РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА по специальности: 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
рабочая программа по литературе (10 класс)

Колесникова Яна Александровна
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 Литература разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендованные Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерных программ для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oud._02_literatura.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОВЕНЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

по специальности: 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов

2019 г.

        Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 Литература разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендованные Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерных программ для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

        Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Ровеньский политехнический техникум»

Разработчики:

Колесникова Яна Александровна преподаватель русского языка и литературы

РАСМОТРЕНО:                                                              УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МК                                                              зам. директора УМР

Протокол №___ от ________                                          _______________

Председатель _________                                                 Коломыц Л. Н.

Кобзарева Н.И.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  

4-6 стр.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

7-15 стр.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   16 стр.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17-19 стр.


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

     Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих с одновременным получением среднего общего образования по профессии 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» входит в предметную область «Филология» ФГОС среднего общего образования.

     Общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

     В учебном плане ППКРС профессии 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов

 учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля профессионального образования.

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,

гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской

позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− эстетическое отношение к миру;

−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов;

−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,

созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов

компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС):

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами .

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 9

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

  ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

   максимальной учебной нагрузки обучающегося  час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 час.    

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     практические занятия

38

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ЛИТЕРАТУРА

   

Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика

литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской

литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного

материала).

2

1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

XIX ВЕКА

Тема 1.1.Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Содержание учебного материала:  

2

Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности

русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в творчестве А.С.Пушкина. Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Из зарубежной литературы: Эпоха Возрождения. В.Шекспир «Гамлет» (обзор), Эпоха Просвещения. И. Гете «Фауст» (обзор), Классическая литература. О. Бальзак «Гобсек» (обзор).

10

Практические занятия:

-

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа: 

-

Тема 1.2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Содержание учебного материала:

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного).Психологизм творчества Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания «Истории одного города». Сведения из жизни писателя Ф.М.Достоевского (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Сведения из биографии А.П.Чехова (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад».

46

2

Практические занятия:

Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Сочинение по творчеству И.А. Гончарова.

Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского.

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

4

2

2

4

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.3. Поэзия второй половины XIX века

Содержание учебного материала:

Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений

«чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое

разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме.

8

2

Практические занятия:

-

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа

-

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Тема 1.4.Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Содержание учебного материала:

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина. Сведения из биографии А.И.Куприна (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизма». Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А.Клюева, С. А. Есенина. Сведения из биографии М.Горького(с обобщением ранее изученного). М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Сведения из биографии А.А.Блока (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

11

2

Практические занятия:

2

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.5. Особенности развития литературы 1920-х годов

Содержание учебного материала:

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс

1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Сведения из биографии В.В.Маяковского (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Поэма «Во весь голос». Сведения из биографии С.А.Есенина (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. Сведения из биографии А.А.Фадеева (с обобщением ранее изученного).Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

5

2

Практические занятия:

6

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.6. Особенности

развития литературы

1930 — начала 1940-х годов

Содержание учебного материала:

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине

1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод.

Противоречия в его развитии и воплощении. Сведения из биографии М.И.Цветаевой. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова

О.Мандельштама. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Сведения из биографии писателя И.Э.Бабеля. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. Краткий обзор жизни и творчества М.А.Булгакова (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Сведения из биографии А.Н.Толстого (с обобщением ранее изученного). Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения. Жизненный и творческий путь писателя М.А.Шолохова (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

16

Практические занятия:

Образ Петра I в романе А.Н.Толстого «Пётр I».

Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Содержание учебного материала:

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой (с обобщением ранее изученного).Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Сведения из биографии Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.

4

2

Практические занятия:

6

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.8. Особенности

развития литературы

1950—1980-х годов

Содержание учебного материала:

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Реалистическая литература. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Лирика поэтов-фронтовиков. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзииТвардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова.

12

2

Практические занятия:

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.9. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов

(три волны эмиграции)

Содержание учебного материала:

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.

2

2

Практические занятия:

-

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 1.10. Особенности развития литературы конца

1980—2000-х годов

Содержание учебного материала:

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. Зарубежная литература 2-й половины 20 века. Э.М.Хемингуэй «Старик и море». Повторение изученного за курс. Дифференцированный зачёт.

6

2

Практические занятия:

Э.М.Хемингуэй «Старик и море». Анализ эпизода.

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа:

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
  • лингвистические словари.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Обернихина Г.А. «Литература ч.1» изд. «Академия», 2013 г.

2.Обернихина Г.А. «Литература ч.2» изд. «Академия», 2013 г.

3.«Литература ч.1» изд. «Просвещение», 2010 г.

4. «Литература ч.2» изд. «Просвещение», 2010 г.

