Всё ещё "наше всё"? О чтении классики.
статья по литературе

Золотоверхая Мария Олеговна

Уважаемые коллеги, за тридцать лет работы в школе мне, как и всем нам, приходилось общаться с самыми разными детьми, их родителями и решать порой совершенно неожиданные педагогические задачи. Недавно, например, к моему удивлению, пришлось убеждать в необходимости чтения классической литературы не ребёнка, а взрослого образованного и начитанного человека – маму (назовем её Ириной) новой ученицы. Ирина была возмущена тем, что основу содержания школьной программы по литературе составляет классика, а не произведения современных авторов, которые более понятны, интересны и полезны, с её точки зрения, сегодняшним школьникам. Я написала Ирине письмо, которое помогло нам установить уважительные и доверительные отношения, а главное, убедило её не внушать больше своему ребёнку мысль о том, что чтение классической литературы – неинтересное и ненужное занятие. Вот это письмо. Буду рада, если оно поможет вам донести «разумное, доброе, вечное» не только до детей, но и до их родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_vsyo.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Всё ещё «наше всё»?

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Из манифеста русских футуристов «Пощёчина общественному вкусу. В защиту свободного искусства».

Уважаемые коллеги, за тридцать лет работы в школе мне, как и всем нам, приходилось общаться с самыми разными детьми, их родителями и решать порой совершенно неожиданные педагогические задачи. Недавно, например, к моему удивлению, пришлось убеждать в необходимости чтения классической литературы не ребёнка, а взрослого образованного и начитанного человека – маму (назовем её Ириной) новой ученицы. Ирина была возмущена тем, что основу содержания школьной программы по литературе составляет классика, а не произведения современных авторов, которые более понятны, интересны и полезны, с её точки зрения, сегодняшним школьникам. Я написала Ирине письмо, которое помогло нам установить уважительные и доверительные отношения, а главное, убедило её не внушать больше своему ребёнку мысль о том, что чтение классической литературы – неинтересное и ненужное занятие. Вот это письмо. Буду рада, если оно поможет вам донести «разумное, доброе, вечное» не только до детей, но и до их родителей.

Здравствуйте, Ирина!

Классный руководитель передал мне Ваши пожелания, касающиеся отбора текстов для уроков литературы. Хочу поделиться с Вами своими соображениями по этому поводу. Я убеждена, что замена произведений неизбежно приведет и к подмене уроков литературы (а ведь речь шла именно об уроках литературы) кружковыми или факультативными занятиями, которые я и сама всегда приветствую, если они проходят не вместо, а в дополнение к основному курсу. Наша свобода на таких занятиях не была бы ограничена требованиями программы, но ведь и цель достигалась бы совсем иная. Школьный объём программного литературного и критического материала велик, включает произведения, сложные для самостоятельного анализа, да и навыка этого самого анализа у ребят пока нет. Бросать их в этом море одних мне кажется безответственным. И как учитель, и как мама, едва отошедшая от подготовки к ЕГЭ по литературе, не могу не думать об этом. Безусловно, плескаться и купаться с удовольствием можно и в других морях, но учиться плавать, на мой взгляд, лучше здесь, т.к. просто знакомство с текстами произведений – это лишь часть тех требований, которые предъявляются к уровню знаний школьников. Сами произведения подобраны таким образом, чтобы при их анализе была освоена и другая часть «обязательного минимума» (даже трудно применить это слово по отношению к такому объёму материала): сформировалось представление о ряде литературных направлений, об особенностях жанров, о многообразии изобразительно-выразительных средств, типах литературных героев, сквозных темах и мотивах, существующих в русской и мировой литературе и т.д. Со стороны, возможно, это покажется странным, но постепенное освоение теории выводит ребят на качественно новый уровень чтения, они сами начинают видеть это и получать от этого удовольствие. Пока мы стоим в самом начале пути, неизвестно, как всё сложится дальше, но не могу Вам передать, как я радуюсь, когда, как сегодня на уроке литературы у одного из одноклассников Наташи, при чтении эпизода повести Гоголя «Тарас Бульба» вдруг возникает ассоциация с образами гомеровской «Илиады»! Это крошечное событие стало поводом для радостного удивления, удовольствия узнавания и ощущения ребёнком собственного роста. Постепенно таких удивительных нитей будет становиться всё больше, и они свяжут разрозненные, пока существующие в сознании детей совершенно отдельно друг от друга произведения воедино, создав то самое представление о неповторимой, особенной, изменчивой, но в то же время всегда верной своим традициям великой русской литературе.

Есть и еще одна причина, по которой мне не хотелось бы уходить от изучения программных произведений. Она не имеет отношения к экзаменам, качеству чтения и к школе вообще. Это моё субъективное ощущение. Общаясь со своими выпускниками и с собственными старшими детьми, я всегда радуюсь тому, что у нас есть некий «общий багаж», и зачастую мы, обращаясь к одним и тем же литературным образам, с полуслова понимаем друг друга. Книги, прочитанные нами всеми, являются нашим культурным кодом, объединяют и людей разных поколений, и сверстников. Это вовсе не значит, что не нужно читать современников, иметь среди них любимых авторов, но и здесь вкус не подведет тех, у кого он сформирован классической литературой. Может быть, всё это звучит несколько пафосно, но я действительно так думаю.

С уважением,                                                                                                                                                          учитель русского языка и литературы                                                                   Золотоверхая Мария Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Живая классика" (III Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» 2014 год)

Презентация создавалась для школьного этапа III Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (2014 год)....

Организация и контроль чтения как способ приближения учащихся к русской классике

Статья передаёт опыт работы в качестве учителя литературы и содержит практический материал для использования на уроках....

Урок литературного чтения в 4 кл. "Чудесный мир классики"

Урок повторения и обобщения знаний по разделу "Чудесный мир классики"....

Для обучающихся. Список литературы для чтения (Живая классика)

Список литературы для чтения (Живая классика). 10-17 лет...