Из опыта работы учителя
методическая разработка по литературе

Учитель делится опытом своей работы по воспитанию у учащихся потребности в чтении как художественной, так и специальной литературы, так как это расширяет кругозор наших воспитанников и помогает им найти свое место в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» города Канаш Чувашской Республики

Программа  кружка

«Русское слово»

                                                                Программа составлена

учителем русского языка и литературы

                                                  Тихоновой Н.Г.

2019г.

                                         

                                              Пояснительная записка

Программа кружка «Русское слово» является программой художественно-интеллектуальной направленности.

Воспитание гармонической личности невозможно без знания литературы и русского языка.

Развитие личности невозможно без творчества, без осознания собственных способностей и возможностей, без поиска своего пути в вечно меняющемся и обновляющемся мире.

Кружок «Русское слово» дает возможность не только приобщиться к сокровищнице русского языка и  литературы, изучить особенности и достоинства русской прозы и поэзии, углубить знания по лексике, грамматике, синтаксису, но и попытаться создать собственные произведения, что открывает новые горизонты в обучении и воспитании современного человека.

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, обучаются написанию, анализу и редактированию собственных произведений, учатся использовать Интернет для поиска материалов, приобщаются к чтению художественной литературы, овладевают началом компьютерного дизайна и верстки, инсценируют сказки и басни.

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.

Актуальность программы обусловлена и тем, что словесностью, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Лингвистические игры и инсценировки художественных произведений положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через творчество, знание материала.. Программа направлена на то, чтобы через  искусство слова приобщить детей к творчеству и пробудить интерес к познанию окружающего мира.

                                 Основная цель программы :

   Формирование личности ребенка через воспитание любви к русскому языку и литературе, через развитие интереса детей к творческой деятельности.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

воспитательные -  формирование положительных эмоций, нравственных качеств личности, активизация познавательного интереса и образного мышления;

художественно-творческие – развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков создания собственных литературных произведений 

 образовательные - повторение, закрепление материала по русскому языку и литературе, по культуре речи.

технические – освоение работы с компьютером, овладение навыками верстки газеты, поиска материалов в Интернете

                         

                               Принцип построения программы.

На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту,  учатся правильному владению словом, написанию статей, стихотворений, рассказов, сказок, инсценированию произведений. Каждый последующий этап  работы предусматривает усложнение лексических, грамматических и синтаксических форм, жанровое разнообразие.

Формы и методы работы.

 Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: эвристическая беседа, наблюдение, работа с текстом, создание текста на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, лексические  упражнения , тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, инсценировка сказок и басен, индивидуальная, групповая и самостоятельная работа, режиссура, актёрское мастерство, экскурсии, работа с компьютером,. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения  искусством слова каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах художественной литературы, на работе с текстами и создании собственных произведений.. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное от уроков время;

- добровольное посещение кружка;

- приобщение к чтению,

Собственное творчество детей,

- предоставление выбора ролей в инсценировках.

        Возраст детей: учащиеся  6 класса

        Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.

Формы занятий.

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных  форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы работы на занятиях.

Работа с текстами, словом, компьютером предусматривает различные методы:

- наблюдение над речью, работа с текстом( развивает коммуникативные способности ребенка, расширяет лексический запас)

-написание собственных произведений ( способствует развитию творческого потенциала)

- компьютерный дизайн и верстка ( помогает лучше овладеть ИКТ)

- ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи  (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

Режим занятий.

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 45 минут.

                                          Тематическое планирование.

Раздел 1.Звучащее слово

№ п/п

Тема занятия

Сроки      кол-во

             часов

Ответственные

1.

Организационное занятие

Сентябрь      1

Рук. кружка

2.

Поэзия и проза. Литературные жанры.

Сентябрь      2

Рук. кружка

3

Партитура

Сентябрь      1

Рук. кружка

4.

Выразительное чтение

Октябрь        1

Члены кружка

5.

Встреча с поэтом

Апрель         1

Рук. кружка

Раздел 2. Написанное слово

1.

Посещение библиотеки

Октябрь       1

староста

2.

Моя любимая книга

Октябрь       1

Члены кружка

3.

Акция «Вместе с книгой – на каникулы!»

Октябрь       1

библиотекарь

4.

Участие в «Книжкиной неделе»

Январь         2

Члены кружка

5.

Конкурс «Лучший читатель»

Апрель         1

комиссия

Раздел 3. Творчество юных

1.

Написание, анализ, редактирование поэтических произведений

Ноябрь         2

Рук. кружка

2.

Написание, анализ, редактирование прозаических произведений

Ноябрь         2

Рук. кружка

3.

