Материалы для подготовки учащихся к литературной викторине "Национальный гений" ( 9-10 класс)
учебно-методический материал по литературе (9, 10 класс)

Шевченко Елена Евгеньевна

Работа содержит материал для подготовки учащихся 9-10 классов к литературной викторине "Национальный гений". Его можно использовать также для подготовки учащихся к олимпиаде по литературе.Форма изложения : вопросно-ответная. Материал содержит формулировки заданий к викторине, к каждому вопросу разработан подробный ответ с опорой на литературоведческие термины и тексты литературных произведений. Данная викторина развивает интерес к творчеству русских литераторов, воспитывает чувство гордости за богатство традиций отечественной художественной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros1.docx45.1 КБ
Файл vopros1.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки к литературной викторине и олимпиадам по литературе ( для учащихся 9-10 классов)

Вопрос1:   Кого А. Ахматова считала: «самым непрочитанным поэтом»? Г. Адамович об этом поэте писал: «О России он думал постоянно», - а писатель А. Куприн считал главными чертами его личности: «любовь к родине, сознание живого долга перед ней и чувства личной чести».

Материал для ответа: «Самым непрочитанным поэтом» А.Ахматова считала своего супруга Николая Степановича Гумилёва (3 (15) апреля 1886 - август 1921гг) – русского поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, переводчика, литературного критика, путешественника, офицера.  В записных книжках Анны Ахматовой содержится немало записей, касающихся творчества Николая Гумилева и истории их личных взаимоотношений.

Николай Степанович Гумилев родился в семье морского врача. Детство поэта прошло в Царском Селе и Тифлисе, где после выхода в отставку служил его отец. Стихи Гумилев писал с двенадцати лет . Общению с детьми он предпочитал одиночество или общество животных — «рыжей собаки», попугая, морских свинок. Людей он избегал. В 1900—1903 гг. Н.С.Гумилёв жил в Грузии, куда был послан отцом. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года он опубликовал своё первое стихотворение. Детские годы Гумилёв провёл в Царском Селе, там же в 1896 году поступил в Царскосельскую гимназию, директором которой был крупный поэт русского символизма Иннокентий Анненский. Занимался неважно и окончил гимназию двадцати лет в 1906 году. Годом ранее вышла первая книга его стихов «Путь конквистадоров». После окончания гимназии поэт уехал учиться в Сорбонну. С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе, изучал живопись — и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.

На следующий год Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко.

В 1910 году вышел сборник Н.С.Гумилёва «Жемчуга». В том же году Гумилёв обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой). В 1911 году при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилёва, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Кузьмина-Караваева, Зенкевич и др. В 1912 году поэт заявил о появлении нового художественного течения — акмеизма. Поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (изучал старофранцузскую поэзию). В этом же году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором были напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». В октябре того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.

5 августа 1918 года состоялся развод с Анной Ахматовой; в 1919 году женился на Анне Николаевне Энгельгардт.

3 августа 1921 года Николай был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней друзья пытались выручить Н. Гумилёва, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. В 1992 году Гумилёв был реабилитирован.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Н.Гумилёва практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.

Вопрос 2. К кому еще из русских классиков можно отнести две последние характеристики и почему. Обоснуйте ответ примерами из биографии и творчества.

Материал дл ответа: Указанные в вопросе № 2 характеристики можно отнести и к другим классикам русской литературы - патриотам своей страны, своего Отечества. Вообще любовь к Родине, к народу своей страны,  к её традициям, истории, а также желание сделать свою страну еще лучше есть неиссякаемый источник труда многих людей, произведений композиторов, писателей, поэтов, художников. Тема Родины, любви к своей стране звучит во многих произведениях русских классиков, проходит красной линией через все их творчество.

«Родина-мать», «Матушка-земля», «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Край родной», «Родная земля», - вот тот далеко неполный круг эпитетов, которыми называют и с помощью которых прославляли свою Родину, свою страну классики русской и советской литературы. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Обозначу лишь нескольких классиков, писавших о Родине, о России. И, прежде всего, считаю необходимым остановиться на поэтическом творчестве:

1) А.А.Блока:                                                 РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

                                                                                         1908 год

Грешить бесстыдно, беспробудно,

Счёт потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в Божий храм.

