Характер русской женщины (по творчеству Н.А. Некрасова)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Васильева Ольга Анатольевна

Интегрированный урок на тему "Характер русской женщины» (по творчеству Н.А. Некрасова). Урок ведут два учителя – литературы и истории, основная роль отводится учителю литературы. Задача педагогов – через образы русской истории возвысить представления детей о предназначении и возможностях человека, показать нравственные ориентиры. Основным понятием урока становятся подвиг, святость. Каковы черты русской святости? Можно ли стать святым в наше время? Об этих вопросах дети задумаются на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_zhenshchiny_vasileva_o.a.docx69.13 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы

7 класс (13-14 лет)

ТЕМА: Святость русской женщины

(по творчеству Н.А. Некрасова)

Подготовила Васильева О.А., учитель русского языка и литературы

Аннотация

Разработка представляет собой конспект интегрированного урока на тему «Подвиг русской женщины» (по творчеству Н.А. Некрасова). Урок ведут два учителя – литературы и истории, основная роль отводится учителю литературы. Задача педагогов – через образы русской истории возвысить представления детей о предназначении и возможностях человека, показать нравственные ориентиры. Основным понятием урока становится святость не как абстрактная единица, а как реально существующее качество.

Каковы черты русской святости? Можно ли стать святым в наше время? Об этих вопросах дети задумаются на уроке.

Цель

Воспитание высоких нравственных идеалов на примере героических личностей русской истории

Задачи

Образовательные: расширение знакомства с творчеством Н.А. Некрасова, углубление знаний по истории России, развитие навыков анализа художественного текста

Развивающие: развитие навыков синтеза, обобщения, умения четко формулировать и выражать свои мысли в устной форме

Воспитательные: установка на высокие нравственные ориентиры, воспитание отношения к браку как к святыне, внимания к чувству долга и ответственности. Развитие умения выслушивать других, уважать чужое мнение

Актуальность

Установка на духовно-нравственное воспитание, обращение к Евангелию, сопоставление подвига жен декабристов с подвигами святых Русской Православной церкви.

Типология урока

Урок – круглый стол; интегрированный урок литературы

Планируемые результаты

Предметные: развить устную речь, логическое мышление, умение обосновывать свою точку зрения; развить навыки работы с текстом, умение анализировать, пересказывать эпизоды

Метапредметные: показать тесную связь истории и литературы, развить навык обращения к историческим фактам при анализе литературного произведения, умение рассматривать события и образы в историческом контексте, умение выступать публично

Личностные: развить навыки познавательной мотивации, понимание практической пользы обучения

Регулятивные: научить работать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: научить обобщать, устанавливать аналогии, строить логические  рассуждения, выслушивать и применять в работе мнения других людей

Познавательные: научить умению извлекать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Основные понятия

Подвиг, святость, семья

Межпредметные связи

Литература, история, основы православной культуры

Оборудование

Презентация «Русские женщины», видео «Метель» (на романс Г. Свиридова), кадры из фильма «Декабристы» (Стар Медиа, 2016 год), листы А4 с цветком каждому ученику

План урока:

  1. Сцена из поэмы «Русские женщины» в исполнении детей.
  2. Вводная часть. Постановка цели урока, обращение к произведениям Н.А. Некрасова, изученным в прошлом году.
  3. Историческая справка о восстании декабристов (выступление учителя истории).
  4. История создания поэмы. Исторические лица (выступают дети).
  1. Выступление с презентацией по «Княгине Трубецкой»
  2. Выступление с презентацией по «Княгине М.Н. Волконской».
  1. Беседа. Работа с текстом поэмы.
  1. Анализ 1 части.
  2. Анализ 2 части.
  1. Декабристки в Сибири.

1.Воспоминания. Учитель истории рассказывает о трудных условиях быта.

2. Оценка подвига жен декабристов детьми.

3. Обобщение учителя литературы.

  1.  Святость русской женщины.
  1. Примеры из истории России.
  2. Выводы и обобщения по главному вопросу урока.
  3. Домашнее задание – сочинение на тему: «Можно ли сегодня стать святым?»

Ход урока.

  1. Сцена из поэмы «Русские женщины». Видеофон на экране – Г. Свиридов «Метель». Выступают подготовленные дети в костюмах, элементы интерьера эпохи (старинный подсвечник, бумага с пером, плюшевая скатерть).

Княгиня

     Готов ли мой возок?

Губернатор

Нет! Я еще не приказал...
     Княгиня! здесь я — царь! (…)
А граф... хоть он вас отпустил,
     По доброте своей,
Но ваш отъезд его убил...
     Вернитесь поскорей!

