Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Литературная игра «Ваше слово, эрудиты!»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Сергеева Елена Михайловна

      «Ваше слово, эрудиты!» - это игра  для сообразительных, знающих и остроумных ребят. Она представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшеклассников, сценарий которого сориентирован на программу школьного предмета «Литература», а также активизирует самостоятельную деятельность обучающихся по самообразованию. Игра развивает поисково-творческую деятельность ребят, пробуждает интерес к познанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по литературе

Литературная игра

«Ваше слово, эрудиты!»

Выполнил учитель русского языка

и литературы Вишнёвского филиала

МКОУ «Пригородненская средняя

общеобразовательная школа»

Щигровского района

Сергеева Е.М.

2017

Пояснительная записка

   

   

В проекте федеральных государственных стандартов  второго поколения на первый план выдвигаются задачи развития гражданского общества, социокультурной модернизации страны, поворот в образовании к личности обучающегося, учёт новых требований информационного общества к человеку, системе образования в целом. Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося. При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта.

   В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить ребёнка самостоятельно добывать знания,  формировать умения, навыки и применять их на практике. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными  энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе. Использование новых педагогических технологий, активных форм работы позволяют развивать у учащихся самостоятельность, инициативность, творческие способности, социальные навыки, умение добывать знания. Чувство свободы выбора делает обучение и воспитание сознательным, продуктивным и более результативным.

   Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа по русскому языку и литературе. Внеклассная работа является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя-словесника. Систематически и планомерно осуществляемая, она имеет большое образовательно-воспитательное значение. Внеклассная работа включается в широкий общекультурный контекст, является составной частью системы формирования творческой личности, развивает познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет сформировать коммуникативные, информационные компетенции, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, формирует эстетические вкусы и потребности школьников. Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

      «Ваше слово, эрудиты!» - это игра сообразительных, знающих и остроумных ребят.  А ведь именно такими мы хотим видеть своих учеников. Участие в игре побуждает их всерьёз заняться самообразованием, вызывает желание знать как можно больше.

   Данное мероприятие представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшеклассников, сценарий которого сориентирован на программу школьного предмета «Литература», а также активизирует самостоятельную деятельность обучающихся по самообразованию. Игра развивает поисково-творческую деятельность ребят, пробуждает интерес к познанию. Театр и состязание умов объединяют ребят. Одни (эрудиты) готовятся непосредственно к игре, другие (актёры и ведущий) репетируют, третьи (художники-оформители) подбирают слайды, рисунки, плакаты, четвёртые (музыкальные редакторы) – музыку. Встречаться между собой могут эрудиты разных классов. На игре обязательно должны присутствовать болельщики (не только старшеклассники, но и их младшие товарищи).

   Данная игровая технология представляет целостную систему психолого-педагогического воздействия на обучающихся, она успешно зарекомендовала себя в педагогической науке и практике. Игра – это открытие, поиск и осмысление истины. Стратегия современного  игрового занятия далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Знание является не только содержанием, ключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника игрового образовательного процесса.

Цели:

образовательная – поиск необходимой информации, анализ текста, выводы и обобщения;

развивающая – развивать устную речь и эмоционально-образное мышление, творческие способности обучающихся;

воспитательная – воспитывать интерес и прививать любовь к чтению отечественной и зарубежной литературы.

Задачи:

1. Формировать устойчивый учебно-познавательный интерес обучающихся через пробуждение и поддержание интереса к внеклассным занятиям.

2.Выявление и поддержка способных детей, развитие творческого потенциала.

3.Расширение и углубление запаса знаний учащихся по предмету.

4.Поддержка и воспитание веры учеников в свои силы.

5.Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

6.Формирование основ теоретического мышления: анализа, планирования, рефлексии.

7.Развитие способности школьников к самостоятельному выбору способов действия.

совершенствование навыков анализа лирического произведения; возможность проявления чувств при работе с текстом; развитие рефлексивных умений и навыков.