Написание репортажей, заметок, статей в газету и на сайт

Декабрь        2

Члены кружка

4.

Написание драматического произведения

Февраль       2

Члены кружка

5.

Просмотр спектакля

Апрель         2

староста

Раздел 4. Инсценированное слово

1.

Инсценировка сказок

Январь         2

Рук. кружка

2.

Инсценировка басен

Март            2

Рук. кружка

3.

Литературный вечер

Май             1

Члены кружка

4.

Новогоднее представление

Декабрь       2

Члены кружка

Раздел 5. Печатное слово

1.

Сбор материала для школьной печатной газеты

Февраль      2

Члены кружка

2.

Компьютерный дизайн и верстка газеты

Март           2

Рук. кружка

3.

Выпуск школьной печатной газеты «Великолепная восьмерка»

Май            3

редколлегия

Ожидаемые результаты.

-Учащиеся должны:

1.Познакомиться с различными жанрами русской литературы

2.Научиться писать , анализировать  и редактировать собственные творческие работы

3.Выразительно читать стихи  и инсценировать  сказки и басни

4. Освоить работу с компьютером

Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.

         Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

-  просмотр  инсценировок, подготовленных учащимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе.

-организация и проведение мероприятий, связанных с работой кружка

Список литературы

1.Л.Горбушина Выразительное чтение. М.»Просвещение» 2009

2.Л.Ковалева. Под сенью муз. М.» «Просвещение» 2010

3.Ю.Прокушев Россия – моя поэзия М.2008

4.Русское слово М.»Просвещение» 2011

5.Энциклопедичесий словарь юного лингвиста М, «Просвещение» 2012

6.А.С.Пушкин Сказки. М. «Просвещение» 2006

7.И.А.Крылов Басни М.»Просвещение» 2005



Предварительный просмотр:

                           Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

                      когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги.

                                                                     К.Г.Паустовский

             1.Введение. Книга – самое важное изобретение человечества.

  «Вначале было Слово» - сказано в Евангелии от Иоанна. И Слово стало основой человеческой цивилизации. Слово связывало и разделяло людей, оно дало возможность передавать знания из поколения в поколение. Слово открывало мир мыслей и чувств людей. И как бы ни развивался технический прогресс, какие бы заумные машины мы ни создавали, Слово все равно останется основой основ для человечества. В языке и литературе – все богатство человеческой души, и мы должны через посредство Слова это богатство передавать нашим ученикам.

    Как пробудить, развить и поддержать интерес учащихся  на протяжении долгих одиннадцати лет в школе к чтению, книге, художественной литературе?

   Самостоятельность мышления, рост самосознания человека в детстве и юности очень часто связан с раздумьями над теми или другими книгами. Круг чтения, отношение к книге это пробный камень, по этому можно судить о характере человека, о его внутреннем мире.

   В.А.Сухомлинский говорил: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

   И это окошко призван открывать для детей учитель.

   Во все времена на Руси у просвещенных людей Книга считалась источником знаний, главным учителем. «Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки,  напояющие Вселенную, это источники мудрости», - говорится в «Повести временных лет». «Чтение – вот лучшее учение»,- писал брату Льву А.С.Пушкин в 1822 году.

   Ученые, исследовавшие проблему, какое изобретение человечества оказалось самым важным в истории цивилизации пришли к выводу: книга. Она хранитель и передатчик информации, она воспитатель и стимул для развития мышления, она друг и советчик, она – главное достижение цивилизации.

   И действительно, на протяжении тысячелетий книги – каменные, деревянные, глиняные – выполняли основную функцию: развитие человека. Наступил 21 век, а с ним возникла проблема – интерес к книге, чтению угас. Появились технические средства – компьютеры, которые переключили внимание людей, и особенно подростков, с книги, на Интернет. Читать стали меньше, и психологи, врачи, учителя бьют тревогу, так как замедляется развитие детей, они все больше времени проводят в виртуальном мире.

   Как вернуть прежнее уважительное, трепетное отношение к книге, как пробудить угасающий интерес к ней, как воспитать потребность в чтении? Эта проблема особенно актуальна сейчас, когда, по выводам ученых и по наблюдениям учителей, дети стали меньше читать.

  Д.С Лихачев писал, обращаясь к детям: «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрыми».

   В программе по литературе  говорится: « Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы…Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством» литературного образования.

Цель литературного образования:

- повышать творческую активность,

- развивать мышление, воображение, интерес к слову,

- обогащать лексику учащихся

- воспитывать осознанную потребность в знаниях

- осуществлять духовно – нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание.