Три раза поклониться долу,

Семь - осенить себя крестом,

Тайком к заплёванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да ещё семь раз подряд Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А, воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою оттолкнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счёт,

Потом переслюнить купюры,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжёлом завалиться сне...

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.                      1914 год

«Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь…» - слова из известного письма Блока, которые не были просто декларативным заявлением. Они приобрели программный смысл, были подтверждены всем творчеством поэта и прожитой им жизнью. Последние произведения Блока «Двенадцать» и «Скифы» стали финальным аккордом этой центральной темы его творчества.

2) М.Ю.Лермонтова                           РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

   Люблю дымок спаленной жнивы,

   В степи ночующий обоз

   И на холме средь желтой нивы

   Чету белеющих берез.

   С отрадой, многим незнакомой,

   Я вижу полное гумно,

   Избу, покрытую соломой,

   С резными ставнями окно;

   И в праздник, вечером росистым,

   Смотреть до полночи готов

   На пляску с топаньем и свистом

   Под говор пьяных мужичков.

                                                                                   1841 год

3) Н.А.Некрасова                                ТИШИНА 

           1

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

За дальним Средиземным морем,

Под небом ярче твоего,

Искал я примиренья с горем,

И не нашел я ничего!

Я там не свой: хандрю, немею,

Не одолев свою судьбу,

Я там погнулся перед нею,

Но ты дохнул - и сумею,

Быть может, выдержать борьбу!

Я твой. Пусть ропот укоризны

За мною по пятам бежал,

Не небесам чужой отчизны -

Я песни родине слагал!

И ныне жадно поверяю

Мечту любимую мою

И в умиленье посылаю

Всему привет... Я узнаю

Суровость рек, всегда готовых

С грозою выдержать войну,

И ровный шум лесов сосновых,

И деревенек тишину,

И нив широкие размеры...

Храм божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!

Как ни тепло чужое море,

Как ни красна чужая даль,

Не ей поправить наше горе,

Размыкать русскую печаль!

Храм воздыханья, храм печали -

Убогий храм земли твоей:

Тяжеле стонов не слыхали

Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,

Своей тоски неодолимой

Святое бремя приносил -

И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки

И снимет волею святой

С души оковы, с сердца муки

И язвы с совести больной...

Я внял... я детски умилился...

И долго я рыдал и бился

О плиты старые челом,

Чтобы простил, чтоб заступился,

Чтоб осенил меня крестом

Бог угнетенных, бог скорбящих,

Бог поколений, предстоящих

Пред этим скудным алтарем!                1857 год

4) В.В.Маяковского                                      Прощанье

   В авто,

           последний франк разменяв.

   - В котором часу на Марсель? -

   Париж

         бежит,

                провожая меня,

   во всей

           невозможной красе.

   Подступай

            к глазам,

                       разлуки жижа,

   сердце

          мне

              сантиментальностью расквась!

   Я хотел бы

              жить

                   и умереть в Париже,

   Если б не было

                  такой земли -

                               М_о_с_к_в_а.                        1925 год

        Поэтов, в чьем творчестве воспевается Родина, любовь к ней, очень много. Среди них- А.А.Ахматова, Ф.И.Тютчев, С.Е.Есенин, И.Северянин, К.Бальмонт, А.С.Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка» и др.)

        

Да и для многих русских писателей любовь к Родине была самой сильной, а для некоторых единственной любовью. Вне России для них не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И каждый большой художник в своей жизни и в своем творчестве приходит к тому моменту, когда чувство родины, которое еще недавно было неосознанным, безмятежным переходит в любовь к Родине, которая становится стимулом, целью в жизни и, конечно, оставляет свой след в творчестве каждого писателя.

Многие литературоведы момент написания «Слова о полку Игореве» считают рождением темы родины в русской литературе. Начиная с XII века, патриотические темы стали все глубже и глубже проникать в русскую литературу и к началу XIX века заняли в ней одно из важнейших мест, доказательством чему служат многие произведения, написанные великими русскими писателями.

        Первым наиболее значимым писателем начала XIX века, затрагивающим тему родины в своем творчестве был Николай Михайлович Карамзин. Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал и доводил до читателя на примере разных образов: родной земли, с детства знакомых пейзажей, а Карамзин на примере истории своей страны, и основным его произведением является «История государства Российского».