Княгиня

Нет! что однажды решено —
     Исполню до конца!
Мне вам рассказывать смешно,
     Как я люблю отца,
Как любит он. Но долг другой,
     И выше и святей,
Меня зовет. Мучитель мой!
     Давайте лошадей!

Губернатор

Позвольте-с. Я согласен сам,
     Что дорог каждый час,
Но хорошо ль известно вам,
     Что ожидает вас?
Бесплодна наша сторона,
     А та — еще бедней,
Короче нашей там весна,
     Зима — еще длинней.
Да-с, восемь месяцев зима
     Там — знаете ли вы?
Там люди редки без клейма,
     И те душой черствы;
На воле рыскают кругом
     Там только варнаки;
Ужасен там тюремный дом,
     Глубоки рудники.
Вам не придется с мужем быть
     Минуты глаз на глаз:
В казарме общей надо жить,
     А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
     Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
     Убийства и разбой;
Короток им и страшен суд,
     Грознее нет суда!
И вы, княгиня, вечно тут
     Свидетельницей... Да!
Поверьте, вас не пощадят,
     Не сжалится никто!
Пускай ваш муж — он виноват.
     А вам терпеть... за что?

Княгиня

Ужасна будет, знаю я,
     Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
     Не радостней его!...

(Уходят)

  1. Вводная часть.

- «Пускай же будет жизнь моя не радостней его…» Узнали эту сцену? Всё правильно, это разговор Екатерины Трубецкой с губернатором Иркутска. Вспомните, ребята, может быть, из фильмов, какую клятву дают  друг другу молодожены перед алтарем?

(Ответы детей: «в горе и в радости», «пока смерть не разлучит нас»)

- Совершенно верно! Именно об этом мы и поговорим с вами на сегодняшнем занятии. О верности – мужу, долгу. О семье. О подвиге и удивительном бесстрашии. Тема нашего урока – «Подвиг русской женщины». А подробнее остановимся на подвиге женщины-супруги, рассмотрим несколько ярких примеров мужества русских жен в истории. Причем мы с вами немного выйдем за рамки творчества Н.А. Некрасова для того, чтобы ответить на главный вопрос урока.

(Постановка цели урока) Сформулируем мы его так:

(Запись вопроса на доске) «В чем может заключаться подвиг женщины?»

- У каждого из вас лист с цветком. Ваша задача – в ходе урока вписать в каждый из 7 лепестков по одному качеству, по одной добродетели, необходимой, по-вашему, для достижения святости. В конце обсуждения мы подведем итоги!

 - А сейчас предлагаем вашему вниманию пословицы о семье (выступление ученика):

«Не надобен и клад, коли в семье лад». «Любовь да совет — так и горя нет». «Не в деньгах счастье, а в добром согласье». «Здоровье — первое богатство, а второе — счастливое супружество». «Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет». Пословиц и поговорок о семье не счесть. Среди них и такие: «Стерпится – слюбится», «с лица не воду пить» (о некрасивом муже), «тому не о чем тужить, кто умеет домом жить». Эти меткие изречения подчеркивают важность терпения.

- Терпение – это качество, которое почему-то сегодня становится едва ли не историзмом. А ведь еще наши бабушки и мамы наставляли молодые семьи, призывая, в первую очередь, потерпеть.  Даже вы, ребята, несмотря на свой небольшой пока жизненный опыт, вспомните, сколько раз из-за своей нетерпеливости упускали счастливые моменты?

 - Истина эта прописана в Евангелии. Терпение – одна из ключевых христианских добродетелей. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), - призывает Спаситель. И еще Господь сказал: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22)

- А кто вспомнит, где терпением народным восхищается Н.А. Некрасов?

(Ответы детей). Еще в прошлом году мы говорили о следующих строках поэта:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

- Теперь вспомним, в каком произведении Некрасовым уже воспевалось терпение русской женщины? Что мы изучали в прошлом году? (Вспоминают поэму «Мороз, Красный нос») Кто-нибудь вспомнит строки? Учитель подсказывает, дети продолжают чтение наизусть:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...

Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

- О каком сословии шла речь в поэме? Да, здесь говорится о крестьянках, об их тяжелой, безрадостной участи. О рядовой доле несчастной женщины поэт пишет в стихотворении «Тройка». А в том отрывке, который вспомнили вы, описывается особый, к сожалению, ставший редким из-за тяжелейшей жизни тип славянки:

Века протекали — всё к счастью стремилось,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
(…)

Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что
тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.