                2. Основная часть. Чтение – источник духовного обогащения

1. Работа на уроке с художественными текстами

    Для того чтобы учащимся было интересно на уроках литературы,  использую нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – путешествия,  уроки – диспуты, уроки – исследования, устные журналы, конференции, семинары, деловые игры. Подготовку и проведение таких уроков практикую, начиная с пятого класса. Вначале это уроки – путешествия, потом устные журналы; чем старше становятся ребята, тем сложнее становятся формы проведения уроков: семинары, диспуты, деловые игры, исследования, проекты, и т. п. Параллельно идет развитие речи: учащиеся пишут отзывы, рецензии, мини – сочинения по изученным произведениям, выступают с устными сообщениями  - докладами, презентациями, защитой проектов. Вот пример отзыва ученицы 8 класса  о творчестве Н.В.Гоголя: 

                                                                       

                                                  Мой Гоголь

    « Творчество Николая  Васильевича Гоголя – одно из самых ярких явлений в русской художественной  литературе. В течение двух десятилетий своей деятельности Гоголь написал  много произведений. В 18 лет он писал: «Ещё с самых лет почти не понимая, я пламенел неугасимою ревностью сделать свою жизнь для блага государства».

    И он нашёл свой путь служения родине – путь писателя, чьё весёлое и трагическое слово оказалось необходимым России. Вскоре у него вышел сборник, и он был так хорош, что даже А.С. Пушкин сразу высоко оценил произведения Гоголя - « Вечера на хуторе близ Диканьки»: « Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя и непринужденная».    

    Что же так изумило Пушкина в повестях Гоголя? Рассмотрим одно из самых известных произведений - «Ночь перед Рождеством». В этой повести говорится о народе, о живых людях с их печалями и радостями, тревогами и надеждами, и, конечно же, не без юмора.                                              

    Как тонко написано про нелюбовь чёрта к Вакуле! Кузнец Вакула был хороший художник. Он изобразил Святого Петра в день страшного суда, изгоняющего из ада злого духа. Испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою гибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами. Во время написания картины чёрт старался мешать кузнецу, но у него ничего не вышло, и работа была кончена. И с той поры чёрт поклялся отомстить кузнецу.

   В эту волшебную ночь совершаются чудеса: Солоха собирает звёзды с неба,  чёрт крадёт месяц - единственное освещение в Диканьке, а Вакула достаёт черевички у самой царицы.

   Между тем иногда задумываешься: где, правда, а где выдумка? Гоголь любуется своими персонажами: Чубом и кумой с иронией, а Вакулой с восхищением. Кузнец  привлекает нас своей силою, открытостью, верностью в любви, ради которой он готов на многое. И Вакула искренне говорит Оксане о своей любви: «Если бы меня призвал царь и сказал: « Вакула, проси у меня всё, что хочешь, всё отдам. А я бы ответил: « Не нужны мне твои богатства, дай ты мне лучше мою Оксану» .

   А Оксана на самом деле не капризная. Она способна на большую и преданную любовь. Когда Оксана подумала, что потеряла Вакулу, она стала очень переживать о юноше: « А вряд ли где-нибудь в другом месте найдётся такой кузнец, как Вакула!» А он, Вакула, ведь так любил её! Выносил все её капризы.  

   Но произведение всё равно закончилось счастливо. Кузнец всё-таки с помощью чёрта достал черевички, которая носит царица. И с радостью, что Оксана его навеки, возвращается в свой хутор. И, конечно же, спешит к Оксане. А Оксана радуется, видя, что её Вакула жив, и говорит ему: « Не нужны мне твои черевички, я и так  тебя люблю и выйду за тебя замуж»

   По моему мнению, произведение интересно как детям, так и взрослым. Ведь в нём каждый находит привлекательные стороны.

   Я прочитала повесть «Тарас Бульба», комедию «Ревизор», и они мне понравились. Но в этих произведениях не говорится о такой любви, как в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтому для меня Гоголь так и останется романтиком.»

   Изучение литературы в 10 классе начинается с драмы А.Н.Островского «Гроза». Современна ли она? А современна ли вообще жизнь человеческая, любовь, смерть? Важно, чтобы подростки поняли, что литература – это не просто рассказ о чьей – то судьбе, литература – это рассказ о них, таких разных. Анализируя поступки и слова героев, они учатся понимать себя и других. И если ученица признается мне после разговора на уроке о Пьере Безухове, что «он так же одинок, как и я»,значит она что-то поняла о себе, и, возможно,  произведение сможет ей помочь. Ведь Пьер нашел смысл жизни, любовь, семью. Значит, герои стали близки моим ученикам.