К числу писателей, посвятивших теме воспевания родной Отчизны свои лучшие произведения, относятся и Л.Н.Толстой («Война и мир»), Ф.М.Достоевский, И.А.Бунин (повесть «Деревня»), А.Н.Толстой («Петр I»), М.Горький, А.Белый, А.Твардовский, М.Булгаков.

Вопрос 3. Кто автор этого стихотворения? Объясните значение стиховедческих терминов, которые встречаются в данном тексте. Можно ли сказать, что здесь допущена стиховедческая ошибка? Если – да, то в чем она заключается?

                                                         Есть иволги в лесах, и гласных долгота –

В тонических стихах единственная мера.

Но только раз в году бывает разлита

В природе длительность, как в метрике Гомера.

 

Как бы цезурою зияет этот день:

Уже с утра покой и трудные длинноты,

Волы на пастбище, и золотая лень

Из тростника извлечь богатство целой ноты.

Материал для ответа: Автором данного стихотворения («Равноденствие», 1914 г.) является поэт и переводчик Осип Эмильевич Мандельштам (1831-1938гг).

Стиховедение – раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы её анализа. Поскольку особенности стиха выступают с наибольшей отчётливостью в его звуковой организации, постольку практически стиховедение чаще всего сводят к изучению стихотворной фоники, ритмики и строфики. Стиховедение - одна из хорошо разработанных литературоведческих дисциплин. Стиховедческие понятия и термины - системы стихосложения, метры и размеры, строфика, рифмы и их виды.

В данном стихотворении встречается несколько стиховедческих терминов:

1) «тонические стихи»: тонический стих является простейшей формой акцентной системы, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.

2) «метрика» (Гомера) в поэзии имеет несколько значений:

  • Cовокупность законов строения стиха. Также называется стихосложением. Преимущественно термин применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в которых стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская);
  • Наука о законах строения стиха. Также называется стиховедением;
  • Иногда под метрикой понимается лишь один из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с эвфоникой — учением о сочетании звуков, строфикой — учением о сочетании строк); в таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика» без точного разграничения этих понятий.

3) «цезура» - постоянный словораздел в стихе; ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей.

4) «зияние» - в стихе - столкновение, неблагозвучное стечение двух или более гласных звуков внутри слова или на стыке двух слов; может быть стилистическим приемом или речевой ошибкой. Устранение зияния путём пропуска одного (или нескольких) из гласных называется элизией.

В данном стихотворении допущена стиховедческая ошибка, заключающаяся в том, что в указанном стихотворении не в полной мере соблюдены принципы тонического стихосложения: в 4-ой строке первого четверостишия 3 ударных слога, тогда как в первых трех строках – по 4 ударных слога; тоническая же (акцентная) система стихосложения основана на том, что в ней регулируется число ударных слогов, число безударных слогов при этом варьируется (в дольнике – от 2-х до 0, в тактовике – от 1-3, в акцентном стихе любые, в т.ч превосходящие 3 слога).

Вопрос 4. В очень известном стихотворении «Школьник» (кто его автор?) упоминается «архангельский мужик». О ком идет речь? Как называется такой способ наименования?

Материал для ответа:                      Школьник

Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Невеселая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!                        Лето 1856 года

Автором данного стихотворения является великий русский поэт Н.А.Некрасов (1821-1878гг).

«Архангельским мужиком» поэт называет М.В.Ломоносова.

Такой способ наименования («архангельский мужик») в стилистике и поэтике называется перифра́з (перефра́з, перифра́за) — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Вопрос 5. В своей знаменитой Пушкинской речи (в связи с каким событием, кем и когда она была произнесена?) русский писатель утверждает: «Не было бы Пушкина, не определились бы, может быть... наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша… надежда на народные силы». А размышляя о пушкинской героине, писатель отмечает: «Она глубже Онегина и, конечно, умнее его… У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней… есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа...»

С каким известным критиком он в данном случае полемизирует? В чем сущность этого спора?

Материал для ответа: Пушкинская речь была произнесена великим русским писателем Федором Михайловичем Достоевским 08 (20) июня 1880 года в Колонном зале московского Благородного собрания на втором публичном заседании Общества любителей российской словесности, куда он был приглашен выступить по случаю проведения пушкинских праздников и открытия памятнику А.С.Пушкину в Москве, приуроченных ко дню рождения А.С.Пушкина.

