КТП по литературе для 8 класса ФГОС ООО
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Блинова Анжелика Александровна

КТП по литературе для 8 класса ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_literatura_8_klass_fgos_ooo.docx66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературе для 8 класса ФГОС ООО

(по В.Я. Коровиной)

№ п/п

урока

Разделы.

Тема урока

Содержание урока

(элементы обязательного минимума образования)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата

Понятия

Предметные

Метапредметные УУД

(Познавательные – П

Регулятивные – Р

Коммуникативные – К)

Личностные

План

Факт

Введение – 1ч.

1.

Русская литература и история.

Понимание о литературе как одном из видов искусства. Значение литературы и искусства в жизни человека.

Публицистика, народность, гражданственность.

Воспринимают текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

П: умеют искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Р: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

К: умеют ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Проявляют любознательность и интерес к изучению истории и литературных произведений.

Устное народное творчество – 2 ч.

2.

Отражение жизни народа в народных песнях и частушках.

Фольклор как особый способ познания русской истории. Народная песня. Обрядовые и внеобрядовые песни.

Фольклор,
фольклористика, жанр, жанры
фольклора,
частушка, народная песня.

Знают, отличают друг от друга и дают определение жанрам фольклора: частушки, народные песни; понимают язык произведений устного народного творчества.

П: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Р: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.

К: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с использованием малых фольклорных форм).

Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Понятие об устной народной прозе. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Предания в актерском исполнении.

Фольклор, народ, предание, жанр, поколение, проза, историческая достоверность.

Владеют знаниями о  жанре, его отличительных особенностях; знают причины возникновения и цель создания.

Создают письменное оригинальное произведение.

П: осмысленно читают и объясняют значение прочитанного, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия

Р: используют речь для регуляции своих действий, устанавливают причинно-следственные связи.

К: строят монологические высказывания, владеют умениями диалогической речи.

Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей.

Из древнерусской литературы – 2 ч., из них 1ч. вн.чт.

4.

Житийная литература как особый жанр.

«Житие Александра Невского».

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Веспасиан, летопись, житие, воинская повесть.

Понимают и воспроизводят информацию, предоставленную в древнерусском тексте.

П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекают нужную информацию

Р: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики.

К: умеют строить монологические высказывания, проявляют активность для решения познавательных задач.

Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине.

5.

Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Изображение действительных и вымышленных событий—главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации плутами.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Сатира, сатирическая повесть, гротеск, гипербола.

Знают определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности; умеют находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.

П: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия.

Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке.

К: оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, оценивают и редактируют устное и письменное речевое высказывание.

Формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).

Из литературы XVIII века – 3 ч.

6.

Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Сотая и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина.

Классицизм, комедия, драма, первоет, часослов, псалтырь, скаред, должности, двор, единство места, единство времени, единство действия, завязка, развязка.

Знают факты творческой биографии автора, его место в развитии драматургии и театра, историю создания пьесы, действующих лиц, сюжет комедии; умеют обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт.

П: умеют устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р: формулируют и удерживают учебную задачу, планируют и регулируют свою деятельность

К: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владеют устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

7.

8.

Речевые характеристики персонажей комедии «Недоросль» как средство создания комической ситуации.

Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Классицизм, комедия, драма, единство места, единство времени, единство действия, завязка, развязка, «высокие» жанры классицизма, «низкие» жанры классицизма.

Умеют объяснять новаторство Д.И. Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей комедии, умеют анализировать ключевые сцены комедии.

П: выделяют и формулируют познавательную цель.

Р: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

К: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

Из литературы XIX века – 34 ч., из них 3ч. вн.чт. + 1ч. р.р. + 2ч. к.р. + 1ч. проектная деятельность

9.

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

Краткий рассказ о писателе. Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства.

Басня, мораль, аир, сатира, аллегория.

Используют литературоведческие термины, характерные для басни. Развивают навык выразительного чтения и анализа басни. Устное рецензирование басни.

П: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике.

Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке.

К: формируют готовность вести диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Формирование целостного мировосприятия, усвоение гуманистических ценностей нашего общества, народной морали, нравственности.

10.

