Разработка урока для учащихся 7 класса: «Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, связанными с Полтавской битвой.

Задачи:

Образовательные: закрепить определение жанра «поэма», выяснить, какие  средства художественной изобразительности использует А. С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр I, и отношение автора к этому герою.

Развивающие: развивать навыки анализа текста художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения   к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое.

Форма урока: Бинарный урок-практикум.

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, связанными с Полтавской битвой.

Задачи:

Образовательные: закрепить определение жанра «поэма», выяснить, какие  средства художественной изобразительности использует А. С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр I, и отношение автора к этому герою.

Развивающие: развивать навыки анализа текста художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения   к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока для учащихся 7 класса:

«Полтавская битва.  Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, связанными с Полтавской битвой.

Задачи:

Образовательные: закрепить определение жанра «поэма», выяснить, какие  средства художественной изобразительности использует А. С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр I, и отношение автора к этому герою.

Развивающие: развивать навыки анализа текста художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения   к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое.

Форма урока: Бинарный урок-практикум.

{В начале урока звучит фрагмент песни в исполнении Ивана Молчанова «Было дело под Полтавой»: «Было дело под Полтавой, дело славное, друзья! Мы дрались тогда со шведом под знаменами Петра»}.

Учитель литературы (зачитывает эпиграф): «То академик, то герой, то  мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». («Стансы» А.С. Пушкин)

  • Дети, о каком человеке и каком событии, связанном с ним, мы сегодня поговорим на уроке? (О Петре I и Полтавском сражении.)

{Учитель и ученики совместно обозначают тему урока}

Учитель записывает на доске тему урока: «Полтавская битва.  Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».

  • Личность Петра I интересовали Пушкина как поэта, как гражданина, любящего свое Отечество, и как историка. Сегодня мы рассмотрим исторический образ Петра I через анализ поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Что такое поэма? (Поэма - это  крупное стихотворное произведение, повествующее о каком-нибудь крупном историческом событии в жизни человечества, народа).
  • «Полтава» - это поэма, повествующая о решающей битве русского и шведского войск. Битва, которую А.С. Пушкин называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага».

Учитель истории: Ребята, попробуйте решить историческую задачу: Когда в 1812г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву». Как вы думаете, почему Балашов так ответил? (Полтавская битва – это переломное событие Северной войны.)

  • Причины Северной войны: К началу 18 века все восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Под её властью находились и те территории на востоке Финского залива, которые веками принадлежали России. И это беспокоило и Россию, и Саксонию, и Данию. Заключив Северный союз, эти страны объявили войну Швеции в 1700 году. Но первый этап войны закончился для них неудачами. Задачи  Северной войны:

- завоевать выход к Балтийскому морю

Фрагмент фильма «Битва под Полтавой» (3 мин).

{Фрагмент показывается без звука. Во время просмотра учащиеся озвучивают увиденное выдержками из  поэмы, тем самым демонстрируя знание текста}

  • Основными героями Полтавского сражения являются Петр I и  Карл XII. Рассмотрим их исторические портреты.

{Двое учащихся выступают с сообщениями, которые были заданы в качестве домашнего задания}

Учитель литературы: Проследите в тексте, какими литературными средствами удается А.С.Пушкину создать портреты этих героев? (Для раскрытия образа Петра I Пушкин, противопоставляя ему Карла XII, использует антитезу: Петр воплощает в себе силу и энергию молодого государства. А Карл наоборот воплощает в себе усталость государства от постоянных войн «бледен, недвижим, несомый верными слугами в качалке»).

  • А.С. Пушкин создает образ Петра накануне Полтавской битвы. Чувствуется, что Петр I возбужден ожиданием боя, заражает своей энергетикой всех вокруг: своих товарищей “птенцов гнезда Петрова”, даже верного коня, который гордится могучим седоком. Петр прекрасен. Найдите в тексте метафоры, эпитеты, сравнения. Какую роль они играют в описании боя и облика Петра? (Для изображения Петра I Пушкин использует:

- Сравнение: «Петр весь как божия гроза», «могущ и радостен как бой»;

- Метафоры: «глаза сияют» - излучают радость, ликование, предчувствие победы; - Эпитет: «Лик его ужасен»; Высокая лексика: вдохновенный, жребий).

  • Каким Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты использует автор? («Слеп», «упрям», «нетерпелив», «легкомыслен», «кичлив», «мальчик бойкий и отважный». Возникает далеко не героический образ).
  • Окончательно авторская позиция проявляется в сцене пира «И горд и ясен, и славы полон взор его. И царский пир его прекрасен». Царь великодушен, справедлив, он даже поднимает кубок за своих учителей.  
  • Читая о бегстве Карла ХII, мы живо себе представляем поникшего, побитого короля, потерявшего на поле боя свое шпагу и свою славу. Ошибка шведского короля вошла в пословицу «Погиб как швед под Полтавой». Ребята, как вы считаете, какое значение имеет пословица? (Так говорят о чьем-либо сокрушительном поражении, полной неудаче).
  • Почему Пушкин так восхищается Петром? (Россия во главе с Петром сумела победить Швецию).

Учитель истории: Полтавская битва - это знаковое событие в жизни России. Почему оно является таковым? (Исторический факт: В 1721 году был подписан Ништадский мир. Россия получила выход к Балтийскому морю. Петра за его свершения просили принять титул Императора. Россия стала империей. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства»).

Учитель литературы: Ребята, давайте подведем итог урока: ответим на вопросы.

1. Зачем в учебник 21 века включены события 18 века?

2. Каким предстал перед вами Петр I?

3. Какую роль сыграл Петр в жизни России?

4. Можно ли Петра считать эталоном управления государством?

5. Нам была представлена разная информация об одном и том же событии. Как вы считаете, чем она различается?

Учитель истории: В поэтических строчках используются различные художественные приемы, здесь необязательно придерживаться строгой исторической правды, достаточно создать образ, картину событий. Ученый-историк не может обходиться без научного подхода, логики, правдивого изображения действительности. Различные литературные, научные, мемуарные и другие источники позволяют воссоздать более полную картину исторических событий. Такое разнообразие позволяет сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать истину.

Рефлексия: Ребята, скажите, достигли ли вы той цели, которую ставили себе в начале урока? Какими средствами?

Учитель литературы: Наш бинарный урок хочется закончить словами А.С. Пушкина, который  писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Поэма А.С.Пушкина "Полтава" презентация к уроку литературы в 7 классе

Презентация содержит иллюстрации, которые помогают наглядно представить описание Полтавской битвы....

бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...

Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков"

Бинарный урок в 7 классе (История и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков". Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина "Полтава"...

Методическая разработка бинарного урока "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 классТема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть ...