Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс)

В данной разработке речь пойдет о трёх поэтах, которых объединяет еще и то, что каждый из них родом из Москвы. Этих исполнителей собственных песен можно назвать служителями одной музы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voennaya_tema_v_tvorchestve_bardov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Военная тема в творчестве бардов

Ведущий. Бывают яркие и нерасчетливые таланты. Эти люди пишут стихи, воюют, поют, снимаются в кино, путешествуют, поднимаются в небеса и опускаются под воду. Они бывают любимы и ненавидимы. Сегодня речь пойдет о трёх поэтах, которых объединяет еще и то, что каждый из них родом из Москвы. Юрий Визбор, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Их можно назвать служителями одной музы. (Появляется 1-ученик.)

1-й ученик. Говорят, всем правит переменчивая мода. Когда пришло время гласности, то в ней многое потонуло. «Рожденные в года глухие», их песни чуть не забылись. Ну, пели скромно у костров, ну, передавали из рук в руки магнитофонные записи... А теперь запели в концертных залах у микрофонов, в открытую и обо всем на свете. Что ж, пусть кто-то и забыл, а мы с вами сейчас вспомним о том, кто начал чудесную череду «костровой песни», вывел ее на уровень поэзии, кто встал у истока этой традиции.

Обычно считают, что это Окуджава или Высоцкий. Но если быть точным, это Юрий Визбор. Было время недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, выделившись из студенческой массы, единолично овладел сердцами слушателей. Это было еще до Окуджавы, до Высоцкого, до Кима и Коваля, до Новеллы Матвеевой, пожалуй, даже до Городницкого и Ады Якушевой. Магнитофонные записи, зазвучавшие в тысячах квартир, стали отражением самого Визбора, веселого и круглолицего, который не то поет, не то рассказывает:

Лыжи у печки стоят, Гаснет закат за горой...

Молодежь ждала кумира. И он пришел, поющий и рисующий горные пейзажи, которые украшают конверты пластинок с названием «Мой друг рисует горы». Его песни знает студенчество. Внешность проказника и потаенная печаль в уголках рта — ясно, что кино того времени не пропустило такого парня... А Визбор уже пытается найти себя в новом амплуа. Он пишет прозу, которую печатают толстые журналы. Визбор всюду нарасхват — с ним хотят встретиться слушатели, читатели, зрители. Эйфория продолжалась недолго. Визбор неожиданно быстро потерялся в лавине, им самим вызванной. Аудитория самодеятельной песни множилась и дробилась; из студенческой среды новый стиль кометой влетел в профессиональную сферу, где немедленно восстали такие фигуры, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Визбор уступал первому в чистоте тона и глубине переживания, второму — в темпераменте, остроте и резкости слова. Он так и остался певцом студенчества, нежным романтиком послевоенного поколения. Его песенная лирика разлетелась над Хибинами и забайкальскими лесами, над ледниками

Кавказа и песками Средней Азии — над всей нашей прекрасной Родиной, разносимая ее первопроходцами и строителями.

Ведущий. В нем проглядывало что-то от бродяги, от счастливого гуляки — в Визборе-репортере, Визборе-журналисте, Визборе-шутнике. Но иногда весь этот внешний напуск отсекался и в его стихе внезапной и непонятной тревогой пробивалось:

...И лишь меня все ждут в порту, Где замолчат турбины «Ту»...

И кончилось, замолчали турбины... Пришла пора собирать разбросанные строки и вчитываться в них, чтобы понять место Визбора в новейшей русской поэзии. Его интонации — простое мужество и неожиданная прямота исповеди. Его голос — скромное и полускрытое ликование. Струны словно говорили и улыбались. Эта радость окрашивала даже грустную и трагичную песню о двух бойцах. (Звучит песня «Рассказ ветерана».)

Он воспевал товарищество и человеческие симпатии. Это особенно чувствуешь, когда сравниваешь душевность его героев с потаенным одиночеством маленького солдата из песни Окуджавы. Или с мятежностью персонажей Высоцкого, которые полагаются только на свои собственные силы.

Визбор — это пожатие дружеской руки, улыбка солидарности, ликование встречи. Его язык — скупая мужская немногословность, как бы стесняющаяся своей силы. Никакой выспренности, все по-будничному просто... Его мечта выношена не в воображении белоручки, а в сознании послевоенного студента, выросшего из детей войны, что выжили, выучились, закинули за плечи рюкзаки и пошли осваивать крутую и неезженую российскую землю. Визбор часто обращался к теме войны:

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно,

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

В его песнях «Рассказ ветерана», «Военные фотографии», «Помни войну», «Цена жизни», «Ванюша из Тюмени», «Лодейное поле», «Ночь летнего солнцестояния» чувствуется сила воинского духа, солдатская верность тем ценностям, которые они защищали... Эти песни написаны не по заказу, а по велению души. В одном ряду с ними стоят песни об армии 60-х годов: ее солдатах и матросах, их ратной работе («Подлодка», «Ракетный часовой», «Курсант», «Северный флот», «Десантники слушают музыку», «Воспоминания о пехоте»).