Итак, «Гроза». После текстуального изучения и анализа пьесы провожу деловую игру- суд «Кто виноват в гибели Катерины?» Чем хороша такая форма проведения? Во – первых, ребята готовятся самостоятельно к уроку (посещают заседание суда, готовят выступление от имени своего героя, просматривают дополнительную литературу, ищут материал в Интернете и т. д.), во – вторых, им интересно то, что они делают, так как это необычно, в – третьих, они глубже изучают литературное произведение (вызван интерес к книге!) и как бы готовят себя к будущей взрослой жизни.

   В преподавании литературы 19 века стараюсь  ее соединить с современностью, ибо только такая постановка вопроса может заинтересовать ребят. Поэтому на такой неожиданный для десятиклассников вопрос, как «кем бы ты хотел/а видеть в своей жизни А.Болконского,  П.Безухова, Н.Ростову – отцом, мужем, женой, братом, другом, любимым, любимой», учащиеся дают порой оригинальные, но неизменно четко обоснованные ответы.

   В старших классах важно не только вызвать интерес к художественному произведению, необходимо, чтобы учащиеся умели его анализировать, понимали проблемы, поднятые писателем, могли рассказать об авторе. С целью проверки знания фактического и текстуального материала, провожу своеобразные литературные викторины. Например, в конце первого полугодия учащимся 10 класса предлагается экспресс – опрос (викторина): в течение урока они должны ответить на 32 вопроса, которые звучат так:

 1.За что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья?

2.Что сближает поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с устным народным творчеством? И т. д. 

  Литературная викторина является одним из видов познавательных игр. Проводится она в виде вопросов и ответов, как в устной, так и в письменной форме, причем можно использовать ресурсы ИКТ.  Викторина по литературе второй половины 19 века была проведена в 10 классе, вопросы составлены таким образом, чтобы учащиеся не только показали знание учебного  материала, но и заинтересовались личностью писателя и характером его героев, поэтому наряду с серьезными литературоведческими вопросами были заданы и такие: «Почему А.Н.Островского называли «Колумбом Замоскворечья» или «Кто из героев русской литературы спал на гвоздях и почему?» Вопросы вызвали большой интерес учащихся и показали хорошее знание таких произведений русской литературы как «Гроза»А.Н.Островского, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Обломов» И.А.Гончарова, «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Победителями викторины стали Алексеев Евгений и Никитин Вадим. Поздравляем вас, уважаемые десятиклассники, и желаем вам новых интересных встреч с героями русской литературы.

 В одиннадцатом классе при обзоре современной русской прозы предлагаю на выбор прочитать несколько произведений, которые не входят в программу, но получили престижные литературные премии и написать рецензию.

Вот пример рецензии на повесть В.Астафьева «Так хочется жить».

Виктор Астафьев «Так хочется жить»

Тема ее: судьба обычного советского человека, прошедшего войну и так и не нашедшего своей дороги в жизни. Николай Хахалин – главный герой – бывший детдомовец, водит по фронтовым дорогам полуторку и мечтает избавиться от опостылевшей баранки, от машины, в которой он не разбирается и которую не любит, так как нет в нем склонности к шоферскому делу. Он не совершал геройских подвигов, он, обычно неумело, делал то, что ему приказывали, т. е. жил и воевал  так, как и большинство окопников – побратимов, которым и посвящает В. Астафьев эту повесть.

И дорога домой после войны так же тяжела, как и послевоенная жизнь. Не привез Коляша с войны никакого добра, только раны и тяжелые сны. Он инвалид, но инвалидность скорее мешала, чем помогала. И жизнь после войны пошла так же серо и убого, как и на войне: работа на почте, огород, газета, в которой писал Николай передовицы да стихи. «Так вот и наша теперешняя жизнь дотлевает,- меланхолично размышляет старый солдат, возясь у костра на огороде. О прошедшей жизни думает он долгую ночь, сторожа от воров выращенную на садовом участке капусту. Ничего не изменила в его жизни ни перестройка, ни демократия.

«…О, как же длинна, как бесконечна осенняя ночь, что та давняя и дальняя дорога на фронт. Благословенна и проклята будь она…»

Так ради чего же так хочется жить?

