Главные вкладки

    "Если душа слепа..." (Рассказ Е.Носова "Кукла")
    план-конспект урока по литературе (7 класс)

    Силачева Наталья Ивановна

    Урок-мастерская по рассказу Е.Носова "Кукла"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esli_dusha_slepa._po_rasskazu_e.nosova_kukla.docx30.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Если душа слепа…»

    Тип урока: урок - мастерская

    Цели урока: создать условия для становления рефлексивного, творческого,

     нравственного отношения учащихся к собственной жизни;

     формирование в детях доброго отношения к человеку, к продукту

     человеческого труда;

     воспитание духовно - нравственной личности, умеющей уважать мнение

     других, чувствовать и слышать собеседника, сострадать;

     развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать

     познавательный интерес.

    Оборудование: презентация, игрушки, кукла, раздаточный материал

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

    Здравствуйте, садитесь.  Сегодня мы продолжаем изучать творчество Е.И.Носова. Я назвала урок «Если ты слеп, душа твоя глуха1» (По рассказу Е.И. Носова «Кукла») Вы можете со мной согласиться, а можете в конце урока предложить свою тему.

    Какие задачи вы поставите перед собой?   (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ) (Узнать больше о произведении, взять уроки из этого рассказа). Работая в группах, мы не забываемо том, что у нас  

    урок с элементами мастерской. Вспомним правила.

    Памятка «Работа в мастерской»

    - Всё, что ты делаешь, правильно и хорошо.

    - Каждый обязательно должен выполнять всё, о чём   просит мастер.

    - Один говорит – все слушают.

    - Не задавать вопросов. Как понял – так и делай. Всё правильно.

    - Обязательно записывай всё, что понравилось у других (добирай материал).

    рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением
    с окружающим миром.

    Цель урока:
    В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения, выражает свое отношение к истинным
    человеческим ценностям.

    1. Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» «Кукла». (1 мин)

    - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Радость, марш, восторг, торжество, танец, куклы, пышные наряды, бал кукол, радостные лица, волнение, праздника, веселья, красивые платья, банты).

    Я вспомнила, какие игрушки были у меня, у моих дочерей и принесла их сегодня на урок.  А у вас были такие игрушки? Или, может, есть и сейчас? Потрогайте их, почувствуйте и поделитесь своими мыслями от встречи с ними. (Говорят по желанию. 2 мин.)

    2. Индукция. Спасибо за приятные слова, эмоции.

    - Чем же так привлекательны игрушки? В чем их смысл?

    (ЗАПИШИТЕ СВОИ МЫСЛИ)

    (Игрушки – это детство, большая радость, украшение жизни, …)

    - Ребята, а прежде, чем игрушка попала в руки ребенка, кому она обязана? (Художнику, рабочему…) Допишите свои мысли. (Игрушки – плод (результат) человеческого труда).  (Я на доске пишу: радость, украшение жизни, игра, труд человека).

    3. Работа с текстами, ведущими к новым открытиям, возникновению разрыва между старым и новым пониманием.

    А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Е. Евтушенко, выраженное через стихотворение

    «Сказка о русской игрушке» (На партах распечатки стихотворения. Учитель читает стихотворение).

    СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ

    По разграбленным сёлам

    Шла Орда на рысях,

    Приторочивши к сёдлам

    Русокосый ясак.

    Как под тёмной водою

    молодая ветла,

    Русь была под Ордою.

    Русь почти не была.

    Но однажды, - как будто

    Все колчаны без стрел, -

    Удалившийся в юрту

    Хан Батый захмурел.

    ………………………..

    Хан сопел, иступлённой

    Скукотою томясь,

    И бродяжку с торбёнкой

    Ввёл угодник толмач.

    В горсть набравши урюка.

    Колыхнув животом,

    «Кто такой?» - хан угрюмо

    Ткнул в бродяжку перстом.

    Тот вздохнул(«Божья матерь, -

    То Батый, то князья…»):

    «Дел игрушечных мастер

    Ванька Сидоров я».

    Из холстин дыроватых

    В той торбёнке своей

    Стал вынать деревянных

    Медведей и курей.

    И в руках баловался

    Потешатель сердец –

    С шебутной балалайкой

    Скоморох-дергунец.

    Но, в игрушки вникая,

    Умудрённый, как змий,

    На матрёшек вниманье

    Обратил хан Батый.

    И с тоской первобытной

    Хан подумал в тот миг,

    Скольких здесь перебил он,

    А постичь – не постиг.

    В мужичках скоморошных,

    Простоватых на вид,

    Как матрёшка в матрёшке.

    Тайна в тайне сидит.

    Озираясь тоскливо,

    Буркнул хан толмачу:

    «Все игрушки тоскливы.

    Посмешнее хочу.

    Пусть он, рваная нечисть,

    Этой ночью не спит

    И особое нечто

    Для меня сочинит…»

    Хан добавил, икнувши:

    «Перстень дам и коня,

    Но чтоб эта игрушка

    Просветлила меня!»