Здесь следует упомянуть еще одну замечательную героиню-крестьянку Некрасова, о которой нам еще предстоит говорить в старших классах. Это Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сильная и мужественная женщина, будучи уступчивой и смиренной в доме мужа, терпеливой до святости и покорной трудной своей доле, решительно встала за свое счастье. Она отстояла мужа, когда того забирали в солдаты,  упав в ноги губернаторше. За этот смелый и решительный поступок она получает высшую награду – народное уважение.

  Мы видим, что Некрасов находит образы простых русских женщин с тяжелейшей долей, способных всё выдержать, всё превозмочь.

- Ребята, а о каком сословии поэт пишет в поэме «Русские женщины»? Верно, о дворянках.  Для того, чтобы глубже проникнуть в замысел автора,  столь преданного в своем творчестве в первую очередь крестьянам, послушаем нашего учителя истории. Он вкратце расскажет самое главное о декабристском восстании.

III. Историческая справка о восстании декабристов (выступление учителя истории). Причины и предпосылки восстания. Война 1812 года, влияние французских просветителей. Союз Спасения, Союз Благоденствия, Северное и Южное общество. Роль Сергея Трубецкого и Сергея Волконского в восстании. Последствия. Демонстрация кадров из фильма «Декабристы»

  1. История создания поэмы. Исторические прототипы.

Учитель литературы: 

Итак, «Русские женщины». Обе части поэмы  - «Княгиня Трубецкая» и  «Княгиня М.Н. Волконская» были опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1872 и 1873 годы).

  1. Послушаем выступление об истории создания первой самостоятельной части, повествующей о княгине Екатерине Трубецкой.

(Выступление ученика с презентацией) Тезисы сообщения:

  1. поэма «Дедушка» (1870 г.) – первое обращение поэта к жизни декабристов;
  2. 1871 г.  – начало работы над первой частью поэмы о женах декабристов, имевшей черновое именование «Декабристки»;
  3. образ Екатерины Трубецкой получился, по мнению исследователей, «весьма далёким от реального», что связано со скудостью найденного поэтом материала;
  4. подробно о Екатерине Трубецкой – историческом лице:

- Ровесница девятнадцатого века Каташа Трубецкая, в девичестве Лаваль, родилась на исходе 1800 года в Петербурге, в роскошном фамильном дворце. Каташе с рождения была уготована слава, но, правда, другая – блистательной придворной дамы.

 - Отец – управляющий Третьей экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел, француз по крови Жан (Иван Степанович) Лаваль. Мать – Александра Григорьевна, в девичестве Козицкая, олицетворение богатства (наследница несметного состояния средневолжского купца, владельца пятнадцати железоделательных заводов) и просвещения (ее салон гремел на всю столицу).

- Девятнадцати лет от роду Каташа, будучи в Париже, познакомилась с князем Сергеем Трубецким. Они обвенчались. Княгиня Трубецкая была посвящена в планы декабристов Пыталась отговорить от рисковой затеи и мужа, и других будущих декабристов. Между прочим, думала и о себе. В частности, говорила Муравьеву-Апостолу: «Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас и сложите свои головы на плахе».

- Но выбор был сделан. Екатерина Трубецкая – жена государственного преступника. Еще до замужества ей довелось коротко пообщаться с великим князем Николаем Павловичем – тогда еще не Николаем Первым. Она произвела впечатление, будущий император назвал ее «самой просвещенной девицей высшего света».

-  Во время личной аудиенции император взволнован, переходит на крик: «Зачем вам оный Трубецкой, а?! Отныне вы, княгиня, свободны, не связаны более узами супружеского союза с каторжником Трубецким. Мы так хотим. Повелеваем!»

- Незадолго до высочайшей аудиенции Каташа писала Сергею Петровичу в Петропавловскую крепость: «Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя. Я все готова снести с тобою, не буду жалеть ни о чем, когда буду с тобой вместе. Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать: тебя видеть, делить твое горе и все минуты жизни своей тебе посвящать».

 - Спасибо за интересное выступление. О «сибирском этапе» жизни декабристских жен мы поговорим позже.

2. Следующее выступление об истории создания второй самостоятельной части, посвященной княгине Марии Волконской.