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», его содержание и образы, В.Г.Белинский (1811-1848гг, русский писатель литературный критик, публицист, философ-западник) исходил из твердых теоретических предпосылок. Как отметил исследователь Белинского П. И. Лебедев-Полянский, Белинский сосредоточил особенное внимание на пушкинском романе потому, что в этом произведении «Пушкин выступает не только как поэт, но и как выразитель общества».

Исходное определение Белинским романа как «энциклопедии русской жизни», «в высшей степени народного произведения», акта сознания русского общества, стало определяющим в литературоведении вплоть до наших дней. Развертывая эти свои определения, Белинский стремился обосновать значение романа не только как средства познания эпохи, но и как совершенно новой фазы в развитии русской литературы. Героев его Белинский рассматривает как типических представителей русского общества в определенную эпоху.

Особенно высоко Белинский оценил образ Татьяны как исключительной, гениальной натуры с трагической судьбой: «Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения». В характере героини Белинский подчеркивал подлинную народность, не только стихийную, но и сознательную. Анализируя обстоятельства развития образа Татьяны, Белинский отметил, что в итоге «ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, в результате анализа идеи романа Белинский приходит к выводу, что «в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития».

Истолкование Белинским пушкинского романа, ставшее основой дальнейшего его изучения, вместе с тем является в ряде моментов предметом споров. Непосредственным продолжателем Белинского в трактовке пушкинского романа явился Герцен. Более сложными оказались отношения к традициям Белинского в оценке пушкинского романа со стороны Ф.М. Достоевского. В своей речи о Пушкине, произнесенной 08.06.1880 года, Достоевский решительно изменил свою ранее излагаемую трактовку романа. Если до этой речи оценка романа, отдельных его героев у Белинского и Достоевского были схожи, то в Пушкинской речи  Онегин для него неприемлем как тип, который носит в себе зерна протеста, «гордого человека», противостоящего «смиренному» идеалу Татьяны. Достоевский осуждает Онегина как человека, хотя и бесспорно умного и бесспорно искреннего, но носящего в себе черты, органически чуждые «народной почве» и самим своим существом неспособного в какой-то мере претендовать на сочувствие народа.

Т.о., сущность полемики между Белинским и Достоевским состояла в различной оценке главных героев «Евгения Онегина» - Татьяны и самого Онегина.



Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки к литературной викторине и олимпиадам по литературе ( для учащихся 9-10 классов)

Вопрос1:   Кого А. Ахматова считала: «самым непрочитанным поэтом»? Г. Адамович об этом поэте писал: «О России он думал постоянно», - а писатель А. Куприн считал главными чертами его личности: «любовь к родине, сознание живого долга перед ней и чувства личной чести».

Материал для ответа: «Самым непрочитанным поэтом» А.Ахматова считала своего супруга Николая Степановича Гумилёва (3 (15) апреля 1886 - август 1921гг) – русского поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, переводчика, литературного критика, путешественника, офицера.  В записных книжках Анны Ахматовой содержится немало записей, касающихся творчества Николая Гумилева и истории их личных взаимоотношений.

Николай Степанович Гумилев родился в семье морского врача. Детство поэта прошло в Царском Селе и Тифлисе, где после выхода в отставку служил его отец. Стихи Гумилев писал с двенадцати лет . Общению с детьми он предпочитал одиночество или общество животных — «рыжей собаки», попугая, морских свинок. Людей он избегал. В 1900—1903 гг. Н.С.Гумилёв жил в Грузии, куда был послан отцом. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года он опубликовал своё первое стихотворение. Детские годы Гумилёв провёл в Царском Селе, там же в 1896 году поступил в Царскосельскую гимназию, директором которой был крупный поэт русского символизма Иннокентий Анненский. Занимался неважно и окончил гимназию двадцати лет в 1906 году. Годом ранее вышла первая книга его стихов «Путь конквистадоров». После окончания гимназии поэт уехал учиться в Сорбонну. С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе, изучал живопись — и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.

На следующий год Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко.

В 1910 году вышел сборник Н.С.Гумилёва «Жемчуга». В том же году Гумилёв обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой). В 1911 году при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилёва, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Кузьмина-Караваева, Зенкевич и др. В 1912 году поэт заявил о появлении нового художественного течения — акмеизма. Поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (изучал старофранцузскую поэзию). В этом же году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором были напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». В октябре того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.

