Организация и контроль чтения как способ приближения учащихся к русской классике
статья по литературе

Статья передаёт опыт работы в качестве учителя литературы и содержит практический материал для использования на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и контроль чтения как способ приближения современных учащихся к русской классике

                                                                                                                Митяева Ольга Ивановна

«Уж сколько раз твердили миру…» … « а  воз и ныне там…» Афоризмы! Классика! Известны и современным ученикам младшей школы. Читали, поняли! Отчего же позже в школе неизменна проблема чтения и изучения русской литературы? Кто из учителей литературы не разрабатывал методики формирования интереса учащихся к чтению классики?! Сколько написано книг, статей. И при подготовке к ЕГЭ пишутся сочинения-размышления о проблеме чтения книг в современном контексте. (А дальше – по Крылову)

Сегодня современный ученик, увлечённый компьютером, к сожалению, разучился читать. Книга как носитель информации отошла на второй план. «Война и мир», «Преступление и наказание»-большие по объёму произведения не по силам многим нашим ученикам. Данный факт для любого учителя литературы-большая проблема.

Работа учителя-словесника направлена на «становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей». Одной из задач литературного образования является овладение учеником мастерства читателя, а      «потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой».

Обязательное условие успеха литературного образования-пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения всей группы учащихся и каждого ученика. Одним из составляющих элементов такого отслеживания должна стать диагностика знаний и умений и проектная деятельность.

В качестве примера аналитического чтения эпопеи «Война и мир» могу привести результат групповой деятельности учащихся, в результате которой прочитан роман и составлены тематические планы ( приводятся четыре из них):

