Урок по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Литература
- 5Г, политехнический
- Москвина Лариса Леонидовна
- Программа: базовый уровень; учебники: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.2/ Авт.-сост. Г.С. Меркин
- Тип урока:
- Тема урока: «Двоемирие в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче»
- Цели урока:
Образовательные: знакомство с фактами биографии Л.Н.Андреева; выявление смысла противопоставления жестокой и грязной жизни города и одухотворённого бытия природы; формирование представлений об авторской позиции.
Развивающие: формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству Л.Н. Андреева; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления авторской позиции.
8. Оборудование: презентация к уроку, рисунки детей к рассказу.
Ход урока.
- (Слайд 1) Сообщение темы и целей урока
(Слайды 2,3) Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.
(Леонид Николаевич Андреев родился 9(21) августа 1871 года в Орле в семье землемера. От отца Андреев унаследовал безудержность натуры, от матери – милосердный склад души. Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать и «читал чрезвычайно много, всё, что попадалось по руку». Учился сначала в Орловской гимназии, затем в Петербургском и Московском университетах на юридическом факультете. Литературная слава к Л. Андрееву пришла в 1898 году, когда он пишет для пасхального номера газеты «Московский вестник» рассказ «Баргамот и Гараська»).
Рассказ «Петька на даче» написан в 1899 году. История, которую рассказал Л.Андреев, была типичной для российской действительности того времени. Многие писатели и художники обращались в своих произведениях к теме обездоленного детства.
- (Слайды 4,5) Сообщение о картине В. Маковского «Свидание».
- Есть ли сходство между героями картины и рассказа?
- Какому эпизоду рассказа соответствует картина?
- - На какие части можно разделить рассказ? Как бы вы их назвали? (Мир города и мир дачи).
- Итак, два мира. Обратите внимание на тему урока.
- А какие они? Как живётся Петьке в каждом из миров? Нам в этом предстоит разобраться. И термин «двоемирие» не такой уж простой, как кажется на первый взгляд. Давайте сначала послушаем Петьку.
(Слайды 6-11) Рассказ ученика от имени Петьки о жизни в парикмахерской.
Но Петька – ребёнок, ему всего 10 лет. Он, рассказывая, упустил некоторые детали. Вам сейчас предстоит исследовательская работа с текстом. Вы должны выписать в рабочие листы из текста слова и сочетания слов, содержащие описание парикмахерской и её посетителей (1 вариант) и описание мира бульвара, жителей города (2 вариант).
- Какое слово повторяется в описании? (грязный)
(Слайд 12) Работа со значением слова.
- Соответствуют ли рисунки ваших одноклассников той атмосфере, которая царит в парикмахерской и за её пределами?
- Однообразная, серая, скучная жизнь у Петьки. Но это его реальная жизнь.
- Есть ли у Петьки какая-нибудь мечта? (Ему хотелось в другое место).
- – И вот «много ли, мало ли» жил Петька таким образом, но вот однажды…
- В каких произведениях встречаются такие обороты речи? (В сказках).
- Что автор тем самым хотел подчеркнуть? (Автор подчёркивает, что последующие события будут похожи на сказку)
- И мы вместе с Петькой переносимся в другой мир, противоположный реальному. Подберите слово-антоним. (Идеальный) – (слайд 14).
Послушаем самого героя. (Рассказ учащегося от лица Петьки о своём пребывании на даче).
- Мы многое узнали от Петьки. Но давайте обратимся к тексту, в котором мудрый писатель помогает с помощью ярких картин представить то, что окружает Петьку, и понять состояние мальчика.
(Слайды 14-25) Ищем ключевые фразы, записываем в рабочие листы (по вариантам) – задание 4 в рабочих листах.
Проверка выполненного задания.
- Ещё одной группе ваших одноклассников было дано задание изобразить Петьку, его состояние души на даче. Посмотрим, справились ли они с работой. (Обращение к рисункам детей на доске и слайдам 26,27).
- Несомненно, во всех работах так или иначе отражены радость, восторг, которые испытывает герой.
- Обратите внимание на такую фразу: «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская». Почему? (Душа мальчика спала. Мы видим Петьку сонливого, равнодушного, погружённого не в то в думы, не то в тяжкую дремоту. Жизнь как будто стоит на месте, время не движется. И хотя мы сказали, что мир тот реальный, но трудно поверить в существование мира, в котором «дни похожи один на другой» и всё одинаково и зимой, и летом).
- А как должно быть? (Жизнь у ребёнка должна быть такой, какой живёт Петька на даче).
- Чтение эпизода со слов «В исходе недели…» и до слов «…начал кататься по земле…».
- Почему Петька отреагировал на известие о необходимости уезжать оглушительным криком? (Его вырывают из сказочного мира и превращают вновь в старичка, около глаз которого ютятся морщинки. И «большой и жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву»).
- Какое ключевое слово употребил здесь писатель? (слайд 28) Кто ёщё равнодушен к Петьке и его судьбе? (И Осип Абрамович, и служащие парикмахерской, и пьяные мужчины и женщины на бульваре, и господа, которые катаются в лодках и ходят на танцы в сад Дипмана).
- Чем же заканчивается рассказ? (Тем же, с чего начинается.) Такая композиция называется кольцевой. (Слайд 29)
- А есть какие-либо изменения в финале по сравнению с началом? (Петька рассказывает Николке о даче, и голосок его звенит и волнуется. А Николка угрожает кому-то.)
- А в чём ещё особенности композиции (построение) рассказа? Сколько в нём частей и в каких они находятся отношениях друг к другу? (Из двух частей, противопоставленных друг другу).
- Что ещё противопоставлено в рассказе? (Мир города – миру дачи, жизнь Петьки в городе – жизни на даче).
- А дача олицетворяет одухотворяющую душу природы, мир мечты, счастья, детства, мир, который противостоит губительной и равнодушной силе города, лишающего человека надежды на счастье. Мир реальный противостоит миру идеальному. В этом и заключается сущность принципа двоемирия. (слайд 30)
- Сообщение об истории создания рассказа.
(Слайд 31) В основу рассказа легли воспоминания о детстве однофамильца писателя – парикмахера Ивана Андреевича. Иван Андреевич дожил до глубокой старости, получил признание как один из самых известных парикмахеров Москвы, был удостоен наград и почётного диплома на конкурсах в Париже. Но картины тяжёлого детства мальчика, привезённого в Москву из деревни и отданного в ученики к парикмахеру, навсегда сохранились в его памяти.
- Почему же в финале нет рассказа о дальнейшей судьбе мальчика? Подумайте об этом дома.
- Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
- Кому угрожает в финале рассказа Николка?
- Каков взгляд писателя на будущее героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328341-1382970978.jpg)
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1065348-1538906032.jpg)
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208057-1361356103.jpg)
Рабочий лист к уроку по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"
Рабочий лист к уроку на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-546338-1449344506.jpg)
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....