного опыта передают в своих сообщениях, как они видят, чувствуют, понимают, кто  такая  

«собака».

Возможные варианты ответов:1) собака – воин Вов (школьники участвовали в пректе «Подвиги собак на войне); 2)стихотворные строки, посвященные  животному (ОВЗ);

3)собака как биологический вид (допускается)

4)собака как питомец, друг (эмоциональное раскрытие темы)

общеучебные,

коммуникативные, регулятивные

3.Проблемное объяснение нового материала

Беседа

Слово учителя:

С детских лет, со страниц первых книжек приходит к вам друг, которого зовут собака.

(слайд 3)

Сегодня мы  будем читать, анализировать произведение Леонида Николаевича Андреева  «Кусака», главной героиней которого является собака (использует презентацию)

Сегодня – наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

Это же тема поднимается в рассказе «Кусака». Вот как об этом сам писатель (чита ют цитату).

Нам сегодня предстоит постараться разобраться в очень не простой теме»:

Л.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравствености человека.

Понимаете ли вы, ребята, что обозначают слова: сострадание, бессердечие, нравственность?

О чём же мы будем говорить на уроке?

К концу знакомства с этим удивительнейшим произведением мы с вами попробуем разобраться в  тезисе:

«Человек не может состояться без доброго отношения к «меньшим своим братьям» (за /против)

Обучающиеся слушают учителя.

Участвуют в определении лексического значения  слов , определяющих тему урока: (возможен вариант – работа со словарем)

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Бессердечный - чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Вариант ответа: человеку в обществе необходимо руководствоваться определенными правилами, стараться не быть не бессердечными и чувствовать сострадание ко всему живому: и человеку, и собаке.

 

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Общеучебные, коммуникативные

4.Актуализация опорных знаний и способов действий

Беседа

Самостоятельная работа.

Беседа

Беседа.

Учитель просит ученика кратко пересказать  содержание произведения, предлагает   составить краткий план  рассказа.

Проверяет  работу.

Какой художественный прием использует Л.Андреев в композиции своего произведения?

Да, действительно, жизнь собаки условно  можно поделить на «до» и «после». И «одна»  жизнь противоположна «другой».

Проверяет выполнение д/з: 1) Какой была Кусака? 2) Какой стала Кусака?

Предлагает  школьникам прочитать последнее предложение рассказа, ответить на вопросы:

Почему она выла?

- Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям?

- Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему?

 

-Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми?

- Кого из героев можно считать неблагодарным? Почему? Вы когда-нибудь сталкивались с неблагодарностью? Какие чувства вы испытывали?

Школьники составляют план

(возможный вариант плана):

  1)   Жизнь Кусаки до встречи с     «добрыми людьми».

2)   Как Кусака получила свое имя.

  3)   Дружба Кусаки с Лелей и другими   детьми.

  4)   Отъезд дачников.

  5)   Кусака снова одна.

Дают

 ответ: антитеза

Возможный вариант:

1.Какой была Кусака?             2.Какой стала Кусака?

1) никому не принадлежала

не было имени

гонимая голодом

не помня себя от страху

натыкалась, мчалась

пряталась, не доверяла

зализывала раны

копила злобу

со злобой набрасывалась

злобно ворча

сквозь злобу;

2) всей… душой расцвела

было имя

стремглав неслась

изменилась

длинная шерсть … стала

лосниться, как атлас

выбегала

становилась

важно осматривала

Читают:

«Собака выла»

Отвечают на вопросы:

Собаку бросили.

Возможно, нет

Больнее Кусаке стало после того, как её бросили дачники, потому что она поверила людям и доверилась (полюбила).

Она стала несчастнее, потому что предали дружбу.

Конечно, Лелю, которая сначала приручила, а потом оставила.

Регулятивные, общеучебные, коммуникативные

Общеучебные, коммуникативные

Общеучебные, коммуникативные, регулятивные

5.Завершающий

Самостоятельная, фронтальная

Предлагает промментировать предложенный тезис:

«Человек не может состояться без доброго отношения к «меньшим своим братьям» ( идея рассказа)

1.Когда был написан рассказ по времени? (В начале XX века).

2. Что изменилось с тех пор в отношении человека к животному?

3. Почему этот рассказ актуален в наше время?

Вывод.  "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Рефлексия.

Предлагает прочесть отрывок из рассказа  «Кусака» ( по выбору обучающегося с комментарием) – дополнительное задание, если останется время

Предлагает записать домашнее задание, комментирует.

Участвуют в диалоге, анализируют тезис.

1.Рассказ написан в начале ХХ века.

2. Проблема взамоотношения человека собакой является острой

Ребята рассказывают об эскизе памятника собаке: «Почему именно такой памятник  поставили Кусаке?»

Читают, объясняют причину своего выбора.

Записывают домашнее задание, слушают.

Регулятивные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....

«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс

Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....