                                           Образ  Наташи Ростовой

Москва. Дом Ростовых. Юность – т.1 ч. 1 гл. 8 

Первая любовь – т.1 ч.1 гл.10

Девочка-«порох» - т.1 ч. 1 гл. 16 и 17

Наташа и Соня в Отрадном – т.2 ч.3 гл. 2

1809 год в жизни Наташи – т.2 ч.3 гл. 12 и 13

Приготовление Наташи к балу – т.2 ч. 3 гл. 14

Танец Ростовой с князем Андреем – т.2 ч.3 гл.16

Разговор Наташи с матерью – т.2 ч. 3 гл. 12

Предложение князя Андрея – т.2 ч.3 гл. 23

Тоска Наташи по князю Андрею – т.2 ч.4 гл. 9

Ряженая – т.2 ч.4 гл. 11

Гадание Сони и Наташи – т.2 ч.4 гл. 12

Увлечение Анатолем Курагиным – т.2 ч.5 гл. 9 и 10

Отказ князю Андрею – т.2 ч.5 гл. 12 и 13

Болезнь Наташи – т.3 ч.1 гл. 16 и 17

Молитва – т.3 ч. 1 гл. 18

Отъезд Ростовых из Москвы – т. 3 ч. 3 гл. 13 и 15

Свидание Наташи с раненым князем Андреем – т.3 ч.3 гл. 31 и 32

Пьер Безухов и Наташа Ростова – т.4 ч. 4 гл. 16 , 17 и 20

Новая жизнь – эпилог ч.1 гл.10 и 11

                                        Князь Андрей Болконский

В салоне А. П. Шерер – т.1 ч. 1 гл. 3

Мысли о войне – т.1 ч. 1 гл. 5

Отношение князя Андрея к жене – т.1 ч. 1 гл. 6

Андрей Болконский в Лысых Горах – т.1 ч.1 гл. 23-25

Князь Андрей – адъютант Кутузова – т.1 ч. 2 гл. 2 и 3

Мысли князя о войне – т.1 ч.2 гл. 12 и 13

Князь Андрей в Шенграбенском сражении – т.1 ч.2 гл. 17

Аустерлицкое сражение – т.1 ч. 3 гл. 12 и 16

Ранение князя Андрея – т.1 ч.3 гл. 19

Приезд в Лысые Горы – т.2 ч.1 гл. 8 и 9

Деятельность князя в деревне – т.2 ч. 2 гл. 8 и 11

Преобразования князя Андрея в имении – т.2 ч. 3 гл. 1- 3

Сближение князя со Сперанским – т.2 ч. 3 гл. 5

Любовь к Наташе Ростовой – т.2 ч. 3 гл. 12 и 17

Предложение Наташе Ростовой – т.2 ч.3 гл. 13

Князь Андрей накануне Бородинского сражения – т.3 ч. 2 гл. 24 и 25

Ранение Болконского на Бородинском поле – т.3 ч. 2 гл. 36 и 37

Свидание с Наташей Ростовой  - т.3 ч. 3 гл. 31 и 32

Смерть героя – т.4 ч.1 гл. 16

                                        Граф Пьер  Безухов

Первое появление в светском обществе – т.1 ч. 1 гл. 2 и 5

Пьер в Петербурге – т.1 ч. 1 гл. 6

Смерть старого графа Безухова – т.1 ч.1 гл. 13 и 20

Положение Пьера в свете, женитьба на Элен – т.1 ч.3 гл.1 и 2

Ссора с Долоховым – т.2 ч.1 гл. 3 и 4

Дуэль Пьера с Долоховым – т.2 ч. 1 гл. 5

Разрыв с женой – т.2 ч. 1 гл. 6

Пьер в масонстве – т.2 ч.2 гл. 2 и 3; т.2 ч. 3 гл. 7

Реформы в киевских имениях – т.2 ч.2 гл. 10 и 11

Сближение с семьёй Болконских – т. 2 ч.2 гл. 14

Пьер в Москве, апатия героя – т.2 ч. 5 гл. 1

Пьер во время Бородинского сражения – т.3 ч.2 гл. 20, 30, 31

Спасение ребёнка во время пожара Москвы – т.3 ч.3 гл. 33

Пьер в плену – т.4 ч. 1 гл. 9-11, 14

Встреча с Платоном Каратаевым – т.4 ч.1 гл. 12

Освобождение Пьера – т.4 ч.3 гл. 13

Встреча с Наташей Ростовой. Любовь – т.4 ч. 4 гл. 15 – 20

Новая счастливая жизнь с Наташей – эпилог ч. 1 гл 10 – 16

                          «Мысль военная» в романе-эпопее

Смотр войск в Браунау – т.1 ч. 2 гл. 2

Переход русских войск через реку Энс – т.1 ч.2 гл. 6 – 8

Николай Ростов в Шенграбенском сражении – т.1 ч.2 гл. 8 и 21

Батарея Тушина. Героизм русских солдат – т.1 ч. 2 гл. 16 – 17, 20 – 21

Величайший смотр – т. 1 ч. 3 гл. 8-10

Аустерлицкое сражение. Образ Кутузова – т.1 ч. 3 гл. 12. 15-16

Светское общество о войне с французами – т.3 ч. 2 гл. 6 и 17

Причины гибели французской армии – т. 3 ч.2 гл. 1

Размышления Толстого о войне – т.3 ч. 2 гл. 19

Панорама Бородинского поля как символа России – т. 3 ч. 2 гл. 21 и 30

Образ князя Андрея как выразитель отношения автора к Отечественной войне – т.3 ч.2 гл. 20, 24 и 25

Батарея Раевского в сражении. Героизм народа – т.3 ч. 2 гл. 31-32

Поле Бородина после сражения. Размышления автора о судьбе Отечества – т.3 ч 2 гл. 38-39

Один из способов решения проблем оценки знаний, но также и попытка увлечь учащегося чтением, «заставить его прочесть и усвоить те или иные литературные факты, показать перспективу совершенствования читательской (а также исследовательской, творческой)деятельности, наметить пути этого совершенствования, спрогнозировать успех – контроль.