5 августа 1918 года состоялся развод с Анной Ахматовой; в 1919 году женился на Анне Николаевне Энгельгардт.

3 августа 1921 года Николай был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней друзья пытались выручить Н. Гумилёва, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. В 1992 году Гумилёв был реабилитирован.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Н.Гумилёва практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.

Вопрос 2. К кому еще из русских классиков можно отнести две последние характеристики и почему. Обоснуйте ответ примерами из биографии и творчества.

Материал дл ответа: Указанные в вопросе № 2 характеристики можно отнести и к другим классикам русской литературы - патриотам своей страны, своего Отечества. Вообще любовь к Родине, к народу своей страны,  к её традициям, истории, а также желание сделать свою страну еще лучше есть неиссякаемый источник труда многих людей, произведений композиторов, писателей, поэтов, художников. Тема Родины, любви к своей стране звучит во многих произведениях русских классиков, проходит красной линией через все их творчество.

«Родина-мать», «Матушка-земля», «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Край родной», «Родная земля», - вот тот далеко неполный круг эпитетов, которыми называют и с помощью которых прославляли свою Родину, свою страну классики русской и советской литературы. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Обозначу лишь нескольких классиков, писавших о Родине, о России. И, прежде всего, считаю необходимым остановиться на поэтическом творчестве:

1) А.А.Блока:                                                 РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

                                                                                         1908 год

Грешить бесстыдно, беспробудно,

Счёт потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в Божий храм.

Три раза поклониться долу,

Семь - осенить себя крестом,

Тайком к заплёванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да ещё семь раз подряд Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А, воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою оттолкнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счёт,

Потом переслюнить купюры,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжёлом завалиться сне...

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.                      1914 год

«Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь…» - слова из известного письма Блока, которые не были просто декларативным заявлением. Они приобрели программный смысл, были подтверждены всем творчеством поэта и прожитой им жизнью. Последние произведения Блока «Двенадцать» и «Скифы» стали финальным аккордом этой центральной темы его творчества.

2) М.Ю.Лермонтова                           РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

   Люблю дымок спаленной жнивы,

   В степи ночующий обоз

   И на холме средь желтой нивы

   Чету белеющих берез.

   С отрадой, многим незнакомой,

   Я вижу полное гумно,

   Избу, покрытую соломой,

   С резными ставнями окно;

   И в праздник, вечером росистым,

   Смотреть до полночи готов

   На пляску с топаньем и свистом

   Под говор пьяных мужичков.

                                                                                   1841 год

3) Н.А.Некрасова                                ТИШИНА 

           1

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

За дальним Средиземным морем,

Под небом ярче твоего,

Искал я примиренья с горем,

И не нашел я ничего!

Я там не свой: хандрю, немею,

Не одолев свою судьбу,

Я там погнулся перед нею,

Но ты дохнул - и сумею,

Быть может, выдержать борьбу!

Я твой. Пусть ропот укоризны

За мною по пятам бежал,

Не небесам чужой отчизны -

Я песни родине слагал!

И ныне жадно поверяю

Мечту любимую мою

И в умиленье посылаю

Всему привет... Я узнаю

Суровость рек, всегда готовых

С грозою выдержать войну,

И ровный шум лесов сосновых,

И деревенек тишину,

И нив широкие размеры...

Храм божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!

Как ни тепло чужое море,

Как ни красна чужая даль,

Не ей поправить наше горе,

Размыкать русскую печаль!

Храм воздыханья, храм печали -

Убогий храм земли твоей:

Тяжеле стонов не слыхали

Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,

Своей тоски неодолимой

Святое бремя приносил -

И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки

И снимет волею святой

С души оковы, с сердца муки

И язвы с совести больной...

Я внял... я детски умилился...

И долго я рыдал и бился

О плиты старые челом,

Чтобы простил, чтоб заступился,

Чтоб осенил меня крестом

Бог угнетенных, бог скорбящих,

Бог поколений, предстоящих

Пред этим скудным алтарем!                1857 год

4) В.В.Маяковского                                      Прощанье

   В авто,

           последний франк разменяв.

   - В котором часу на Марсель? -

   Париж

         бежит,

                провожая меня,

   во всей

           невозможной красе.