(Выступление ученика с презентацией) Тезисы сообщения:

  1. Лето 1872 года Некрасов посвятил работе над второй частью. Характер Марии Волконской создавался на основе тех записок княгини, что хранились в доме её сына Михаила Сергеевича. Об этих воспоминаниях поэт узнал случайно; после долгих уговоров Михаил Волконский согласился прочитать их вслух, поставив в качестве обязательного условия познакомить его с предварительным — допечатным — вариантом будущей поэмы.
  2. Сын декабриста  рассказывал о реакции Некрасова на некоторые эпизоды: «Вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал как ребёнок».
  3. подробно о Марии Волконской – историческом лице:

- дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского; была красавицей, отличной пианисткой, обладала прекрасным голосом, пела почти профессионально и особенно любила итальянскую музыку. В совершенстве знала французский и английский языки;

- в 1824 году по просьбе отца вышла замуж за князя Сергея Волконского, боевого офицера, ветерана Отечественной войны. Он был знатен, богат, состоял в императорской свите, его предложение приняли.

- Мария Николаевна, придерживалась верноподданнических позиций и о подпольной деятельности супруга даже не догадывалась. Когда узнала об аресте, написала мужу в Петропавловскую крепость: «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, – не сомневайся в этом ни минуты… Я разделю с тобой и тюрьму, если по приговору ты останешься в ней».

- Родственники отговаривали, умоляли, запугивали. Упрекали, что бросает маленького сына. Она отвечала: «Мой сын счастлив, мой муж – несчастен, – мое место около мужа». Княгиня Мария Николаевна Волконская последовала за мужем в Сибирь и прожила с ним в добровольном изгнании двадцать  восемь лет. 

  1. Беседа. Работа с текстом поэмы.

Учитель литературы:

В.В. Кожинов в своей книге «Грех и святость русской истории» упрекает литературоведов за несправедливое отношение к Некрасову как поэту. Действительно, многие отдавали должное Некрасову как публицисту, недооценивая его поэтическое дарование.  

По мнению же Кожинова, для того, чтобы понять поэтический талант Николая Алексеевича, нужно читать именно его поэмы. «Для воплощения присущей одному Некрасову народно-песенной поэтической стихии необходимы были эти вещи широкого дыхания…но многие читатели поэзии, способные глубоко пережить краткое стихотворение, не столь уж часто имеют навык вживания в поэму». В книге говорится о «властной, всепроникающей стихии особенного, чисто некрасовского лиризма, который преображает все бытовое и прозаическое».

Итак, обращаемся к нашей поэме. Первая часть «Русских женщин» - «Княгиня Трубецкая». Екатерина Ивановна Трубецкая вошла в историю как первая жена декабриста, добившаяся разрешения следовать за ним. Все остальные, по большому счету, следовали у нее в фарватере. Именно она прокладывала путь.

 Читаем начало поэмы! (читают дети).

Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок

И – зарыдал… Княгиня-дочь…
Куда-то едет в эту ночь…

- Обратите внимание на стихотворный размер. Что это? (Ямб). Мы рассматривали примеры, когда используется этот размер. Какова его роль в этой части?

(Понадобятся наводящие вопросы). Ответ: размер подчеркивает стремительную смену событий: детство, юность, спешка в попытке догнать ссыльных. Трубецкая была первооткрывательницей, она торопилась – возможно, здесь и стремление «обогнать» страх, и несколько лихорадочное состояние из-за неизвестности, принятого решения.

 - Как проявляется характер героини во второй части? Чему мы являемся свидетелями?

Ответы детей: Трубецкая проявляет решимость, твердость и бесстрашие в беседе с губернатором. Огромная сила воли позволяет противостоять чиновнику, рисующему ужасные картины будущего.

- Вспомним, чем пугает героиню губернатор? Работа с текстом.

Ответы детей:  

Да-с, восемь месяцев зима
     Там — знаете ли вы?
Там люди редки без клейма,
     И те душой черствы;
На воле рыскают кругом
     Там только варнаки;
Ужасен там тюремный дом,
     Глубоки рудники.

(Читают еще отрывки)

- Это внешние обстоятельства. Однако, губернатор не сдается. Что еще? К каким, казалось бы, железным доводам прибегает губернатор?

Ответы детей:

Да, вы умрете, но сперва
     Измучите того,
Чья безвозвратно голова
     Погибла. Для него
Прошу: не ездите туда!
     Сноснее одному,
Устав от тяжкого труда,
     Прийти в свою тюрьму,
Прийти — и лечь на голый пол
     И с черствым сухарем
Заснуть... а добрый сон пришел —
     И узник стал царем!
(…) А с вами?.. с вами не знавать
     Ему счастливых грез,
В себе он будет сознавать
     Причину ваших слез.

Делают вывод, что губернатор, видя решимость и самоотверженность, надеется победить Трубецкую ее же «оружием» - любовью к мужу.

