Урок литературы в 7 классе Тема: «Подвиг во имя добра» (по легенде о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Цирулькевич Евгения Петровна

Урок литературы в 7 классе по программе В.Я. Коровиной. В ходе знакомства с творчеством М.Горького авторы учебника предлагают детально рассмотреть легенду о Данко из цикла "Старуха Изергиль". На своем уроке предлагаю учащимся провести параллель с сегодняшним днем. Разговор в начале урока идет о добрых поступках и подвигах, которые совершаются ежедневно, в том числе сверстниками семиклассников. Далее вводится информация из книги "Горячее сердце", после чего идет анализ легенды о Данко: характеристика героя, анализ его поступка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цирулькевич Евгения Петровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1» города Сосновоборска

Урок литературы в 7  классе

Тема: «Подвиг во имя добра» (по легенде о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»)

Цели:

  • Образовательная: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.
  • Развивающая: развивать аналитические навыки работы с текстом, речь, мышление.
  • Воспитательная: через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Задачи: 

  • познакомить с этимологией слова подвиг;
  • развивать художественный вкус;
  • формировать читательскую позицию;
  • дать возможность для познания себя и других;
  • соотнести  нравственное значение легенды с современностью.

Оборудование: компьютер, экран, проектор; учебник «Литература. 7 класс» часть 2,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М/м презентация.

Приветствие

Доброе утро, ребята! Посмотрите вокруг: как много добродушных, улыбающихся людей сегодня в нашем классе. Давайте улыбками поприветствуем друг друга и наших гостей. Присаживайтесь.

Фаза вызова

- Ребята, вы когда-нибудь совершали хорошие, добрые поступки? Расскажите!  А когда совершаете их, думаете ли о благодарности со стороны окружающих? Значит нужно совершать хорошие поступки не ради славы, а ради других людей?  Всегда ли люди с благодарностью относятся к тем, кто что-то для них сделал? Почему?

А как называются поступки ради других людей? (подвиги). А что такое подвиг?

Подвиг – это героический поступок.

 Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.

Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.

Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

А то, что сейчас совершают наши спортсмены в городе ПхёнчханеРеспублики Корея, разве это не подвиги? (Зимние Олимпийские игры)

Слайды: подвиг, поступок

Попробуйте подобрать однокоренные слова, выделить корень. Вы знаете, чтобы лучше понять слово, нужно узнать его этимологию. Слайд с этимологией слова подвиг.

Какими, по-вашему, должны быть люди, совершающие подвиги? (Кластер на доске:  слова, определяющие человека, совершающего подвиги)

- Проведём параллель с сегодняшним днём. Возможны ли героические поступки в наши дни? Люди каких профессий рискуют своей жизнью ради других? (Пожарные, спасатели, военные.) Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар?  (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах).
Слайды с детьми, совершившими подвиг в наши дни.

1. Несколько лет назад Владимир Путин наградил медалью «За спасение погибавших» родителей школьника из Красноярского края Владимира Павлова, который ценой своей жизни спас товарища.
В момент аварии Владимир Павлов положил голову сидевшего рядом 10-летнего Александра Сизова себе на колени и накрыл его своим телом. В результате Александр единственный из 4 ребят выжил в аварии.

В 2013 году в РФ учреждена Всероссийская общественно-государственную инициатива «Горячее сердце»  Слайд «Горячее сердце»

Почётная книга «Горячее сердце» издается ежегодно. В нее включаются истории, рассказывающие о детях и молодежи,  показавших примеры неравнодушного отношения к окружающим, совершивших мужественные и героические поступки, связанные

с преодолением трудных жизненных ситуаций, а также со способностью и готовностью прийти на помощь людям.

2. Воскресенье 12 апреля 2015 года. День этот в Хакасии выдался жарким. За один день сгорели 118 домов! Среди добровольных спасателей вместе со своими одноклассниками была и Римма Гаранина, ученица 11-го класса Июсской школы. В тот злополучный день деревня была полностью уничтожена пожаром, пострадали более 70 человек, а 18-летняя Римма Гаранина погибла, задохнувшись в дыму, защищая свое село, свой дом от огня.

- Можете ли вы назвать героев из литературы или мифологии, которые совершали подвиги? (Геракл, Прометей, Данко).

Целеполагание

- Если обратиться к вашему домашнему заданию, то можно определить, чем мы будем сегодня заниматься? (Изучать образ литературного героя - Данко.  Анализировать его поступок и поступки окружающих его людей). Ответить на вопрос: каким должен быть человек, совершающий подвиги во имя добра?

