Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Четверикова Елена Ивановна

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;

- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

- путем замедленного прочтения  рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа» убедить учащихся в необходимости доброты, сострадания, толерантности;

- воспитывать интерес к чтению;

-формировать умения работать в коллективе;

- уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5-м классе  

Тема: Урок внеклассного чтения «Чтобы жить – умей побеждать» ( по рассказу Л.Е.Улицкой «Бумажная победа» )

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-диалог

Цели урока:

 1) Обучающие:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;

- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

2) Воспитательные:

- путем замедленного прочтения  рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа» убедить учащихся в необходимости доброты, сострадания, толерантности;

- воспитывать интерес к чтению;

-формировать умения работать в коллективе;

- уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

3) Развивающие:

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;

- развивать самостоятельную деятельность;

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-развивать умение оценивать художественное произведение;

- развивать критическое мышление у учащихся.

Применяемая технология: технология развития критического мышления 

Средства обучения: текст произведения, буктейлеры по биографии писательницы и ее книге, презентация.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, опережающее задание.

Продолжительность урока: 45 минут

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация начала урока. 

(1 мин.)

Проверка готовности класса. Приветствие.

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе.

1) Личностные:

-смыслообразование.

2) Регулятивные:

 волевая саморегуляция.

3) Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Стадия вызова.

(5-8 мин.)

Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, сценаристом, драматургом, писателем, правда, не детским, Людмилой Евгеньевной Улицкой, но для детей и о детях она тоже написала .

 Если  бы  у  современной  литературы  было  лицо,  это  было  бы  лицо Людмилы  Улицкой.    Она  создала  особый,  во  многом уникальный художественный  мир. Она наша современница, и не знать ее просто недопустимо. (Слайд 2)

1) Личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию

 2) Регулятивные:

волевая саморегуляция.

3)Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей; моделирование.

 4) Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Целеполагание (постановка учебных задач) (2-3 мин.)

Какие же задачи мы должны решить сегодня на уроке?

(Познакомиться с биографией писателя;

Прочитать рассказ;

Понять авторскую позицию)

Формулируют задачи урока.

1) Личностные:

смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 2) Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование,  прогнозирование.

3)Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

 4) Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4. Стадия осмысления.

(20-23 мин.)

Реализация домашнего задания

ФИЗКУЛЬТ

МИНУТКА

Итак, несколько слов об авторе.

Вопросы после просмотра ролика

Что запомнилось или, может, удивило в биографии Улицкой?

 (Слайд 3-4)

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 21 февраля 1943 года в городе Давлеканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности - еврейка. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей. Людмила Улицкая – лауреат престижных литературных премий. Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом.

Вам нужно было узнать у своих близких, родных, знакомых об их детстве. Что вы узнали? Детство 49, какое оно?

- Ребята, мы обратились к теме послевоенного времени неслучайно: Людмиле Евгеньевне в эти годы было всего 6 лет, о своем детстве и о  детях войны и послевоенных лет написала она книгу. Про тех, у кого не было детства в том смысле, как мы привыкли это понимать: сиротство, голод, нищета, игры без игрушек, школа без книг и тетрадей, потеря близких... и постоянная борьба за выживание. О себе и об этих детях книга, которая так и называется «Детство 49»

Буктрейлер о книге «Детство 49»

Давайте подумаем, почему так назван сборник? Расшифруем название. О каком времени идет речь в сборнике? (О детстве.) Кто герои ее рассказов? (Дети.) 49 – это 1949 год, когда сама писательница была ребенком, т.е. в основе рассказов ее воспоминания. Эта дата близка к другой великой дате в истории. За четыре года до этого окончилась ВОВ, т.е. сборник повествует о послевоенном детстве

Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям.

(Осмысление содержания проводится при помощи приёма «чтение с остановками»).

Читает текст. Задает вопросы. (До слов: Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.)

1-я остановка: Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? Чем интересна его фамилия?

Почему он был «несчастным человеком»?(Слайд 5)

А как вам кажется, это внешние обстоятельства жизни Гени или они характеризуют его как личность? Можно ли по фамилии судить о личных качествах человека?

У него нет отца, но так ли это важно, чтобы стать хорошим человеком?

Какие чувства в вас вызывает герой?

Давайте обратим внимание, какое время года изображено в начале рассказа. Перечитаем первое предложение. Почему грязь на улице и Геня – в одном предложении?

2-я остановка: (- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.)

Как можно ответить на вопрос бабушки? Почему его не любят? Есть ли в этом вина Гени?

Какие детали дополняют портрет мальчика?

Как вы охарактеризуете поведение детей? Кто среди них главный?

На чем основана власть Женьки Айтыра? (На страхе, подчинении, на подавлении воли других.) Хотелось бы вам оказаться у него «на побегушках»?

Между детьми идет настоящая война. А война немыслима без оружия. Какое оружие применяют дети против Гени? (Грязь, слово)

Какое из оружий способно причинить больший вред?

Где вы встречались с подобной ситуацией? Какие книги читали или смотрели фильмы про жестокость между детьми?

Перед вами лист белой бумаги, обычный лист и вы сейчас… Просто его сомнете в бумажный ком

-Легко ли это было сделать?

-Почему?