Вн.чт. И.А. Крылов — поэт и мудрец.  Многогранность личности баснописца.

Содержание басен И.А. Крылова. Выразительное чтение басен.  Развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.

Басня, аллегория, сатира, порок, мораль  

басни.

Подбирают примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции.

П: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике.

Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке.

К: формируют готовность вести диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Формирование целостного мировосприятия, усвоение гуманистических ценностей нашего общества, народной морали, нравственности.

11.

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылева.

К.Ф. Рылеев - автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

Историческая тема думы «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич—главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.

Ода, дружеское послание, элегия, эпиграмма, дума, тать, тема, идея, эпизод, дружина.

Владеют знаниями, умениями и навыками по изучаемому разделу

Владеют понятием о родах и жанрах литературы.

П: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий

Р: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней.

К: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию.

Используют для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и др.).

12.

Основные темы лирики А.С. Пушкина.

Разноплановость содержания стихотворений поэта. Стихотворение «К***». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Стихотворение «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

Предсказанье, завет, предназначение, изобразительно-выразительные средства языка.

Знают основные понятия и термины, умеют анализировать стихотворный текст.

П: умеют выделять и формулировать познавательную цель.

Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

13.

14.

А. С. Пушкин и история. История пугачевского восстания в творчестве Пушкина.

История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. История создания произведения.

Тема, идея, мятеж, пугачевщина, бунт, зло, честь, добро, жанр, цитата.

Знают содержание прочитанных фрагментов «Истории Пугачева»; понимают установку на объективность авторского повествования, отношение простого народа к Пугачеву.

П: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию.

Р: умеют планировать алгоритм ответа.

К: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие

исторического и эстетического сознания через освоение художественного

наследия русской литературы.

15.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Главные герои.

История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).

Гвардия, премьер-майор, стремянный, дядька, борзая, мосье, обносить, контракт, ментор, придворный календарь, свычаи, генерал-поручик, кавалер, мотать, шаматон, кибитка, погребец, кий, келья, миткаль,

Знают творческую историю произведения, умеют определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом автора, объясняют отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.

П: выполняют учебно-познавательные; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.

К: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

16.

Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Путь духовного становления главного героя. Влияние на героя извне.

Маркер, ротмистр, рекрут, облучок, пороша, циновка, яицкий, целовальник, штавец, штоф, вечерня, пристань, фортеция, лубочный.

Прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение не-знакомых слов. Владеют навыками анализа произведения.

П: ищут и выделяют необходимую информацию, вы-разительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

К: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

17.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.

Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева.

Урядник, капрал, позитура, сатисфакция, обиняки, перевязь, оказия, грамота, оный, обедня, розыск, сикурс, ранг, сайдак, киват.

Понимают отношение автора и других действующих лиц к героине, роль Маши в судьбе Гринева и смысл образа Маши в поэтике романа. Дают характеристику героям, оценку их поступкам. Анализируют содержание произведения. Оперируют понятиями при анализе произведения.

П: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Р: осознают усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

К: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

18.

Пугачев и народное восстание в романе. Восстание в авторской оценке.

Отношение народа к бунтовщику в повести. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Народная война глазами автора и рассказчика.

Реестр, тафта, стан, таможня, тактика, парапет, наперсник, супостат, кистень, угодник, ходатай, извет.

Дают характеристику героям, оценку их поступкам. Анализируют содержание произведения. Оперируют понятиями при анализе произведения.

П: выполняют учебно-познавательные; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.

К: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

19.

Р.р. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в произведении.

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Нравственный выбор, честь, композиция, историзм, авторская позиция, герой.

Знают содержание произведения, умеют давать характеристику литературным героям, определять авторскую позицию. Прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов.

П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Р: умеют сформировать ситуацию рефлексии – само-диагностики и самокорреции коллективной деятельности.

К: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Формирование положительного отношение к обучению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

20.

Вн.чт. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести.

Повесть, рок, мистика, алчность, зависимость, композиция.

Знают содержание произведения, умеют давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию.

П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно.

Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты.

К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

21.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».  Мцыри как романтический герой.

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой.

