"Квартет". И.А.Крылов
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Донгак Севил Чылбар-ооловна

  Конспект урока по русской литературе "Квартет" содержит в себе элементы проблемного обучения, РКМЧП. Словарная работа с помощью презентации помогут ребятам прочно запомнить названия музыкальных инструментов, также иллюстрации к басне познакомят ребят с художниками-иллюстраторами. Прием "Пирамида" требует четко прдумывать ответы. Нахождения синонимов, связь с героями басен из родной литературы  развивает речь, память учащихся. Работа с пословицами, составление кроссворда рассчитаны на развитие творческих способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Квартет". И.А.Крылов24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г.Чадана

И.А.Крылов

«Квартет»

         (урок по русской литературе. 5 класс)        

                               Разработала: учитель русского языка и

                                                                   литературы школы №1 г.Чадана

                                 Донгак С.Ч.

Урок по русской литературе «И.А.Крылов «Квартет»

Цели: познакомиться с басней Ивана Андреевича Крылова «Квартет»

Задачи: закрепить навыки анализа художественного текста;

              развивать монологическую и диалогическую  речь учащихся, память,

              логическое мышление;

              воспитывать  добросовестное отношение к труду.

Технологии: элементы проблемного обучения, РКМЧП.

Оборудование: проектор, ПК.

                 

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока. 

- Что было задано на домашнее задание?

- Давайте узнаем, насколько хорошо поняли материал домашней работы в виде самостоятельного изучения жизни и творчества И.А.Крылова.

Фронтальный опрос о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Вопросы:

  1. Кто такой Иван Андреевич Крылов?
  2. В каком году родился И.А.Крылов?
  3. В какой семье родился И.А.Крылов?
  4. Что оставил отец в наследство своему сыну?
  5. На каких языках говорил И.А.Крылов?
  6. Чем возмущался  И.А.Крылов, наблюдая жизнь простого  народа?
  7. Что такое басня?
  8. Что такое мораль басни?
  9.  Где помещается мораль басни?
  10. Что высмеивает и разоблачает И.А. Крылов в своих баснях?
  11. В каком городе воздвигнут памятник И.А. Крылову?
  12. Кто окружает Крылова в его пьедестале?

3. Словарная работа. (Толкование значения слов квартет, смычковые музыкальные инструменты)

Кварта (от лат. quarto — «четыре»)

Квартет  — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей

Скрипка, контрабас, альт, смычок.

- Перед вами иллюстрация к басне. Все ли герои присутствуют на изображении?

4. Групповая работа.

-  А теперь  постараемся дружно выполнить задание. Ответы записываем на карточки.

Стратегия «Пирамида».

  1. Кто главные герои басни?
  2. Что собирались делать животные?
  3. Как сам автор относится к их затее?
  4. С какой целью они сели на лужок под липки?
  5. Они могли пленять своим искусством свет?
  6. Запишите, как они начали свою игру?
  7. Почему, по мнению Мартышки, у них не получилась музыка?

Беседа.

- А как вы думаете, ребята, почему автор отметил их заглавными буквами?

- Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).

- Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?

- Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? 

- Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)

- Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?

- Каких людей описывает Крылов? ( Которые берутся не за свое дело)

- Кого высмеивает Крылов? (Болтунов, способных только на слова, а не на дело)

- Что необходимо человеку, чтобы сделать правильно что-нибудь? (Талант, призванье, упорный труд и обучение)

- Найдите строки, в которых выражена мораль басни. Где находятся эти строки?

5. Игра «Ищем друзей». (Подбор синонимов)

Проказница, шалун, озорник, весельчак, сорванец, шалопай, егоза.

Пленять, увлекать, завораживать, очаровывать, восхищать, околдовывать, обвораживать.

Спор, разногласие.

Сыскал, нашел, отыскал.

6. Диалог культур.

- Назовите тувинских писателей-баснописцев? Какие басни вы читали на уроках родной литературы? (Салчак Серен « Ном биле портфель», Олег Сувакпит          «Арзылан биле Пар»).

7. Работа с пословицами.

  • Всяк мастер на свой лад.
  • Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.

- Поясните значение следующих пословиц? Можно ли отнести данные пословицы к теме нашей басни?

8. Кроссворд.  (Вопросы раздаются учащимся)

1.Кто написал басню Квартет? 
2. На каких инструментах играли звери? 
3. Что сделают лес и горы, по их мнению, когда они начнут играть?
4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”. 
5. Главный герой  одной басни Крылова. 
6. Чтоб музыкантом быть, то надобно…? 
7. Какой порок высмеивает Крылов в басне «Ворона и лисица» ?

9. Рефлексия.

- Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Чему учат басни? Актуальны ли  басни И.А. Крылова  на сегодняшний день? 

– В нашей библиотеке есть много книг И.А. Крылова, кого заинтересовали его басни, тот  может продолжить знакомство с ними самостоятельно.

10. Домашнее задание.

    Перевод басни И.А.Крылова «Квартет» на родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отец симфоний и квартетов

Презентация посвящена творчеству  австрийского композитора Франца Йозефа  Гайдна. Рекомендуется для учащихся и преподавателей музыкальных отделений ДШИ, а также всем любителям музыки....

Урок на тему: " Трио и квартет"

Конспект урока в начальной школе...

Урок литературы в 8 классе "Проблема взаимоотношения художника и мира обывателей в романтической новелле Владимира Федоровича Одоевского «Последний квартет Бетховена»

Урок посвящен романтической новелле В.Одоевского "Последний квартет Бетховена" Цель урока: выявить отношение писателей-романтиков к музыке, раскрыть проблему взаимоотношения искусства и мира обывател...

Конспект урока по музыке "Струнный квартет"

В конспекте прослеживается проблема  взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся. На примере басни И.А.Крылова "Квартет"...

Урок литературы в 5 классе. И.А.Крылов. Басня "Квартет"

Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет». Цели: 1.Познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы; 2.  Формировать навыки и умения выразит...

Разработка урока: И.Крылов. "Квартет"

Разработка урока И.Крылова "Квартет". В основном материал рассчитан на учащихся, для которых русский язык является неродным. Желательно использовать для учащихся национальных групп....

План - конспект урока: Тема: И.А.Крылов «Квартет»

Цель: формировать навыки и умения выразительного чтения басни;Задачи:• учить детей умению анализировать басню, составлять характеристики героев• расширять словарный запас учащ...