Педагогика Е.Н. Ильина и современный урок литературы.
статья по литературе

Митусова Александра Петровна

       В данной статье поднимаются вопросы, которые волнуют многих педагогов современной школы и, как оказывается, волновали учителей прошлых столетий.  Как заинтересовать классической литературой современного школьника? Какими способами можно добиться того, чтобы учение и воспитание были тесно сплетены в уроке литературы? Каким должен быть хороший учитель? Каков главный секрет интересного урока литературы? В педагогической системе  Е.Н. Ильина мы можем найти на эти (да и на другие) вопросы исчерпывающие ответы. И нужно отметить, что каждый из  элементов новаторской системы этого известного педагога находит своё отражение в основных принципах современного урока литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика Е.Н. Ильина и современный урок литературы

     Как заинтересовать классической литературой современного школьника? Ответ на этот вопрос можно найти в педагогической системе Евгения Николаевича Ильина.

      В 1960-70-х годах XX века он разработал концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по этому предмету. Е.Н. Ильин выделяет четыре слагаемых успеха в своей стратегии воспитания читателя: позиция, способ, учитель и урок.

     Рассмотрим каждый элемент этой системы. Какова же позиция Ильина? Он считает: «Учить и воспитывать – это как «молния» на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли».

     Какими способами можно добиться того, чтобы учение и воспитание были тесно сплетены в уроке литературе? Е.Н. Ильин отмечает, что «не только у пушкинского Германа, но и у словесника есть свои три беспроигрышные карты: деталь – вопрос – прием». Он подчеркивает огромные возможности художественной детали, которая нередко используется для «запуска» механизма общения.

     Каким должен быть хороший учитель? «Если он сможет поведать о книге нечто такое, чего не знает никто, у такого учителя дети обязательно будут читать», - в этом убежден Е.Н. Ильин. По его мнению, рабочая формула учительской личности: знаток – артист – врач. Знаток сообщает материал, артист его преподносит, врач помогает понять.

     Каков главный секрет интересного урока литературы? Е.Н. Ильин уверен в том, что «урок – прежде всего встреча и уже потом – предмет, анализ, журнал». Главный метод урока – это общение, и поэтому «юмор на уроке – необходимая разрядка, хорошее настроение».      

     Таким образом, методика Ильина позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. Педагогическое общение преследует также цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя.

     Педагогическая система Ильина связана с планированием занятий по эстетическим, нравственным аспектам, с отбором учебной информации. Ильин практикует творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и других линий в литературе, воспитанию культуры чтения.    

     Теперь рассмотрим, какие требования предъявляются к современному уроку литературы.

     Для урока литературы характерны культурологический подход в изучении материала, включение эмоциональной сферы учащегося в работу на уроке, эмоционально-оценочная составляющая.

Современный урок литературы немыслим без объединения понятийно-логического и образно-эмоционального освоения действительности, без личностно прочувствованного переживания своего отношения к изучаемому материалу, гармонического сочетания учебного и воспитательного процессов.

В методике проведения урока литературы в современной школе определились следующие основные ориентиры:

– стимулирование школьников к самоанализу, саморазвитию;

– свободный выбор видов деятельности, заданий, форм отчётности;

– активное участие школьников в организации, подготовке и проведении урока;

– «очеловечивание» знания: знания идут от автора текста через личность учителя и усваиваются каждым учеником в меру его возможностей, с определённым уровнем понимания, влияют на личность каждого по-своему.

Воспитательные идеи современного урока литературы определяются личностным подходом к ученику и изучаемому материалу, идеей сотрудничества, сотворчества с учениками.

Уроки литературы призваны развивать самостоятельность, творчество, формировать навыки речевого общения, ведения диалога.

На уроке литературы осуществляется преимущественно диалоговое общение. Это диалог учащихся с автором изучаемого текста, диалог учителя с учениками, диалог учащихся как читателей друг с другом, диалог учеников с автором учебника.

Сопоставим основные принципы современного урока литературы с важнейшими элементами педагогической системы Е.Н. Ильина.

Современный урок литературы:

Урок литературы по Е.Н.Ильину:

 - Личностный подход

- Развитие самостоятельности, творчества учащихся

- Идея сотрудничества

- Диалоговое общение

- Единство учения и воспитания

- Искусство вопроса, важность детали, творческий приём

- Хороший учитель – знаток, артист, врач

- Метод урока – общение

Таким образом, каждый из четырёх элементов педагогической системы Е.Н. Ильина в целом находит своё отражение в основных принципах современного урока литературы.

Источники:

1. www.bg-znanie.ru

2. www.ps.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как основа современного урока литературы в старших классах

Обобщение опыта работы в старших классах, описание приемов, создающих условия для вовлечения учащихся в учебный диалог на уроках литературы....

Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"

Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС...

Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, у...

Современный урок литературы. Задачи и проблемы.

Методическая разработка напрвлена на повышение качества и эффективности уроков литературы в школах с нерусским (родным) языком обучения. В работе представлен многолетний опыт работы учителя словесност...

Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Мастер – класс на тему: «Остаться на пароходе современности... (Современный урок литературы)»

Цель мастер-класса - знакомство учителей с приемами, помогающими разнообразить современный урок литературы, заинтересовать учащихся, мотивировать их на чтение художественных произведений....