-  Ребята, а как бы вы ответили на этот аргумент губернатора?

Ответы детей: (предлагают варианты). Возможно, прислушались бы, заколебались.

- Как же наша героиня парирует этот, казалось бы, неоспоримый аргумент?

Ответы детей:

Ах!.. Эти речи поберечь
     Вам лучше для других.
Всем вашим пыткам не извлечь
     Слезы из глаз моих!
Покинув родину, друзей,
     Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
     Исполнить до конца
Мой долг, — я слез не принесу
     В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
     Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
     Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.

Дети делают вывод, что Трубецкая решила довести до конца начатое. И она смотрит глубже: ее поддержка должна спасти гордость мужа, помочь ему не сломаться.

Учитель истории:

И эта поддержка была как нельзя кстати. По воспоминаниям, когда приехавшая на рудник Трубецкая увидела мужа сквозь щель в тюремной ограде, то упала в обморок. Так жутко выглядел бывший блестящий офицер. При создании образа Трубецкой Некрасов руководствовался теми сведениями, которые ему удалось почерпнуть из воспоминаний людей, знавших княгиню, а также из «Записок декабриста» Андрея Розена, рассказывавшего, что местное начальство получило специальное предписание использовать все возможности для «удержания жён государственных преступников от следования за мужьями». «Он [губернатор] решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете».

Учитель литературы:

Этот факт Некрасовым не придуман. Но чем перемежается повествование о путешествии? Вы не могли не обратить внимание на важную особенность композиции «Княгини Трубецкой». Какой прием использует автор?

Ответ детей:

Важную роль играют сны. По дороге в Сибирь героиня то погружается в сны, то грезит наяву. Например:

(…) Вперед! Душа полна тоски,
     Дорога всё трудней,
Но грезы мирны и легки —
     Приснилась юность ей.
Богатство, блеск! Высокий дом
     На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
     Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
     Огнями весь горит.
О радость! нынче детский бал,
     Чу! музыка гремит!
Ей ленты алые вплели
     В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
     Невиданной красы.
Пришел папаша — сед, румян, —
     К гостям ее зовет.
«Ну, Катя! чудо-сарафан!
     Он всех с ума сведет!» (…)

(…) И вот уехала она
     С избранником своим.
Пред нею чудная страна,
     Пред нею — вечный Рим...
Ах! чем бы жизнь нам помянуть —
     Не будь у нас тех дней,
Когда, урвавшись как-нибудь
     Из родины своей
И скучный север миновав,
     Примчимся мы на юг.
До нас нужды, над нами прав
     Ни у кого... Сам-друг
Всегда лишь с тем, кто дорог нам,
     Живем мы, как хотим;
Сегодня смотрим древний храм,
     А завтра посетим
Дворец, развалины, музей...
     Как весело притом
Делиться мыслию своей
     С любимым существом! (…)

- Правильно! Такой прием, включающий в повествование событий прошлого, называется ретроспекция (от лат. retro – назад и specto – смотрю).

 - Как вы думаете, почему автор вводит в повествование сны?

Ответы детей: Сны помогают передать путанность сознания героини, отправившейся в неизвестность; сны  - как уход от реальности помогают справиться с тяжелой действительностью; еще сны помогают показать ужасающий контраст между прежней и будущей жизнью.

-  Хорошо! А еще, по словам литературоведа Николая Скатова, фрагментарное строение первой части, являющейся «сплавом чередующихся картин» применено автором сознательно: подобный калейдоскоп должен показать, что «героиня охвачена одним всепоглощающим порывом».

- Какие средства использует автор для создания характера героини? Какие чувства, по-вашему, испытывал автор?

Ответы детей:

Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Думается, что авторская позиция ярко проявляется в монологе Трубецкой о высшем свете. Тут очень ярко звучит именно мнение автора.

Благодарю, благодарю
     За добрый ваш совет!
И прежде был там рай земной,
     А нынче этот рай
Своей заботливой рукой
     Расчистил Николай.
Там люди заживо гниют —
     Ходячие гробы,
Мужчины — сборище Иуд,
     А женщины — рабы.
Что там найду я? Ханжество,
     Поруганную честь,
Нахальной дряни торжество
     И подленькую месть.
Нет, в этот вырубленный лес
     Меня не заманят,
Где были дубы до небес,
     А нынче пни торчат!
Вернуться? жить среди клевет,
     Пустых и темных дел?..
Там места нет, там друга нет
     Тому, кто раз прозрел!
Нет, нет, я видеть не хочу
     Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
     Свободных и святых.

