Статья «Уроки-экскурсии по литературе»
статья по литературе (10 класс)

Данный материал содержит статью "Уроки-экскурсии" и урок по литературе на тему "Литературный Петербург"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_i_urok_dlya_publikatsii.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Уроки-экскурсии по литературе»

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

С.Я.Маршак

В Петербурге жили и создавали свои произведения выдающиеся писатели и поэты 18-20 веков: Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, блок, Ахматова, Бродский и многие другие. На улицах города невольно вспоминаются строки и оживают персонажи бессмертных произведений. Не случайно давно сложились такие понятия, как «Пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Серебряного века». У памятника Петру 1 на Сенатской площади просто нельзя не вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник»; в районе Сенной площади словно оживают герои произведений Некрасова и Достоевского. В снежные вьюжные вечера на берегах Невы, на мостах через неё вдруг, кажется, видишь Александра Блока.

 Разве не интересно узнать, где в Петербурге находится «дом Пиковой дамы» или дома, связанные с произведениями Лермонтова, Гоголя; увидеть село Константиново, в котором прошло детство Есенина? Мы побывали в Выборге, Кижах, на родине С.Есенина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого…  

А.Т.Твардовский заметил однажды:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Но этот раз резон особый

Их сочетать позволит мне.

И тот и тот – мне кстати оба,

И путь мой выгоден вдвойне.

             Нужно знакомить школьников с образами Петербурга в литературе и искусстве на уроках, во время пеших и заочных экскурсий, во внеурочной деятельности, при подготовке учащихся к написанию сочинений. Я в своей работе применяю экскурсии, позволяющие узнать много интересного о жизни и творчестве писателя, об истории создания его произведений. Но такая работа требует от учителя огромной подготовки. Необходимо изучить литературу, построить маршрут экскурсии, пройти по местам проведения экскурсии. Но как быть, если, например,  8 последних лет жизни великого русского писателя Ф.М.Достоевского были связаны со Старой Руссой? Свою дачу, как и прилегающую к ней часть города, Достоевский описывает в романе «Братья Карамазовы». Сейчас это уникальный литературный музей под открытым небом. Наглядное представление памятных мест старой Руссы помогает понять, как живая российская действительность документально точными деталями входила в художественную ткань произведений писателя. Сначала с этим удивительным уголком России  познакомились учителя гимназии, а потом я смогла пригласить туда на экскурсию  учащихся 10 класса, потому что уже был готов материал. Ребята пишут после путешествий очень интересные сочинения, выпускники вспоминают наши экскурсии, потому что такая работа оставляет добрый след в их душах и душе учителя.

            Приведу выдержки из экскурсии

«Вслед за литературными героями Ф.М.Достоевского»

Цель экскурсии:  вызвать интерес к истории города; познакомить с Петербургом Ф.М.Достоевского; расширить сведения о жизни и творчестве писателя.

Задача экскурсии: 

1)Показать, как создан в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых, подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

2) Обогащение словарного запаса, развитие связной речи и творческих способностей детей, воспитание уважения, бережного отношения к духовным ценностям города (экскурсия для учащихся 10 классов).

Маршрут экскурсии: Сенная площадь, пер. Гривцова (только показать), Кокушкин мост, Столярный пер., Казначейская ул., канал Грибоедова, Вознесенский мост, канал Грибоедова, ул. Средняя Подъяческая, пр. Римского – Корсакова, Юсуповский сад, ул. Садовая.

Остановки:

1) Сенная площадь (перед павильоном метро);

2) Здание гауптвахты;

3) Кокушкин мост (перед или после моста);

4) Угол Столярного пер. и Казначейской ул. 7;

5) Гражданская ул. 19/15;

6) Канал Грибоедова д.73;

7) Вознесенский мост (около);

8) Канал Грибоедова д.104;

9) Угол Вознесенского пр. и пр. Римского-Корсакова;

10) Юсуповский сад.

Одна из остановок:

1. Остановка «Сенная площадь» (напротив павильона метро) (продолжительность 10 – 12 минут)

Объекты показа: Сенная площадь, павильон метро Сенная пл., Садовая ул., пер. Гривцова, здание гауптвахты.

Подтема «Сенная площадь и храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас – на -  Сенной)»

1)   Мы находимся в уникальном месте – на пересечении одной из старейших торговых площадей и одной из самых длинных улиц Санкт-Петербурга – Садовой. Район Сенной площади тесно связан с именами самого Достоевского и его литературных героев, глазами которых сегодня мы можем видеть ушедший XIX век. Оглянитесь вокруг и вслушайтесь в ритм этой части Петербурга: шумная, многолюдная масса копошащихся людей в окружении зданий и построек разного назначения и разных эпох. С трудом можно представить себе, что когда-то это была лесистая болотистая местность за чертой города.
     Площадь появилась в первой трети XVIII века, когда на участке были вырублены редкие деревья и кусты и разрешен торг сеном, соломой и дровами.

-Как вы думаете, почему площадь и улица получили название Сенная? Какое ещё имела название? (вопрос группе)

 По возникшему Сенному рынку получила впоследствии название и площадь, и улица, пересекающая ее. Но поскольку трасса этой улицы проходила вдоль загородных садов и огородов, в историю главная торговая и купеческая улица Петербурга вошла как Садовая.
Сегодня ее протяженность составляет почти пять километров, но нам предстоит пройти по небольшому и самому оживленному отрезку вдоль Сенной площади. Садовую улицу многие по праву называли исключительно народной, потому что вместе с площадью она представляла центр торговли не только для горожан, но и для жителей окрестностей столицы.

(Показать фотографии – формат А4)

2)        Действие этого романа в основном происходит в районе Петербурга, торговым центром которого была Сенная площадь. В своих кружениях по городу Раскольников часто приходил к Сенной. На том месте, где сегодня находится павильон метро «Сенная площадь», стояла большая старинная церковь «Спас на Сенной». Здесь, на площади перед церковью, Раскольников опускается на колени после убийства старухи-процентщицы. Так начинался тяжкий путь раскаянья Родиона Раскольникова.

-Какие эпизоды из романа, связанные с Сенной площадью вы можете зачитать? (вопрос группе)

      «Он вошёл на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шёл именно туда, где виднелось больше народу. … Но когда дошёл до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию…

      Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Он весь задрожал, вспомнив это. И до того его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как он стоял, так и упал он на землю…

      Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.

  -Ишь нахлестался!  – заметил подле него один парень.

Раздался смех».

Такие уроки очень интересны как для учителя, так и для учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Презентация по литературе "Болдинская осень" (урок-экскурсия)

Презентация по литературе "Болдинская осень" (урок-экскурсия)...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...