Внеклассная работа по русскому языку и литературе
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кириллова Оксана Васильевна

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам ученик кровно заинтересован.

Развитию познавательного интереса способствует  проведение внеклассной  работы по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам ученик кровно заинтересован.

Развитию познавательного интереса способствует  проведение внеклассной  работы по русскому языку и литературе. (слайд 1)

1. Предметные недели.

Прекрасным средством развития интересов учащихся являются предметные недели. Предметная неделя в нашей школе – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Слайд 2.

Завершением недели являются литературные вечера, литературно-музыкальные композиции. Так, к 70-летию Победы была подготовлена и проведена  литературно-музыкальная композиция, названная словами Давида Самойлова «Война гуляет по России, а мы такие молодые…»

Слайд 3.

Познавательным  и интересным стал для ребят литературный вечер «Сопричастный всему живому», посвященный  В.Астафьеву.

2. Интеллектуальные игры, игры-занятия.

Важную роль в формировании знаний играет нравственно-психологическая обстановка, в  которой  работают дети. Интеллектуальные игры и игры-занятия помогают создать теплую, непринужденную обстановку.

а) Фонтанный Дом

Мы открыли для себя удивительный музей – музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

5-6 классы приняли  участие  в игре-занятии  «Сундук с Шереметевского чердака», которая позволила ребятам  прикоснуться к судьбам жителей Фонтанного Дома 19-20 веков.

Пятиклассники  доставали из  сундука старинные предметы, рассказывали о них, подбирали к ним строки из стихотворений, а затем, во время экскурсии по музею, должны были найти место для своего предмета, объяснив, почему он должен находиться именно здесь, таким образом они создавали собственный  вариант музея. Учитель работал в паре с одним из учеников. Затем дома ребята создавали презентации о старинных  предметах, которые хранятся дома и дороги их семье. Таким образом, появились очень трогательные работы.  

Слайд 4 (презентация)

Продолжая  сотрудничество с Музеем А.Ахматовой в Фонтанном Доме.  7 и 8 классы приняли участие  в музейно-педагогических мастерских «Легенда о маленьком буксире» и «Дыра в пейзаже. Открывая Бродского».  

Слайд 5.

Ребята оказались внутри экспозиции «Американского кабинета Иосифа Бродского», где рассматривали принадлежащие поэту вещи и предметы. Каждый  участник выбирал заинтересовавший его экспонат и пытался обнаружить «спрятанную» в нем историю. Затем коллективно читали и обсуждали стихотворение Бродского, рассматривали иллюстрации к нему, затем сами иллюстрировали понравившийся фрагмент, включая, по возможности, в свои рисунки образное изображение вещей или предметов. Таким образом, дети создают свою версию путеводителя по «Американскому кабинету», получают возможность лучше понять и почувствовать поэтический текст, представить историю жизни поэта, о котором они еще ничего не знали.

б) «Умницы и умники»

Несколько раз ученики нашей школы принимали участие в интеллектуальной игре   для старшеклассников «Умницы и умники».

Слайд 6.

Климов Тимур, ученик 10 «Б» класса нашей школы,  вошел в число 27 полуфиналистов регионального этапа телевизионной  гуманитарной олимпиады  «Умницы и умники»  и достойно представил Невский  район  в полуфинале.

3. Фестивали и конкурсы.

а) Международный фестиваль детского литературного творчества.

Слайд 7.

Каждый год наши ученики принимают участие  в Международном фестивале детского литературного творчества, становясь его победителями и призерами Работая в семинарах, возглавляемых поэтами и писателями Петербурга, ребята представляют свои произведения, обсуждают работы других участников. В этом учебном году у нас 4 призера Фестиваля.

б) Конкурсы чтецов

Ежегодно ребята принимают участие в районных и городских конкурсах чтецов.

Слайд 8.

«Мой Лермонтов», «Серебряный век русской литературы: мифы, сказки и легенды»,  «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…», «Красуйся, град Петра!...»   - далеко не все конкурсы чтецов, на которых наши ребята становились лауреатами.

В этом учебном году 2 ученика прошли 2 городских этапа конкурса чтецов «Петербург – блистательный и разный…» и получили дипломы финалистов.

в) «Живая классика»

Слайд 9.

Первый раз мы участвовали в Международном  конкурсе чтецов художественной прозы «Живая классика». 3 ученика представили нашу школу на районном этапе конкурса.

  1. Инсценирование эпизодов, посещение театра.

Театральные уроки очень нравятся детям, открывают в них талант. Так, при изучении комедии Гоголя «Ревизор» в 8 классе ставим «Немую сцену»

Слайд 10.

Более эффективными такие уроки становятся после посещения спектакля по этому же произведению. В прошлом учебном году посмотрели с ребятами замечательную постановку «Ревизора» в Театре Ленсовета.С восторгом ребята посмотрели «Тень» Шварца, «Пиковую даму» Пушкина, «Сказки старого Арбата» Арбузова и другие спектакли.

5. Проекты.

Метод проекта, применяемый мной в работе, тоже позволяет создать теплую, непринужденную обстановку. Уже с 5 класса начинаю работать над проектами  «Самая интересная книга», «Сундук нашей памяти», «Портрет слова», «Наше семейное чтение» Остановлюсь на последнем из них.

Слайд 11.

Ребятам предлагается необычное, интересное  задание-исследование – узнать  у своих мам и пап, бабушек и дедушек, какие книги  они читали в  5 классе, узнать, чем им были дороги эти книги. Так дети приобщаются к незаслуженно забытому в наше время семейному чтению.

 Таким образом, внеклассная работа по предмету помогает  детям   не только овладевать  знаниями и умениями, но и учиться творчески мыслить, сопереживать, искренне и увлеченно работать , что положительно влияет на мотивацию учебной деятельности и результативность учебного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

Слайд 2

ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ

Слайд 3

ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ

Слайд 4

СУНДУЧОК НАШЕЙ ПАМЯТИ

Слайд 5

ИГРЫ- ЗАНЯТИЯ

Слайд 6

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Слайд 7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Слайд 8

КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ

Слайд 9

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

Слайд 10

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДОВ

Слайд 11

ПРОЕКТ «НАШЕ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...