"Семинар "Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Юсупова Светлана Сергеевна

Мастер-класс "Прием ФИШБОУН как прием развития критического мышления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_yusupova.odp1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар "Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества образования" Прием ФИШБОУН как прием развития критического мышления учитель высшей квалификационной категории МОУ "СОШ №31" города Магнитогорска Юсупова С.С.

Слайд 2

Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться .

Слайд 3

Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технологии критического мышления , суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию.

Слайд 4

Термин критическое мышление употребляли в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.В современной литературе можно встретить много определений критического мышления. Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление - интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Слайд 5

Определение из педагогического словаря: «Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам». Цель теории развития критического мышления (ТРКМ) - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

Слайд 6

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

Слайд 7

Мозговой штурм Фишбоун Кластер Плюс-минус-интересно Корзина идей Знаю-хочу узнать-узнал Дерево предсказаний Сводная таблица Верные и неверные утверждения РАФТ Инсерт Синквейн Верю-не верю Шесть шляп и др. В ТРКМ применяются следующие приёмы:

Слайд 8

М етодический приём «Фишбоун»(дословно«рыбная кость» или «скелет рыбы») направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Слайд 9

Что такое фишбоун? В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Этот метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ.

Слайд 10

Графическое структурирование информации позволяет учителю: наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу; уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними; способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации. Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.

Слайд 11

Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости.

Слайд 13

Используется обычный ватман, лист А 4 либо ежедневный инструмент учителя - цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. Совет: По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Слайд 15

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове.

Слайд 16

Все записи должны быть Краткими, точными, лаконичными, отображать лишь суть понятий. Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала.

Слайд 17

Формы работы на уроке Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Слайд 18

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Слайд 19

Работа в группах. 1. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. 2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. 3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются. 4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки). Результаты сравниваются. . 5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

Слайд 20

Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают следующие метапредметные компетенции : критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста. Вывод: использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Слайд 21

Что даёт фишбоун? Учителю Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. Ученику Использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.

Слайд 22

Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Слайд 27

Пример 1. Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова — легко ли совершить подвиг? Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину; Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот. После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей). Пример 2. Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси»? Голова — причины феодальной раздробленности. Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка. Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы. Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.

Слайд 28

Мастер-класс Рассказ "Муму" И. С. Тургенева (1852 г.) - это трогательная история о собачке по кличке Муму и ее глухонемом хозяине Герасиме. "Мы прочитали рассказ «Муму». Какие вопросы у вас возникли по прочтении? Если бы вам посчастливилось встретиться с И. С. Тургеневым, что бы вы у него спросили? ? Давайте попробует найти ответ на этот вопрос. А для этого углубимся в эпоху крепостного права. Кто он – главный герой рассказа? Попробуем разобраться в его характере.

Слайд 29

Голова: Почему Герасим утопил Муму, а не забрал собаку с собой в деревню?

Слайд 30

Давайте разбираться в обстоятельствах жизни главного героя. Кости,к примеру: Факт: Герасиму трудно было привыкнуть к городской жизни Причина: его оторвали от земли не по собственной воле Напомню главных героев: Герасим, барыня,прачка Татьяна,Капитон(башмачник,пьяница),Гаврила(дворецкий).

Слайд 31

Посмотрим на результат. Сравним.Дополним.Сделаем вывод.ВсЁ.

Слайд 32

Творческих успехов в освоении инновационных технологий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"

Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....

Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»

Использование информационных технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешност...

Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти  тенденции ...