5.Журавлев В. Русская литература 20 в., ч.1. – изд. «Просвещение», 2002 г.

6.Журавлев В. Русская литература 20 в., ч.2. – изд. «Просвещение», 2002 г.

7.Глинин Г. Хрестоматия по литературе для средней школы 1-2 том, изд. Астраханского педагогического института, 1993 г.

8.Журавлев В. Хрестоматия по литературе 19 в. 1 и 2 часть, изд. «Просвещение», 1996 г.

Дополнительные источники:

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.UR.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.lseptember.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

Иван Сергеевич Тургенев http://www.turgenev.org.ru/

Искусство метафоры http://metaphor.narod.ru/

Мир слова русского http://www.rusword.com.ua/rus/index.php

Платоновская энциклопедия http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html

Словарь литературоведческих терминов http://slovar.by.ru/dict.htm

Стихи.ру http://www.stihi.ru/

Вавилон (Современная русская литература) http://www.vavilon.ru/

Владимир Маяковский http://mavakovsky.narod.ru/        

Электронная библиотека Александра Белоусенко http://belousenkolib.narod.ru

 Марина Цветаева. Жизнь в искусстве http://www.mtu-net.ru/rayner/

 Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/

 Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasia/poezia/

 Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/

 Словесность http://www.litera.ru/slova/

 Жемчужины английской поэзии http://members.tripod.com/~poetrv_pearls/

 Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» http://www.cl.ru/education/lib/data/rOO 104.htm

 Иосиф Бродский.        Полное собрание сочинений

Русский переплет http://www.pereplet.ru/

 Классика.Ru http://www.klassika.ru/

 М.А. Булгаков http://www.bulgakov.km.ru/

 Литература в 10-м классе http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE 1 -16.html

 Русская поэзия 60-х годов http://www.ruthenia.ru/60s/

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Домашние работы

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

  • Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);

участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение;

  • аналитическая работа с текстами художественных произведений;
  • подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника;
  • подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
  • выступления на семинаре;
  • выразительное чтение стихотворений наизусть;
  • конспектирование;
  •  написание сочинения;
  • работа с иллюстративным материалом;
  •  самооценивание и взаимооценивание

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

  • Аудирование;
  • конспектирование; чтение;
  • комментированное чтение;
  • подготовка сообщений и докладов;
  • самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
  • устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе;
  • аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование;
  •  участие в беседе; работа с иллюстративным материалом;
  •  написание сочинения;
  •  редактирование текста;
  • реферирование текста;
  • проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
  • самооценивание и взаимооценивание

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Поэзия второй половины XIX века

  • Аудирование;
  • чтение и комментированное чтение;
  • выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе;
  •  самостоятельная работа с учебником;
  • аналитическая работа с текстами стихотворений;
  • составление тезисного плана выступления и сочинения;
  • подготовка сообщения; выступление на семинаре

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

  • Аудирование, участие в эвристической беседе;
  • работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения;
  • аналитическая работа с текстом художественного произведения;
  •  чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
  •  выразительное чтение и чтение наизусть;
  • составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы

 проектная и учебно-исследовательская работа

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития литературы 1920-х годов

  • Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы;
  • конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника;
  • составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения;
  • написание сочинения; чтение и комментированное чтение;
  •  выразительное чтение и чтение наизусть;
  •  работа с иллюстративным материалом

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

  • Аудирование; чтение и комментированное чтение;
  • самостоятельная и групповая работа с текстом учебника;
  • индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
  • выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений;
  • составление тезисного и цитатного планов сочинения;
  • работа с иллюстративным материалом;
  • проектная и учебно-исследовательская работа

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

  • Аудирование; чтение и комментированное чтение;
  • подготовка литературной композиции;
  • подготовка сообщений и докладов;
  • выразительное чтение и чтение наизусть;
  • групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений;
  • реферирование текста; написание сочинения

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

  • Аудирование;
  • групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений;
  •  выразительное чтение и чтение наизусть;
  • самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

  • Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение;
  • самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Практические занятия, творческие работы, домашние работы

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

  • Аудирование;
  • чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование;
  • подготовка докладов и сообщений

Практические занятия, творческие работы, домашние работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для профессий 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образов...

Программа учебной практики по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики.

Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП 08. Экономика организации для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП.08 Экономика организации разаботана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта СПО  по программе подготовки специа...

Календарно тематическое планирование по специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов по дисциплине "Физическая культура".

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины Физическая культура , по специальности Контрольь измерительных приборов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК по специальности: 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих с о...

Рабочая программа ЕН.01 Математика 27 .02.06 «Контроль работы измерительных приборов»

Рабочая программа ЕН.01 Математика 27 .02.06 «Контроль работы измерительных приборов»...