Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin._poltava.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

«То академик, то герой, то мореплаватель,

то плотник, он всеобъемлющей душой

на троне вечный был работник».

(«Стансы» А.С. Пушкин)

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему

Звучит фрагмент песни в исполнении Ивана Молчанова «Было дело под Полтавой»: «Было дело под Полтавой, дело славное, друзья! Мы дрались тогда со шведом под знаменами Петра».

Работа с  эпиграфом.

- О каком человеке и каком событии, связанном с ним, мы сегодня поговорим на уроке? (О Петре I и Полтавском сражении.)

-А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

 (1700 -1721 ) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия»)

  1. Работа по теме урока

 Анализ отрывка « Полтавский бой»

- Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани роковое?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»?

( У древних римлян Марс  - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

( В данном сражении он покровительствует русским).

 - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

 Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

( Чтение отрывка наизусть)

-Какое впечатление он на вас производит?

( впечатление силы, величия, красоты)

- Как  поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:  

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

 Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  - дело народное , трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?

( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.

Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).

Описание победы.

Какие чувства  победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час!  О славный вид!

 Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

-Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,

 подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.

  1. Подведение итогов

1. Зачем в учебник 21 века включены события 18 века?

2. Каким предстал перед вами Петр I?

3. Какую роль сыграл Петр в жизни России?

4. Можно ли Петра считать эталоном управления государством?

6. Д/з выучить отрывок из поэмы


Вариант 1

1.Какое богатство было у Кочубея?

а) табуны коней

б) сын

в) дочь

г) серебро и злато

2.Кто такой Мазепа?

а) атаман казачьего войска

б) есаул

в) рядовой казак

г) украинский гетман

3.Почему Мария покинула свой родной дом?

а) похитил один из женихов

б) сбежала с любимым

в) вышла замуж за любимого

г) вышла замуж за нелюбимого, но богатого

4.Кто был другом и соратником Кочубея?

а) Мазепа

б) Искра

в) Орлик

г) Палей

5.На чьей стороне воевал Мазепа?

а) Станислава

б) Петра I

в) Карла ХII

г) Гетмана

6.Какова судьба Кочубея?

а) погиб в бою

б) был с позором казнён

в) умер от болезни

г) праздновал в финале победу с Петром I

7.С кем русские сражались в бою под Полтавой?

а) с поляками

б) с мятежниками украинцами

в) со шведами

г) с немцами

8.О каких кладах рассказывал Кочубей?

а) о серебре и злате

б) о чести и мести

в) о любви дочери

г) о вере в Бога

9. На чем показался Петр I перед своими войсками?

а) на верном коне

б) в карете

в) на троне

г) пешком

10.Какова судьба Марии?

а) умерла

б) сошла с ума

в) вернулась в семью родную

г) бежала с Мазепой

Вариант 2

1.Была ли мать у Марии?

а) да

б) нет

в) воспитывалась мачехой

г) её вырастила бабушка

2.Кто безуспешно сватался к Марии?

а) Кочубей

б) Орлик

в) Искра

г) Мазепа

3.Как родители Марии отомстили за свою дочь?

а) отец вызвал обидчика на дуэль

б) написали донос Петру I

в) отец с отрядом казаков совершили набег

г) некому было мстить

4.Кто был ближайшим соратником Мазепы?

а) Кочубей

б) Искра

в) Орлик

г) Палей

5.За что воевал Мазепа?

а) за свободу и независимость Украины

б) за свободу и независимость Польши

в) за Россию

г) хотел угодить Карлу ХII

6.Кто рассказал Марии о судьбе отца?

а) Мазепа

б) Искра

в) мать

г) служанка

7.О чём пытали Кочубея?

а) где его клады

б) где его дочь

в) чтобы признался в измене

г) кто его соратники

8.Что укрепляло Кочубея перед смертью?

а) любовь и верность жены

б) поддержка друзей

в) вера в Бога

г) любовь дочери

9.На чем показался Карл ХII перед своими войсками?

а) на верном коне

б) в качалке

в) на троне

г) в карете

10.Какова судьба Марии?

а) умерла

б) сошла с ума

в) вернулась в семью родную

г) бежала с Мазепой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить о...

Разработка урока для учащихся 7 класса: «Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, ...

бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...

Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков"

Бинарный урок в 7 классе (История и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков". Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина "Полтава"...

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Методическая разработка бинарного урока "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 классТема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть ...

Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12 (сочинение по фрагменту поэмы А. С. Пушкина "Полтава"), учебник литературы Г. С. Меркина, 7 класс

Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение - сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них....