Выступление на школьном МО учителей русского языка и литературы (из опыта работы).
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Изучение синтаксиса в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на школьном МО учителей русского языка и литературы (из опыта работы).

                                     Изучение синтаксиса в 5 классе.

Программой 5 класса по русскому языку по УМК под редакцией  В.В. Бабайцевой  предусматривается повторение учащимися сведений по синтаксису и основных правил расстановки знаков препинания.

 Знание правил  пунктуации и умение их применять дают учащимся большую свободу для употребления в письменной речи  различных синтаксических конструкций. Отсутствие этих знаний ограничивает творческие возможности ученика.

 Большое значение на своих уроках я придаю развитию и закреплению пунктуационных навыков при изучении курса морфологии. Например:  предлагаю ученикам записать такие предложения:

1. Когда выпадет снег, все обрадуются.

2. Болота уже начали замерзать , и журавли отправились в дальнюю дорогу.

Даю задание  выразительно прочитать  записанные предложения,  определить, простые это предложения или сложные.

 Учащиеся читают предложения, в каждом из них подчеркивают грамматическую основу, делают вывод о постановке запятой между частями сложного предложения. С учениками составляем алгоритм о постановке запятой в сложных предложениях.  

От учащихся 5 класса требуется умение расставлять следующие знаки препинания: точку, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения; запятые между однородными членами и перед союзами а,и,но; запятые при обращениях; запятые перед союзом и в ССП; запятые  в СПП и БСП; запятые при вводных словах, при обращении,  в предложениях с прямой речью.

При изучении личных окончаний глагола учащиеся выполняли следующее  задание: от глаголов, данных в инфинитиве, образовать форму настоящего или будущего времени, согласовать глаголы в лице и числе с существительными, составляли сложные предложения . Например: 1.Листья на деревьях (лепетать).2. (Шептаться) листочки на осинке. 3. Листья с ветром (улететь), а деревья (почернеть).4. Легкий ветерок (шевелить) листья деревьев.

 Работа по закреплению знаний по синтаксису проводится в течение всего учебного года.  Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложений ( ведется индивидуальная, коллективная, самостоятельная. творческая работы), составляют схемы предложений. Например: даю такое задание ученикам: самостоятельно составить 10  сложносочиненных предложений на тему «Осень». В предложениях выделить грамматические основы, составить схемы предложений.  Дома ученики работают над следующими  проектами: «Запятая в ССП»,  «Запятая в БСП». «Запятая в СПП». На  последующих уроках коллективно оцениваем проекты, выбираем лучший.  

                 Такая работа способствует  развитию письменной речи обучающихся,  вырабатывать пунктуационные навыки учеников, составлять схемы предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА 2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны.

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА  2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Ни...

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

В помощь учителю русского языка и литературы. Из опыта работы с одарёнными детьми.

Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание  уместное привлечение историко-культурного, литературного, биографического материала,...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....