Урок по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Москвина Лариса Леонидовна

Урок  на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.   Литература

  1. 5Г, политехнический
  2. Москвина Лариса Леонидовна
  3. Программа: базовый уровень; учебники: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.2/ Авт.-сост. Г.С. Меркин
  4. Тип урока:
  5. Тема урока: «Двоемирие в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче»
  6. Цели урока:

 Образовательные:  знакомство с фактами биографии Л.Н.Андреева; выявление смысла противопоставления жестокой и грязной жизни города и одухотворённого бытия природы; формирование представлений об авторской позиции.

Развивающие:  формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

      Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству Л.Н. Андреева; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления авторской позиции.

8. Оборудование: презентация к уроку, рисунки детей к рассказу.

                                                Ход урока.

  1. (Слайд 1) Сообщение темы и целей урока

      (Слайды 2,3) Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.

     (Леонид Николаевич Андреев родился 9(21) августа 1871 года в Орле в семье землемера. От отца Андреев унаследовал безудержность натуры, от матери – милосердный склад души. Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать и «читал чрезвычайно много, всё, что попадалось по руку». Учился сначала в Орловской гимназии, затем в Петербургском и Московском университетах на юридическом факультете. Литературная слава к Л. Андрееву пришла в 1898 году, когда он пишет для пасхального номера газеты «Московский вестник» рассказ «Баргамот и Гараська»).

    Рассказ «Петька на даче» написан в 1899 году. История, которую рассказал Л.Андреев, была типичной для российской действительности того времени. Многие писатели и  художники обращались в своих произведениях к теме обездоленного детства.

  1. (Слайды 4,5) Сообщение о картине В. Маковского «Свидание».

- Есть ли сходство между героями картины и рассказа?

- Какому эпизоду рассказа соответствует  картина?

  1.  - На какие части можно разделить рассказ? Как бы вы их назвали? (Мир города и мир дачи).

       - Итак, два мира. Обратите внимание на тему урока.

       - А какие они? Как живётся Петьке в каждом из миров? Нам в этом предстоит разобраться. И термин «двоемирие» не такой уж простой, как кажется на первый взгляд. Давайте сначала послушаем Петьку.

       (Слайды 6-11) Рассказ ученика от имени Петьки о жизни в парикмахерской.

   Но Петька – ребёнок, ему всего 10 лет. Он, рассказывая, упустил некоторые детали. Вам сейчас предстоит исследовательская работа с текстом. Вы должны выписать в рабочие листы из текста слова и сочетания слов, содержащие описание парикмахерской и её посетителей (1 вариант) и описание мира бульвара, жителей города (2 вариант).

- Какое слово повторяется в описании? (грязный)

(Слайд 12) Работа со значением слова.

- Соответствуют ли  рисунки ваших одноклассников той атмосфере, которая царит в парикмахерской и за её пределами?

- Однообразная, серая, скучная жизнь у Петьки. Но это его реальная жизнь.

- Есть ли у Петьки какая-нибудь мечта? (Ему хотелось в другое место).

  1.  – И вот «много ли, мало ли» жил Петька таким образом, но вот однажды…

      - В каких произведениях встречаются такие обороты речи? (В сказках).

     - Что автор тем самым хотел подчеркнуть? (Автор подчёркивает, что последующие события будут похожи на сказку)

      - И мы вместе с Петькой переносимся в другой мир, противоположный реальному. Подберите слово-антоним. (Идеальный) – (слайд 14).

Послушаем самого героя. (Рассказ учащегося от лица Петьки о своём пребывании на даче).

- Мы многое узнали от Петьки. Но давайте обратимся к тексту, в котором мудрый писатель помогает с помощью ярких картин представить то, что окружает Петьку, и понять состояние мальчика.

 (Слайды 14-25) Ищем ключевые фразы, записываем в рабочие листы (по вариантам) – задание 4 в рабочих листах.

Проверка выполненного задания.

- Ещё одной группе ваших одноклассников было дано задание  изобразить Петьку, его состояние души на даче. Посмотрим, справились ли они с работой. (Обращение к рисункам детей на доске и слайдам 26,27).

- Несомненно, во всех работах так или иначе отражены радость, восторг, которые испытывает герой.

- Обратите внимание на такую фразу: «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская». Почему? (Душа мальчика спала. Мы видим Петьку сонливого, равнодушного, погружённого не в то в думы, не то в тяжкую дремоту. Жизнь как будто стоит на месте, время не движется. И хотя мы сказали, что мир тот реальный, но трудно поверить в существование мира, в котором «дни похожи один на другой» и всё одинаково и зимой, и летом).

- А как должно быть? (Жизнь у ребёнка должна быть такой, какой живёт Петька на даче).

  1. Чтение эпизода со слов «В исходе недели…» и до слов «…начал кататься по земле…».

- Почему Петька отреагировал на известие о необходимости уезжать оглушительным криком? (Его вырывают из сказочного мира и превращают вновь в старичка, около глаз которого ютятся морщинки. И «большой и жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву»).

- Какое ключевое слово употребил здесь писатель? (слайд 28) Кто ёщё равнодушен к Петьке и его судьбе? (И Осип Абрамович, и служащие парикмахерской, и пьяные мужчины и женщины на бульваре, и господа, которые катаются в лодках и ходят на танцы в сад Дипмана).

- Чем же заканчивается рассказ? (Тем же, с чего начинается.) Такая композиция называется кольцевой. (Слайд 29)

- А есть какие-либо изменения в финале по сравнению с началом? (Петька рассказывает Николке о даче, и голосок его звенит и волнуется. А Николка угрожает кому-то.)

- А в чём ещё особенности композиции (построение) рассказа? Сколько в нём частей и в каких они находятся отношениях друг к другу? (Из двух частей, противопоставленных друг другу).

- Что ещё противопоставлено в рассказе? (Мир города – миру дачи, жизнь Петьки в городе – жизни на даче).

- А дача олицетворяет одухотворяющую душу природы, мир мечты, счастья, детства, мир, который противостоит губительной и равнодушной силе города, лишающего человека надежды на счастье. Мир реальный противостоит миру идеальному. В этом и заключается сущность принципа двоемирия. (слайд 30)

  1.  Сообщение об истории создания рассказа.

(Слайд 31) В основу рассказа легли воспоминания о детстве однофамильца писателя – парикмахера Ивана Андреевича. Иван Андреевич дожил до глубокой старости, получил признание как один из самых известных парикмахеров Москвы, был удостоен наград и почётного диплома на конкурсах в Париже. Но картины тяжёлого детства мальчика, привезённого в Москву из деревни и отданного в ученики к парикмахеру, навсегда сохранились в его памяти.

- Почему же в финале нет рассказа о дальнейшей судьбе мальчика? Подумайте об этом дома.

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Кому угрожает в финале рассказа Николка?
  2. Каков взгляд писателя на будущее героя?  

   

                         

                                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Рабочий лист к уроку по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"

Рабочий лист к уроку на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....