 Девятый класс. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».Читаем, анализируем, знакомимся со взглядами писателя, которого Екатерина Вторая назвала: «Бунтовщик хуже Пугачева». Критика самодержавия. Но критикуя его, Радищев заглядывает в будущее, пытается представить социальное устройство государства. В главе «Хотилов -  проект в будущее» он говорит: «Блаженно государство, если в нем царствует тишина и устройство. Воспитание народное пеклося о том, да кротки будем, да будем граждане миролюбивы, но прежде всего да будем человеки»

   Как представляют общество будущего современники Радищева? Вот здесь уже простор для сообщений, докладов, презентаций учеников. Ребята сейчас плохо знают русскую классическую фантастику, в основном читают фэнтези. Рекомендую им прочитать и поделиться с нами на уроке следующими произведениями. Например, Василий Левшин в повести  « Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» рассказывает об изобретении машины, летающей по воздуху, - это ящик с прикрепленными длинными крыльями. Александр Улыбышев в рассказе «Сон» говорит о государственном устройстве России, где все равны, где «святилище правосудия открыто для каждого гражданина и во всякий час он может требовать защиты законов». Ребятам это интересно: сравнить то время и наше и представить, каким будет будущее. Пожалуй, самый большой интерес вызывает повесть Осипа Сенковского, известного барона Брамбеуса «Ученое путешествие на Медвежий остров», где в очень интересной форме рассказывается о том, как жили люди до потопа, как произошел потоп, изменился климат, исчезли животные.

От фантастики 18 – 19 веков переходим к фантастике 20 века: А.Толстой, Братья Стругацкие и т.д.

Кроме мира прозы и драматургии, есть еще удивительный мир поэзии. Кстати, анализ показывает, что большинство учащихся предпочитают читать прозу. Правда, есть ребята, тонко чувствующие поэзию. С ними мы обсуждаем сонеты Шекспира, трагедии Софокла, стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Ахматовой, они активно участвуют в поэтических вечерах. Один из моих учеников стал членом Союза писателей России, он поэт, печатается в журналах, недавно издал книгу стихов. Приобщать к поэзии следует всех учащихся. Этому способствует не только изучение программных произведений, но поэтические минутки, вечера поэзии, сочинения на свободную тему, в том числе и стихотворные. Вот как выглядят первые литературные пробы пера.

                               

                                           Сосулька.

Иду в школу, смотрю на крышу и вижу – сосулька. Висит ледяная длинная  «указка» - так и сверкает, так и сверкает на ярком солнышке. Весной висит хрустальная сосулька и плачет, льет жемчужные слезы, зимой ей было намного чудеснее. Кап-кап-кап… и лужечка образовалась, а бедная сосулька увидит лужу, и ей становится грустней. И мне осень жалко бедную сосульку.

 Это сочинение ученицы пятого класса. Часто учащиеся пишут сочинения в стихах по рисункам или слайдам. Ученик 6 класса написал о пустыне:

    Идешь по пустыне –

    Горячий песок.

    Идешь по барханам,

    Солнце печет.

    Идешь и идешь,

    А повсюду песок.

    Кругом ни души.

    Воды бы глоток.

    Деревья тут не растут,

    Цветы не цветут,

    И вода рекой не бежит.

    Пустыня молчит.

В десятом классе стихотворения уже другие: они отражают мир подростка, его мысли, чувства, желания.

                      Ночь без тебя

Еще целая ночь без тебя:

Восемь часов одиночества.

Я закрываю глаза,

Но спать почему – то не хочется.

Снежный десант за окном,

Ночь без тебя не кончается,

Ночь подмигнет фонарем –

Так она усмехается.

 Снег покрывает асфальт,

 Скрывает грязные пятна…

 Восемь часов подряд

 Не быть мне с тобою рядом.

Умение владеть Словом – это возможность выразить себя. Изучая русский язык и литературу, учащиеся не только обогащаются теми знаниями, которые накопило человечество, но и обретают возможность высказать собственное мнение о мире и людях.

После изучения творчества А.С. Пушкина было дано задание: написать мини – сочинение «Мой Пушкин» в любом литературном жанре и в любой форме. В одном сочинении было написано:

О Пушкин! Я прошу у Вас прощенья,

Что Вас не сразу смог понять.

Надеюсь я на Ваше снисхожденье,

Поверьте, искренни все сожаленья,

И слово в этом я могу Вам дать.

 Написал мальчик, который считал, что стихи – это ерунда и читать Пушкина необязательно. Теперь, прочитав стихи и найдя среди множества стихотворений те, что были созвучны ему, он просит у Пушкина прощения за то, что «не хотел учить стихи». Недаром Великий М.В.Ломоносов говорил: «Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит». Со словом – языком, литературой – связана вся наша жизнь. И воспитывать у учащихся интерес к Слову, желание постичь язык, потребность в чтении литературы – важнейшая цель обучения.