-А легко ли обидеть человека?

-Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?

-Узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем дальше.

3-я остановка: (- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.)

-Как вы считаете, правильным ли было решение мамы пригласить ребят со двора на праздник?  

-Легко ли ей дается это решение?

В этом отрывке мы снова встречаем описание природы. Зачитаем. Что изменилось?

Как вы думаете, придут ли ребята к нему на день рождения?

4-я остановка: (Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.)

Что нового вы узнали о семье мальчика?

Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

С какими чувствами он ожидает прихода гостей?

Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения? Как пройдет праздник?

5-я остановка: (Мать кончила играть.)

Представим, что мы в гостях у Гени. Послушаем музыку Шуберта. (Музыкальный Момент N3 Фа – Минор) (Слайд 11)

Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их. (Послевоенное детство).

Какое открытие сделали ребята на дне рождения?(Попали в другой мир)

Почему это их так удивило? (МУЗЫКА)

Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты.  

Что начинает меняться во внутренних ощущениях Гени?

Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?

Чтение до конца.

Какое же открытие ожидало гостей?(Геня делает бумажные фигурки. Это искусство оригами) (Слайд 7)

С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться?

Как же ребята стали относиться к Гене? Что в них изменилось?

А каким вы увидели Айтыра на дне рождения, самого страшного врага Гени?

Какое чувство начинает испытывать Геня?

-А теперь подумаем как можно озаглавить рассказ? И почему?

«Как сладко звучит это слово, оно всегда ласкает слух. Она хороша большая и маленькая, в соревнованиях или над собой – в любом случае она окрыляет и укрепляет веру в себя». 

-О чем идет речь? (о победе)

-Найдем в толковом словаре лексическое значение данного слова. (ПОБЕДА, -ы, ж. 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая — праздник победы в Великой Отечественной войне). 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-нибудь в результате преодоления чего-нибудь || прилагательное победный, -ая, -ое)

Работая в паре подберите 2-3 прилагательных, подходящих к слову «победа». Объясните свой выбор. (Долгожданная, героическая……)

 - С помощью чего удалось главному герою одержать победу? (Бумаги)

Посмотрите на словарную статью, посвящённую слову «бумажный»:

Бумажный. – 1.сделанный из бумаги.

2.канцелярский, бюрократический.

3.перен. существующий только на бумаге, не осуществляемый

на деле (бумажные доказательства)

- Бумага ассоциируется с чем-то непрочным, недолговечным. А сочетание Бумажная победа кажется несочетаемым, такой прием в литературе называется оксюморон (привести примеры)

Что помогло Гене одержать эту победу?

Обычно побежденные чувствуют себя несчастными, униженными. Так ли чувствуют себя Женька Айтыр и другие ребята? (Это сила искусства, она способна преображать человека)

 -Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? (Обсуждение проблемы.)

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает  проблему толерантного отношения друг другу.  Вспомним, что такое толерантность.

Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Просмотр видеоролика о писательнице.

Ребята рассказывают о том, каким трудным, голодным, холодным , искалеченным войной было это детство.

Отвечают на вопросы учителя.

Просмотр буктрейлера

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Кинофильм «Чучело»

Делают бумажный ком

Отвечают на вопросы учителя.

(беседа по отношению ребят друг к другу)

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Зачитывают цитаты.

Делятся своими  впечатлениями.

Отвечают на вопросы учителя.

Отдыхают, слушают музыку с закрытыми глазками

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают цитаты.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают свои варианты заглавий и обосновывают.

Работа со словарем ребят - экспертов +(слайд презентации)

Высказывают предположения.

Слайд презентации

Приводят примеры

1) Личностные:

смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания. Умение соотносить поступки героев и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

 2) Регулятивные:

прогнозирование – предвосхищение результата; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3)Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка произведения; постановка и формулирование проблемы.

4) Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5. Стадия рефлексии. 

Попробуйте распрямить лист бумаги, из которого мы делали ком.

-Получается? Почему?

Но все можно исправить: сделайте из бумаги поделку (оригами), и она из ненужного листа превратится в оригинальный подарок.

Молодцы! Подарите свою поделку тому, кто вас чем- то удивил.

Работа с бумагой

Отвечают на вопрос учителя.

Делают оригами

Дарят поделки и объясняют причину выбора одноклассника.

1) Личностные:

умение соотносить поступки героев и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

 2) Регулятивные:

волевая саморегуляция; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценивание качества и уровня усвоения материала.

3)Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей; моделирование; структурирование знаний;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 4) Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

6. Домашнее задание 

1. Написать сочинение-размышление «Моя победа»

Записывают домашнее задание в тетради и дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"

Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися,  что такое Крымская  война и кто  был истинным геро...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 10 классе по книге «Science Fiction Stories», Isaac Asimov, «Айрис Пресс», 2014 г., по теме «Robots of Future»

Предлагаемая разработка урока построена на материале дополнительного домашнего чтения и является последовательным звеном в рамках ключевой  темы 3 главы "Civilization and Progress" учеб...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Технологическая карта урока внеклассного чтения "Простите нас"

Урок проводится в 7 классе по рассказу Ю. Бондарева «Простите нас!»...

"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Урок по рассказу  Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как  важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...