   Подступай

            к глазам,

                       разлуки жижа,

   сердце

          мне

              сантиментальностью расквась!

   Я хотел бы

              жить

                   и умереть в Париже,

   Если б не было

                  такой земли -

                               М_о_с_к_в_а.                        1925 год

        Поэтов, в чьем творчестве воспевается Родина, любовь к ней, очень много. Среди них- А.А.Ахматова, Ф.И.Тютчев, С.Е.Есенин, И.Северянин, К.Бальмонт, А.С.Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка» и др.)

        

Да и для многих русских писателей любовь к Родине была самой сильной, а для некоторых единственной любовью. Вне России для них не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И каждый большой художник в своей жизни и в своем творчестве приходит к тому моменту, когда чувство родины, которое еще недавно было неосознанным, безмятежным переходит в любовь к Родине, которая становится стимулом, целью в жизни и, конечно, оставляет свой след в творчестве каждого писателя.

Многие литературоведы момент написания «Слова о полку Игореве» считают рождением темы родины в русской литературе. Начиная с XII века, патриотические темы стали все глубже и глубже проникать в русскую литературу и к началу XIX века заняли в ней одно из важнейших мест, доказательством чему служат многие произведения, написанные великими русскими писателями.

        Первым наиболее значимым писателем начала XIX века, затрагивающим тему родины в своем творчестве был Николай Михайлович Карамзин. Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал и доводил до читателя на примере разных образов: родной земли, с детства знакомых пейзажей, а Карамзин на примере истории своей страны, и основным его произведением является «История государства Российского».

К числу писателей, посвятивших теме воспевания родной Отчизны свои лучшие произведения, относятся и Л.Н.Толстой («Война и мир»), Ф.М.Достоевский, И.А.Бунин (повесть «Деревня»), А.Н.Толстой («Петр I»), М.Горький, А.Белый, А.Твардовский, М.Булгаков.

Вопрос 3. Кто автор этого стихотворения? Объясните значение стиховедческих терминов, которые встречаются в данном тексте. Можно ли сказать, что здесь допущена стиховедческая ошибка? Если – да, то в чем она заключается?

                                                         Есть иволги в лесах, и гласных долгота –

В тонических стихах единственная мера.

Но только раз в году бывает разлита

В природе длительность, как в метрике Гомера.

 

Как бы цезурою зияет этот день:

Уже с утра покой и трудные длинноты,

Волы на пастбище, и золотая лень

Из тростника извлечь богатство целой ноты.

Материал для ответа: Автором данного стихотворения («Равноденствие», 1914 г.) является поэт и переводчик Осип Эмильевич Мандельштам (1831-1938гг).

Стиховедение – раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы её анализа. Поскольку особенности стиха выступают с наибольшей отчётливостью в его звуковой организации, постольку практически стиховедение чаще всего сводят к изучению стихотворной фоники, ритмики и строфики. Стиховедение - одна из хорошо разработанных литературоведческих дисциплин. Стиховедческие понятия и термины - системы стихосложения, метры и размеры, строфика, рифмы и их виды.

В данном стихотворении встречается несколько стиховедческих терминов:

1) «тонические стихи»: тонический стих является простейшей формой акцентной системы, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.

2) «метрика» (Гомера) в поэзии имеет несколько значений:

  • Cовокупность законов строения стиха. Также называется стихосложением. Преимущественно термин применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в которых стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская);
  • Наука о законах строения стиха. Также называется стиховедением;
  • Иногда под метрикой понимается лишь один из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с эвфоникой — учением о сочетании звуков, строфикой — учением о сочетании строк); в таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика» без точного разграничения этих понятий.

3) «цезура» - постоянный словораздел в стихе; ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей.

4) «зияние» - в стихе - столкновение, неблагозвучное стечение двух или более гласных звуков внутри слова или на стыке двух слов; может быть стилистическим приемом или речевой ошибкой. Устранение зияния путём пропуска одного (или нескольких) из гласных называется элизией.

В данном стихотворении допущена стиховедческая ошибка, заключающаяся в том, что в указанном стихотворении не в полной мере соблюдены принципы тонического стихосложения: в 4-ой строке первого четверостишия 3 ударных слога, тогда как в первых трех строках – по 4 ударных слога; тоническая же (акцентная) система стихосложения основана на том, что в ней регулируется число ударных слогов, число безударных слогов при этом варьируется (в дольнике – от 2-х до 0, в тактовике – от 1-3, в акцентном стихе любые, в т.ч превосходящие 3 слога).