Формируемые  УДД:

личностные УУД – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, сформированность социальных компетенций,

                         

коммуникативные УУД – формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; вступать в диалог, аргументировать свою позицию;

познавательные УУД – давать определения понятиям; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; формировать умение строить устное  речевое высказывание;

регулятивные УУД – осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

 Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция.

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашем внеклассном мероприятии «Ваше слово, эрудиты!». Сегодня у нас в гостях знаменитые литературные герои – барон Мюнхаузен, капитан Врун-

гель и Шерлок Холмс.

Мюнхаузен: Приветствую Вас! Мне не терпится рассказать о своих новых приключениях.

Врунгель: Славная яхта «Беда», счастливо избежав все беды, завершила оче-

редное кругосветное путешествие. Передаю привет Вам от членов её экипа-

жа.

Холмс: А я, друзья, никуда не выезжал с Бейкер-стрит, но раскрыл ряд пре-

ступлений в разных концах света.

( Литературные герои занимают свои места.)

Ведущий: Уважаемые гости, я хочу представить вам наше почтенное жюри.

(Представляются члены жюри.)

Для того, чтобы наша игра состоялась, необходимо создать команду эруди-

тов в таком составе : командир, физик, биолог, психолог и лингвист.

Итак, ребята, ответив на следующие вопросы, вы сможете занять своё место в экипаже эрудитов.

1. Жуковский в послании «К кн. П. А. Вяземскому и В. Л. Пушкину» пишет о трагически погибшем, талантливом поэте и драматурге Озерове :

                      Зачем он свой сплетать венец

                       Давал завистникам с друзьями?

                       Пусть дружба нежными перстами

                       Из лавров сей венец свила –

                        В них зависть терния вплела

                       И торжествует : растерзали

                        Их иглы славное чело –

                        Простым сердцам смертельно зло,

                        Певец угаснул от печали…

-  Назовите, а если можете, то и прочитайте стихотворный отрывок, в котором слышен отзвук этого фрагмента.  

2. Назовите спутников следующих литературных героев :

Робинзон  (Пятница), Холмс (Ватсон), Том Сойер ( Гек Финн), Добченский

(Бобченский), Казбич (Карагёз) , Гамлет (нет пары, т. к. он трагически оди-

нок ), Дон Кихот (Санчо Панса).

3. Перечитывая недавно одну книгу А. С. Пушкина, я задумалась о названиях рек. Вы, конечно, знаете, что названия рек, городов, сёл – это уникальный исторический материал? Но городам в нашей отечественной истории не слишком везёт – их постоянно переименовывают. С реками по-другому. Но, читая Пушкина, я вспомнила, что известен только один случай официального переименования реки в истории России.

-  Почему, кто и когда переименовал одну из красивых рек России?

(Екатерина Вторая переименовала реку Яик в Урал, чтобы даже в названии реки не сохранялась память о «яицком восстании» - восстании Е. Пугачёва.)

4.- А догадались ли вы,ребята, какое произведение Пушкина я перечитывала?

(«История Пугачёва»)

5. Вспомним комедию Гоголя «Ревизор». Как называлась рыба, которую по-

давали на завтрак Хлестакову в богоугодном заведении ? (Лабардан)

6.А этот вопрос я адресую нашим маленьким любителям русского языка и литературы. Надо же и им на что-нибудь ответить. Вот послушайте стихо-

творение, а потом я задам вопрос.

                Очень мне грустно : я бегемот.

                 У бегемота много забот.

                 Вот если б был я гиппопотам,

                  Целыми днями жевал бы банан.

                 Да-да, честное слово,

                  Быть бегемотом хуже плохого.

                 Кто передвинет в квартире комод ?

                 Ясное дело, что бегемот.

                  Кто от работы сбежит на диван ?

                  Ясное дело – гиппопотам.

                  Да-да,вот, между прочим :

                    Быть бегемотом хлопотно очень.

                    Ночью мне страшно : солнышко спит.

                    Месяц нарочно в окошко глядит.

                   Но засыпаю, и в солнечных снах…

                   Гиппопотам я с цветочком в зубах!

- Как бегемотику из стихотворения К. И. Чуковского стать гиппопотамчиком, а ?

