А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена- это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

    Большинство произведений Чехова сатирические и юмористические.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_hameleon.docx57.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Чаатинский им.К.О.Шактаржыка

Улуг-Хемского района Республики Тыва

Урок литературы

7 класс

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

«Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.

Выполнила: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Натпий-оол Аравика Кимовна

Чодураа

2018-2019 уч.год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.

Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ

Краткая характеристика класса

(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития)

В классе обучаются 14 учащихся.из них 9 девочек и 5 мальчиков. Состав класса – стабилен, почти все ученики весьма активны на уроках, не нарушают дисциплину. Среди учащихся класса 8 человек из многодетных семей (МонгушСай-Суу, Долаан Алтея, ДоспанНайдан, СундуйСайын, Дажы-ДавааАрзылан, Ондар Надя, Донгак Олеся, СурунчапБайыр-Белек).Большинство детей класса учатся охотно и легко, овладевают прочными знаниями по предметам, добросовестно относятся к учебным занятиям и труду.Успеваемость класса стабильна. Уровень качества знаний высокий. Присутствуют  одаренные дети, но среди них также и те, кто не успевает за коллективом.Большинство учащихся ходят в школу охотно, с большим удовольствием; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни.Класс работоспособный, приучен к организации урока.  Двое учащиеся требуют постоянного контроля учебной деятельности со стороны учителя и родителей С этими ребятами проводятся индивидуальные беседы, консультации и поддерживается тесная связь с родителями.

Технологии, применяемые на уроке:

1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

2. Исследовательские и проектные методы в обучении.

3. Технология обучения в сотрудничестве.

 4. Технология развивающего обучения.

5. Технология критического мышления.

Технологическая карта урока

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.

Цель: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности; показать мастерство писателя в изображении «хамелеонства» и «чинопочитания».

Задачи:развивать умение размышлять, культуру речи, навыки сравнительного анализа; введение понятий «юмор», «сатира»; воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества; формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.

Планируемые результаты:

Предметные: ориентируются на страницах учебника, рассматривают иллюстрации на слайдах, самостоятельно объясняют значение слов.

Метапредметные:

Личностные УУД: воспринимают речь учителя(одноклассников), выражают отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные УУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

 Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, умеют оценивать действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные УУД:умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Словарная работа: юмор, сатира, художественная деталь, хамелеонство,чинопочитание, конфискованный.

Оборудование: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература» 7 класс;  С.Ожегова «Толковый словарь русского языка»; Л. Тимофеев, С.Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор, портрет А.П.Чехова, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность наглядных пособий и других средств обучения.

Готовность учащихся к работе на уроке.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные:

 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приветствие учителя

Цель: Создание условий

положительного настроя к уроку

Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения!

Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм

Мотивация учебной деятельности.

Цель:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Кто этот писатель? (А.П.Чехов)

- Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

- Ребята, кто из вас знает, кто такой хамелеон?

(Ящерица, которая меняет свой цвет в зависимости от обстановки)

- Вот она перед нами на экране. ( Слайд). Но у нас урок литературы, а не урок биологии. Мы обратимся к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон», в котором речь идет не о животных, а о людях.

- Обращаясь друг  другу, мы иногда называем человека  хитрой лисой, трусливым  зайцем. Почему это происходит? (Определенное сходство в характере и манерах позволяет говорить нам о  заячьем характере, лисьих манерах).

- В рассказе Чехова появляется человек в образе хамелеона.

Пытаются ответить на проблемные вопросы

Познавательные:

формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;

Определение темы урока.

Подвести детей к теме урока.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Определяется темы  урока вместе с учениками.

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.

- Кого Чехов считает хамелеоном?

Познавательные :

 формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные :

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

 формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные :

формирование умения прогнозировать предстоящую работу

Целеполагание

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.

- Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели и задачи? (выявить особенности рассказа, смысл названия).

- Чего бы вы хотели узнать на этом уроке?

Актуализация знаний

Цель:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Вы дома прочитали рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

Проверка домашнего задания. Игра.

«Вопрос однокласснику по прочитанному рассказу»

Примерные вопросы учащихся по рассказу:

1.Где происходит действие рассказа?

2. Что нес городовой?

3.Какова фамилия полицейского надзирателя?

4.Какова фамилия городового?

5.Какого цвета пятно было на спине у собаки?

6.За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

7.Какие в основном собаки были у генерала?

8.Кто такой Прохор?

9. Как звали брата генерала?

10.Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

11.Зачем приехал брат генерала?

Коммуникативные:

формирование умения работать самостоятельно.

Познавательные:

формирование умения извлекать информацию из учебной литературы,  текста; умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение.

Усвоение новых знаний.

Цель:формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

Словарная работа

Работа в парах

По методике Ривина

Работа над анализом рассказа «Хамелеон».