(Звучат отрывки из названных песен в исполнении учащихся).

Вы спросите, а что же он сам? Служил или «откосил», как говорят сегодня, «всеми правдами и неправдами»? По окончании пединститута Визбор служил радистом на Севере. Именно тогда он полюбил людей, выбравших профессии мужественные. Он начал писать о летчиках и полярниках, моряках и альпинистах, рыбаках и космонавтах. Кстати, Визбор и сам прошел проверку горами, получив заряд веры в дружбу на всю жизнь. Часто говорят, что он «записал биографию целого поколения»: воспел рыцарство, тягу к путешествиям, неприятие духа стяжательства, спокойный неунывающий взгляд на жизнь, способность до конца выложиться в деле. У Визбора сильный человек всегда прощает врагов и обидчиков, он делится верой в добро с окружающими; только суетливый и своекорыстный жалуется на судьбу, на «Дураков и плохие дороги». «Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо», — говорил Визбор о себе. Он почти всегда улыбался — но не как увалень или недотепа, а с видом человека, который знает что-то простое и важное, но не договаривает. (Звучит запись выступления Булата Окуджавы. Поэт рассказывает о начале своего творческого пути. (Выходит 2-й ученик.)

2-й ученик. Булат Окуджава для многих остался символом шестидесятых годов прошлого века. Сын партийных работников, отца — грузина по национальности и матери-армянки, он родился и рос в Москве (1924 г.). В 1937 г. отец по доносу был арестован, его приговорили к расстрелу, а мать отправили в лагерь для ссыльных. В 1942 г., 17-летним юношей Окуджава добровольцем ушел на фронт. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Работал учителем русского языка и литературы в школе под Калугой. В 1955 г. он переехал в Москву, где вскоре начал петь под гитару, сначала в кругу друзей, потом — публично. Первый сборник стихов Булата Окуджавы «Лирика» вышел в 1956 г.

Вскоре после выхода поэтического сборника «Острова» (1959 г.) увидела свет его первая повесть «Будь здоров, школяр». Ее опубликовали в альманахе «Тарусские страницы» как автобиографическое описание фронтовых переживаний героя. «Это не приключения, — писал в предисловии Б.Окуджава. — Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло...» Повесть пытались ругать критики. Но она и сегодня читается как доброе письмо с фронта.

«...Из дому писем нет. Где же ты, почта полевая? Я заряжаю автоматные диски. Заряжаю и молчу.

— О чем грустишь, ежик? — спрашивает старшина.

А мне трудно ему ответить. Что я отвечу? — Это я так, — говорю я, — дом вспомнил...»

Принадлежа к фронтовому поколению, Окуджава обличал слепую ярость и бесчеловечность войны, горевал о ее жертвах. (Звучит в записи песня «До свидания, мальчики».)

Ведущий. Особое место в его творчестве занимает война. В военных песнях поэта нет душераздирающих деталей, это скорее военный быт, будни и надежда дожить до победы, которая «одна на всех — мы за ценой не постоим!».

Две последние строки в только что прослушанной песне звучат с особой трагичностью: он-то знает, что многие из этих мальчиков никогда уже не вернутся назад. Герои песен Окуджавы уходят на фронт с улиц Арбата. Поэт постоянно возвращается к арбатской теме. Здесь в двориках словно собраны все города России. Все «арбатское» с его неореалистическим антуражем у поэта часто перекликается с военным.

Во дворе, где каждый вечер

Все играла радиола, Где пары танцевали, пыля, Все ребята уважали очень

Леньку Королева И присвоили ему званье

короля...

Эта поэтическая зарисовка так и просится на киноэкран. Король уходит на фронт и гибнет, защищая столицу. Но автор не верит в это, ему чудится, что «за ближайшим поворотом» он снова встретит короля:

Потому что (виноват), но я Москвы не представляю

 Без такого, как он, короля...

(Звучит песня «Ленька Королев» в исполнении учащихся).

3-йученик. Когда на сцену выходил Окуджава с гитарой, зал вставал. Тут многое совпало: имидж солдата-победителя, облик провинциального учителя и интеллигента... Талант? Вне сомнения! Но даже среди талантливых Окуджаву выделяет многолетняя, во многом органичная проповедь добра. «Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет», —• молится герой Окуджавы. А дальше —■ конкретнее: «Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть», «Трусливому дай коня», «Каину дай раскаянье». Окуджава, кажется, штурмует философские выси, раскрывая свою жизненную позицию.

 (Звучит запись песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».)