(Никакой разницы между значениями этих слов нет. К. И. Чуковский, правда, остроумно называл гиппопотама «большим бегемотом».

Ведущий : Итак, друзья-эрудиты, давайте посмотрим, что приготовили для вас наши гости – литературные «всезнамусы».

(Входит почтальон Печкин )

Печкин: Скажите, кто здесь будет капитан Врунгель?

Врунгель: Я Врунгель! А в чём дело?

Печкин:  А вы уверены, что Врунгель – это действительно вы?

Врунгель: Ну, знаете ли…

Печкин:  Паспорт у вас с собой?

Врунгель:  Паспорта нет, зато есть кортик… и трубка…

Печкин:  Курить – здоровью вредить! (откладывает трубку) А кортик настоящий, капитанский! (прикладывает руку к ушанке и по-военному докладывает) Товарищ адмирал, Вам пакет!

Врунгель: Вольно, Печкин! Давайте его сюда.

(Печкин уходит)

О, конверт с марками. Сингапур, Малайя – знакомые места. Любопытно, любопытно, почитаем…

Ведущий:  Врунгель, давайте я Вам помогу. Слушайте…(читает содержимое пакета – письмо Лома)

Холмс:  Врунгель, у Вас замечательные помощники. Я Хотел бы иметь таких отважных морских волков.

Врунгель: Мне, Холмс, не до смеха. Нужно что-то срочно придумать!

Ведущий: Капитан, давайте попросим эрудитов выручить Ваших помощни-

ков.

Врунгель: Буду рад их помощи!

Ведущий: Итак, вопрос : кому из литературных героев принадлежат следующие вещи:

- люлька с табаком;    (Тарас Бульба)

- коробочки, мешочки; (Коробочка)

- рюмка с ликёром и плавающими в нём тремя мухами; (Плюшкин)

- мягкий диван, удобный халат; (Обломов)

- микроскоп, лягушки и жук особого вида; (Базаров)

- трёхногая собака; (генералова брата собачка.._

- змей из географической карты. (Петруша Гринёв)

(Выходит Печкин и тащит огромную посылку)

Мюнхаузен:  О! А что это за экзотический груз? Да ведь это посылка для Холмса. Смотрите, надпись – Шерлоку Холмсу.

( Печкин ошарашен напором  Мюнхаузена, отдаёт посылку и уходит.)

Холмс: Мой друг Ватсон не сидит без дела. Давайте посмотрим, что в этом ящике.

( Врунгель разворачивает посылку.)

Ведущий:  Врунгель, что Вы возитесь? Нам всем не терпится заглянуть в этот замечательный почтовый ящик.

Врунгель: Сейчас, сейчас…(открывает ящик, смотрит удивлённо на Холмса.) Холмс, интересно, как Вы догадались о том, что посылка от Ватсона?

Холмс:  Дедукция, мой друг, дедукция! Я даже знаю, что находится в этом ящике.

Врунгель:  Неужели?..

Холмс:  Да, капитан. Я сам попросил Ватсона отправить мне эту посылку. В этой посылке находятся истории из моей практики. Сейчас мы проведём экзамен по дедукции.

Ведущий: Великолепно! Я помогу Вам, Холмс.

- Итак, эрудиты, прослушайте следующие истории и попробуйте их распу-

тать.

(Ведущий читает истории Холмса, эрудиты их пытаются распутать.)

-История первая… Вопрос : что же , по-вашему, должен был сделать Шерлок Холмс? Поверить словам Неизвестного или немедленно задержать его?

-История вторая…Вопрос : ну что ж, мне всё ясно, а вам, друзья-эрудиты?

Ответы : 1. Если бы Неизвестный был абсолютно уверен, что это его номер, то он не стал бы стучать в дверь.  2. Лёд нарастает только с внутренней стороны окна. Следовательно, сторож пытается обмануть Холмса.

( Входит Печкин.)

Печкин:  Свежая почта!

Мюнхаузен:  От кого письма, Печкин?

Печкин: Не знаю!