Поэма, романтический герой, романтизм, кадильница, труды, обет, алтарь, ниц, прах, чадра.

Знают историю создания поэмы, ее сюжет, понимают тему и идею произведения; умеют выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; умеют давать характеристику литературному герою.

П: выполняют учебно-познавательные действия; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.

К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи.

22.

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме «Мцыри».

Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

Поэма, романтический герой, романтизм, кадильница, труды, обет, алтарь, ниц, прах, чадра.

Знать: черты романтизма как литературного направления, понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора;

П: находят нужную информацию в учебнике, различных справочниках, Интернет-ресурсах, сравнивают и делают выводы.

Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке.

К: владеют умениями произносить монолог,  вести диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог, достигать в нём взаимопонимания.

23.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Композиция, сюжет, эпиграф, исповедь, историзм.

Умеют выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать язык поэмы, определять стихотворный размер; выявляют способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства).

П: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; обобщают, делают выводы; находят нужную информацию в учебнике.

Р: понимают учебные
задачи урока, оценивают свои достижения на уроке, самостоятельно организовывают собственную деятельность.

К: участвуют в коллективном обсуждении,  подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.

Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи.

24.

Р.р. Обучающее сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Написание сочинения по плану.

Примерные темы для сочинения:

1. Тема свободы в поэме.

2. Характеристика главного героя.

3. Эпизод борьбы с барсом в раскрытии характера Мцыри.

План, герой, романтический герой, композиция, доказательство, сюжет.

Умеют писать сочинение, используя план. Анализируют и оценивают результаты своей работы.

П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Р: определяют меры усвоения изученного материала.

К: выполняют анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

25.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. История создания комедии.

Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.

Комедия, городничий, смотритель, почтмейстер, резонер, частный пристав, инкогнито, министерия.

Знают факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, понимают роль исторической темы в творчестве писателя.

П: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р: вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

26.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.

Арапник, коллегия, пассаж, назидательство, штандарт, ключница, нотиция, подорожная, десятский, гарниза, прогоны,

Знают содержание комедии, понимают ее сюжет; умеют подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных автором, определяют завязку действия комедии.

П: умеют выделять и формулировать познавательную цель.

Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи.

27.

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Хлестаковщина как общественное явление.

Кавалер, галантерейный, картуз, ливрея, острог, благочиние, департамент, водевиль, вист, титулярный советник, фриз.

Умеют анализировать поступки, поведение, характер героя, выявляют авторскую точку зрения; понимают, что такое хлестаковщина.

П: выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Р: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К: интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

28.

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров».

Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, ремарка, монолог, диалог, миражность, мираж.

Знают исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимают идейный замысел комедии; умеют объяснять отношение современников и императора к пьесе Н.В. Гоголя.

П: определяют основную и второстепенную информацию. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р: вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи.

29.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Образ «маленького человека» в литературе. Потеря героем лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.

Капитан-исправник, титулярный советник, столоначальник, докука, капот.

Умеют анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении героя с появлением шинели; сопоставляют литературные произведения, выявляют общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них.

П: анализируют условия и требования задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения.

К: учатся принимать решение и реализовывать его.  Проявляют внимание к личности другого.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

30.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики.

Петербург как символ вечного   холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Мирской, алебарда, аплике, коленкор, эспаньолка, частный, коллежский регистратор.

Умеют оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, понимать основные черты гоголевского Петербурга, связь образа города с душевным состоянием и судьбой героя.

П:  умеют выделять и формулировать познавательную цель.

Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

31.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Тестирование по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Основные термины и понятия по изученному материалу.

Обобщают и систематизируют изученное.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: осуществляют анализ прочитанных текстов.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

32.

Вн.чт. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе И.С. Тургенева «Певцы».

Краткий  рассказ  о  писателе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Сюжет, литературный герой, композиция, тема, авторская позиция.

Знают содержание произведения, умеют давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию.

П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно.

Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты.

К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

33.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города».

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-поэтическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

Сатира, ирония, чиновник, художественные средства,

Знают основные сведения об авторе, особенности изображения народа и власти в романе «История одного города», понимают идейный замысел автора.

