Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса рассчитана на 18 часов (1 час в неделю в первом полугодии) и содержит изучение произведений новосибирских писателей и поэтов: Владимира Галкина, Таисьи Пьянковой, Виктора Брюховецкого, томских - Виктора Колупаева, Сергея Заплавного, Татьяны Мейко и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_lns_6.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________/___________

Протокол № _________

От «___»________20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________/________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Дубровская ООШ»

__________________Н.И. Алексеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

на 2019-2020 учебный год

 

Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория

Класс: 6

Всего часов в год: 18

Всего часов в неделю: 1

                                                                                     

Дубровка 2019

Пояснительная записка

Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом общешкольного учебного плана. Предназначен для обучающихся 6 класса, рассчитан на 18 часов в первом полугодии 2019-2020 учебного года.

Необходимость курса «Литературное наследие Сибири» в рамках учебного плана школы продиктована следующими факторами:

  1. усиление воспитательного компонента в образовательном процессе;
  2. повышенно внимание к формированию современного гражданина-патриота;
  3. в последние годы особенно актуальным на экзамене ГИА по истории стало выполнение задания по историческому краеведению: «Расскажите о культурных достопримечательностях вашего края».

Данный курс является авторским. Примеры подобных программ можно найти в копилке учителей русского языка и литературы, но данная программа отличается от остальных тем, что предполагает опору на имеющиеся у детей минимальные знания по истории Сибири и географии, которые формируются у обучающихся на уроках «Истории Сибири».

Предметом изучения являются тексты писателей Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. Поэтому мы считаем, что наша разработка может пригодиться учителю, преподающему эту дисциплину не только  в школах Томской области, но и Новосибирской и Кемеровской областях.

Цель и задачи курса:

Цель - воспитание любви к родному краю посредством изучения литературных произведений поэтов и писателей Сибири.

Задачи:

1)  познакомить с фольклором и литературой родного края;

2) познакомить с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками;

3) научить чувствовать и понимать образный язык художественных произведений и различать выразительные средства;

4) сформировать потребность в самостоятельном чтении художественных текстов;

5) развить творческие способности учащихся, устную и письменную речь.

Формы организации занятий: урок-путешествие, уроки-лекции, урок-обсуждение, урок-инсценировка, проблемный урок, урок-викторина, комбинированный урок, урок-игра, урок-беседа, конкурсы выразительного чтения, урок рефлексии, защита проектов.

Предполагаемые результаты изучения курса

«Литературное наследие Сибири»

Личностные результаты:

•          воспитание  патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов;

•         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•         формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•         освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

•         развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

•         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•          умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•          умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•          владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•          умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

•        понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов;

•        умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

•        определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания;

•         формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•         умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•         понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•        восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•        умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

•        написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;

•  понимание русского языка, его эстетической функции.

Содержание курса

Раздел 1. Введение. Богатство Сибири. Наш край – Западная Сибирь – 1 ч.

Широта и пространство Сибири. Место Западной Сибири на карте России. Наши соседи-сибиряки: Новосибирская и Кемеровская области. Декоративно-прикладное творчество и виды художественной росписи (урало-сибирская роспись).

Раздел 2. «Чудные зёрна Сибири» - 7 ч.

Владимир Степанович Галкин. Краткая биография. Сборник сказок «Чудные зёрна Сибири»: «Артёмов ключ», «Барсучьи корешки», «Волшебный посох», «Домового подарочек», «Еремеево слово», «Заветная поляна», «Седой медведь», «Синица» и др.

Таисья Ефимовна Пьянкова. Краткая биография. Сибирские сказы: «Вступление к сказам», «Нечистая троица», «Таёжная кладовая», «Чёрная барыня».

Сергей Трофимович Алексеев. Краткая биография. Отрывок из романа «Материк».

Шорский эпос. Сказки коренных народов Кемеровской области. Телеутские сказки. Шорские сказки. «Сказки Шапкая» в переводе С.С. Тотыша: «Ленивый бурундук», «Урок», «Могучий Мустакай».

Легенды земли Томской (2 ч.). Легенда о старце Фёдоре. Томские сказания в обработке Сергея Заплавного: «Богатырь Эушт», «Ушай и Тома». Римма Кошурникова «Стоит над Томью град старинный».

Татьяна Ефремовна Мейко. Краткая биография. Сборник сказок «Красное словцо»: «Зёрнышко», «Ромашки», «Человек».

Римма Викентьевна Кошурникова. Краткая биография. Рассказ «Ёшка».

Раздел 3. Правда и вымысел – 4 ч.

Виктор Дмитриевич Колупаев. Краткая биография. Сборник фантастических рассказов «Весна света»: «Два взгляда», «Фильм на экране одного кинотеатра», «Весна света».

Юлий Сергеевич Буркин. Краткая биография. Рассказы «Хозяин мира», «Мелкий».

Геннадий Мартович Прашкевич. Краткая биография. «Сендушные сказки» (отрывок).

Раздел 4. Поэты-сибиряки – 4 ч.

Поэты – детям: Валентина Кудрявцева «Мастер-ломастер», Вениамин Колыхалов «Страна Бурания».

Поэт-песенник Михаил Андреев. Стихотворения «По небу чистому», «На снегу», «Взгляды». Песни на стихи М. Андреева: «Тополиный пух» в исполнении группы «Иванушки international», «Берёзы» в исполнении группы «Любэ» и Сергея Безрукова.

Виктор Брюховецкий. Стихотворения «Батина школа», «Сергей», «Фотография», «В том нет, наверно, большого смысла», «Выйду во двор – в рукомойнике лёд…».

