В помощь учителю русского языка и литературы. Из опыта работы с одарёнными детьми.
статья по литературе (9, 10, 11 класс)

Короткова Надежда Романовна

Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание  уместное привлечение историко-культурного, литературного, биографического материала, составившего почву для писателя. Так, работа с произведениями писателей  Серебряного века  в 11классе невозможна без знаний о литературной жизни рубежа 19-20веков, о реализме и модернизме как ведущих направлениях в литературе этого периода,  о  явлении синтеза, определявшем специфику искусства этой поры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_uchitelyu_russkogoyazyka_i_literatury.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь учителю русского языка и литературы

Из  опыта работы с одарёнными детьми  учителя русского языка и литературы Коротковой Надежды Романовны, стаж педагогической работы 36 лет, категория первая. Место работы – МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича, Ермаковский район, Красноярский край.

Подготовка к комплексному литературоведческому анализу

        Комплексный литературоведческий анализ – это процесс осмысления художественной целостности в заданном ракурсе. Приступая к комплексному анализу литературного произведения необходимо помнить о следующих его этапах:

1)        Начальное чтение произведения;

2)         аналитическая работа с текстом;

3)        создание собственного «текста о тексте»

Ученик должен усвоить последовательность действий и специфику каждого этапа анализа: первичное впечатление. На этом  этапе ученик ограничивается словами типа «понравилось, не понравилось».

        Следующий этап наиболее сложный, так как разговор о художественном произведении переводится  из сферы эмоциональной в аналитическую, а ученик ищет ответ на вопрос: «Почему  понравилось-не понравилось?» При этом необходимо помнить, что первоисточником в процессе аналитической работы всегда выступает само произведение, а не мёртвая схема или классификация, требующая подтверждения художественной литературой. Для этого обучающийся должен хорошо ориентироваться в основных «инструментах», которые позволяют писателю создать произведение искусства: типологию сюжетов и возможности их построения, специфику конфликтов и пути их преломления в художественном тексте, композиционные приёмы и т.д.

        Особенность заключительного этапа состоит в том, что ученик приступает к обработке накопленного  багажа, выстраивая свой текст таким  образом, чтобы в нём органически соединились его читательские представления о произведении словесного искусства,  теоретические знания, творческий подход и эрудиция.

        Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание  уместное привлечение историко-культурного, литературного, биографического материала, составившего почву для писателя. Так, работа с произведениями писателей  Серебряного века  в 11классе невозможна без знаний о литературной жизни рубежа 19-20веков, о реализме и модернизме как ведущих направлениях в литературе этого периода,  о  явлении синтеза, определявшем специфику искусства этой поры.

        Структура литературоведческого высказывания трёхчастна, имеет свою внутреннюю логику:

Теория –текст-функция (результат)

Представленная формула включает теоретическое понятие, используемое в литературоведении для объяснения художественного явления; текст – цитатный материал, который подвергается анализу; выяснение функции художественных явлений, средств и приёмов. При этом последовательность обозначенных блоков не регламентирована, а само высказывание выглядит примерно так: «Центральной проблемой, которая раскрывается через взаимоотношения героев (введены (подключён цитатный материал). Автору удаётся сфокусировать внимание читателя (зафиксирован результат). Или: (введён цитатный материал) – в этом развёрнутом  монологе (подключено теоретическое понятие) – самооткровение   личности, размышления, обнажающие нравственные искания героя (зафиксирован результат).»

        Система работы, предпосланная анализу литературного произведения, включает комплексное освоение школьниками различных контекстов, которые являются ключом к постижению глубины художественного произведения.

        В числе контекстов, привлекаемых к литературоведческому анализу, важнейшими можно считать следующие:

1)        литературный контекст – сведения о писателе как художнике слова, о литературном процессе, включающее изучение связей с предшествующим и современным искусством, общностей писателей ( направления, течения, группы), традиций и новаторства);

2)        биографический контекст – сведения о писателе биографического характера (влияние семьи, среды,  обстоятельств на формирование и развитие личности автора произведения, прототипических явлений, ставших основой творчества);

3)        исторический контекст – данные об эпохе, оказавшей воздействие на концептуальное поле писателя (исторические события, значимые фигуры как современного, так и предшествующих периодов);

4)        культурологический контекст – материал из различных областей культуры, соприкасающихся с        творчеством рассматриваемого автора.

Контекстуальное изучение художественного произведения

Вопросы и задания

1.        

Продумайте, какой биографический контекст может быть привлечен для анализа следующих произведений:

•        

«Я помню чудное мгновенье..» А. С. Пушкина,

•        

«О, как убийственно мы любим…» Ф. И. Тютчева,

•        

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого,

•        

«Солнце мертвых» И. С. Шмелева,

•        

«Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина,

•        

«Это мы, Господи…» К. Воробьева.

2.        

Какое значение имеет биография писателя при анализе автобиографических произведений? В чем состоит особенность художественного отражения реальных жизненных событий в автобиографической прозе?

3.        

Определите границы литературного контекста, необходимого для привлечения, при анализе образа «маленького человека» в повести И. С. Шмелева «Человек из ресторана».

4.        

Знание каких контекстов (литературного, культурного, философского, исторического) необходимо для понимания авторской концепции, реализованной Ф. М. Достоевским в романе «Записки из подполья»?

5.        

В каком литературном контексте должна рассматриваться проблема поэтики русского антинигилистического романа 19 века?

6.        

Проанализируйте комментарий Ю. М. Лотмана к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Какие контексты привлекает ученый, комментируя текст романа?

7.        

Назовите такие темы и произведения в русской литературе 19 – 20 веков, для понимания и осмысления которых необходимо обращение к историческому контексту.

Примером работы по данной методике могут служить ученические папки-накопители.

Состав папки-накопителя

1.Порптреты писателя (автор, год создания; техника, в которой выполнен портрет; музей, в котором хранится работа)

2.Биография писателя (годы жизни,  основных этапов жизни и творчества; хронология создания ключевых произведений; «география биографии»; издания (газеты, журналы), связанные с дебютом писателя в литературе, с его творчеством в целом; принадлежность изучаемого автора к литературным направлениям, объединениям).

4. Псевдонимы

5. Критические статьи о произведениях (автор, название, основные тезисы)

6. Оценки личности и творчества современниками (автор, цитаты).

7. Особенности творчества (основные тезисы)

8. Памятники писателю (автор, год установки, место)

9. Музеи (место).

10. Творчество писателя в музыке, изобразительном искусстве, театре, кино (автор, название, , режиссёр, исполнители ролей в театре и кино).

Учащихся, обогащать его знаниями о путях и методах научного освоения художественной литературы.

Литература

1.Семыкина Е.Н., Соломахина Л.П., Ширина Е.А. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике) // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. 2.Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

3.Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.

4.Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста: Учебное пособие. М., 2004

5.Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА 2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны.

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА  2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Ни...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...