Проблемы подросткового возраста. Кто с ними не сталкивался? Обсуждение этих проблем лучше всего начать на примере повестей Анатолия Алексина. Я даю задание учащимся прочитать не менее двух повестей, подумать: какие же проблемы поднимает писатель в своих произведениях и подготовить вопросы для обсуждения в классе. Ребят обычно очень интересуют проблемы, поднятые Алексиным. В повестях живут. Страдают, находят свое место в жизни, узнают себя и других такие же, как они, подростки. Проблема эгоизма – «Сердечная недостаточность», «Раздел имущества». «Эгоизм – не только любовь с самому себе. Это еще и равнодушие ко всем остальным. Вот в чем его зловредность». «Я знаю, за уроки, за опыт надо платить. Но я заплатил за свой опыт чужой жизнью. Это преступление». Повести Алексина ценны не только тем, что служат нравственному воспитанию, но и тем, что они – внутренний монолог юного героя, взрослеющего, анализирующего жизнь и себя. Это особенно важно для подростков, для тех, кому 14-15 лет и кого вся жизнь еще впереди.

 2. Методы внеурочной работы по привитию интереса к чтению

 Но школьная программа – это обязательный курс, а есть еще такое понятие как чтение для удовольствия, чтение книг по собственному выбору, чтение тех книг, которые важны только для тебя. И тут наступает время внеурочного чтения, время встречи с книгой не только в классе, но в библиотеке, дома, время, когда можно поделиться прочитанным с родителями, учителем, друзьями.  

 Эта тема достаточно полно разработана исследователями, однако каждый учитель находит новые формы и методы вовлечения детей в процесс чтения, воспитания интереса к книге и потребности в чтении.

  Какие же формы работы использую я, чтобы приучить детей к систематическому чтению художественной литературы

  Интерес к книге  впервые вызывается родителями и учителем начальных классов. С первого класса проводятся уроки внеклассного чтения, детей посвящают в читатели, приучают к книге. С пятого класса эту работу продолжают учителя литературы. Ребята этого возраста очень любят сказки, поэтому им для чтения рекомендуются сказки А.С.Пушкина, А.Толстого, Х.К.Андерсена, К.Чуковского, Перро, братьев Гримм, народные сказки.

С первых дней учебы в пятом классе я тесно сотрудничаю со школьной библиотекой. Вместе с библиотекарем подбираем необходимую литературу:  книги Драгунского, Житкова, Алексеева, Крапивина и особенно сказки, т.к. в этом возрасте сказки – любимый жанр. Проводим викторины и конкурсы «Угадай сказку», «Лучшие сказочники мира», инсценируем сказки. Запись в библиотеку, знакомство с ее фондом, чтение книг по совету учителя или библиотекаря – это первый шаг к тому, чтобы чтение стало постоянной потребностью. К сожалению, в классе всегда есть ребята, которые читают мало и неохотно, поэтому с ними проводится индивидуальная работа, подбираются книги, которые их могут заинтересовать. Друг от друга ученики узнают об интересных книгах, и рекомендация одноклассника часто бывает более важной, чем совет взрослого человека, поэтому я применяю такой прием: советую прочитать интересную книгу кому – то из ребят, кто пользуется уважением, а за ним ее прочитает и половина класса. Тогда можно провести обсуждение книги, поговорить, поспорить и наметить чтение другой книги, которая может заинтересовать ребят. В конце учебного года подводим итог : кто лучший читатель, какие книги показались самыми интересными? Например, ученики пятого класса назвали самой интересной книгой «Удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо.

Одной из форм работы, которой я пользуюсь постоянно, являются акции: «На каникулы – с интересной книгой!» Как же организуется эта работа? Вместе со школьным библиотекарем подбираем литературу для каждого класса индивидуально, книг 60-70, затем я привожу ребят по группам в библиотеку, и каждый выбирает себе книгу по вкусу. Конечно, не обходится без наших советов. В зависимости от уровня подготовки учащихся, их интересов и склонностей следует совет прочитать ту или иную книгу. Сообщение о проведенной акции помещается на сайт школы.

        «С новой книгой – в Новый год!» - под таким девизом прошла совместная акция учителя литературы Тихоновой Н.Г. и библиотекаря школы Крутьковой Е.Н. Для учащихся 7- б класса была подготовлена выставка книг, подобраны самые интересные для этого возраста произведения из тех книг, которые имеются в библиотеке. Это повести  и рассказы Крапивина, Алексеева, Казакова, Катаева, Свифта, Лондона, Некрасова, Носова и других русских и зарубежных авторов. Приход в библиотеку для ребят – это и радость, и возможность узнать что-то новое и интересное. Так случилось и в этот раз. Посмотрите, каким удовольствием светятся их глаза!  С каким интересом они знакомятся с книгой! И какую радость получат от чтения!»