Ведущий. Владимир Высоцкий — по дате рождения самый молодой из перечисленных нами поэтов. Да и прожил он всего 42 года. Но вознесен народной любовью выше всех. Вот что писал о Высоцком и его пении один из поклонников барда: «После второй-третьей песни ты погружался в какое-то мощное поле и, почти не выныривая, начинал жить совершенно особой жизнью. Он делал с тобой, потрясенным, все что хотел: заставлял хохотать, сжимал сердце и бередил душу. Ты откликался на каждое его слово, жил почти в том же напряжении, что и он. Некоторым становилось физически не по себе».

Высоцкий-поэт не играл в жизнь, а жил по-настоящему. У него не слова ложились на бумагу, а сама душа. Он мог быть разным даже на протяжении одного концерта. Вот звучит со сцены короткая и яростная поэма о любви, а за ней сразу монолог алкоголика, вроде бы и смешной, но в конце плакать хочется, или — песня-капустник о матче за шахматную корону... И все это Высоцкий. Но таким уж он был — неровным и ни на кого непохожим. И именно такого его любили.

В лучших его песнях звучат нежность и боль за страну, любование силой и мужеством ее героев. В своих стихах о хапугах и тунеядцах он — грозный обличитель и сатирик. Его песни не только отражали быт жадной и продажной братии, но и показывали ее пошлость, враждебность роду человеческому. Он оглушительно кричал о том, что в любой ситуации надо оставаться человеком. Высоцкий на концертах часто исполнял свою любимую песню «О том, который не стрелял»:

Никто поделать ничего не смог,

Нет. Смог... один, который не стрелял...

Это о человеке, который спасал жизнь незнакомцу, хотя сам мог поплатиться за это жизнью. Высоцкий вообще часто пел о тех, кто наперекор чувству самосохранения жил по совести. (Звучит песня «Охота на волков».)

У него было поразительно развито ощущение нравственного и безнравственного, позволявшее ему мгновенно решать, как поступить в сложной ситуации. Оттого он нередко уходил за «флажки», делал то, на что другие не решались.

Меня ведь не рубли

На гонку завели. Меня просили: «Миг не проворонь ты! Узнай, а есть предел там,

На краю Земли? И можно ли раздвинуть

горизонты?»

Он раздвигал горизонты возможного, как умел и как мог. Некоторые даже считают, что это стоило ему жизни: «...сердце его не выдержало борьбы с дураками, судьба смертельно била его, он был глубоко несчастлив». Но один из самых близких друзей барда Артур Макаров категорически отвергает такие взгляды: «В последние годы жизни он был невероятно счастлив. Многое успел и был безмерно любим народом». На таких людях, по-моему, до сих пор держится наш мир и будет держаться до конца.

4-й ученик. Попробуем, не противопоставляя раннего Высоцкого позднему, ухватить логику его творческого роста, понять, каким образом автор блатных песенок дорос до произведений, исполненных искреннего гражданского пафоса... Я думаю, что все началось с овладения поэтом стихией живой разговорной речи. С его помощью мы вступали в особый мир — огромную коммуналку, населенную сотнями ярчайших типажей. В принципе молодой Высоцкий делал в поэзии то, что до него Михаил Зощенко в прозе. Но герои Высоцкого, от расходившегося кухонного бойца до командира тонущей подлодки, отличались исключительной предприимчивостью и неуемностью: «к чему задаром пропадать» или «меня так просто не возьмешь». А еще в его героях замечаем, можно сказать, чисто солдатское отношение к исходу: близость конца вызывает лишь всплеск активности, стремление подороже продать жизнь.

Следующую высоту поэтического и гражданского роста Высоцкий берет в 1964 г., когда появляются его знаменитые «Братские могилы» — песня, которую отличают благородство и простота. Вскоре рождается цикл новых военных песен, а вместе с ними и новый Высоцкий, поэт-гражданин. Энергия (зачастую дурная) его персонажей вдруг трансформировалась, встретившись с нравственностью. И вот зек, попавший на войну и осознавший, что отступать некуда — позади Москва, — превращается в героя, отдающего «жизнь за друга своя»... Повзрослевший Высоцкий начинать свои концерты будет теперь «Братскими могилами». (Звучит запись песни в авторском исполнении.)

Ведущий. Высоцкий-бард реализовался в полной мере. И слушать его мы, кажется, научились. Но умеем ли осмысливать его поэзию? Война была для Высоцкого предельно возможным испытанием, проверкой на прочность. Одновременно она была самой большой болью, какую может вместить мир. Но боли он не пугался, поскольку всегда считал ее главной движущей силой творчества. Вот почему он всегда смело вживался в образы своих беспокойных воюющих за правду героев, даже неодушевленных... Замечательна в этом отношении песня «Я — ЯК-истребитель». (Звучит названная песня в исполнении учащихся.)

Итак, сегодня мы познакомились с творчеством трёх поэтов, в творчестве которых военная тема занимает одно из главных мест. В преддверии великого праздника нам было важно вспомнить эти песни, многие из которых наверняка любимы нашим ветеранам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

Поэма  А. Т. Твардовского  «Василий  Теркин» - самое  известное  произведение  поэта. Отдельные...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"

Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...