Внеклассное мероприятие "В формате 3Д"
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)

Шарапова Татьяна Васильевна

Данный материал - конспект с прзентацией внеклассного мероприятия, проведённого в рамках предметной недели, посвящённой Году литературы в России и юбилейным датам В.И. Даля, Ф.М. Достоевского, Г.Р. Державина.   Мероприятие предполагает использование технологии "Творческая мастерская".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение с интернатом «Лицей имени Кирилла и Мефодия»

«В формате 3Д»

внеклассное мероприятие

 в рамках предметной недели русского языка и литературы, посвященной юбилеям В.И. Даля и Ф.М. Достоевского

Тема: Классы: 11Б, 11Г

Учитель: Шарапова Татьяна Васильевна, СОГБОУИ «Лицей им. Кирилла и Мефодия».

Дата: 15.11.2016, 19.11.2016.

Цель: 

1) приобщать учащихся к изучению литературы, русского языка,

2) совершенствовать умение обобщать и систематизировать знания,

3) развивать творческие способности учащихся,

4) пробуждать интерес к изучению неизвестных фактов прошлого,

5) воспитывать чувство уважения к историческому и литературному прошлому.

Формы работы: групповая, парная,  индивидуальная. 

Оборудование: презентация, портреты В.И. Даля, Ф.М., Достоевского, Г.Р. Державина, С.Д. Довлатова, бумага для записей.  

Ход занятия.

1. Мотивация. Актуализация познавательной и творческой деятельности.

Слайд 1. 

На экран спроецирован первый слайд, на котором обозначена тема занятия. Вопросы к учащимся:

  • Что я жду от темы?
  • О чем пойдет речь?
  • Чем мы можем заниматься? (ответы детей).

Итак, нас ожидает приключение, очень хочется, чтобы оно было интересным и помогло вам иначе взглянуть на многие реалии русской литературы, языка, культуры.  

2. Работа с презентацией. Эвристическая беседа.

Слайд 2.  Кто это? (Ф.М. Достоевский)

  • Почему мы вспоминаем писателя?  (11 ноября 2016 г. – 195 лет со дня рождения.) 

Первое   Д  определено.

Слайд 3. Кто это? (В.И.Даль)

  • Почему мы вспоминаем писателя, этнографа?(22 ноября 2016г  – 215 лет со дня рождения.) 
  • Что знаете вы об этом удивительном человеке? (ответы учащихся).

Слайд 4. Афоризмы В.И. Даля.

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми высказываниями В.И. Даля. Надеюсь, что благодаря этим цитатам великого исследователя русского языка вы глубже узнаете его как человека и гражданина.

Второе   Д  определено.

Слайд 5. Кто это? (Г. Р. Державин).

(Если ребята не узнают, кто изображен на слайде, прочитать стихотворение Г.Р. Державина «Река времен в своем теченье…» Желательно, чтобы стихотворение читал учащийся, чье имя и(или) фамилия начинаются на Д).

20 июня 2016 года  - 200 лет со дня смерти поэта, государственного деятеля Г.Р. Державина.

Слайд 6. В.Г. Белинский о Г.Р. Державине.

Прочитайте высказывание о Державине критика В.Г. Белинского. Лучше, чем В.Г. Белинский, о значении  Г.Р. Державина в истории русской культуры и литературы не сказал никто.  

Третье   Д  определено.

Слайд 7. Что может их объединить?

Работа в группах: (4 группы по 4-5 человек в зависимости от количества учащихся в классе, дети выбирают группу по желанию, с кем они  хотят работать).

Задание: запишите на листах, что может  таких непохожих людей объединять. Постарайтесь найти как можно больше позиций, которые будут общими для юбиляров 2016 года.

Ребята, я задумала свое слово. Посмотрим, сумеете ли вы догадаться, что это за слово. Или все-таки мне удастся предложить вам иной поворот нашего разговора на занятии.

(Учитель должен тоже придумать слово на букву Д, так как в процессе разработки занятия формат 3Д «перерос» в формат 5Д, как в современном  кино. На следующем слайде слово должно быть помещено последним. Мое слово – ДЕТИ)

Проверка  результатов групповой работы: выслушать представителя каждой из 4 групп, проверить результаты работы по слайду 8.

Слайд 9.

(Ни в одном из моих  классов одиннадцатиклассники не предложили слово ДЕТИ).

  • Почему слово ДЕТИ задумано учителем? (ответ учащегося)

Четвертое   Д   определено.

Слайд 10. Творческая работа.

Задание: напишите сочинение-миниатюру «Державин, Достоевский, Даль», постарайтесь, чтобы в ваших текстах звучали слова, которые объединяют этих великих русских людей.