«На каникулы – с книгой!» - такая акция была  проведена в 7-а классе учителем русского языка и литературы Тихоновой Н.Г. Заранее в школьной библиотеке были подобраны интересные книги, затем ученики вместе с учителем и библиотекарем школы Горбашовой З.Г. выбрали из предложенных книг себе ту, которая понравилась больше всех. Это были повести о приключениях, о дружбе, об интересных занятиях, о природе, о подвигах и открытиях. С радостным настроением возвращались ребята на последний урок литературы во второй четверти, и каждый рассматривал свою книгу и показывал друзьям.»

   « Человек обычно с удовольствием занимается тем, что ему интересно. Интересно наблюдать за насекомыми – наблюдает, интересно вышивать бисером – вышивает, интересно читать – дня без книги прожить не может. Как же вызвать интерес к книгам у современных учеников, для которых компьютер – средоточие жизни, а чтение – нудная необходимость? Как сделать, чтобы чтение стало удовольствием? Дети любят сюрпризы. Впрочем, что греха таить – мы все их любим. Такой приятной неожиданностью стала акция «Каждому ученику – книга на выходные», проведенная  в школе. Библиотекарь школы Горбашова З.Г. и учитель литературы Тихонова Н.Г. , проанализировав весь библиотечный фонд, отобрали 50 интересных книг, среди них произведения А.Алексина, А.Конан Дойля, П.Мериме, Ч.Айтматова, Р.Сабатини, Ф.Абрамова, А.Беляева, Ильфа и Петрова, Г.Уэллса и других писателей. У ребят была возможность выбрать книгу и получить консультацию учителя или библиотекаря по тому или иному произведению . О некоторых авторах ученики не слышали, с некоторыми уже познакомились на уроках внеклассного чтения , поэтому выбор определялся в зависимости от содержания произведения или автора, о котором ученик был проинформирован. Ребята выбирали книги, тут же советовались с учителем и библиотекарем, обменивались мнением с одноклассниками и уходили с книгой. Им очень понравилась эта акция! И книги они открыли с удовольствием!»

  Регулярно провожу библиотечные часы, так как посещение библиотеки, возможность самим прикоснуться к огромному богатству русской и мировой литературы способствует воспитанию интереса к книге, ибо грамотный писатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Заранее договариваюсь с работниками библиотеки о времени посещения, готовим выставку книг, слайд –шоу или компьютерные презентации по определенной теме, готовим интересные книги и журналы, с которыми ребята могут познакомиться в библиотеке или взять на дом. Библиотечный час обычно посвящен определенной теме. Например:

   «Первое посещение библиотеки – настоящее приключение для шестиклассников: как там? что там? какие книги? Идут по заснеженным улицам дружно, взволнованы, вдруг выясняется, что кто-то знает, где библиотека: проходил мимо, ходил в детский садик, который напротив: кто-то из мальчиков утверждает, что был в самой библиотеке, на него смотрят с долей уважения и недоверия.  Остановка перед дверью, наказ учителя: «Заходите, здоровайтесь». Здороваются, раздеваются, проходят в читальный зал. Приветливые библиотекари встречают ребят, раздают формуляры, помогают оформить, показывают выставки книг. О чем пойдет речь? Поскольку это урок внеклассного чтения, то, конечно, говорить будем о книгах, и книги эти написаны о животных. Тема сегодняшнего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ребята читали «Муму» И.С.Тургенева, «Каштанку» А.П.Чехова, с восторгом узнают, что многим животным поставлены памятники в разных странах, так, в России есть ряд памятников литературным героям: в Петербурге – Муму, в  Михайловском – зайцу, спасшему Пушкина от ссылки, в Таганроге – героям рассказа «Каштанка». С огромным интересом ребята слушают рассказ о животных, смотрят слайды, на которых памятники волчице в Риме, лошадям, собакам и другим животным. После беседы рассматривают книги, журналы, берут произведения на дом. Например, Самуков Андрей взял книгу Джека Лондона «Белый Клык»  Возвращаются в школу возбужденные и радостные – масса впечатлений. И один вопрос к учителю: «Когда еще пойдем в библиотеку?»

Писателем надо родиться,
Чтоб чувствовать слово живое.
Писателем надо родиться,
Чтоб жизнь проживать в текстах снова
Писатели - не графоманы,
Не пишут они без цели.
Писатели - это люди,

Которым нет дела до денег.
Искусство для них превыше
Всех благ, что ты мог им дать.
Писателей мы поздравляем,
Желаем им дальше писать.

