Урок по внеклассному чтению в 6 классе "Хлебные карточки"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лебедева Наталья Сергеевна

Урок по внеклассному чтению "Хлебные карточки" по рассказу бурятского писателя, М.М. Шиханова является заключительным в теме "Русские писатели о Великой Отечественной войне". Урок построен на основе изучения биографии писателя и анализа рассказа "Хлебные карточки". Разные виды деятельности, от групповой работы до инсценирования, помогают учащимся раскрыть идейное содержание произведения и познакомиться с реалиями военного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorch._shihanova.doc51 КБ
Office presentation icon shihanov_mihail_mihaylovich.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Наталья Сергеевна

МБОУ «СОШ № 48 г. Улан-Удэ»

На конференцию «Жигжитовские чтения»

Номинация: методическая разработка

Урок по внеклассному чтению в 6 классе

по рассказу М.М. Шиханова «Хлебные карточки»

Технологическая карта урока

Тема:

Уроки войны

Цель:

Познакомить с биографией и творчеством бурятского писателя М.М. Шиханова на примере рассказа «Хлебные карточки». Определить нравственные уроки произведения. Расширить представление о Великой Отечественной войне, о военном детстве.

Задачи:

Познакомить с биографией и творчеством бурятского писателя М.М. Шиханова на примере рассказа «Хлебные карточки». Определить нравственные уроки произведения. Расширить представление о Великой Отечественной войне, о военном детстве.

Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, их коммуникативные компетентности; развивать навыки групповой работы, интерес к исследовательской деятельности, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему народу, семейным, духовно-нравственным ценностям; умение слушать друг друга.

Здоровьесберегающие: создать комфортную психологическую обстановку на уроке.

Планируемые результаты:

Учащиеся формулируют цель деятельности на уроке, его тему, проблему; анализируют текст художественного произведения, сопоставляют, делают выводы в результате совместной работы, высказывают собственное суждение, проводят самооценку; совершенствуют навыки монологической и диалогической речи; инсценируют произведение; занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью.

Оборудование:

Повесть М.М. Шиханова «Хлебные карточки», портрет писателя, презентация слайдов, костюмы для инсценирования, карточки для самооценки.

Ход урока:

Этапы урока

 Деятельность    

  учителя

  Деятельность     учащихся

             УУД

1. Организацион

ный момент

Цель: включение учащихся в деятельность

Приветствие, уточнение состава творческих групп.

Вступительное слово о военном детстве (слайд 1.2)

Чтение эпиграфа.

Приветствие,

Концентрация внимания.

Личностные

смыслообразование

познавательные активизация

мышления

Коммуника

тивные

сотрудничество

2.Актуализация знаний

Цель: знакомство с

биографией писателя, для выявления автобиографического начала в повести.

Словарная работа, необходимая для целеполагания.

Словарная работа с понятиями:

-автобиография, (слайд 3-8)

-документальная повесть,

-война,

-хлебные карточки

 (слайд 9)

Группа исследователей: сообщение о биографии писателя  в форме презентации.

Запись определений в тетрадь, составление словосочетаний со словом «война».

Познавательные,

Регулятив

ные,

Коммуника

тивные.

3.Формулирование проблемы

Цель: организовать мыслительную деятельность учащихся.

Работа над проблемой рассказа М. Шиханова «Хлебные карточки» (слайд 10, 11)

-Почему писатель пишет о войне?

-Кто главный герой повести?

-Что такое хлебные карточки? Для чего они нужны?

-Что чувствует герой, когда теряет карточки?
-Кто ему помогает?

Формулировка темы и  проблемы урока.

- Тема военного детства.

- Проблема воспитания.

Коммуника

тивные координация мнений, сотрудничество.

Регулятив

ные способность к целеполаганию, постановка и формулировка темы и проблемы.

4. Обсуждение проблемы

Цель: организовать импровизацию диалога учениками. Организовать работу по группам.

-Что помогло выжить герою в тяжелое военное время?

- Какие уроки усвоил герой?

Вопросы для 1 группы:

-Что чувствует герой?

-Почему обращается за помощью к бабушке?