- Переходим ко второй части. «Княгиня М.Н. Волконская». Обратим внимание на стихотворный размер. Он меняется? Почему?

Ответы детей (учитель подсказывает): Да, на смену ямбу приходит амфибрахий. Он более размеренный, спокойный, соответствует повествованию, которое перестает быть обрывистым, как в первой части.

- Действительно, повествование выглядит очень последовательным. Как построена композиция?

Ответы детей:  1 глава начинается рассказом бабушки внукам о ее детстве под Киевом.

Родилась я, милые внуки мои,
Под Киевом, в тихой деревне;
Любимая дочь я была у семьи.
Наш род был богатый и древний.

(Дети продолжают работать с текстом). Княгиня Волконская восхищается отцом – боевым генералом:

Так летопись жизни его говорит: 
В ряду полководцев России,
Покуда отечество наше стоит,
Он памятен будет! Витии
Отца моего осыпали хвалой,
Бессмертным его называя;
Жуковский почтил его громкой строфой,
Российских вождей прославляя:
Под Дашковой личного мужества жар
И жертву отца-патриота
Поэт воспевает…

В первой же главе  - юность, замужество. Во второй главе – арест мужа, попытка семьи скрыть от беременной Волконской тайну и, наконец, встреча в Петропавловской крепости.

- Какие эпизоды второй главы вам больше всего запомнился?

Ответы детей. Читают разные фрагменты. Момент с передачей платка, беседа с отцом.

- В третьей главе героиня оказывается перед серьезным нравственным выбором: проявить послушание отцу или наперекор ему отправиться за мужем. Почему, на ваш взгляд, этот выбор так сложен? Как мы можем связать его с библейскими заповедями?

Ответы детей: на уроках литературы мы вспоминали пятую заповедь: «Чти отца своего и мать свою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Получается, что героиня не слушается родителя? (Дети высказывают версии, почему она так поступила).

- Вы правильно вспомнили о единственной из десяти заповедей с обетованием. И действительно, уместен вопрос, правильно ли поступила героиня. Ведь родительское проклятье – вещь действительно страшная, и кому как не православной девушке, помнить об этом. Но в Новом завете Христос говорит: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19, 5-6)

 - Поэтому как мы оценим поступок героини?

Ответы детей: как поступок правильный, соответствующий заповедям, истине.

- В 4 главе Мария Волконская стала «героинею дня» в доме родственницы Зинаиды Волконской в Москве. На какой момент нам стоило бы обратить внимание?

Ответы детей: встреча с Пушкиным (обсуждение эпизода).

Учитель истории: Кстати, здесь же, в Москве, где Волконская провела два дня, она получила письмо отца. 17 декабря из Милятина он напутствовал дочь: «Пишу к тебе, милой друг мой, Машинька, наудачу в Москву. Снег идёт, путь тебе добрый, благополучный. Молю Бога за тебя, жертву невинную, да укрепит твою душу, да утешит твоё сердце!»

Учитель литературы: 

  • То есть мы видим раскаяние отца, который, несомненно, оценил мужество дочери. Какие эпизоды вам запомнились в 5 главе?

Ответы детей: приют доброго лесника, встреча с надменным офицером и солдатом, падение кибитки с горы, «передышка» под Нерчинском у «тароватого» купца (работа с лексикой)..

 - И, наконец, кульминационная 6 глава. Что вы почувствовали при прочтении?

Ответы детей: облегчение, радость при встрече Волконской и Трубецкой. Восхищение поступком героини, спустившейся в шахту. Теплые чувства по отношению к декабристом, не унывающим «в глубине сибирских руд». Торжество, ощущение завершенности.

- Действительно, финальная сцена придает завершенность повествованию и замыслу поэта в целом.

В одном из писем брату Некрасов сообщил, что «Княгиня Волконская» имеет невиданный успех, «какого не имело ни одно из моих прежних писаний». Литературный критик Александр Скабичевский через несколько лет после выхода обеих частей поэмы признавался: «Я никак не могу припомнить ни одного художественного произведения, вышедшего в последние десять лет в нашей печати, которое произвело бы на публику такое сильное и цельное впечатление».

Н.А. Некрасов хотел продолжить поэму третьей частью – историей «декабристки» Александры Григорьевны Муравьевой. Но замысел так и не был претворен в жизнь.

VI. «Декабристки» в Сибири. 

Учитель литературы:

Поэт взял из воспоминаний Волконской лишь ту часть, в которой княгиня добирается до Нерчинска. А по большому счету, именно тут и начинается история великого подвига. Каждодневного, ежеминутного. Адский мороз. Изба со слюдяными окнами. Печь, топящаяся «по-черному», ведра с водой, замерзающей по дороге от колодца. Отсутствие теплой одежды, лекарств и еды. Отсутствие денег, чтобы все это приобрести.