Тема сегодняшнего урока: «Подвиг во имя добра»  СЛАЙД

Осмысление содержания

- Что заставило весёлый, смелый и сильный народ уйти в лес, бросить свои родные места?
- Почему люди, по-вашему, не стали бороться с врагами?
- Почему людям было невыносимо трудно в лесу?
- В каких условиях они оказались?
- Найдите в тексте описание леса, подтвердите свои слова.
«деревья великаны, плотно обняв друг друга…»
«серый сумрак»
«лес гулко гудел, точно людям пел похоронную песню»
«ядовитый смрад» (очень неприятный запах)
Слайд  – лес
- Ребята, обратите внимание на то, как необыкновенно выразителен и поэтичен язык

 М. Горького.
- Назовите, какие выразительные средства использует автор в тексте? (Метафоры, олицетворение, эпитеты.)
- Какие чувства испытывали люди? (Из текста: «страх сковал руки», «ужас», «трусливые слова».)
- Кто такой Данко? (Один из тех людей, молодой красавец.)
- Чем Данко отличался от других? (Он был очень смелый.)
-Данко, по-вашему,  особенный человек?  А какой он? Найдите в тексте слова, характеризующие Данко. (КЛАСТЕР: запись на доске)

Подумайте, от каких слов могло произойти имя Данко.

А теперь посмотрите на экран. Значение имени: Данко – благодарный. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»
- К чему призывал Данко своих людей? Зачитайте. («Не своротить камня с пути думой».)
- «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» - те изречения из текста, которые остаются на слуху у людей, называются афоризмами. (Не сидеть, а выходить из трудного положения.)

- Какую трудную ношу возложил на себя юноша? (Вывести людей из леса.)
-Почему доверили именно ему вывести племя?

-Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
-Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска, а не гнев?   (безверие убивает человека)
- Почему Данко, видя, что толпа хочет его убить, всё равно думает о благополучии людей? (Потому что он любил людей и думал, что без него они погибнут.)

- Какой момент следует считать кульминационным? (Данко вырывает из груди сердце. Зачитать) -Для чего Д. вырвал из груди сердце?      (чтобы доказать любовь и верность людям)

Слайд: Символика сердца, солнца
- Как мы можем назвать этот поступок? (Это героический подвиг во имя людей.)
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Данко, умирая? (Чувство любви к миру и людям.)
- Почему люди, на ваш взгляд, не оценили поступка Данко?
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других. К сожалению, так бывает в жизни. Герои нужны в тот момент, когда они 
способны пробудить энергию толпы, но потом с ними расправляются. 
   Остается только память, но это и есть самое важное, потому что память 
о подвиге вдохновляет отважных и смелых. 

Рефлексия

-В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

 ( Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.) Добились ли мы поставленных целей?

- Можно ли назвать Данко героем? 

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверена, они поймут, что для них сделал Данко. Данко совершил подвиг во имя добра. Данко несёт в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были «как звери», «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед тёмным лесом, «откуда смотрело на идущих что-то страшное, тёмное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Легенда заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи…». Какие искры имеются в виду?

- Можно сказать, что эта легенда будет актуальна всегда? (Значима.)

- Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”. (Зачитать по желанию).

Оценивание

Как бы вы оценили свою работу на уроке?  Хочу, чтобы в ваших душах не осталось тьмы. Хочу, чтобы вы, совершая хорошие поступки, не думали о благодарности, делали это во имя добра, во имя людей.

Домашнее задание:  ученики предлагают варианты д/р: иллюстрация, сочинение (какая может быть тема?); пересказ, наизусть. Все виды работ принимаются. Рекомендовано заучивание наизусть любого понравившегося из четырех отрывка (с. 88-89 учебника)

У вас на партах лежат конвертики. Откройте и посмотрите, что в них. Сердечки. Те, кто остался неравнодушным к поднятой проблеме подвига во имя добра, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Ученики «зажигают» сердца, я читаю:

Твори ДОБРО - нет большей радости

И жизнью жертвуй и спеши,

Не ради Славы или слабости,

А по велению души!

Когда кипишь  судьбой униженный

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда!

Постой...Остынь...Поверь - действительно

Все станет на свои места.

Ты СИЛЬНЫЙ! Сильные - не мстительны!

Оружье сильных - ДОБРОТА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Подвиг – героический самоотверженный поступок Поступок – решительное , активное действие в сложных обстоятельствах

Слайд 3

Этимология слова ПОДВИГ . Заимств. из ст.-сл. яз. Того же корня, что двигать , двинуть . Подвиг буквально — "движение", затем — и "подвиг". Этимологический словарь

Слайд 4

В жизни всегда есть место подвигу М. Горький

Слайд 6

Трагедия «огненной Пасхи» 12.04.2015г. Римма Гаранина

Слайд 7

Татьяна Дарсалия, учитель гимназии № 17 города Кемерово

Слайд 8

Подвиг во имя добра по легенде о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Слайд 10

В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушает страх, появляется Данко

Слайд 11

Значение имени Данко - благодарный Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

Слайд 12

- Что сделаю я для людей?!

Слайд 14

Синквейн 1 существительное 2 прилагательных (или причастия) 3 глагола Фраза из 4-5 слов(возможна цитата) 1 существительное-синоним первому

Слайд 15

Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе (М. Горький)

Слайд 16

Благодарю за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")

Учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”, анализируют легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобраз...

Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...