Главные вкладки

    Урок литературы "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
    учебно-методический материал по литературе (9 класс)

    Пусикова Наталья Александровна

    В разработке представлен сценарий урока и презентация к нему. Урок может быть интересен учителям литературы, в первую очередь тем, кто работает в коррекционной школе с детьми, имеющими нарушения слуха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy.docx17.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий открытого урока литературы (8 класс).

    Тема урока «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор».

    Тип урока: повторительно – обобщающий

    Место в системе уроков по комедии – 17; завершает изучение действия 4.

    Цели:  Раскрыть в комплексе характерные черты личности героя, показать его роль в развитии действия комедии;

                  Расширять оценочный этический лексикон учащихся, развивать связность речи при составлении общей характеристики героя;

                   Воспитывать чёткие нравственно – этические ориентиры, умение работать с товарищем в паре, самостоятельность.  

    Ожидаемый результат:

     Учащиеся должны знать: ключевые эпизоды для раскрытия образа героя;

                                                     приёмы хараткристики героя (внешний вид, речь, отзывы о нём других героев, поведение в диалогах);

                                                     оценочную лексику для характеристики героя.

    Учащиеся должны уметь: быстро отбирать нужную информацию в тексте;

                                                     адекватно отвечать на поставленные вопросы;

                                                      отбирать оценочные определения исходя из ситуации;

                                                      составлять связную характеристику героя с опорой на план.

    ФОПД: фронтальная; парная.

    Основные методы: беседа, работа с наглядностью (сопоставление портретов, конструирование сюжета по иллюстрациям), частично – поисковая работа по карточкам, словарная работа по отбору и комментированию оценочныхлексем, составление устного рассказа – характеристики по плану.

    Формы контроля: взаимоопрос, контроль учителя, дополнение и рецензирование ответов.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

    Межпредметные связи:  живопись, этика

    Внутрипредметные связи:  приёмы характеристики героя

    Оформление доски:

    Словарь: Характеристика – описание героя.

                      Предыстория – жизнь героя до его участия в конфликте комедии.

                      Монолог – речь одного героя.

                      Диалог – разговор двух действующих лиц.

                      Отзыв – оценка, мнение  о герое.

    План характеристики:

    1. Предыстория героя
    2. Внешний вид
    3. Речь  (монолог)
    4. Отзыв о герое со стороны других действующих лиц
    5. Поведение героя в диалогах

    План урока:

    1. Проверять д/з
    2.  Сравнивать портреты
    3. Выстраивать действие по иллюстрациям
    4. Работать в парах по карточкам
    5. Составлять характеристику устно
    6. Разбирать д/з                

    Вывеска: Хлестаков …………………………………………

                                           …………………………………………

                                           ………………………………………..

                                           ………………………………………..

                                           ………………………………………..

    Ход урока:

    1. Оргмомент.  (3 мин.)

    Опрос по общим вопросам к предмету изучения: (за экраном)

    - Что мы изучаем на уроке?

    - Что такое комедия?

    - Кто такой ревизор?

    - Назови героев комедии.

    - О ком из них мы сегодня будем говорить?

    Объявление темы и запись в тетрадь.

    2.   Мотивировка на тему урока. (2 мин.)

    - Как вы думаете, почему именно Хлестакову мы посвящаем сегодня целый урок?

    Хлестаков является главным героем комедии, так же, как и городничий. Без Хлестакова комедия была бы невозможна.

    3.Проверка д/з ( в форме взаимопроса). (5 мин.)

    - Что вам было задано на дом?

    Подобрать 8 вопросов о Хлестакове до мемента его приезда в уездный город.

    Учащиеся задают друг другу вопросы (возраст и внешность, манера говорить, место и отношение к службе, место рождения и проживания).

    Вывести на понятие «предыстория героя». Запись понятия в тетрадь.

    4. Работа над понятием «Без царя в голове». (3 мин.)

    А теперь посмотрите, как сам Гоголь говорит о своём герое. Откройте самое начало комедии – статью «Характеры и костюмы» (стр. 144).

    Что значит выражение «Без царя в голове»?

    Учащиеся высказываются.

    Открывается слайд №2  с толкованием значения фразеологизма.  Запись значения в тетрадь.

    5.Сравнение портретов. (3 мин.)

    Многие художники создавали иллюстрации к комедии Гоголя. Каждый из них по –своему видел образ Хлестакова. Сравните три портрета Хлестакова: Кардовского, Боклевского и Коровина.  

    - Как вы думаете, какой из этих портретов лучше всех передаёт гоголевское описание Хлестакова?

    Выслушивается несколько мнений.

    6.Конструирование действия по иллюстрациям (5 мин.)

    - Сколько действий в комедии?

    - В каких действиях участвует Хлестаков?

    Учащимся предлагается устно прокомментировать отдельные ключевые эпизоды с участием Хлестакова, взятые не по сюжетному порядку. Каждый эпизод кратко комментируется одним из учащихся. (Слайд № 4)

    - По порядку ли поставлены эти сцены?

    - Расставьте их по порядку в соотвествии с развитием действия.

    Учащиеся расставляют картинки по порядку.

    Затем  учитель демонстрирует правильный вариант. Учащиеся путём самоконтроля оценивают свои знания сюжета. (Слайд №5)

    1. Промежуточный опрос . (за экраном)(1 мин.)

    - Поднимите руки, у кого нет ошибок.

    - Что мы уже успели сделать?

    8. Гимнастика для глаз.  (1 мин.) (Слайд №6)

    9. Работа в парах по карточкам.(7 мин.)

    Учитель предлагает рассмотреть образ Хлестакова через его отношения с другими героями. (Слайд №7). Для этого необходимо объединиться в пары.

    1 пара работает по карточке «Хлестаков – Осип» (Слайд №8)

    2 пара – «Хлестаков в монологе о Петербурге»  (Слайд №9)

    3 пара – «Хлестаков – чиновники»  (Слайд №10)

    4 пара – «Хлестаков – женщины» (Слайд №11)

    Пары отвечают в произвольном порядке по мере выполнения работы. Члены пары дополняют друг друга. Один из пары записывает три выбранных определения на доске под вывеской «Хлестаков».

    В итоге учитель обращает внимание на полученный под вывеской список.

    - Какое слово в списке повторяется чаще других? (легкомысленный)

    - Как по – другому можно назвать легкомысленного человека? (Без царя в голове)

    Учитель вновь обращается к слайду №2, напоминая о его значении.

    1. Составление устной характеристики Хлестакова по плану. (5 мин.)

    Разбор понятия «характеристика», знакомство с планом описания.Один из учащихся у доски составляет устную характеристику Хлестакова с опорой на оценочный словарь и план описания.

    1. Разбор д/з (1 мин.)

    Инструктаж: написать характеристику Хлестакова письменно в тетради, пользуясь планом.

    1. Подведение итогов урока (4 мин.) (за экраном)

    - Какую тему мы сегодня обсудили?

    - Что мы успели сделать на уроке?

    - Что на уроке тебе показалось самым трудным?

    - Какие новые слова ты узнал сегодня?

    - Какое новое выражение запомнил?

    - Кто сегодня заслужил оценку «5»?

     

     

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

    Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

    Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...

    Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

    Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

    Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

    Цель данного урока: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор", познакомить с понятием «хлестаковщина». ...

    Конспект открытого урока по литературе "Образ Хлестакова"

    Личностно-ориентированный урок обобщения с применением приёмов ТРКМ и средств концептуального анализа через исследовательскую работу в малых группах...

    Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

    Этот текст окажет помощь учащимся 8-го класса в подготовке к сочинению на тему "Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...