Воспоминания Трубецкой: «Ляжешь головой к стене – ноги упираются в двери. Проснешься утром зимним – волосы примерзли к бревнам – между венцами ледяные щели». Обмороженные, вечно болящие, опухшие ноги. Дырявые, стоптанные башмаки – из меховых сапожек сшила другому декабристу, Евгению Оболенскому, теплую шапочку. Свидания с мужем в тюремной камере.

Учитель истории:

( подробнее рассказывает о быте в Сибири, вкладе декабристов в развитие края).

Учитель литературы: Да, очень сложно представить себе всё это, находясь в теплом помещении, в средней полосе России.  Но можно представить молодых изнеженных женщин, мужья которых вдруг превратились из уважаемых представителей знати в колодников, государственных преступников. Ради идеалов, которые они категорически не разделяют. Полный отказ от прав и титулов (это касалось и будущих детей), запрет на переписку, посылки и денежные переводы, свидания с мужьями по соизволению властей. Они все подписали. Причем Екатерина Ивановна отправилась за мужем первая, она даже не знала, последуют ли за ней другие декабристские жены или придется жить рядом с острогом одной.

Учитель истории:

Из 121 декабриста, признанных судом виновных,  были женаты 23. Первыми в 1827 год на рудники Забайкалья прибыли М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева и Е.И. Трубецкая. В 1828—1831 годах в Петровский завод и в Читу приехали жены еще 6 декабристов (Давыдова, Ентальцева, Нарышкина, Розена, Фонвизина, Юшневского), две невесты- француженки и сестра декабриста Н. Бестужева. Сегодня в Тобольске стоит памятник 11 женам декабристов.

Учитель литературы:

- Ребята, теперь послушаем вашу оценку подвигу жен декабристов! Почему поэма называется «Русские женщины»?

Ответы детей. 1-2 развернутых ответа. ВЫВОД: героинями поэмы стали настоящие русские женщины – сильные, мужественные, терпеливые, способные перенести невозможное ради любви и долга.

Обобщение учителя литературы:

- Нам, спустя почти два столетия сложно переоценить подвиг этих женщин. Изнеженные, избалованные, не приспособленные к реальной жизни, а тем более к суровым условиям Сибири, они не только отважились на этот шаг – оставить всё и последовать за мужьями. Это половина дела. Немыслимо то, что они довели дело до конца. Екатерина Трубецкая, до Сибири бездетная, родила мужу восьмерых детей, Мария Волконская – троих, семерых родила француженка Полина (Прасковья) Анненкова. Они остались с декабристами до конца, вплоть до помилования.

Они жили в ужасающих условиях голода, бедности, болезней. Выполняли черновую работу: рубили дрова, топили снег на воду, стирали, готовили, лечили мужей. Колоссальная сила духа!

Эти верные жены стали настоящими Русскими Женщинами.

         Русская крестьянка у Некрасова способна всё превозмочь, всё выдержать. Русским дворянкам – декабристкам – действительное было что терять: променять роскошь и покой на дикую жизнь Сибири. Но любовь, верность долгу, глубокая вера, величайшее мужество помогли с честью пройти все испытания и сохранить семьи – «в горе и в радости, пока смерть не разлучит…»

VII. Святость русской женщины. Выводы.

Вот такие непридуманные истории. Хотелось бы дополнить этот замечательный героический ряд хотя бы еще несколькими портретами. Русская история, на самом деле богата примерами женского мужества и верности до гроба. Начиная со Святой Февронии Муромской и заканчивая трагическим 20 веком.

