Главные вкладки

    Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»
    проект на тему

    Лонская Татьяна Александровна

    Использование информационных технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних ученико. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

    Данный проект    будет способствовать   развитию   компьютерной грамотности  при активном участии обучающихся  в создании    компьютерной продукции  для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также  вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ikt-_tehnologii.docx103.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    логотип школы

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    Муниципального образования г. Саяногорск

    средняя общеобразовательная школа №1

    имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

    Инновационный  проект

    « ИКТ - технологии    как средство  повышения качества образования»

    Изображение

    г. Саяногорск. 2015г.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

    Название проекта

     « ИКТ - технологии   как средство  повышения качества образования»

    Наименование учреждения-соискателя

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение   муниципального  образования г. саяногорск

    средняя общеобразовательная школа №1

    имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

    Юридический адрес заявителя

    665600, Республика Хакасия, г Саяногорск, Енисейский микрорайон, дом 20

    Номер телефона, факс

    Телефон( 8-390-42) 2-08-55, 3-35-42                      

     Факс (8-390-42) 2-09-00

    Е-mail

    School_19_026@mail.ru

    Авторы проекта

    Лонская Т.А., учитель математики,

    Фролова Т.А., школьный психолог

    ,Нехаева Ю.В, учитель информатики

    Руководители проекта

    Лонская Т.А., учитель математики,

    Обоснование актуальности проекта

    Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога

    Цель  проекта

    Использование информационных технологий в учебном  и воспитательном процессе с целью повышения качества образования и  успешной социализации  обучающихся.

    Краткая аннотация содержания проекта

    Идея проекта  заключается:

    в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;

    в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;

    в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

    в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;

    в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;

    в многоуровневом контроле обученности учащихся.

    Сроки выполнения проекта (продолжительность, начало, окончание)

    2015г – 2016г

    Участники проекта -  педагоги, учащиеся 3-11-.

    Особенности типа проекта - продукционный, практико-ориентированный, творческий

    Цель проекта: использование информационных технологий в учебном  и воспитательном процессе с целью повышения качества образования и  успешной социализации  обучающихся.

    Задачи проекта:

    • Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
    • Повысить интерес и мотивацию учеников к обучению .
    • Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
    • Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.
    • Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
    • Повысить эстетическую привлекательность урока.

    Методы исследования: анализ методической и учебной литературы, создание интерактивного курса "Подготовка к ЕГЭ", базы интерактивных  тренажеров, презентаций  к урокам, задания для подготовки к единому государственному экзамену" для учащихся 10, 11-х классов, статистическая обработка экспериментальных данных.

    Ресурсы - кабинет математики, русского языка  и информатики, Интернет, мультимедийный проектор, учителя -предметники, психолог школы, программы-тренажеры, электронные пособия.

    Сроки – 2015 -2016 г.г.

    Предполагаемые продукты

    • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
    • Проекты и презентации учащихся.
    • Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
    • "Банк тестовых заданий".
    • Разработка интерактивного курса подготовки к ЕГЭ.

    Экспертная оценка проекта:  критерии и показатели эффективности проекта

    • Уровень ЗУНов учащихся.
    • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах.
    • Развитие творческого воображения
    • Авторские разработки уроков, методических рекомендаций с последующей публикацией
    • Уровень воспитанности

     

    Пояснительная записка

    1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение

    Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

    Годы преподавания позволили  увидеть противоречия в массовой практике:

    между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала  обучающимися и необходимостью творческого преобразования    ;

    между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

    Эти противоречия побудили   к разработке  системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.

    Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

    II. Идея, , авторская позиция

    Идея опыта проекта заключается :

    • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
    • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
    • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
    • в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;
    • в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;
    • в многоуровневом контроле обученности учащихся.

    Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.

    Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

    • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов;
    • разнообразных форм учебной деятельности;
    • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
    • эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности

    ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

    Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

    Монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы и разработанный мною интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.

    На первом этапе (2015) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, разработка  проекта.

    Второй этап (2015-2016 гг.) экспериментальная работа и формирование   методического банка   и интерактивных  пособий; участие в конкурсах и  обобщение  и распространение опыта

    На третьем этапе (2016)  экспериментальная проверка и корректировка ,  совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.

    Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

    Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

    Преимущества использования ИКТ:

    • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
    • способствуют повышению мотивации обучения;
    • повышают активность обучаемых;
    • повышают эффективность процесса обучения;
    • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
    • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
    • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
    • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
    • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

    Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

    Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

    III. Новизна проекта

    Использование информационных технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних ученико. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

    Данный проект    будет способствовать   развитию   компьютерной грамотности  при активном участии обучающихся  в создании    компьютерной продукции  для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также  вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

    IV. Условия реализации

    Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса :.

    Использование ИКТ- технологий  реализует такие принципы:

    • Принцип наглядности.

    Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

    • Принцип природосообразности.

    Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

    • Принцип прочности.

    Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

    • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
    • Принцип доступности.

     Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

    • Принцип системности:

     использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

    • Принцип последовательности

    Ккак и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

    План работы по реализации проекта

    Направления

    Мероприятия

    Дата

    Ответственные

    Методическая работа

    Семинар «Использование ИТ в образовательном процессе школы»

    2015г, октябрь

    Лонская Т.В.

    Мастер-класс « Создание презентаций.  Современные технологии

    Ноябрь 2015

    Лонская Т.В., Участники проекта, педагоги

    Семинаре «Возможность использования информационных технологий   в проектной деятельности»

    Январь 2015г,

    Участники проекта, педагоги

    Семинар  « Использование информационных технологий   в воспитательном процессе»

    Апрель, 2016г

    Участники проекта, педагоги

    Круглый стол  ««Цифровые образовательные ресурсы при обучении предметам»

    2016,  октябрь

    Лонская Т.В., Нехаева Ю.А.

    Конкурс « Моя  методическая копилка»

     апрель2016г

    педагоги

    Распространение и обобщение опыта

    В течение всего проекта

    педагоги

    Участие в профессиональных конкурсах

    В течение всего проекта

    педагоги

    Создание  мультимедийных   презентаций, тренажеров

    Тренажеры для уроков русского языка, литературы, математики

    В течение всего проекта

    педагоги

     Авторские  презентации  ко всем предметам.  Создание  школьной базы презентаций

    В течение всего проекта

    педагоги

    Подготовка к ЕГЭ,ГИА

    Разработка  курса по русскому и математике « Подготовка к ЕГЭ»

    В течение всего проекта

    Учителя русского языка и литературы

    Разработка тренажеров по предмету

    В течение всего проекта

    педагоги

    База  данных полезных сайтов

    Октябрь 2016г

    Лонская Т.А., Нехаева Ю.А.

     Участие в проектах « Телешкола», «Якласс» идр.

     В течение всего проекта

    Педагоги, ученики 11, 9 кл

    Онлайн-тестирование

    В течение всего проекта

    обучающиеся

    Проектная деятельность

    Создание виртуальных экскурсий» Моя  малая родина»  

    2016г

    Творческая группа

    Виртуальные  экскурсии « Жизнь замечательных людей»

    В течение всего поекта

    Творческая группа

    Проект « героям Великой Отечественной посвящается»

    2016г

    Творческая группа

    Проект «  Герои войны 1812 года»

    2016г

    Творческая группа

    Проект « Универсиада  2018»

    2013г

    Творческая группа

    Проект « Живое слово поэта» ( антология  стихов поэтов 19 в исполнении авторов»

    2016

    Творческая группа

    Дистанционное обучение, конкурсы

    Участие в дистанционных олимпиадах

    В течение всего проекта

     Участие в интернет-проектах    

    В течение всего проекта

    Создание базы « Полезный сайт»

    В течение всего проекта

    Создание видеоуроков  для обучающихся, не посещающих школу  по уважительным причинам

    « Для тех, кто  дома»

    В течение всего проекта

    Прогнозируемые результаты.

    В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны  способствовать  повышению качества   обучения и успешной социализации личности.

     Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

    • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
    • повышение мотивации к обучению учащихся;
    • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
    • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
    • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
    • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
    • эстетическая привлекательность уроков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по теме: "Качество образования - качество жизни!"

    Современное качество образования не ругал только ленивый....

    Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

    Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

    РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

    В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

    «Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

    Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

    Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

    Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

    Организация контроля знаний учащихся как средствоповышения качества обучения математики

    Работа содержит рекомендации об организации учебного процесса....