Урок литературы "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Пусикова Наталья Александровна

В разработке представлен сценарий урока и презентация к нему. Урок может быть интересен учителям литературы, в первую очередь тем, кто работает в коррекционной школе с детьми, имеющими нарушения слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока литературы (8 класс).

Тема урока «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор».

Тип урока: повторительно – обобщающий

Место в системе уроков по комедии – 17; завершает изучение действия 4.

Цели:  Раскрыть в комплексе характерные черты личности героя, показать его роль в развитии действия комедии;

              Расширять оценочный этический лексикон учащихся, развивать связность речи при составлении общей характеристики героя;

               Воспитывать чёткие нравственно – этические ориентиры, умение работать с товарищем в паре, самостоятельность.  

Ожидаемый результат:

 Учащиеся должны знать: ключевые эпизоды для раскрытия образа героя;

                                                 приёмы хараткристики героя (внешний вид, речь, отзывы о нём других героев, поведение в диалогах);

                                                 оценочную лексику для характеристики героя.

Учащиеся должны уметь: быстро отбирать нужную информацию в тексте;

                                                 адекватно отвечать на поставленные вопросы;

                                                  отбирать оценочные определения исходя из ситуации;

                                                  составлять связную характеристику героя с опорой на план.

ФОПД: фронтальная; парная.

Основные методы: беседа, работа с наглядностью (сопоставление портретов, конструирование сюжета по иллюстрациям), частично – поисковая работа по карточкам, словарная работа по отбору и комментированию оценочныхлексем, составление устного рассказа – характеристики по плану.

Формы контроля: взаимоопрос, контроль учителя, дополнение и рецензирование ответов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Межпредметные связи:  живопись, этика

Внутрипредметные связи:  приёмы характеристики героя

Оформление доски:

Словарь: Характеристика – описание героя.

                  Предыстория – жизнь героя до его участия в конфликте комедии.

                  Монолог – речь одного героя.

                  Диалог – разговор двух действующих лиц.

                  Отзыв – оценка, мнение  о герое.

План характеристики:

  1. Предыстория героя
  2. Внешний вид
  3. Речь  (монолог)
  4. Отзыв о герое со стороны других действующих лиц
  5. Поведение героя в диалогах

План урока:

  1. Проверять д/з
  2.  Сравнивать портреты
  3. Выстраивать действие по иллюстрациям
  4. Работать в парах по карточкам
  5. Составлять характеристику устно
  6. Разбирать д/з                

Вывеска: Хлестаков …………………………………………

                                       …………………………………………

                                       ………………………………………..

                                       ………………………………………..

                                       ………………………………………..

Ход урока:

  1. Оргмомент.  (3 мин.)

Опрос по общим вопросам к предмету изучения: (за экраном)

- Что мы изучаем на уроке?

- Что такое комедия?

- Кто такой ревизор?

- Назови героев комедии.

- О ком из них мы сегодня будем говорить?

Объявление темы и запись в тетрадь.

2.   Мотивировка на тему урока. (2 мин.)

- Как вы думаете, почему именно Хлестакову мы посвящаем сегодня целый урок?

Хлестаков является главным героем комедии, так же, как и городничий. Без Хлестакова комедия была бы невозможна.

3.Проверка д/з ( в форме взаимопроса). (5 мин.)

- Что вам было задано на дом?

Подобрать 8 вопросов о Хлестакове до мемента его приезда в уездный город.

Учащиеся задают друг другу вопросы (возраст и внешность, манера говорить, место и отношение к службе, место рождения и проживания).

Вывести на понятие «предыстория героя». Запись понятия в тетрадь.

4. Работа над понятием «Без царя в голове». (3 мин.)

А теперь посмотрите, как сам Гоголь говорит о своём герое. Откройте самое начало комедии – статью «Характеры и костюмы» (стр. 144).

Что значит выражение «Без царя в голове»?

Учащиеся высказываются.

Открывается слайд №2  с толкованием значения фразеологизма.  Запись значения в тетрадь.

5.Сравнение портретов. (3 мин.)

Многие художники создавали иллюстрации к комедии Гоголя. Каждый из них по –своему видел образ Хлестакова. Сравните три портрета Хлестакова: Кардовского, Боклевского и Коровина.  

- Как вы думаете, какой из этих портретов лучше всех передаёт гоголевское описание Хлестакова?

Выслушивается несколько мнений.

6.Конструирование действия по иллюстрациям (5 мин.)

- Сколько действий в комедии?

- В каких действиях участвует Хлестаков?

Учащимся предлагается устно прокомментировать отдельные ключевые эпизоды с участием Хлестакова, взятые не по сюжетному порядку. Каждый эпизод кратко комментируется одним из учащихся. (Слайд № 4)

- По порядку ли поставлены эти сцены?

- Расставьте их по порядку в соотвествии с развитием действия.

Учащиеся расставляют картинки по порядку.

Затем  учитель демонстрирует правильный вариант. Учащиеся путём самоконтроля оценивают свои знания сюжета. (Слайд №5)

  1. Промежуточный опрос . (за экраном)(1 мин.)

- Поднимите руки, у кого нет ошибок.

- Что мы уже успели сделать?

8. Гимнастика для глаз.  (1 мин.) (Слайд №6)

9. Работа в парах по карточкам.(7 мин.)

Учитель предлагает рассмотреть образ Хлестакова через его отношения с другими героями. (Слайд №7). Для этого необходимо объединиться в пары.

1 пара работает по карточке «Хлестаков – Осип» (Слайд №8)

2 пара – «Хлестаков в монологе о Петербурге»  (Слайд №9)

3 пара – «Хлестаков – чиновники»  (Слайд №10)

4 пара – «Хлестаков – женщины» (Слайд №11)

Пары отвечают в произвольном порядке по мере выполнения работы. Члены пары дополняют друг друга. Один из пары записывает три выбранных определения на доске под вывеской «Хлестаков».

В итоге учитель обращает внимание на полученный под вывеской список.

- Какое слово в списке повторяется чаще других? (легкомысленный)

- Как по – другому можно назвать легкомысленного человека? (Без царя в голове)

Учитель вновь обращается к слайду №2, напоминая о его значении.

  1. Составление устной характеристики Хлестакова по плану. (5 мин.)

Разбор понятия «характеристика», знакомство с планом описания.Один из учащихся у доски составляет устную характеристику Хлестакова с опорой на оценочный словарь и план описания.

  1. Разбор д/з (1 мин.)

Инструктаж: написать характеристику Хлестакова письменно в тетради, пользуясь планом.

  1. Подведение итогов урока (4 мин.) (за экраном)

- Какую тему мы сегодня обсудили?

- Что мы успели сделать на уроке?

- Что на уроке тебе показалось самым трудным?

- Какие новые слова ты узнал сегодня?

- Какое новое выражение запомнил?

- Кто сегодня заслужил оценку «5»?

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель данного урока: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор", познакомить с понятием «хлестаковщина». ...

Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Этот текст окажет помощь учащимся 8-го класса в подготовке к сочинению на тему "Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...

Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс

Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...