Статья "Направления проектирования работы с одарёнными детьми"
статья по литературе

Синицына Марина Николаевна

Работе с одарёнными детьми сегодня уделяется особое внимание. Создание условий,при которых возможности одарённых детей могут прявиться в полной мере и получить дальнейшее развитие, является важной государственной задачей. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», -этот афористичный девиз французского философа Мишеля Монтеня положен в основу нашего подхода к работе с юными филологами.    Предлагаемая статья содержит элементы системы работы с одарёнными детьми в области филологии . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми по литературе.

         «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», -этот афористичный девиз французского философа Мишеля Монтеня положен в основу нашего подхода к работе с юными филологами.      В последние десятилетия необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать активные формы обучения.

      Активными являются такие формы обучения, при которых в значительной степени увеличивается самостоятельность учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

        Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

   Раннее выявление и развитие способностей учащихся способствует повышению качества образования. Наша работа в этом направлении строится на:

— изучении интересов и склонностей детей;

— создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

— формировании у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;

— развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;

— проведении тематических мероприятий;

— моральном стимулировании лучших учащихся.

   Целью работы с одаренными детьми является воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, проявлять творческие способности, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

   Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся, определяется не видом урока, а способностью будить мысль, побуждать к действию. В этом и проявляется творчество учителя - найти самую целесообразную форму обучения.

    К таким формам работы с одаренными детьми можно отнести:

  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальные   задания повышенного уровня сложности;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальные консультации.

 Основными задачами в этом направлении являются:              

  • помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

  •  интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • организация проектной деятельности;

  • забота о сохранении физического и психического здоровья, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

    Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.

   Особое внимание в своей деятельности уделяем работе с одаренными детьми. Используем нетрадиционные формы обучения на уроке, во внеклассной работе, активно применяю проектно-исследовательскую деятельность. В рамках поддержки одарённых детей проводятся фестивали и конкурсы различного уровня, выставки творческих работ, предметные олимпиады. Работы талантливых ребят опубликованы в сборниках, выпущенных по итогам муниципальных и всероссийских конкурсов, ежегодно проводится конференция «Я познаю мир», где дети представляют свои работы .

  В школе создан  банк  данных  одарённых детей, банк методик выявления одарённости, регулярно проводится  мониторинг участия школьников в различных мероприятиях творческого, интеллектуального, исследовательского характера.

  Разработана образовательная программа «Организация проектно - исследовательской деятельности», позволяющая осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

В рамках научно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся используют информационные технологии для поиска информации в Интернете, для обработки текстовой и визуальной информации.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Приобретенные навыки помогают работать с информацией , грамотно оформлять творческие проекты, рефераты, исследовательские работы, создается ситуация необходимости поиска  дополнительной информации для решения учебных задач. Дети постепенно овладевают навыками создания презентаций, осваивают культуру их оформления, в зависимости от целевого назначения.

В работах учащихся наблюдается самостоятельный исследовательский подход, делаются сравнения, сопоставления. Они отличаются продуманной логикой построения материала, соразмерностью частей, грамотным оформлением текстовой части и списка использованной литературы. К работам прилагаются презентации.

В систему деятельности также включено использование интерактивных возможностей информационного пространства для подготовки к урокам, консультации по выполнению различных творческих заданий и проектов.

   Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением его деятельности. Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из учеников проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имея успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах. Поэтому для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мало просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно несколько раз напомнить и отследить, что они все сделали правильно. Многие нуждаются в помощи на всех стадиях, начиная с регистрации и заканчивая моральной поддержкой непосредственно перед конкурсом, мероприятием.

  Разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

 Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.

      Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

      В проектной работе используется как учебное, так и внеучебное время. Деятельность учителя незаметна, и создается впечатление, что всю работу учащиеся выполняют самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные смогут выполнить работу до конца. Как правило, усилия тратятся не напрасно. Эффективность и результативность проектной деятельности очевидны.

      Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы как в старшем, так и в среднем звене.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсов ( времени, материалов, оборудования), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только  в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Практикую также проведение мини – проектов, рассчитанных на один урок или на какой – то его этап.

Использование проектной деятельности при изучении русского языка и литературы особенно эффективно, если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Темы и проблемы исследовательских работ по литературе подбираются в соответствии с личностными предпочтениями учащихся и должны находиться в области их самоопределения. Учащиеся старших классов отдают предпочтение индивидуальным или мини - групповым формам работы.

          Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана  и программ, организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Главное в применении этого метода, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки.

  Таким образом, исследовательская работа с одаренными детьми в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает детей к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Список литературы.

1. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.

2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

3.Альбеткова Р.И.Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...