Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
«То академик, то герой, то мореплаватель,
то плотник, он всеобъемлющей душой
на троне вечный был работник».
(«Стансы» А.С. Пушкин)
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему
Звучит фрагмент песни в исполнении Ивана Молчанова «Было дело под Полтавой»: «Было дело под Полтавой, дело славное, друзья! Мы дрались тогда со шведом под знаменами Петра».
Работа с эпиграфом.
- О каком человеке и каком событии, связанном с ним, мы сегодня поговорим на уроке? (О Петре I и Полтавском сражении.)
-А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
(1700 -1721 ) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
(репродукция « Полтавская баталия»)
- Работа по теме урока
Анализ отрывка « Полтавский бой»
- Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- Почему поле брани роковое?
( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой « бог браней»?
( У древних римлян Марс - бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует?
( В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
- Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
( Чтение отрывка наизусть)
-Какое впечатление он на вас производит?
( впечатление силы, величия, красоты)
- Как поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
Передышка в бою.
- С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное , трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
Образы Петра и карла.
Портреты Петра и Карла.
Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.
А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
Чтение отрывка наизусть.
- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
- Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.
Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
Описание разгара битвы.
Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
2 вариант: звукопись в описании боя.
( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
Описание победы.
Какие чувства победы и как передает нам автор?
( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
Чтение отрывка наизусть.
Но близок, близок миг победы!
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Описание пира.
- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).
Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
-Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?
Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,
подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.
- Подведение итогов
1. Зачем в учебник 21 века включены события 18 века?
2. Каким предстал перед вами Петр I?
3. Какую роль сыграл Петр в жизни России?
4. Можно ли Петра считать эталоном управления государством?
6. Д/з выучить отрывок из поэмы
Вариант 1
1.Какое богатство было у Кочубея?
а) табуны коней
б) сын
в) дочь
г) серебро и злато
2.Кто такой Мазепа?
а) атаман казачьего войска
б) есаул
в) рядовой казак
г) украинский гетман
3.Почему Мария покинула свой родной дом?
а) похитил один из женихов
б) сбежала с любимым
в) вышла замуж за любимого
г) вышла замуж за нелюбимого, но богатого
4.Кто был другом и соратником Кочубея?
а) Мазепа
б) Искра
в) Орлик
г) Палей
5.На чьей стороне воевал Мазепа?
а) Станислава
б) Петра I
в) Карла ХII
г) Гетмана
6.Какова судьба Кочубея?
а) погиб в бою
б) был с позором казнён
в) умер от болезни
г) праздновал в финале победу с Петром I
7.С кем русские сражались в бою под Полтавой?
а) с поляками
б) с мятежниками украинцами
в) со шведами
г) с немцами
8.О каких кладах рассказывал Кочубей?
а) о серебре и злате
б) о чести и мести
в) о любви дочери
г) о вере в Бога
9. На чем показался Петр I перед своими войсками?
а) на верном коне
б) в карете
в) на троне
г) пешком
10.Какова судьба Марии?
а) умерла
б) сошла с ума
в) вернулась в семью родную
г) бежала с Мазепой
Вариант 2
1.Была ли мать у Марии?
а) да
б) нет
в) воспитывалась мачехой
г) её вырастила бабушка
2.Кто безуспешно сватался к Марии?
а) Кочубей
б) Орлик
в) Искра
г) Мазепа
3.Как родители Марии отомстили за свою дочь?
а) отец вызвал обидчика на дуэль
б) написали донос Петру I
в) отец с отрядом казаков совершили набег
г) некому было мстить
4.Кто был ближайшим соратником Мазепы?
а) Кочубей
б) Искра
в) Орлик
г) Палей
5.За что воевал Мазепа?
а) за свободу и независимость Украины
б) за свободу и независимость Польши
в) за Россию
г) хотел угодить Карлу ХII
6.Кто рассказал Марии о судьбе отца?
а) Мазепа
б) Искра
в) мать
г) служанка
7.О чём пытали Кочубея?
а) где его клады
б) где его дочь
в) чтобы признался в измене
г) кто его соратники
8.Что укрепляло Кочубея перед смертью?
а) любовь и верность жены
б) поддержка друзей
в) вера в Бога
г) любовь дочери
9.На чем показался Карл ХII перед своими войсками?
а) на верном коне
б) в качалке
в) на троне
г) в карете
10.Какова судьба Марии?
а) умерла
б) сошла с ума
в) вернулась в семью родную
г) бежала с Мазепой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"
Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить о...
Разработка урока для учащихся 7 класса: «Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».
Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, ...
бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"
конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...
Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков"
Бинарный урок в 7 классе (История и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков". Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина "Полтава"...
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...
Методическая разработка бинарного урока "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"
Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 классТема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть ...
Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12 (сочинение по фрагменту поэмы А. С. Пушкина "Полтава"), учебник литературы Г. С. Меркина, 7 класс
Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение - сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них....