Врунгель:  А кому?

Печкин:  Холмсу. Ведь адреса назначения здесь тоже нет…(выкладывает письма и уходит)

Врунгель:  (берёт три больших конверта)  Это письмо пришло…от… Что-то я не вижу здесь обратного адреса… И здесь его тоже нет… ( достаёт письма, просматривает) Мне кажется, что эти письма пришли не по назначению…

Холмс:  Позвольте взглянуть. (рассматривает письма)  Это же письма литера-

турных героев. Вас, капитан, смущает то, что эти конверты не подписаны? Ну что ж, я вижу здесь отличный вопрос для эрудитов. Будьте добры, барон, отдайте эти конверты команде.

Ведущий:  Эрудиты, сейчас вы услышите отрывки из писем, которые так заинтересовали капитана Врунгеля. Ваша задача – надписать конверты по возможности более полно, т. е. заполнить графы – куда, кому, от кого. И указать, из каких произведений к нам пришла эта корреспонденция.

Итак, вот содержание первого письма  (ответ: Пушкин «Дубровский», нянька Орина Егоровна Бузырёва Владимиру Дубровскому из Кистинёвки в Петербург)

Вот содержание второго письма   (ответ: Гоголь «Ревизор», Хлестаков другу Тряпичкину из города Н. в С.-Петербург)

Печкин:  Холмс, Вам шифровка!

Холмс:  Мне?

Печкин: Если Вы – Холмс, то Вам.

Холмс: Но здесь нет моей фамилии!

Печкин:  Зато есть шифровка! А кто же её может разгадать, если не Шерлок Холмс?

Мюнхаузен: Но почему же? Пусть эрудиты поломают голову над этой шифровкой.

Ведущий: Итак, ребята, что вы можете сказать по поводу этой шифровки?

«У. о. с. Р. П. М. К. Б. : 24»

Слушайте внимательно.

29 июля 1826 года Пушкин Узнаёт о смерти двадцатитрёхлетней Амалии Ризнич, с которой поэт познакомился в Одессе. И в этот же день он пишет стихотворение, посвящённое ей : «Под небом голубым страны своей родной….» (читает стихотворение ученица)  Затем он переписывает стихотворение набело. О чём думает поэт?  Возможно о том, что этот год, 1826-й, - тяжёлый, страшный. Сколько потерь! И вот  - Ризнич! А ведь пять дней назад он узнал о смерти…И перо Пушкина быстро выводит : «У.о.с.Р.П.М.К.Б. :24.»

- О чём подумал поэт? Что он вспомнил? Что записал?

(ответ: «Услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьёва-Апостола, Каховского, Бестужева-Рюмина : 24 июля 1826 года»)

 

Ведущий:  Вот и закончилась наша игра. И теперь предоставим слово жюри. Пусть оно назовёт самого  эрудированного из наших эрудитов!

(Слово жюри)

Ведущий:  Ну что ж, вот мы и расстаёмся с героями и участниками игры «Ваше слово, эрудиты!»

Врунгель:  Клянусь моим капитанским кортиком, сегодня все заслужили победы!

Холмс:  Я поражён Вашей находчивостью, друзья!

Печкин:   Буду рад новой встрече с Вами!

Мюнхаузен:  Успехов Вам, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературная гостиная "Увенчанные славой"

Данное мероприятие проводится для учащихся  10 - 11 классов при изучении поэзии Серебряного века. Сценарий сопровождается слайдовой презентацией, романсами на стихи поэтов Серебряного века и виде...

Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Н.Е.Палькин"

Внеклассное мероприятие предназначено для проведения иероприятия, посвященное памяти поэта - земляка, пессника Н.Е. Палькина. Предлагается разработка мероприятия и презентация....

внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературный винегрет» для 7-х – 8-х классов

Цель:·        привитие интереса учащихся к художественной литературе;·         раскрытие творческих способностей ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный бал"

Знакомство с любовной лирикой в творчестве А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; развитие артистических способностей и эстетического вкуса у учащихся 8-11 классов, выразительное чтение наизусть лирическ...