Формы могут быть различны: вопросы и задания к тексту художественного произведения, анализ эпизода, сочинение, семинар, зачёт, тестирование, пресс-конференция, игры, викторины, литературные гостиные. Выбор зависит от того, на чём на данном этапе строится изучение темы (автора, произведения) и что необходимо проверить: биографию, творческую предысторию, литературоведческий аспект, композиционную структуру и т.д.

Контроль знаний необходимо осуществлять регулярно, он не должен зависеть от контингента обучающихся, от однородности и разнородности (по уровню развития) ученической среды. при этом учитель не должен ущемлять интересы ни слабых, ни сильных (условно) учащихся и находить оптимальные варианты в выборе заданий для успешного контроля знаний и умений.

Тестирование – гибкая, индивидуализированная система оценки знаний, поскольку здесь шире шкала оценок (на практике-количество вопросов зависит от составителя). Каждый учащийся может получить свою, отражающую его успехи и неудачи оценку, а не часто безликую «четвёрку» или «пятёрку».

К числу достоинств тестов относится и то, что, возможно, их использование как в режиме контролирующем, так и обучающем. На уроках учащимся предлагаются тесты, ответы на которые становятся предметом обсуждения или взаимопроверки, ученики сообща находят ответы на тестовые задания.

Тесты – наиболее оперативный вид проверки знаний прочитанных произведений. Тесты могут использоваться как допуск к написанию сочинения и т.п. Они обладают и определённой воспитательной функцией, так как ориентируют учащихся на работу с текстами художественных произведений, на овладение знаниями, приучают строить монологическую речь и выполнять анализ произведений со строгой опорой на текст.

Более глубокому знакомству с текстом произведения способствует самостоятельное составление учащимися тестов. Данное задание способствует повышению способности ориентироваться в прочитанном тексте, развивает в некоторой степени филологическую интуицию.

Занятие по тому или иному произведению следует начинать с проверки знания текста, который было рекомендовано прочитать накануне или летом. Такой подход помогает не только проверить степень знакомства с текстом, но и «настроиться» на текст, войти в мир художественного произведения, определить круг ключевых эпизодов, персонажей, реплик – крылатых фраз, которые должны быть «на слуху» у каждого культурного человека. Например, кто автор знаменитой фразы в пьесе А. М. Горького «На дне»: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все-чёрненькие, все прыгают…так-то» (Лука).

Тест (контрольно-обучающий, в отличие от контрольного), безусловно, должен входить в общую стратегию урока. Если в начале занятия поведён тест, предложены для узнавания ключевые фразы произведения, то по ходу урока они должны обязательно «стрелять».

Тесты по литературе-это тесты особые, они должны быть направлены и на проверку конкретных знаний, и на выявление способности к ассоциативному, творческому мышлению. Возможно использовать тесты различных видов. Вот некоторые из них.

1.Открытые тесты. Предлагается закончить предложение:

Повесть «Живи и помни написал…

Д-503 и I-330-герои романа…

2.Тесты на установления соответствия. Предлагается установить соответствие между именами героев в столбце слева с названиями произведений в столбце справа:

Б. Пастернак                                   «Доктор Живаго»

Б. Пильняк                                       «Свой круг»

А. Вампилов                                    «Утиная охота»

А. Белов                                           «Привычное дело»

Л. Петрушевская                        «Повесть непогашенной луны»

3.Тест «Проверь себя». Предлагает проверку знаний художественных текстов (сюжет, особенности композиции, система образов ,художественные детали, язык).Предлагаемые тесты помогут учащимся ещё раз перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те  описания, характеристики, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными, не запомнились. Данные задания могут быть использованы и как форма контроля.

4.Поиск правильного ответа среди неправильных. Это классическое, самое распространённое тестовое задание. Предлагается найти правильный вариант ответа среди нескольких неправильных. Например, в тестовом задании по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: кому принадлежат слова: «Дачи и дачники-это так пошло, простите»:

А) Любови Андреевны Раневской;

Б) Гаеву;

В) Шарлотте Ивановне.

Возможны и другие варианты тестов, например поиск наиболее правильного ответа среди нескольких в той или иной мере верных и полных (например, различные определения классицизма, романтизма и т.д.) Разнообразие форм тестирования относится к их достоинствам.

При составлении тестов необходимо учитывать, что они не должны носить случайный характер, преимущество имеют вопросы, которые стимулируют мышление ученика, побуждают их учиться сопоставлять, анализировать, устанавливать соответствие между изучаемыми явлениями.

Правильно составленные тестовые задания должны быть рассчитаны не на механическое воспроизведение тех или иных литературных фактов, а на сотворчество тестируемых. Целесообразно предлагать для узнавания ключевые фразы текста с тем, чтобы в дальнейшем изучении обратиться к ним, проанализировать роль в тексте.

Так, в тестовом задании: «Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел…»:

А) Фирсу;

Б) Гаеву;

В) Лопахину

Ученик, знакомый с текстом пьесы, без труда узнает Фирса и по его простонародной вере в приметы, и по лексике.

Таким образом, если тесты составлены продуманно, научно, целенаправленно, то есть в соответствии со стратегией всего урока и –шире-всего изучаемого курса, то они могут быть полезны и как средство контроля знаний и как средство обучения, развития ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.

Зачёт. Предметом фактического зачёта может стать большое эпическое полотно, например, роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Учитывая масштаб литературного материала, роман обычно изучается поэтапно (по томам или судьбам героев) ,и здесь особенно важно обеспечить прочитанность текста. Зачёт может предварять изучение каждого тома. Вопросы зачёта накануне сообщаются учащимся. Впоследствии каждый ученик выбирает билет с формулировкой вопроса и сразу отвечает. Преподаватель, вступив в краткую беседу с отвечающим, без труда определит степень прочитанности текста романа Л. Н. Толстого.

                             Примеры вопросов к зачёту по 1-2 томам романа.

1.Настроение и планы князя Андрея в начале романа.

2.Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?

3.История с кошельком Денисова.

4.Что испытал Николай Ростов в своём первом бою?

5.С каким намерением едет князь Андрей в действующую армию?

6.Эпизод с женщиной в обозе…

7.О чём просил Кутузова князь Андрей?

8.Как проявил себя в Шенграбене Жерков?

9.Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?

10.Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?

11.Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?

12.Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?

13.Как и почему ведёт себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем?

14.Князь Андрей в Аустерлицком сражении.

15.Ссора Пьера и Долохова.

16.Дуэль Пьера и Долохова.

17.Разрыв Пьера и Элен.

18.Возвращение князя Андрея из плена.

19.Ссора Николая Ростова с Долоховым.

20.Как произошло вступление Пьера в масонскую ложу?

21.Объясните настроение Пьера и князя Андрея во время разговора на пароме.

22.Роль художественного образа дуба в раскрытии образа князя Андрея.

23.Отношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

 Пресс-конференция. Экспертная группа будет составлять 3-4 человека. Остальные учащиеся готовят к уроку пресс-конференции как минимум по 2-3 вопроса (связаны с фактическими подробностями романа). Как показывает опыт, урок-пресс-конференция, который ведёт учитель, проходит живо и позволяет адекватно оценить знание текста не только учеников, входящих в экспертную группу, но и всех участников, а также выявлять тех, кому предстоит дочитать изучаемое произведение. Данная форма контроля знаний используется перед изучением романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».

На этапе обобщающего повторения или при подготовке к сочинению хорошей проверкой уровня готовности учащихся могут служить контрольные вопросы, представляющие собой систему заданий для повторения школьного курса литературы. Эти вопросы и задания могут использоваться в качестве дидактического материала на уроках , придавая им характер игры, викторины. Вопросы и задания составляются по степени нарастания сложности – от вопросов, требующих простой репродукции знаний, до заданий, предполагающих элементы аналитической работы. Так, вопросы и задания могут быть в двух вариантах – стандартном и усложнённом. Задания повышенной трудности отражают творческую индивидуальность писателя – особенности художественной манеры, язык, ритмика и т. д.

