Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Тихонова Марина Владимировна

Урок из разработок "Уроки нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon telegramma.doc38 КБ
Office presentation icon urok.ppt214 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: выяснить, что такое настоящая доброта на основе рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; определить, что писатель ценит в людях; провести словарную работу.

Задача: работать над выразительным чтением, логически строить свое высказывание, учиться доказывать свои мысли.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, ноутбук и проектор для показа.

Ход урока.

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский.

Учитель. Сегодня мы постараемся выяснить, что такое настоящая доброта, какая она, на основе рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поговорим о том, что писатель ценит в людях. Давайте прочитаем слова писателя, а в конце урока выясним, что они означают.

На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Герои его всегда соучастливы, мужественны, скромны и лиричны. Паустовский-писатель и Паустовский-человек слиты воедино. Он открыт и щедр как человек. Чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. Писатель заставляет остановиться читателя и внимательно всмотреться в то, что нас окружает: разобраться, что главное, а что второстепенное в этой жизни, как распределить ценности. На эти и другие вопросы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма».

Учитель. О чем этот рассказ?

Ученик. О жизни Катерины Петровны и Насти ( краткий пересказ).

Учитель. Основная тема – взаимоотношения родителей и детей. Также  в рассказе идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.

Учитель. Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне. Что задело вас, тронуло в судьбе этой женщины? Какое прошлое было у нее?

Ученик. Сейчас она плохо видит, маленькая, сгорбленная. А когда-то жила в Петербурге, была с отцом в Париже, видела похороны Гюго - счастливая и насыщенная событиями жизнь. После отъезда Насти осталась одна.

Учитель. Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

Ученик. О ней заботятся Маняша и Тихон, уважают ее, оказывая посильную помощь.

Учитель. Может ли внимание чужих людей восполнить внимание родных? Одинока ли она?

Ученик. Для нее дороже было бы внимание со стороны дочери.

Учитель. Не только Паустовский об этом пишет. Евгений Евтушенко в своем стихотворении тоже поднимает эту проблему. Давайте прочитаем его.

Метаморфозы.

Детство – это село Краснощеково,

Несмышленово, Всеизлазово,

Скок-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность – это село Надеждино,

Нераспашкино, Обольщаньино,

Ну а если немножко Невеждино, -

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость – это село Разделово:

Либо Сосваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, либо Правдино.

Старость – это село Усталово,

Понимаево, Неупреково,

Забывалово, Зарастаево,

И – не дай вам Бог – Одиноково.

Учитель. На какой станции живет Катерина Петровна?

Ученик. Одиноково. Потому что нет Насти.

Учитель. От тоски она пишет письмо Насте. Давайте прочитаем его (стр.314).

Ученик. (Читает).

Учитель. Услышала ли душа Насти это письмо? Что она сделала с письмом?

Ученик. Письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы. Она убрала его в сумочку, думала прочитать позже.

Учитель. Что мы узнаем о жизни и работе Насти в Ленинграде?

Ученик. Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки. Даже письмо матери некогда прочитать.

Учитель. Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Найдите глаголы, которые указывают на деятельность Насти.

Ученик. Была настойчивой, решительной, выражала горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. («Ну что ж, будем драться вместе», - сказала Настя.)

Учитель. А почему тогда этой заинтересованности не было по отношению к матери?

Ученик. Тимофеев был очень талантлив - Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы, а она потом получила бы слова благодарности за чуткость, внимание к людям. Она искала выгоду только для себя.

Учитель. Как Настя принимает телеграмму?

Ученик. Спокойно. Не понимает даже, о какой Кате идет речь.

Учитель. Почему Настя не открыла правду старому художнику?

 Ученик. Не хотела видеть себя плохой в глазах других людей. Ей было стыдно

 признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.

Учитель. Почему Настя «скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Ученик. Это неприятное известие было не вовремя, нарушало ее планы.

Учитель. Давайте вспомним  эпизод, когда Настя осталась одна. Меняется ли теперь ваше отношение к Насте?

Ученик. Это кульминация рассказа: ее горькие слезы – это слезы очищения. «Поздно! Маму я больше не увижу!» Мы готовы ее простить за раскаяние.

Учитель. Успела ли Настя приехать к живой матери?

Ученик. Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески.

Учитель. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

Ученик. Вторую. Потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие.

Учитель. В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Что такое пустельга? Почему они сказаны именно девочке?

Пустельга 1. Хищная птица из семейства соколиных.

                                   2. Легкомысленный, пустой человек ( разг., неодобр.)

В каком значении здесь это слово употреблено?

Кто же оказался пустельгой?

Ученик. Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте. Не будь пустельгой – значит не будь пустым человеком.

Учитель. Какие факты свидетельствуют  о том, что Настя поняла вину?

Ученик. Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь…» Крадучись уезжает из деревни, ей было стыдно перед людьми. Но она понимает, что нет ей прощения, простить может только Катерина Петровна.

Учитель. Надеюсь, вы не будете забывать о самых близких, о самых родных, которые нуждаются в вас. А то может оказаться поздно. «Будь человеком, за добро плати добром!» - говорит К.Паустовский.

(Звучит песня «Мама».)

Метаморфозы.

Детство – это село Краснощеково,

Несмышленово, Всеизлазово,

Скок-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность – это село Надеждино,

Нераспашкино, Обольщаньино,

Ну а если немножко Невеждино, -

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость – это село Разделово:

Либо Сосваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, либо Правдино.

Старость – это село Усталово,

Понимаево, Неупреково,

Забывалово, Зарастаево,

И – не дай вам Бог – Одиноково.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Детство – это село Краснощеково, Несмышленово, Всеизлазово, Скок-Поскоково, чуть Жестоково, Но Беззлобино, но Чистоглазово. Юность – это село Надеждино, Нераспашкино, Обольщаньино, Ну а если немножко Невеждино, - Все равно оно Обещаньино. Метаморфозы.

Слайд 3

Зрелость – это село Разделово: Либо Сосваткино, либо Пряткино, Либо Трусово, либо Смелово, Либо Кривдино, либо Правдино. Старость – это село Усталово, Понимаево, Неупреково, Забывалово, Зарастаево, И – не дай вам Бог – Одиноково. Евгений Евтушенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...