    Думал Ванька про волю,

    Про судьбу про свою

    И кивнул головою:

    «Сочиню. Просветлю»

    Шмыгнул носом он грустно,

    Но явился в свой срок:

    «Сочинил я игрушку.

    Ванькой-встанькой нарёк».

    На кошме не кичливо

    Встал простецкий, не злой.

    Но дразняще качливый

    Мужичок удалой.

    Хан прижал его пальцем

    И ладонью помог.

    Ванька-встанька попался.

    Ванька-встанька прилёг.

    Хан свой палец отдёрнул,

     Но силён, хоть и мал.

    Ванька-встанька задорно

    Снова на ноги встал.

    Хан игрушку с размаха

    Вмял в кошму сапогом

    И, знобея от страха,

    Заклинал шепотком.

    Хан сапог отодвинул,

    Но, держась за бока,

    Ванька-встанька вдруг вынырнул

    Из-под носка!

    Хан попятился грузно,

    Русь и русских кляня:

    «Да, уж эта игрушка

    Просветлила меня…»

    Хана страхом шатало,

    И велел он скорей

    От Руси – от шайтана –

    Повернуть всех коней.

    И, теперь уж отмаясь,

    Положённый вповал,

    Ванька Сидоров – мастер –

    У дороги лежал.

    ……………………….

    А в пылище прогорклой,

    Так же мал да удал,

    С головёнкою гордой

    Ванька-встанька стоял.

    ……………………

    Опустились туманы

    На лугах заливных.

    И ушли басурманы,

    будто не было их.

    Ну а Ванька остался.

    Как остался народ,

    И душа ваньки-встаньки

    В каждом русском живёт.

    Мы – народ Ванек-встанек.

    Нас не бог уберёг.

    Нас давили, пластали

    Столько разных сапог!

    Они знали: мы – Ваньки,

    Нас хотели покласть,

    А о том, что мы встаньки,

    Забывали, платясь.

    Мы – народ Ванек-встанек.

    Мы встаём – так всерьёз.

    Мы от бед не устанем,

    Не поляжем от слёз…

    И смеётся не вмятый,

    Не затоптанный в грязь

    Мужичок хитроватый,

    Чуть пока-чи-ва-ясь.

    1963 г. Е.Евтушенко

    - Какие новые мысли об игрушках вы дописали?

    (Символ страны, народа, передает выносливость, несгибаемость, силу духа).

    4. (Работа в группах) Прочитав информацию на одной карточке, передайте карточку другому в группе. Сами, получив новую карточку, читаете новый материал. И так далее, пока каждый член группы не проработает весь материал.

    1. Первые куклы появились в глубокой древности. Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Такие куклы обнаружены в древних египетских гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.

    1. В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни.  Это был своего рода талисман. Для мальчиков кукла была без украшений, только копье в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Чем тверже кусок дерева, из которого вырезана кукла, тем отважнее, считалось, будет тот, кто с ней играет.

    Куклы же для девочек были куда сложнее. Каждая деталь имела свой символический смысл. Цвет, преобладающий в связке бус, показывал месяц рождения юной хозяйки. По числу ракушек можно было узнать. Сколько овец и коз хотел бы получить отец от будущего зятя. Родители верили, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет ее владелица.

    1. Французские куклы уже с XIV века стали законодательницами игрушечной моды и стоили безумно дорого. Для них, как и теперь для Барби, делали целые кукольные дома с полной обстановкой. И не из какой-то пластмассы, а из ценного красного дерева, посуду – из серебра и фарфора.  Все это хранилось в доме и передавалось по наследству от матери дочери.
    2.  В первые десятилетия 20 века в каждой крестьянской семье распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную или волосяную косу.  Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству -  вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки.  С пяти – шести дети создавали самодеятельные игрушки, которые поражали разнообразием. В народе замечали, что, когда дети много и усердно играют в куклы, будет в семье прибыль.  Если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде.  Кукле отводили важную роль: она была символом продолжения рода, и игры в куклы поощрялись.
    3. В старину часто «бывала» кукла на свадьбе, украшала свадебное печенье «пряницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная, с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья краса».
    4. Мы привыкли к тому, что в куклы обычно играют.  А вот в Японии уже не одно столетие   существуют куклы, предназначенные только для рассматривания. Их любят дети и взрослые. Эти куклы из дерева, бумаги, глины, тканей, связанные с различными праздниками и обычаями, увлекательно представляют мир японской культуры.   Накануне 3 марта, праздника Девочек (Хина мацури), в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливается ступенчатый стенд с кукольными фигурками, изображающими представителей императорского двора эпохи 9 – 12 века. На самый верх ставятся куклы императора и императрицы, на второй ступеньке размещаются три придворные дамы, ниже – два министра, музыканты, слуги, также миниатюрные предметы из дворцового обихода.  В этот день девочки и мамы в нарядных кимоно ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются сладостями и любуются куклами. После праздника кукол аккуратно заворачивают в бумагу, укладывают в коробки и убирают до следующего года.
    5. Игрушка – это предмет, радующий ребёнка, копирующий действия взрослых.