П: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата.

К: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

34.

«История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения.

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Гипербола, пародия, эзопов язык, гротеск, троп.

Знают средства комического, понимают их роль в создании образов градоначальников, умеют давать характеристику литературным персонажам.

П: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата.

К: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

35.

36.

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений».

Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Сатира, деталь, рассказ, уряд, прификс.

Знают основные сведения о писателе, содержание его произведений, понимают идейный замысел рассказа «Старый гений», умеют давать характеристику персонажам.

П: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Р: составляют план и последовательность действий.

К: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

37.

Л.Н. Толстой.  Социально-нравственные   проблемы    в    рассказе «После бала».  

Краткий рассказ о писателе. Противоречие между сословиями внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.

 

Иноходец, камергер, эполеты, портупея, штрипка, шпицрутены.

Знают факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; умеют давать характеристики героям рассказа; выявляют авторское отношение к героям.

П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно.

Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты.

К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста.

38.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Художественная роль антитезы в композиции произведения.

Психологизм, нравственность, художественная деталь, антитеза, композиция.

Знают тему и идею рассказа; умеют определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа.

П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно.

Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты.

К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста.

39.

История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

Краткий рассказ о писателе. Поэтика рассказа «О любви». История о любви и упущенном счастье.

Трилогия, психологизм, композиция, герой, тема, идея.

Знают факты жизни и творческой деятельности автора, содержание рассказа, его тему; умеют выявлять философский смысл рассказа, понимают конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявляют отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе.

П: синтезируют полученную информацию для составления ответа.

Р: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно.

К: строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения, адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

40.

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви».

Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья. Психологизм художественной литературы. Философский смысл рассказа.

Трилогия, психологизм, композиция, герой, тема, идея.

Понимают причины поведения чеховских героев, их психологию, умеют находить в тексте аргументы для обоснования своих суждений.

П: синтезируют полученную информацию для составления ответа.

Р: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа.

К: формулируют свою точку зрения, адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

41.

Проект. Поэзия родной природы в творчестве поэтов  XIX века.

Поэзия XIX века. Факты биографии поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Проект и его защита. Выразительность образов родной природы в пейзажной лирике. Настроения, чувства поэтов. Способы создания образов.

Лирика, лирический герой, эпитет, метафора, олицетворение, интонация, инверсия.

Умеют выразительно читать стихотворения, подчеркивая эмоциональный пафос, объясняют состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определяют роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи .

П: извлекают информацию, представленную в разных формах; осуществляют анализ и синтез.

Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи.

42.

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Тестирование по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Основные термины и понятия по изученному материалу.

Обобщают и систематизируют изученное.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: осуществляют анализ прочитанных текстов.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

Из русской литературы XX века – 21 ч., из них 2ч. р.р. + 1ч. проектная деятельность

43.

44.

И.А. Бунин, Тема любви в рассказе «Кавказ».

Краткий рассказ о писателе. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Историзм, проза, эмиграция, шартрез, честь.

Знают содержание текста; умеют определять тему рассказа, понимают проблемы, поставленные автором, бунинское восприятие темы любви.

П: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием.

Р: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

К: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное.

Проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

45.

А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Краткий рассказ о писателе.

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Образы главных героев, их взаимоотношения.

Сюжет и фабула.

Рассказ, эпитет, синоним, тема, любовь, преданность, цитата.

Знают факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявляют нравственные проблемы произведения, определяют его художественную идею; умеют давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивают позицию автора. Выразительно читают; дают развернутые ответы, отвечают на вопросы по прочитанному.

П: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.

К: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

46.

Представления о любви и счастье в семье в рассказе «Куст сирени».

Рассказ, эпитет, синоним, тема, любовь, преданность, цитата.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

47.

Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия».

Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Жанр, тема, замысел, историческая эпоха, место действия, цикл.

Знают основные факты жизни и творчества поэта; умеют определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читают произведение.

П: находят и отбирают необходимую информацию.

Р: определяют последовательность выполнения задач для достижения цели.

К: применяют изученные навыки при работе по анализу поэтического текста.

Воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.