-Какие уроки усвоил герой?

Вопросы для 2 группы:

-Какая бабушка?

-внешность,

- речь,

- поведение.

-Почему бабушка продает любимую шаль?

Творческая группа. Выразительное чтение диалога героя и бабушки (инсценировка)

Работа в группах по составлению характеристики героев.

Формулировка ответа

На предложенный вопрос. (Нравственные уроки милосердия, сострадания, любви).

Коммуника

тивные:

-владение монологической и диалогической формами речи. Выражение своих мыслей.

Познавательные

-смысловое чтение,

-анализ текста,

-выделение главного.

5.Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

- Нужны ли любовь и милосердие в нашей жизни?

Подведение итогов урока

(слайд 12)

Высказывание по модели:

Я научился…

Я считаю….

Регулятив

ные:

-оценка процессов, результатов деятельности.

6.Домашнее задание

Дифференцированное

задание

1. Прочитать рассказы Э.Фоняковой «Гор-бушка», «Довесок». Что объединяет эти рассказы с рассказом М. Шиханова?

2. Собрать материал о родственниках, переживших военное детство.

Коммуника

тивные:-собственная творческая, исследовате

льская деятельность

Источники:

1.  Карабанова О.А.// Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. –[ № 2. - С. 11-12.]

2. Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. –[ № 3. - С. 17-23.] - Библиогр.: с. 23.

3. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г. К. Селевко. - Т. 1.- М. : НИИ школьных технологий, 2006.- [816 с.]

4. Шиханов М.М. Хлебные карточки: стихи и рассказы – Улан-Удэ: НоваПринт, 2014.- 230 с.: ил.

5. Соль земли Еланской.  Сайт Бичурского района www/bichura.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дети войны Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах. Дети войны, как же вы голодали… Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали…Война…

Слайд 3

Автобиография авто – сам био – жизнь графо - пишу Автобиография – это описание автором своей собственной жизни, истории своей семьи.

Слайд 4

Михаил Михайлович Шиханов

Слайд 5

Шиханов Михаил Михайлович родился 7 ноября 1937 г. в г. Кяхта.

Слайд 6

Семья Михаила Шиханова Отец М. Шиханова – Михаил Иванович погиб в 1939 году на русско-японской войне на Халхин-Голе.

Слайд 7

Мать – Раиса Степановна Шиханова после смерти мужа воспитывала детей.

Слайд 8

Военное детство М. Шиханова Детство- самое счастливое время в жизни человека. Но есть целое поколение людей, чье детство выпало на страшные военные годы. Один из таких людей наш земляк - писатель, М. Шиханов. В своих рассказах, стихах он вспоминает о своем сиротливом, голодном детстве.

Слайд 9

Документальная повесть Великая Отечественная война 1945 г. Хлебные карточки

Слайд 10

Повесть М. Шиханова «Хлебные карточки» Документальные рассказы и стихи о военном детстве Детство, детство… Ох, давненько навсегда простился с ним. Но скажу я откровенно, Не входя в излишний пыл,- горький, сладкий хлеб военный я поныне не забыл.

Слайд 11

Рассказ «Хлебные карточки» Военный хлеб

Слайд 12

Человеческие ценности Хлеб Мама Любовь Сострадание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.А.ЕСЕНИНА

Презентация является наглядным материалом к уроку по внеклассному чтению в школе VIII вида по творчеству С.А.Есенина "Образ родной природы в песенном слове С.А.Есенина"...

Задания для составления высказывания по теме урока по внеклассному чтению

Данный дидактический материал "Задания для составления высказывания по теме урока внеклассного чтения по творчеству С.А.Есенина" разработан для составления связных высказываний обучающихся на уроке вн...

Конспект урока по внеклассному чтению. 10 класс.

В данном уроке-конспекте вы познакомитесь с творчеством В.М.Шукшина.Найдете анализ его произведений....

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Урок по внеклассному чтению "Колокола России"

В данном уроке рассматривается одна из традиций русских христиан -- колокольный звон, который служил мерилом праведности и добра. В материал урока включены произведения русской литературы, т.к. в них ...