Раздел 5. Земля Зырянская родная – 2 ч.

Поэты и писатели Зырянского района Томской области о родном крае. С.Д. Садовский: сборник стихотворений «Календарь». Н.Е. Флигинских: «Светит солнце деревни моей», «Загадки имён земли Зырянской». Г.А. Рыжова: сборник стихотворений «Листопад».

Тимофей Алексеев. Краткая биография. Стихотворения «Лесные души», «Завещание», «Прикосновение». Песня «Прикосновение» в исполнении группы «Материк».

Раздел 6. Выставка-защита творческих работ. Выступления обучающихся с представлением творческих работ (стихотворений, сказок, кроссвордов, ребусов, иллюстраций к прочитанным произведениям и т.д.). Обобщение. Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

        Планируемые результаты        

Формы/виды контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение. Богатство Сибири. Наш край – Западная Сибирь.

Урок-путешествие

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора

народов России.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству.

Фронтальный опрос

2

«Чудные зёрна Сибири». Владимир Галкин

Урок-лекция

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному

из литературных родов и жанров.

Умение развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества.

Кроссворд

3

Сказы Таисьи Пьянковой

Урок-обсуждение

Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный

пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Тест

4

Сергей Алексеев «Материк» (отрывок из романа»)

Дебаты

Умение анализировать литературное произведение: характеризовать его героев сопоставлять героев одного

или нескольких произведений.

Умение формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора.

Ребусы

5

Шорский эпос. Сказки Шапкая.

Урок-инсценировка

Определение в произведении элементов сюжета, композиции.

Владение основами самоконтроля, самооценки.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Индивидуальный опрос

6

Легенды земли Томской

Урок-лекция

Определение в произведении изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного

содержания изведения.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими.

Сочинение

7

Легенда о старце Фёдоре

Проблемный урок

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики.

Сообщение

8

Сказки Татьяны Мейко

Урок рефлексии

Умение анализировать литературное произведение: характеризовать его героев сопоставлять героев одного

или нескольких произведений.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач.

Формирование ответственного отношения к учению.

Тест

9

Римма Кошурникова «Ёшка»

Обзорная лекция

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка.

Развитие навыков смыслового чтения

Формирование готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию.

Комбинированный опрос

10

Правда и вымысел.

Виктор Колупаев «Весна света»

Урок-лекция

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Кроссворд

11

Юрий Буркин «Мелкий», «Хозяин мира»

Урок-викторина

Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Умение работать индивидуально и в группе.

Воспитание чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального

народа России.

Тест

12

Геннадий Прашкевич «Сендушные сказки»

Комбинированный урок

Умение анализировать литературное произведение.

Развитие навыков смыслового чтения

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Фронтальный опрос

13

Поэты-сибиряки. Поэты детям:

Валентина Кудрявцева, Вениамин Колыхалов

Урок-беседа

Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Чтение наизусть

14

Поэт-песенник Михаил Андреев.

Урок-караоке

Владение элементарной

литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Тест

15

Стихотворения Виктора Брюховецкого

Конкурс выразительного чтения

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Чтение наизусть

16

Земля Зырянская родная.

Нина Флигинских «Светит солнце деревни моей», «Загадки имён земли Зырянской»

Урок-лекция

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров.

Развитие навыков смыслового чтения

Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех

её проявлениях.

Кроссворд

17

Стихотворения Тимофея Алексеева

Конкурс выразительного чтения

Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Чтение наизусть

18

Выставка-защита творческих работ

Защита проектов

Понимание русского слова в его эстетической функции.

Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Проект

Список используемых источников и литературы

  1. Художественные тексты
  1. Алексеев С.Т. Материк /Москва: из-во АСТ, 2008.
  2. Алексеев Т.Т. Ищу я смысл дням от сотворенья / Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2004. – 176 с.
  3. Алексеев Т.Т. Порченая /Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2003. – 116 с.
  4. Алексеев Т.Т. Прикосновение / Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2004. – 184 с.
  5. Барятинский В.В. Царственный мистик (Император Александр I – Фёдор Кузьмич) / Репринтное воспроизведение издания 1912 года. Ленинград: СКАЗ, 1990 – 160 с.
  6. Заплавный С.А. Томские сказания /Томск: Красное знамя, 2007. – 232 с.
  7. Кошурникова Р.В. Стоит над Томью град старинный...: [Для детей] /Томск: Кн. изд-во, 1987. – 61.
  8. Мейко Т.Е. «Красное словцо» (Томск, 2007, издание второе, дополненное).
  9. Пьянкова Т.Е. Сборник сказов «Кирьянова вода» /Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1980 г.
  10.  Садовский С.Д. Календар /Томск: Фак-т жур. Том. ун-та, 2005. – 216 с.
  11. Тотыш С.С. Сборник «Сказки Шапкая», Кемеровское кн. изд., 1985.
  12. Флигинских Н.Е. Загадки имён земли Зырянской /Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2011.-86 с.
  13. Флигинских, Н.Е. Светит солнце деревни моей /Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2010.— 308 с.
  1. Электронные ресурсы:
  1. Официальный сайт Михаила Андреева http://andreevmix.ucoz.ru/ 
  2. Официальный сайт Риммы Кошурниковой http://koshurnikova.ru/
  3. Сайт «Поэзия.ру» http://www.poezia.ru/ 
  4. Электронная библиотека «ЛитМир» https://www.litmir.me/
  5. Электронная библиотека «Мои сказки» http://www.мои-сказки.рф/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...