48.

С.А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма.

Поэма, драматическая поэма, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, пафос поэмы, характер героя, монолог.

Знают факты жизни и творческого пути автора, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимают оценку бунта Пугачева Есениным; объясняют роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы.

П: формулируют

возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.

Р: умеют сравнивать свои действия с ожидаемым результатом.

К: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений.

Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

49.

Р.р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

Поэма, драматическая поэма, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, пафос поэмы, характер героя, монолог.

Узнают  содержание прочитанных произведений. Воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику герою.

П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Р: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

К: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

50.

И. С. Шмелев.

 «Как я стал писателем» -  рассказ о пути к творчеству.

Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.

Балльник, мемуары, тема.

Знают факты жизни и творческой деятельности автора; понимают сложный путь творчества писателя; умеют определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками.

П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Р: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

К: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.

Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Писатели улыбаются

51.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования, иронического повествования о прошлом.

Юмор, сатира, прозаик, драматург,

Знают историю журнала «Сатирикон»; понимают, как строится юмористическое произведение; понимают юмористическое освещение исторических событий в произведении; умеют определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект.

П: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают предложенные тексты.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

К: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Формирование готовности к самообразованию; развитие компетентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

52.

Сатира и юмор в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник».

Краткий рассказ о жизни и творческой деятельности автора. Сатира и юмор в рассказе. Художественное своеобразие рассказа.

Юмор, сатира, абсурд,

Знают факты жизни и творческой деятельности автора; отмечают афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе.

П: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию.

Р: умеют планировать алгоритм ответа.

К: умеют  формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

53.

Сатира и юмор в рассказе М.М. Зощенко «История болезни».

Краткий рассказ о жизни и творческой деятельности автора. Сатира и юмор в рассказе. Художественное своеобразие рассказа.

Знают факты жизни и творческой деятельности автора; отмечают сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе.

П: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию.

Р: умеют планировать алгоритм ответа.

К: умеют  формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

54.

Сочетание фантастики и реальности в рассказе М.А. Осоргина. «Пенсне».

Краткий рассказ о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Метафора, олицетворение, юмор, интонация, финал.

Знают факты жизни и творческой деятельности автора, содержание рассказа; понимают авторский замысел; умеют определять реальное и фантастическое в рассказе, анализируют изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей.

П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Р: умеют сформировать ситуацию рефлексии – само-диагностики и самокорреции коллективной деятельности.

К: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Формирование готовности к самообразованию; развитие компетентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

55.

А. Т. Твардовский – поэт и гражданин. «Василий Теркин»: человек и война.

Краткий рассказ о писателе. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

Поэма, композиция, фольклоризм, авторские отступления, протока, забереги, эпизод, композиция, патриот.

Знают факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин»; понимают ее сюжет.

П: понимают текст, ищут и выделяют необходимую информацию.

Р: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию.

К: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста.

56.

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин».

Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Поэма, композиция, фольклоризм, авторские отступления, протока, забереги, эпизод, композиция, патриот.

Знают содержание глав, умеют их анализировать, понимают, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских героев.

П: понимают текст, ищут и выделяют необходимую информацию.

Р: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию.

К: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста.

57.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Особенности композиции поэмы.

Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Композиция поэмы. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Авторские отступления как элемент композиции.

Поэма, композиция, фольклоризм, авторские отступления, протока, забереги, эпизод, композиция, патриот.

Знают жанр произведения, его особенности. Умеют составлять характеристику героя, находить текстовые детали и понимать их роль в создании образов.

П: умеют выделять и формулировать познавательную цель.

Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 - 1945 годов

58.

Проект. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.

Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.

Война, герой, патриотизм, держава, фронтовая песня, народная песня, бравая песня, огневая песня.

Знают авторов стихотворений и композиторов; умеют объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными.

П: извлекают информацию, представленную в разных формах; осуществляют анализ и синтез.

Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.

59.

Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени.

Автобиография, куть, увал. катанки, талина, борец, прострел, герой-повествователь.

Умеют определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечают непринужденность живых интонаций народной русской речи, определяют художественную роль отступлений; понимают человеческие характеры и взаимоотношения между людьми.

