План-конспект урока А.А. Блок "На поле Куликовом"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ярахтина Ольга Сергеевна

план-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_blok_na_pole_kulikovom.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:02.03.15

Класс: 8класс

Учитель: Ярахтина Ольга Сергеевна

Предмет: литература

Тема: А.А.Блок. Цикл стихотворений « На поле Куликовом».

 Цели:

  • Выявить особенности осмысления А.Блоком исторических событий .
  • Показать особенности его подхода к истории;
  • Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
  • Продолжить работу по формированию исторической памяти, развитию духовно-нравственного потенциала личности.

Методические приёмы:

Сообщение ученика.

Комментарии учителя.

Беседа по вопросам.

Прослушивание чтения стихотворения мастером художественного слова, артистом МХАТа, Василием Ивановичем Качаловым.

Элементы анализа поэтического текста.

Ход урока.

1.​ Орг.момент, приветствие, объявление темы урока и его целей.( слайд №2).

Введение в тему урока

Тема России, тема родины – одна из ведущих в лирике А.Блока.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель»- писал А.Блок. Россия для Блока – это « огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное и ласковое». А. Блок жил на изломе двух веков:

Болезнь пришла и заразила всех.

В последний раз в прерывистом дыхании

Боролись жизнь, любовь и смертный грех.

 Это было кризисное для России время. Блок понимал, что уходит в прошлое большой исторический период. Россия разделена на два враждебных лагеря. Поэт ищет аналогий в истории России и уподобляет сложившуюся ситуацию временам Дмитрия Донского, временам, когда русские люди вышли на Куликово поле, чтобы отстоять независимость.

2.Куликовская битва и её отражение в литературе.

Вопрос к учащимся:

- Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нём?

(Вспомнить события далёкого прошлого помогут слайды № 8-12)

Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань Орде, поражение в битве на р. Воже стали основными причинами замысла темника Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь.

Дми́трий Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный московский Кремль.

- О русской победе узнали многие страны. Великая победа на Дону дала жизнь целому ряду высокоталантливых древнерусских произведений, которые сохранили для потомков и описание самого сражения и образы его героев. ( Слайды №13-14)

Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др.) — памятник древнерусской литературы конца XIV— начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимир Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.

Сказание о Мамаевом побоище — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. «Сказание» дошло до нас в большом количестве списков, некоторые из которых датируются даже концом XVIII—началом XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России.

3. Результатом осмысления исторических событий далёкого прошлого и событий своего времени стал цикл стихотворений « На поле Куликовом», написанный А.Блоком и в 1908 году и состоящий из пяти стихотворений.. Поэт сопроводил цикл примечанием о том, что Куликовская битва-символ русской истории, разгадка которого впереди.

- Запишем определение Подумаем, какой общей мыслью могут быть объединены стихотворения цикла. ( слайд № 13)

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

Внимательно послушаем первое стихотворение цикла « Река раскинулась» в исполнении мастера художественного слова, артиста МХАТа, Василия Ивановича Качалова. ( Учащиеся слушают запись).

4.Вопросы для анализа стихотворения ( слайды№ 15-23)

-Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале стихотворения?

-Как меняется интонация стихотворения во второй строфе? Почему?

-Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?

-Какое ощущение вносит в стихотворение 4 строфа? Почему?

-Внимательно вчитайтесь в следующую строфу и подумайте, почему в стихотворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. Как изменился ритм стихотворения?

-Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким видится будущее России А.Блоку?

-Побробуем обобщить всё, сказанное на уроке.

Вопросы к классу:

- Каким чувством пронизаны все стихотворения цикла?

- Какова основная мысль стихотворения « Река раскинулась»?

- Как стихотворения цикла связаны с сегодняшним днём? Чему они нас учат?

Предлагаю закончить работу на уроке составлением синквейна по теме урока.

( Напоминаю учащимся, что такое синквейн ( СЛАЙД24))

( слайд№25-26).

5. Подведение итогов, домашнее задание, выставление оценок

Весь цикл пронизан пафосом патриотизма. Всегда были смутные и тяжелые времена, но каждый раз наша Родина выходила с честью из испытаний. Стихотворения А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

Домашнее задание:

 1.Стихотворение « Река раскинулась» выучить.

2.Прочитать фрагменты статьи Д.С.Лихачёва « Мир на Куликовом поле» в учебнике – хрестоматии. Подготовить пересказ.

3. Выразительно прочитать стихотворения цикла и составить вопросы для анализа 2 стихотворения цикла.

Методические комментарии: цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект внеклассного мероприятия по технологии "Игра "Поле чудес" по разделу "Технологи я обработки древесины

При остановке барабана на секторе приз можно выбрать приз или продолжать игру. После получения приза игрок выбывает из игры....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...