Технологическая карта урока
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Игнаткина Анастасия Юрьевна

Технологическая карта урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон»

Тип урока:

Урок «открытия новых знаний»

Цели урока:

Познакомить с текстом рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.

Показать мастерство писателя в изображении хамелеонства, а также в использовании художественных средств выразительности.

Формировать навык анализа образа литературного героя.

Расширять лексический запас, объясняя значение новых слов и понятий.

Воспитывать интерес к решению проблемных задач при сотрудничестве со сверстниками.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.

Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре.

Личностные УУД: формировать целостное мировоззрение; самоопределяться; уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам; формировать нравственные  качества  ребёнка такие, как уверенность в себе, самостоятельность, самоуважение и уважение других; формировать  способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам;  развивать творческие способности учащихся.

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Этап мотивации, актуализации знаний

1.Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! А.П.Чехов шутил: «Умный любит учиться, а дурак учить!» Очень не хочется быть последним, давайте сегодня побудем учениками друг у друга, у великой русской литературы, наконец, у жизни.

 А.П.Чехов обладал необычным даром: любой расхожий анекдот он умел облечь в маленький шедевр – рассказ, от которого становилось не только смешно, но и грустно.

2. Вы знаете многие из этих рассказов. Назовите их, пожалуйста.

Учащиеся называют известные им рассказы Чехова.

Излагать своё мнение.

Этап

проблематизации

Сегодня я предлагаю вам поговорить о маленьком чеховском шедевре – рассказе «Хамелеон», который был опубликован в ж. «Осколки» в 1884 г. Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом Чехов снял его и оставил просто «Хамелеон».

Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и организует побуждающий диалог, подводящий учеников к проблемной ситуации:

- Понятно ли вам прямое значение слова «хамелеон»?

- Встретилось ли оно в тексте рассказа?

Учитель заостряет внимание класса на возникшей проблемной ситуации (слова «хамелеон» в тексте нет, но оно вынесено в заглавие – смысловой стержень произведения) и предлагает её разрешить, но прежде сформулировать проблемный вопрос урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и выясняют, что слова «хамелеон» в тексте нет, но оно вынесено в заглавие рассказа.

Учащиеся формулируют учебную проблему как вопрос «Почему рассказ назван его автором «Хамелеон»?

Записывают вопрос в тетрадь.

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать работу в паре.

Излагать своё мнение.

Этап

целеполагания и планирования

Учитель организует диалог, направленный на самостоятельное планирование деятельности:

- Итак, какова цель сегодняшнего урока?

- Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, как мы должны организовать нашу работу? Что сделать?

-  Как вы думаете, двигаясь по намеченному плану, найдём ли мы ответ на проблемный вопрос?

Версии учащихся выслушиваются и корректируются самими учениками и учителем.

Излагать своё мнение.

Планировать деятельность.

Этап

концептуализации и моделирования

Учитель организует работу, направленную на анализ художественного текста рассказа:

1.Слушание 1 пары учеников с сообщением о композиционном построении рассказа.

2. - Где разворачивается действие в рассказе?

    - Как бы вы охарактеризовали обстановку, царящую в провинциальном городке? В чём особенность языка автора?

    - Кто становится героями рассказа? В чём особенность их фамилий?

3. Слушание 2 пары учеников с сообщением о «говорящих» фамилиях как художественной детали текста.

4. - Какие ещё детали, характеризующие Очумелова и Елдырина, встречаются в самом начале рассказа? Прокомментируйте их.

5. - Какая картина предстаёт перед Очумеловым?

    - Кто оказался виновником скандала?

    - Сколько раз Очумелов меняет своё мнение о собаке?

Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (мнения), организует их проверку с помощью методического приёма "Фишбоун" в паре, а затем на доске.

6. Учитель организует итоговую беседу по вопросам:

- Итак, сколько раз Очумелов меняет своё мнение о собаке?

- От чего зависит это мнение?

- Как при этом меняется тон его высказываний?

- Что значит шинель в портрете Очумелова? Какие с ней происходят превращения?

- Можете ли вы назвать её художественной деталью? Что она помогает нам понять?

1 пара учеников знакомит класс с композиционным построением рассказа.

Вводится понятие композиция.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

2 пара учеников знакомит класс с «говорящими» фамилиями как художественной деталью текста.

Вводится понятие художественная деталь.

Учащиеся в паре выполняют задание, связанное с установлением причинно-следственных связей между объектом анализа (мнение Очумелова о собаке) и влияющими на него факторами (положение, чин предполагаемого хозяина), используя предложенные им художественные отрывки из рассказа в ролевом чтении группы учеников.

Затем на доске создаётся в цвете схема "Фишбоун" с ответом на вопрос «Чья собака?» - «Брата генерала Жигалова».

Учащиеся отвечают на поставленные  вопросы:

- От положения, чина предполагаемого хозяина собаки.

- То начальственный, повелительный, категоричный, то рабски-трусливый, заискивающий.

- Шинель(пальто) – символ быстрого, мгновенного изменения мнения Очумелова как представителя власти и его душевного состояния. Им движет чувство страха перед вышестоящим по чину генералом. Запахивая шинель, Очумелов остаётся глух к чужим проблемам, закрыт для искренних чувств.

Работать по плану, сверяясь с целью.

Представлять информацию в разных формах.

Сравнивать.

Излагать своё мнение.

Организовывать работу в паре.

Этап

конструирования

- Вспомните проблемный вопрос урока и попробуйте ответить на него, используя полученные знания.

- Сформулируйте значение слова хамелеон. Оно прямое или переносное?

- Только ли Очумелова можно назвать хамелеоном? Своё мнение обоснуйте.

- Какой смех, на ваш взгляд, звучит в рассказе?

Вывод: из весёлого, жизнерадостного Антоши Чехонте писатель превращается в мудрого А.П.Чехова, который напоминает простую истину: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой».

- Есть ли в рассказе персонажи, которым стыдно перед щенком? Что он понимает в происходящем?

Вводится понятие хамелеон.

Вводится понятие хамелеонство как социальное явление.

Вводится понятие сатирический смех.

Приём «литературного допущения»: чтение внутреннего монолога собаки, составленного одним из учащихся.

Представлять информацию в разных формах.

Сравнивать.

Этап рефлексии

- На ваш взгляд, встречается ли хамелеонство в нашей жизни?

Учитель организует контрольно - оценивающую деятельность, предлагая заполнить каждому ученику лист оценивания.

Учащиеся голосуют «ДА»  большим пальцем, поднятым вверх, «НЕТ» - опущенным вниз.

Учащиеся выставляют отметку себе, своей паре, мини-группе или отдельному ученику.

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее

 задание

Учитель предлагает три варианта итоговой письменной работы:

  1. «Толстый и тонкий вопрос».
  2. Почему рассказ называется «Хамелеон»?
  3. Актуален ли рассказ «Хамелеон» сегодня?

Создавать устные и письменные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...