П: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата.

К: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор.

Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.

60.

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Герой-повествователь.

Автобиография, куть, увал. катанки, талина, борец, прострел, герой-повествователь.

Умеют определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечают непринужденность живых интонаций народной русской речи, определяют художественную роль отступлений; понимают человеческие характеры и взаимоотношения между людьми.

П: определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют и формулируют проблему.

Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К: интересуются чужим мнением и высказывают свое. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. 

Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.

61.

Р.р. Сочинение на тему «Великая Отечественная война в литературе XX века».

Написание сочинения по плану.

План, литературный герой, патриотизм, композиция, доказательство, тема, сюжет, авторская идея.

Умеют писать сочинение, используя план. Анализируют и оценивают результаты своей работы.

П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Р: определяют меры усвоения изученного материала.

К: выполняют анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе

62.

Русские поэты о Родине, родной природе.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.  Анненский, Д. Мережковский,  Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

Средства выразительности.

Выразительно читают стихотворения наизусть, владеют элементами анализа поэтического текста, сопоставляют поэтические тексты один с другим.

П: выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

К: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

63.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп, 3. Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин.

Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о Родине.

Средства выразительности.

Умеют анализировать произведение, находят и определяют роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

П: выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

К: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Из зарубежной литературы – 5 ч.

64.

Семейная вражда и любовь героев в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Краткий рассказ об авторе. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

«Вечная тема», образ, трагедия, конфликт,  «вечный образ».

Знают факты биографии и творческой деятельности автора; умеют объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определяют эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делают выводы об утверждении бесценности и вечности любви.

П: понимают текст, ищут и выделяют необходимую информацию.

Р: развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную информацию.

К: применяют полученные знания при ответе, проектируют работу в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра.

Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных авторов, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.

65.

Ромео и Джульетта — символ любви и верности.

Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

«Вечная тема», образ, трагедия, конфликт,  «вечный образ».

Понимают смысл выражений «вечные темы», «вечные образы», роль образов Меркуцио и брата Лоренцо, умеют объяснять сложность жизненных обстоятельств героев, шекспировский взгляд на «вечный конфликт».

П: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.

Р: подбирают в тексте доказательства своим гипотезам; корректируют ответ.

К: строят монологическое высказывание, учитывают мнения других.

Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных авторов, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.

66.

67.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа.

XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер  - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

 

Классицизм, конфликт, аристократ, пьеса, сатира,

Знают факты биографии и творческой деятельности автора; понимают особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт. Понимают способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов;  определяют приемы создания Мольером комических ситуаций, их роль в пьесе.

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.

К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных авторов, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.

68.

Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго».

Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Роман, историзм, эпоха, исторический роман, друиды, оберон,

Знают факты биографии и творческой деятельности автора, содержание произведения; понимают историческое время, изображенное в романе, поступки героев.

П: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

К: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения.

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Повторение и систематизация – 2ч., из них 1ч. к.р.

69.

Обобщение изученного за курс 8 класса.

Основные сведения об авторах русской и зарубежной литературы за 8 класс.

Литературное произведение, жанр, автор, герой, авторская позиция, художественные средства выразительности и др.

Знают и умеют определять роды и жанры произведений; владеют теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; умеют объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного и изученного.

Р: оценивают результаты своей работы.

К: строят монологические высказывания.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

70.

Итоговая контрольная работа.

Обобщение и систематизация пройденного за год.

Вывод, обобщение.

Знают содержание и героев прочитанных произведений; пересказывают  прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют  героев; аргументируют  свою точку зрения.

П: ищут и выделяют необходимую информацию, синтезируют полученную информацию для составления ответа.

Р: выполняют учебные действия (отвечают на вопросы теста), планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно.

К: применяют полученные знания при работе.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.

Всего 70 часов:

контрольная работа –  3 часа

развитие речи –  3 часа

внеклассное чтение –  4 часа

проектная деятельность –  2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

Контрольная работа по литературе ( 5 класс)-ФГОС

Контрольная работа по литературе составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения...

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Коровина для 5 класса...

Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...