Перечисленные формы проверки знаний учащихся способствуют систематизации литературного образования, формированию устойчивых знаний, умений и навыков в анализе литературных произведений, т.е.  самостоятельному осознанному чтения незнакомых текстов и адекватному их пониманию, что является основой читательской культурой.

 

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

                      Зачёт по творчеству А. И. Солженицына в 11 классе

 1.Знаете ли Вы годы жизни писателя?

2.Какова история детства Солженицына?

3.Образование писателя…

4.Солженицын в годы Великой Отечественной войны.

5.Что Вам известно о лагерной жизни писателя?

6.Первые произведения Солженицына.

7.Какие романы написал автор и их тематика?

8.В связи с чем и когда Солженицын покинул Родину?

9.История возвращения писателя и его творчества в Россию.

10.Какие исторические события и факты биографии Солженицына повлияли на его судьбу и творчество?

11.Жанр «Одного дня Ивана Денисовича»?

12.Своеобразие образа Ивана Денисовича как традиция в русской литературе.

13. «Преступление» Ивана Денисовича и его отношение к лагерной жизни.

14.Значение «Одного дня Ивана Денисовича» и его место в русской литературе.

                Вопросы к тексту рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

 1.В каком году был написан рассказ?

А)1945

Б)1956

В)1965

Г)1980

2.В каком городе жил Андрей Соколов до войны?

А) Москва

Б) Урюпинск

В) Воронеж

Г) Смоленск

3.Как звали его жену?

4.Сколько детей было у героя?

5.Кем работал Андрей Соколов до войны?

6.Как звали начальника лагеря, где находился герой?

7.За что пил Андрей Соколов на допросе?

А) за Победу

Б) за Родину

В) за свою погибель

Г) за победу Германии

8. В каком городе поселился Андрей Соколов после войны?

А) Урюпинск

Б) Воронеж

В) Смоленск

Г) деревня

9.На какой день войны ушёл Андрей Соколов на фронт?

10.Почему рассказ называется «Судьба человека»?

                        Вопросы к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»

1.Когда был написан рассказ?

2.Почему он называется «Судьба человека» (что значит «судьба» и   почему нет имени героя)?

3.Имя героя и его жены?

4.Судьба его сына (и имя)?

5.Кем работал герой до войны?

6.На какой день войны он ушёл на фронт?

7.Как случилось, что герой попал в плен?

8.Имя коменданта лагеря?

9.Кем был на войне герой?

10.В каких городах жил герой до войны и после?

11Почему он усыновил сироту (имя мальчика)?

12.Как погибла семья героя?

13.Чем отличаются слова «судьба» и «жизнь»?

14.Черты характера героя как воплощение нравственности русского солдата.

                                 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Э.Л.Безносов. Раздаточные материалы по литературе 8-11 классы. М. «Дрофа». 2001 г.

2.В.П.Крючков. И вновь о тестах.Литература в школе. 2003 г. №1

3.Т.Г.Кучина,А.В.Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. М. Издательский дом «Дрофа». 1997 г.

4.Л. Н. Толстой. Избранные сочинения. Том первый. М. «Художественная литература». 1988 г.

5.Л. Н. Толстой. Избранные сочинения. Том второй. М. «Художественная литература». 1988 г.

6.В.Ф.Чертов. Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века. 11 класс. М. «Просвещение».2002 г.

 

                                           

                                       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн - ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ: «Прогулки по России под музыку русских классиков»

Викторина по музыкальной литературе включает в себя список вопросов для двух команд,подборку фото и видео - материала для игры....

КТП Профессионального модуля ПМ 03. «Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления» МДК 03.01 Организация и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления

календарно-тематический план Профессионального модуля ПМ 03. «Организация, проведение и контроль работ по эксплуатациисистем газораспределения и газопотребления» МДК 03.01 Организация и контроль работ...

Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ

Программа  создана на основе государственной программы  базового среднего  образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...