  1. Сообщение ученика:
  1. Святая блаженная Ксения Петербургская (родилась между 1719 и 1730 годами). Молодая жена придворного певчего Андрея Феодоровича Петрова ради спасения души своего умершего без покаяния мужа взяла на себя самый трудный христианский подвиг юродства. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь. Через любовь к супругу она достигла святости – стяжала дар прозорливости, исцеляла больных. Сегодня это одна из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви, по молитвам которой Господь творит многие чудеса.
  2. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета. Принцесса Гессен-Дармштадтская, родная внучка английской королевы Виктории; в супружестве великая княгиня царствующего дома Романовых. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. После долгих мучительных размышлений пришла к твердому решению - приняла православие. Простила убийц горячо любимого мужа – великого князя Сергея Александровича, погибшего от взрыва бомбы. После смерти мужа приняла постриг, была поставлена настоятельницей созданной ей обители милосердия. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир ... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». Мученически погибла от рук представителей новой власти, отказавшись покинуть Россию, которую горячо любила.
  3. Маргарита Михайловна Тучкова (1781 – 1852). Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова, которому посвящены знаменитые строки М. Цветаевой «Генералам 1812 года» и его жены Маргариты Михайловны современники называли «любовью века». Они были вместе всего шесть лет. Известие о гибели мужа на Бородино Маргарита Тучкова (в девичестве Нарышкина) получила 1 сентября 1812 года, в день своих именин. Горе сразило Тучкову. Мужественная женщина обошла всё Бородинское поле в поисках тела супруга, подходя к каждому убитому. Так и не найдя его, она вернулась в Москву с твердым решением основать памятник убитым на поле битвы. На месте гибели супруга построила Церковь Спаса Нерукотворного. Она оставила свет, основала на этом месте Спасо-Бородинский монастырь и стала первой его игуменьей.

  1.  Выводы. Учитель литературы:

 - Пусть это и не русская женщина, но тоже «несвятая святая», очень хотелось бы вспомнить удивительную историю Нины и Александра Грибоедовых. Около трех месяцев счастья – и смерть писателя  в Персии. Юная Нина Грибоедова осталась верной супругу до конца жизни. Ежедневно она поднималась на Святую гору к могиле мужа к отреставрированному ею храму. Все свои личные средства тратила на помощь бедным и несчастным людям. По воспоминаниям современников, не было рядом женщины более кроткой и добродетельной, чем она.

 - Итак, ребята, у каждого из вас на столе цветок с 7 лепестками, составляющими в совокупности святость. Какие добродетели, какие качества вы вписали в него?

Ответы детей (желательно обосновать понятия на примерах поступков упомянутых героинь):

Терпение, мужество, стойкость, сила духа, жертвенность, преданность, верность, смирение, доброта, настойчивость, любовь, верность долгу, умение прощать, ответственность.

- Вы перечислили лучшие человеческие качества. Сравним их с победными христианскими добродетелями, которых тоже семь: любовь, смирение, долготерпение, целомудрие (чистота души), пост (воздержание), молитва, милостыня (доброе, милующее сердце).

Наши сегодняшние героини стали идеалом, пусть и не все причислены к лику святых, претерпев до конца. А ведь, по сути, они просто остались верными до конца своим мужьям, сохранив святость семьи, брака. Прошли через все испытания.

  1. Домашнее задание.

Ребята, пример всех этих удивительных мужественных женщин показывает нам, что святость совсем рядом. И она соединяет понятные и вечные ценности, доступные каждому: крестьянке и дворянке, русской и француженке  - причем во все века. Я бы хотела, чтобы вы поразмышляли об этом в домашнем сочинении на тему «Можно ли сегодня стать святым?», обязательно связав свои рассуждения с произведениями Н.А. Некрасова и, возможно, с услышанными на уроке фактами. Подумайте, не обязательно применять это понятие только к себе, вспомните людей из своего окружения, или даже из своего детства: доброго дворника, любимую воспитательницу,  может, общественных деятелей, и постарайтесь сделать свой ответ развернутым.  

______________________________________________________________

Список литературы:

  1. Грудкина Т. Какие женщины в христианстве! //  журнал «Славянка», № 6, 2014
  2. Жизнь декабристов в ссылке // портал История Российской империи
  3. Кожинов В.В. Грех и святость русской истории. Некрасов/ Литмир.ру
  4. Митрофанов А. Екатерина Трубецкая: решение, которое не поменял сам царь // Милосердие.ру, 08.06.2018
  5. Митрофанов А. «Мой муж – несчастен, - мое место около мужа» // Милосердие. Ру, 21.09.2018
  6. Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы / Корней Чуковский. — М.: Художественная литература, 1971
  7. Некрасов Н. А. Избранные сочинения / Н. Скатов. — М.: Художественная литература, 1987
  8. Семенищева Е. «Что ти есть имя, сестро?..» // Православие.ру, 21.08.2015
  9. Материалы Википедии. Статьи «Русские женщины», «Декабристки»,  «Сергей Трубецкой», «Екатерина Трубецкая», «Сергей Волконский», «Мария Волконская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова

Литературный вечер, посвященный творчеству Н.А.Некрасова....

Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)

В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью  и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счасть...

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Цель урока:1.     Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

"Образ русской женщины в поэме Н.А.Некрасова "Мороз,красный нос""

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его тв...