Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Литература
рабочая программа по литературе

Гилина Татьяна Викторовна

Для специальности 23.02.07."Техническое обслуживание  и ремонт двигателей,систем и агрегатов автомобилей"

Укрупнённая группа специальностей:

23.00.00 "Техника и технология наземного транспорта"

Уровень подготовки:базовый

2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.oud_._literatura.docx92.72 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА

Специальность:

23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

Укрупненная группа специальностей:

23.00.00 "ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА"

Уровень подготовки: базовый

2018


Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 23.02.07 "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей" (базовая подготовка).

Организация – разработчик:

БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: Преподаватель Гилина Т.В.

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

Протокол №

от

«

»

20

1

г.

Руководитель кафедры

/

/

подпись

ФИО


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………...4

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….9

3.        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………..26

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………29

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………...31


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 07 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационные номера рецензий 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Рабочая программа учебной дисциплины Литература  представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.

1.1. Профиль освоения образовательной программы – технический. Уровень освоения дисциплины – базовый.

Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины Литература обеспечивается отбором профессионально значимого учебного материала, в том числе освоением лексического и грамматического материала технической направленности, связанного с осваиваемой профессиональной областью.

Обучающиеся по профессиям и специальностям СПО технического профиля изучают Литературу на базовом уровне, у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, составляющие базу для формирования общих и профессиональных компетенций. Формирование общих и профессиональных компетенций происходит при изучении тем, написании творческих работ (эссе, сочинений).

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения умениями пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Литература как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении литературы как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

  1.  Общая характеристика учебной дисциплины

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Содержание учебной дисциплины «Литература» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения. Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.). Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.

Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы – изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.п.

Содержание программы разработано с учетом преемственности по отношению к содержанию курса Литературы при получении основного общего образования.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» завершается подведением итогов в форме экзамена в 4 семестре в процессе освоения ППКРС в рамках промежуточной аттестации студентов процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

  1. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «литература» относится к предметной области «Филология» среднего общего образования и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.

Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК   3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного   развития;

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

  Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

1.4.1. Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают:

  • развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

1.4.3. Предметные результаты освоения учебной дисциплины отражают:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
  1.  Формы промежуточной аттестации

Формой контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является письменный экзамен в 3 семестре в рамках освоения ПССЗ.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

117

в том числе:

     практические занятия

промежуточная аттестация                                                                               18


2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Литература» по программе подготовки: 

23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Историко-культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков.

1

2

Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки.  В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море».

1

2

Зарубежная литература.  Дж. Г. Байрон «Хочу я быть ребенком вольным…»,  И.В. Гёте «Фауст». О. Бальзак «Гобсек». В. Шекспир «Гамлет».

2

2

Художественная литература как вид искусства. Периодизация русской литературы XIX–XX веков. Романтизм, романтический герой. Реализм. Развитие реализма.

А.С. Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества.

Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин- мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

2

2

«Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы.

Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. «Медный всадник». Трагедия «Борис Годунов».

2

2

Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).

Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова.

Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва».

2

2

Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…».

2

2

«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Личность писателя, жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. «Портрет».

2

2

Контрольная работа

1

3

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Содержание учебного материала

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество.

1

2

Укрепление реалистического направления в русской живописи  второй половины XIX века ( И.К. Айвазовский, В.В. Верещагин, В.М. Васнецов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской). Мастера русского реалистического пейзажа. Содружество русских композиторов «Могучая кучка».

2

2

Малый театр – «второй Московский университет в России». М. С.Щепкин – основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства – Третьяковская галерея в Москве.

Музыка второй половины IX века ( П. И. Чайковского, Мусоргского).

2

2

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе.

Д. И. Писарев «Реалисты».

2

2

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н. Островского.

2

2

Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей).

2

2

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.  Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».

Малый театр и драматургия А. Н. Островского.

2

2

Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова. Роль В.Г. Белинского в жизни И.А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе.

2

2

Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени

и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова.

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д.И. Писарева, И. Анненского и др.).

Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов

и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров – мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова.

2

2

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие.  Тургенев-романист. Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

2

2

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Анализ глав романа.  Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе.  Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.

2

2

Контрольная работа по изученному материалу.

Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать».

2

3

2

Художественный мир писателя Н.С. Лескова. Праведники Н.С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы.

Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра.

2

2

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

2

Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках писателя. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.

2

2

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

2

2

Сведения из жизни писателя Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова.

2

2

Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

2

2

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

1

2

Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.

1

2

Контрольная работа.

1

3

Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

Соединение в романе идеи личного и всеобщего.

1

2

Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

1

2

Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны  и русских солдат – художественное открытие Л. Н. Толстого.

Бородинская битва – величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.

1

2

«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

1

2

Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина».

Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века.

1

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.

1

2

Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм.

Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова «Ионыч», «Человек в футляре». Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

1

2

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе

«Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы.