    5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    - Что новое узнали вы об игрушке?  (Учащиеся в тетради, а учитель на доске дополняют записи).

    - Посмотрите на кластер, который у нас получился. В чем же ценность игрушек?

    (Игрушки ярко и образно рассказывают об истории нашей страны, о прошлом народа, о его богатой национальной культуре. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.

    - А всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, жить, мечтать?

    Ответ на этот вопрос мы найдем в рассказе Е.И. Носова «Кукла».

    6. Работа по карточкам.

    1 группа.

    1)В чем необычность начала рассказа?

    (Начало рассказа больше подходит для конца, потому что автор как бы подводит уже итог описанным событиям («Теперь уже редко бываю в тех местах… «). Нежелание рассказчика ездить туда усиливается использованием такого тропа, как градация («занесло, затянуло, заилило, забило песком… омута). Такая композиция произведения вызывает интерес у читателя, хочется быстрее узнать, о чем пойдет речь в рассказе.

    2 группа

    1)Какую роль играет описание природы в начале рассказа? Какие тропы помогают создать картину природы? (Через несколько лет рассказчик приезжает в Липино и не узнает реки. Для описания пейзажа автор использует градацию («русло сузилось, затравенело, пески… затянуло дурнишником»); олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафору («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину»); символику мрачных темных цветов («черная донная», «грязный», «серый»), усиливающую безотрадность представившейся его взору картины).

    1. группа

    1)Прочитайте описание луговины. С какой целью автор дает его?

    (В этой пейзажной зарисовке, в отличие от первой, много тепла, уюта, светлых красок жизни: «В природе было солнечно, тепло и даже празднично…шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели», «воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности», «речная луговина… по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника», «хмельная яблочная прель»).

    1.  «Кукла» - назвал свой рассказ Е.И. Носов.  Познакомимся с этим рассказом.

    А) Краткий пересказ учителя начала рассказа: Рассказчик (в котором без труда угадывается автор) приезжает в родные места, где не был несколько лет. И не узнает эти места. Не узнает реки, некогда сильной, бурной, богатой рыбой…  Сузилась река, обмелела, затравенела. Исчезла рыба в ней. Сожжен кем-то шалаш Акимыча, в котором не раз приходилось коротать летние ночи, вспоминая с фронтовиком Акимычем  военные годы (ведь воевали в одной и той же армии, брали одни и те же белорусские и польские города, выбыли из войны в одном и том же месте…) Где сейчас Акимыч? Уж не помер ли? Ан-нет! Вот он, идет навстречу. Торопко гукает кирзачами, картузик, телогреечка внапашку, на плече – лопата.

    (Далее текст читается учеником, остальные следят по тексту)

    Б) ЗАДАНИЕ: Какие мысли, чувства вызывает у вас КУКЛА, лежащая в придорожном кювете?

    Изложите их (каждый) в форме небольшой письменной работы.

    Прочитайте работы друг другу. Выберите 1-3 работы, которые захотелось прочитать на класс.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

    В) ЗАДАНИЕ: Вернитесь к тексту и решите математическую задачу: сколько в рассказе виновников этого ЗЛА? Аргументируйте свое решение (обсуждение в группе).

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

    Г) Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого ЗЛА.

    А что делать?

    ЗАДАНИЕ: Дайте рекомендации: что делать при виде такого? (работа в группе).

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

    Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение.

    -4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

    -3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

    -2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

    -1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

    0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

    1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

    2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

    3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

         Почему же люди остались безучастными к случившемуся?

    Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте.

     Найдите его. («Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

         Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, сгорбенно перешагнул кювет…»).

    - Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

     Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…».

      - Как вы понимаете эти слова?

    (Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).

     Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу. (Жестокость, безответственность)

        -  А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие).

    8. Рефлексия.

          Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?

         Закончите предложение.

         Я понял(а), что…  

      Подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

         Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

         Польский писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

    Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, шить, мечтать?

    Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чем я задумался, прочитав рассказ Е.Носова «Кукла»?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

    Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

    Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой (к 115-летию со дня рождения). «Если душа родилась крылатой …»

    Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой(к 115-летию со дня рождения).«Если душа родилась крылатой …»Цели:  Обучающие:Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М.  Цв...

    Поэтическая гостиная «Если душа родилась крылатой …», посвященная памяти Марины Цветаевой.

    Поэтическая гостиная«Если душа родилась крылатой …»,посвященная памяти Марины Цветаевой.Ведущий 1.«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще на...

    «Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

    (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....

    Литературно- музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой», посвящённая 120 –летию М. Цветаевой.

    Данное мероприятие направлено на изучение жизни и творчества М. Цветаевой в связи празднования 120 - летия со дня рождения. Оно может быть использовано как на уроке, так и во внеклассной работе по пре...

    Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

    Данный урок изучается в разделе «Серебряный век».          Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...

    урок по литературе для 7 класса по теме: "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."

    Тип урока- изучение  нового материала. Урок изучается  в разделе"Произведения писателей 20 века".Тема урока актуальна в наше время. Усвоение материала проводится в форме фронтальной беседы, ...