Работа на доске

Словарная работа

Физкультминутка

Цель:

Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности

Словарная работа

Слово учителя.

- Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена- это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

    Большинство произведений Чехова сатирические и юмористические.

- Как вы понимаете слово сатира?

- Что такое юмор?

Сатира, юмор

Юмор-это добрый смех, высмеивает человеческие пороки, слабости.

Сатира-это злой смех, высмеивает социальные пороки общества.

-А теперь расскажем друг другу прочитанный рассказ.

- Вы можете свободно передвигаться по классу и найти себе пару

Слушание отрывка аудиозаписи текста рассказа

- Кто оказался виновником скандала?

- Каким образом ведет себя полицейский надзиратель Очумелов?

-Как меняется его взгляд на справедливость?

- Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал?

-Почему?

- Что означает смена интонаций голоса-от повелительного до трусливого?.

- Давайте обратимся к названию рассказа.

По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? Ведь слова «Хамелеон» нет в рассказе.

Кто такой хамелеон?

А только ли у нас в рассказе  один «хамелеон»?  

(Слайд)

Что такое хамелеонство? Обратимся к словарю.

А что же такое чинопочитание?

В чем же проявляется хамелеонство Очумелова?

- Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите в тексте предложения, которые дают характеристику Хрюкину.

- В чем «хамелеонство» толпы?

(Учащиеся сами проводят физминутку под руководством учителя)

- Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями?

(Слайд)

-Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Назовите каждую деталь в портретах героев.

- Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Как вы понимаете слово конфискованный?

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание  художественной деталью». Каждая деталь помогает понять лицемерие героев.

Слайд

Художественная деталь – это (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа.

-Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

    Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к слайду.

(Слайд)

(Запись в тетради)

Сатира- гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.

Юмор-художественный прием в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде.

(дети кратко пересказывают друг другу прочитанный рассказ)

Белый борзой щенок, в его глазах было выражение слезящихся

- Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…»    Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

- взгляд на справедливость меняется в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»

При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

- Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.  Двуличие. Оба лица лживы.

Хамелеон

это человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

1.Хамелеон – Очумелов

2.Хамелеон – Хрюкин

3.Хамелеон – толпа

(Запись в тетради)

Хамелеонсто- угодничество, приспособленчество, чинопочитание.

Чинопочитание – это преклонение перед человеком власти.

1. По отношению к Хрюкину – грубость, высокомерие, надменность.

2. по отношению к генералу – подхалимство, чинопочитание, угодничество, льстивость.

3. По отношению к самому себе - полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).

Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.

Генерал не появляется на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует его сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала  действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.

Шинель, решето, конфискованный крыжовник:

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают  вседозволенность.  Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Конфискованный- отобранный

Запись в тетради

(Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение;

Хрюкин – грязнуля;

Елдырин – сварливый, корыстный человек;

Жигалов – плут, пройдоха.

Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений.  

- Поэтому, можно сказать, что рассказ сатирический.

Коммуникативные:

аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные:

умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста

литературного произведения по заданной теме.

Личностные:

Следование моральным и этическим требованиям  в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

Закрепление и включение в систему знаний

Цель:Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Организует диагностическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Дидактическая игра на соответствие описания портрета и его изображения «Угадай портрет».

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки с портретами разных людей.  У меня в руках карточки с описанием этих портретов. Определите соответствие между карточкой с изображением  портрета  и его описанием.

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

сохранение учебно- познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Заканчивая работу на уроке, вспомните все что вы сегодня узнали, интересно ли вам было на уроке, полезна ли вам та информация которую вы поняли? Метод «ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!»

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони.

Большой палец –– «Здесь мне было хорошо и интересно работать»

указательный-«Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать»

средний - «Мне была полезна информация, которую я получил на уроке»

безымянный – «Мне было трудно»

мизинец – «Мне здесь совсем не понравилось»

    Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и выбирают тот палец, который соответствует выбранному ответу. Затем учащимся предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой  иточностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные: самооценка.

Заключение

Учитель:  Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

  - «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»

Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

Регулятивные: сохранение учебно- познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

Домашнее задание (разноуровневое)

Цель:

выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома.

  1. Исследовательская работа «Случаи хамелеонства и чинопочитания в рассказах Чехова»
  2. Написать эссе «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
  3. Иллюстрация к наиболее понравившемуся отрывку из рассказа

Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил. Спасибо.

Записывают  домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.П.Чехов. Рассказ "Хамелеон"

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон" в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" для 6 класса....

А. П. Чехов. "Хамелеон". "Хамелеонство" в рассказе и жизни.

Урок посвящается проблеме человеческого достоинства, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова....

Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".

В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифров...

Визуальное сопровождение к уроку "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".

Данная работа представлена в виде презентации с использованием программы PowerPoint 2010....

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....

.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.

Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена-...