Особенности символов. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове. Поэзия.

1

2

Контрольная работа

1

3

Поэзия второй половины XIX века

Содержание учебного материала

Обзор русской поэзии второй половины XIX века.  Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

1

2

Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева.  Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.  Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим».

1

2

Жизненный и творческий путь А.А. Фета. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А. Фета.  Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Облаком волнистым…», «Я тебе ничего не скажу…».

1

2

Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого.

1

2

Многожанровость наследия А.К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…»

«Ты не спрашивай, не распытывай…».

1

2

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…».

1

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова.

1

2

Особенности развития литературы на рубеже веков

Содержание учебного материала

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

Русская литература на рубеже веков. Лирика И.А. Бунина. Своеобразие поэтического мира. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.

«Вечер», «И цветы, и шмели и трава, и колосья, …».

1

2

Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» – характерная особенность стиля И. А. Бунина.

Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско.

1

2

А. И. Куприн. Сведения из биографии. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И. Куприна.  Традиции романтизма и их влияние на творчество  А.И. Куприна.  Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»).  Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив

произведений А. И. Куприна о любви.

1

2

Серебряный век русской поэзии. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX века.  Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Поэты, творившие вне литературных течений.  

Истоки русского символизма.  Влияние западноевропейской философии и поэзии

на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы

символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача

предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).

Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты». Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.

В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок.

1

2

М. Горький. Сведения из биографии. М. Горький как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького.  Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.  Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.

1

2

А.А. Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

«Россия» «Незнакомка». Поэма «Двенадцать».  Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

1

2

Особенности развития литературы 1920-х годов

Содержание учебного материала

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы  (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений  и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

1

2

В.В. Маяковский.  Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.  Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни.

1

2

Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».  Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

 «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Нате!»

1

2

С.А. Есенин. Сведения из биографии.

Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России в поэзии Есенина. «Гой ты, Русь моя родная!»

«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

1

2

А.А. Фадеев.  Сведения из биографии.

Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции.  Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

1

2

Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов

Содержание учебного материала

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов.  Первый съезд советских писателей и его значение.

Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, М. Светлова, Э. Багрицкого.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.

1

2

М.И. Цветаева. Сведения из биографии.

Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности.  Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой.

«Моим стихам, написанным так рано…», «Имя твое – птица в руке…».

1

2

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

«Тоска по родине! Давно»

«Стихи о Москве», «Лебединый стан»

1

2

Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву».  Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Ленинград», «Мы живем под собою не чуя Страны…»

1

2

А. Платонов. Сведения из биографии.  

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.

Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств  (переплетение реального и фантастического в характерах героев правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Рассказ «Песчаная учительница».

И.Э. Бабель. Сведения из биографии.

Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля И.Э. в рассказе «Конармия».  Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Ба-

беля.

1

2

М.А. Булгаков.  Краткий обзор жизни и творчества.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов.  Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.

1

2

Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы в творчестве М. Булгакова.

1

2

А.Н. Толстой. Сведения из биографии.

Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» – художественная история России XVIII века. Образ Петра.  Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.

1

2

М.А. Шолохов.  Жизненный и творческий путь писателя.

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества.

1

2

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе.  Мастерство психологического анализа.

1

2

Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

1

2

Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.  Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова.

Своеобразие художественной манеры писателя.

1

2

Контрольная работа

1

3

Содержание учебного материала

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись. Музыка, песни военных лет. Кинематограф героической эпохи. (В. Лебедев-Кумач, А. Пластова, Д. Шостаковича).

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра

и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих

сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

1

2

А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Ранняя лирика Ахматовой А.А.: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

«Молюсь оконному лучу…» Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.  Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

1

2

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.

Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека природы в лирике поэта.  Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

«Гамлет», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» 

Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа.  Тема интеллигенции и революции

и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор

Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности,

ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.

1

2

Особенности развития литературы 1950–1980-х годов

Содержание учебного материала

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы1950–1980-х годов. в контексте культуры.  Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

1

2

Основные направления и течения художественной прозы 1950–1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.

Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. «Прощание с Матерой» «Сенсация», «Чудики», «Сотников».

1

2

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.  Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических

чувств молодого поколения.

Ю. Бондарев. «Горячий снег». В. Кондратьев. «Сашка». К. Воробьев «Убиты под Москвой».

1

2

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей.  Динамика нравственных ценностей во

времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить

современную жизнь с позиций предшествующих поколений.

В. Солоухин. «Владимирские проселки» В. Шукшин. «Срезал».

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти.

Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.

Д. Дудинцев. «Не хлебом единым», «Белые одежды». В. Ерофеев. «Москва – Петушки».

1

2

Творчество поэтов в 1950–1980-е годы.

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950–1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков.  Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950–1980-х годов.

М. Светлов, Н. Заболоцкий, Ю. Друнина.

1

2

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова «Березы», «Поэзия», «Оттепель».

Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического  героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. «Журавли», «Есть глаза у цветов».

1

2

Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

1

2

Особенности драматургии 1950–1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950–1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего.

Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970–1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970–1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».

 В. Розов «Гнездо глухаря». А. Арбузов. «Иркутская история».

1

2

А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.

Обзор жизни и творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя,  конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».

Поэма «По праву памяти» как завещание поэта.  Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир».

1

2

А.И. Солженицын.

Обзор жизни и творчества А.И. Солженицына.  Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор».

Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына.

1

2

А.В. Вампилов.

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова. Своеобразие драмы «Утиная охота».  Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия – главный пафос драматургии А. Вампилова.

1

2

Особенности литературы русского зарубежья 1920-1990-х гг. (3 волны эмиграции)

Содержание учебного материала

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920–1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова.

1

2

Вторая волна эмиграции русских писателей.  Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева

Третья волна эмиграции.  Возникновение диссидентского движения в СССР.

Творчество И. Бродского.

1

2

Особенности развития литературы конца 1980–2000-х годов

Содержание учебного материала

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ – начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980–1990-х годов.

1

2

«Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения: А. Рыбаков «Дети Арбата», В. Дудинцев «Белые одежды», А. Солженицын «Матренин двор».

1

2

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной русской и зарубежной литературы.

В. Маканин. «Лаз». В. Пьецух. «Новая московская философия».

1

2

Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, В. Соколова.

1

2

Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской. Развитие рок-поэзии.  Драматургия постперестроечного времени.

1

2

Литература народов России. Повторение.

1

2

Всего

117


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

– рабочие места для студентов и преподавателя;

– комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);

– наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

– экранно-звуковые пособия;

– библиотечный фонд;

– комплект компьютерных презентаций, тезисных планов ответов.

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением;

– интерактивная доска;

– проектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

2. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.

3. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие / под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.

4. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014.

5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык(базовый уровень):учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М., 2014.

6. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык(базовый уровень):учебник для 11 класса общеобразовательной школы. – М., 2014.

7. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014.

8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: в 2 ч. – М., 2014.

9. Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 2014.

10. Курдюмова Т.Ф. и др Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 2014.

11. Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10–11 класс / под ред. Б.А. Ланина. – М., 2014.

12. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. – М., 2014.

3.2.2. Дополнительные источники

1. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н.Сухих.  – М., 2014.

2. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. – М., 2014.

3. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2015.

4. Воителева Т.М Русский язык: методические рекомендации: метод.пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2015.

5. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2015

6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2015.

7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2015.

8. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /Российская академия наук. Институт русского языка им. / под ред. В.В.Лопатина. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2015.

9. Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.- сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М., 2015.

10. Карнаух Н.Л., Кац Э.Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл.  – М., 2015.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2015.

12. Коркина Е. Б. Летопись жизни и творчества М. И. Цветаевой : [в 3 ч.] М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2015.

13. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка М., 2015.

14. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2016.

15. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. –  М., 2016.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка.Около60 000слов и фразеологических выражений. –25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л.И.Скворцова. – М., 2016.

17. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М., 2016.

18. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. –  М.,2015.

19. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. – Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. – М., 2015

20. Современная русская литература конца ХХ – начала ХХI века. – М., 2015.

21.Черняк М. А. Современная русская литература. – М., 2016.

  1.  Интернет- ресурсы
  1. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
  2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
  3. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
  4. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
  5. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
  6. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
  7. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
  8. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
  9. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
  10. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
  11. www.posobie.ru (Пособия).
  12. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
  13. www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»).
  14. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка)
  15. www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
  16. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
  17. www.gramota.ru (Справочная служба).
  18. www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

  1.  Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
  1. Учебный план
  2. Рабочую программу
  3. Календарно-тематический план
  4. Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям,  методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
  5. Комплект оценочных средств


4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Литература»

Содержание

обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций, тезисных планов ответов); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций, тезисных планов ответов); самооценивание и взаимооценивание

Поэзия второй половины XIX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций, тезисных планов ответов); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы 1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения

Особенности развития литературы 1950–1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Русское литературное зарубежье 1920–1990-х годов (три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Особенности развития литературы конца 1980–2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).

Результаты освоения учебной

дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

Текущий контроль

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:

  • диктантов;
  • изложений;
  • сочинений;
  • комплексного анализа текста;
  • контрольных работ;
  • заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация

Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме письменного экзамена.

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста, художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа текста,  художественных произведений с учетом их стилистической и жанровой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 02. «ЛИТЕРАТУРА»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 «Литература» для специальностей среднего профессионального образования.Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 02.ЛИТЕРАТУРА для 10,11 класса

                                  Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. Дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРАОсвоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:личностных:сформированность мировоззрения, соответствующ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА по специальности: 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 Литература разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература». 08.01.26 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Литература

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Литература для I курса специальности  23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...