(Тема миниатюры предполагает создание стихотворного текста (фраза представляет собой четырехстопный ямб).  Однако учащиеся свободны в выборе жанра. Работа может быть индивидуальной, в парах, групповой. На работу отвести 5-7 минут. Предложить прочитать тем, кто посчитает свою миниатюру удачной. У меня в обоих классах прочитали написанные тексты представители каждой группы и все, кто работал индивидуально. (Смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ). 

Слайд 12.

Как учитель, я не могу не сделать шага к тому, что вам пока, возможно, неизвестно. Лучше меня вы знаете, что современные кинотеатры предлагают фильмы в 5Д, поэтому наш разговор уже давно вышел из формата 3Д. Догадайтесь, кто на следующем слайде?

Слайд 13.

(Портрет незнаком. Учащиеся делают предположения, что  фамилия этого человека начинается на Д, что в 2016 году был юбилей, что это представитель современной литературы. Лишь одна из учениц (из 47учащихся  в двух классах) догадалась. 

Сергей Донатович Довлатов (03.09.1941г-1990г) – 75 лет со дня рождения.

  • Кто знает его книги? Читал о его судьбе? Слышал знаменитые довлатовские афоризмы? (ответы учащихся)

Слайд 14. Одно из высказываний писателя на слайде. Думаю, афоризм С.Д. Довлатова вам может пригодиться при подготовке к итоговому сочинению по литературе исходя из формулировок  нескольких направлений 2016 года.

А о творчестве Сергея Довлатова мы будем говорить в этом учебном году, обязательно познакомимся с его творчеством.

Слайд 15.  Итог занятия.

Продолжите фразу: «Занятие подошло к концу, и я хочу сказать…» (высказывания учащихся по желанию).

Слайд 16. Обращение учителя к ребятам.  

Постараться, чтобы все слова начинались на Д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Творческие работы учащихся 11Б, Г классов,

созданные в рамках внеклассного занятия

«В формате 3Д».

Сочинение-миниатюра

 «Державин, Достоевский, Даль»

Державин, Достоевский, Даль.

Стихи, и проза, и словарь,

Отчизна, слово и эпоха.

(Зарифмовали мы неплохо).

Они давно нас воспитали,

Уроков много преподали,

Любовь к Отчизне нам привили,

Дорогу в жизнь для нас открыли.

Пусть вечно в памяти живут

И от потомков не уйдут.

(Бурмистров Владислав, Коренной Вадим, Пушанов Виктор, Цыгарев Егор, Кунцевич Виктория, 11Г)

Державин – Держава. Достоевский – Достояние. Даль – буДущее. Буква Д как символ фундамента русской поэзии и прозы, как основа творчества других поэтов.  Символ России, душа народа, пример для подражания детям, движущая сила истории.

(Пиманченкова Анна, Панова Анастасия, Яскина Валерия, Базылева Яна, 11Б)

Державин, Достоевский, Даль…

Их слово в жизни словно сталь.

Их знает каждый, без сомненья,

Они же символ просвещенья.

Они – великие! А мы…

Должны хранить, беречь, ценить

Их слово важное

И за талант благодарить.  

(Шалак Дарья, 11Б)

Державин, Достоевский, Даль…

Творили прошлую эпоху.

Давно ушли (нам очень жаль!),

Но вечно будем их мы помнить.

В истории их имена звучат

Для всех призывным звоном

Их чтут сегодня, как тогда,

И помнят каждое их слово.

(Дедкова Юлия, Снопков Никита, Молчанов Андрей, Васильев Сергей, 11Г)

Вы долго достойно хранили Россию

И русское слово с честью несли,

Любовь и верность народу дарили,

Свободу ценили и славили мир!

Даль, Достоевский, Державин – 3Д!

Спасибо вам скажут все дети в стране!

(Гараев Ильдар, Жбанова Юлия, Зинкевич Мария, Степаньков Дмитрий, Логутова Анастасия, 11Г)

Державин, Достоевский, Даль,

Словами вы ковали сталь.

Великий русский наш язык,

Как пламя яркое, в сердца

Людей проник.  

Наследье ваше – связь поколений.

Кем были б мы без ваших учений?

(Полякова Зоя, Изотова Софья, Солдатенкова Анастасия, Крюков Егор, Скорубская Яна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Разработка внеклассного мероприятия с презентацией в формате PowerPoint "Customs and Traditions of Great Britain. Hallowe\'en"

Данная презентация может быть использована в 7-9х классах как дополнительный материал по темам «Праздники Великобритании», «Традиции и обычаи Великобритании». Цель ресурса - расширить кругозор учащихс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мат- не наш формат"

Внеклассное мероприятие по  русскому языку "Мат- не наш формат"...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Безопасность на дороге (интерактивная презентация по внеклассному мероприятию в формате Smart Notebook).

Безопасность на дороге (интерактивная презентация по внеклассному мероприятию в формате Smart Notebook)....

Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".

Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя:  Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...