Вопрос 4. В очень известном стихотворении «Школьник» (кто его автор?) упоминается «архангельский мужик». О ком идет речь? Как называется такой способ наименования?

Материал для ответа:                      Школьник

Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Невеселая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!                        Лето 1856 года

Автором данного стихотворения является великий русский поэт Н.А.Некрасов (1821-1878гг).

«Архангельским мужиком» поэт называет М.В.Ломоносова.

Такой способ наименования («архангельский мужик») в стилистике и поэтике называется перифра́з (перефра́з, перифра́за) — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Вопрос 5. В своей знаменитой Пушкинской речи (в связи с каким событием, кем и когда она была произнесена?) русский писатель утверждает: «Не было бы Пушкина, не определились бы, может быть... наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша… надежда на народные силы». А размышляя о пушкинской героине, писатель отмечает: «Она глубже Онегина и, конечно, умнее его… У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней… есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа...»

С каким известным критиком он в данном случае полемизирует? В чем сущность этого спора?

Материал для ответа: Пушкинская речь была произнесена великим русским писателем Федором Михайловичем Достоевским 08 (20) июня 1880 года в Колонном зале московского Благородного собрания на втором публичном заседании Общества любителей российской словесности, куда он был приглашен выступить по случаю проведения пушкинских праздников и открытия памятнику А.С.Пушкину в Москве, приуроченных ко дню рождения А.С.Пушкина.

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», его содержание и образы, В.Г.Белинский (1811-1848гг, русский писатель литературный критик, публицист, философ-западник) исходил из твердых теоретических предпосылок. Как отметил исследователь Белинского П. И. Лебедев-Полянский, Белинский сосредоточил особенное внимание на пушкинском романе потому, что в этом произведении «Пушкин выступает не только как поэт, но и как выразитель общества».

Исходное определение Белинским романа как «энциклопедии русской жизни», «в высшей степени народного произведения», акта сознания русского общества, стало определяющим в литературоведении вплоть до наших дней. Развертывая эти свои определения, Белинский стремился обосновать значение романа не только как средства познания эпохи, но и как совершенно новой фазы в развитии русской литературы. Героев его Белинский рассматривает как типических представителей русского общества в определенную эпоху.

Особенно высоко Белинский оценил образ Татьяны как исключительной, гениальной натуры с трагической судьбой: «Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения». В характере героини Белинский подчеркивал подлинную народность, не только стихийную, но и сознательную. Анализируя обстоятельства развития образа Татьяны, Белинский отметил, что в итоге «ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, в результате анализа идеи романа Белинский приходит к выводу, что «в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития».

Истолкование Белинским пушкинского романа, ставшее основой дальнейшего его изучения, вместе с тем является в ряде моментов предметом споров. Непосредственным продолжателем Белинского в трактовке пушкинского романа явился Герцен. Более сложными оказались отношения к традициям Белинского в оценке пушкинского романа со стороны Ф.М. Достоевского. В своей речи о Пушкине, произнесенной 08.06.1880 года, Достоевский решительно изменил свою ранее излагаемую трактовку романа. Если до этой речи оценка романа, отдельных его героев у Белинского и Достоевского были схожи, то в Пушкинской речи  Онегин для него неприемлем как тип, который носит в себе зерна протеста, «гордого человека», противостоящего «смиренному» идеалу Татьяны. Достоевский осуждает Онегина как человека, хотя и бесспорно умного и бесспорно искреннего, но носящего в себе черты, органически чуждые «народной почве» и самим своим существом неспособного в какой-то мере претендовать на сочувствие народа.

Т.о., сущность полемики между Белинским и Достоевским состояла в различной оценке главных героев «Евгения Онегина» - Татьяны и самого Онегина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Материалы для подготовки к поступлению в 5-й гимназический класс

      Спецификация материалов для проведения вступительной работы.1.     Форма работы: контрольная работа2.     Структура работыКонтр...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике для 11 класса

Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ  для 11 класса 2017 года...

Дидактические материалы для подготовки к МЦКО 23.10.19 9 класс вариант 1

Подготовка к МЦКО 9 класс вариант 1. Задания приближены к демоверсии....