3 марта – Всемирный день писателя, его отмечают с 1986 года по предложению Международного Пен – клуба. Учащиеся 11 класса не остались в стороне – тоже отметили этот замечательный день в юношеской библиотеке, где познакомились с новыми книгами в традиционном бумажном варианте, а также с аудиокнигами и электронными .Особенно понравилось, что чувашские сказки записал на аудио актер Михаил Ефремов – потомок чувашского просветителя И.Я.Яковлева. Также большой интерес вызвала новая книга  Народного писателя Чувашии М.Н.Юхмы «Патриарх» о жизни И.Я.Яковлева, изданная в 2010 году. За нее М.Н.Юхма получил Международную литературную премию имени М.А.Шолохова. Познакомились ребята и с произведениями известных современных писателей: А. Геласимова «Степные боги» и «Год обмана», Л.Улицкой, Т. Толстой, Г.Щербаковой. После интересной презентации у стола библиотекаря образовалась очередь – брали не только программные произведения, но и для внеклассного чтения.»

    « Как создаются алфавиты? Почему человеку понадобилось письмо? Кто стоял у истоков русской письменности? На эти вопросы ученики 7-а класса получили ответы на уроке литературы в городской центральной библиотеке. Только что весь славянский мир отпраздновал День славянской письменности. Ребята  7-го класса приняли  в празднике активное участие: писали стихи ( 2 место в городском конкурсе «Проба пера» заняла ученица этого класса Жиркова Катя),  готовили материалы о жизни Кирилла и Мефодия, а теперь пришли в библиотеку, чтобы посмотреть презентацию и получить новые сведения о создании славянской письменности. Так они узнали, что Петр Первый провел реформу письменности и их 43 знаков, которые были придуманы просветителем Кириллом, оставил 38.Для учащихся была проведена лингвистическая игра. Кроме этого, на абонементе приготовлены книги, которые ребята должны прочитать летом. Урок в библиотеке был очень познавательным и интересным»

    «День славянской письменности и культуры стал  в школе настоящим праздником: проводятся классные часы, конкурсы, пишутся сочинения. Ребята активно участвуют и в городских мероприятиях, посещают центральную городскую библиотеку. И на этот раз учащиеся 7-б класса под руководством учителя русского языка и литературы провели интересное мероприятие в библиотеке, помогала им Библиотекарь Андреева Надежда Анатольевна. Интеллектуальное состязание называлось «Если хочешь познать истину, начни с азбуки». Ребятам был представлен познавательный и очень интересный( ученики смотрели, затаив дыхание) фильм о братьях Кирилле и Мефодии и о том, как они создали славянскую азбуку. Многое ученики уже знали, многое узнали во время просмотра фильма, поэтому быстро и уверенно отвечали на вопросы ведущих. В конце мероприятия ученикам показали слайды, на которых были фотографии памятников святым Кириллу и Мефодию. Это тоже вызвало большой интерес у присутствующих, так как эти памятники  установлены не только в России, но и на Украине, в Чехии, в Болгарии. После мероприятия ребятам было предложено пройти на абонемент и взять книги для чтения дома.»

      «Летают ли в космос книги? Летают! Вместе с космонавтами. Какие книги читают космонавты на орбите? Именно об этом шел разговор во время очередного посещения библиотеки учениками 10 класса. Заведующая юношеской библиотекой Петрова В.К. рассказала ребятам много интересного о книгах , космонавтах и писателях . Например, Юрий Гагарин предпочитал книги о сильных и мужественных людях: «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Как закалялась сталь» Николая Островского, Герман Титов знал наизусть главы из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, любимой книгой Главного Конструктора С.П.Королева был роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Побывал на орбите и томик стихов Ф.И.Тютчева – его с собой в космос брал Павел Попович. Большой интерес у  ребят вызвало сообщение, что многие писатели – фантасты  (Артур Кларк, Айзек Азимов, Стругацкие, Хайнлайн, Жюль Верн) предсказали появление технических изобретений, таких, как ноутбук, робот, подводная лодка, мобильный телефон, и многих других за несколько десятилетий до их появления. Учащиеся познакомились с выставкой книг, им была предложена презентация «Литературные предсказания». Взяв книги и журналы для чтения домой, ученики поблагодарили Веру Константиновну за интересное сообщение.»

   

      «Учебный год подходит к концу, выставляются отметки, подведены итоги, намечены новые цели. Что еще является важным в обучении русскому языку и литературе? Конечно, чтение книг.    Составлен список произведений, которые нужно прочитать летом, и тщательно записан в литературные тетради. Теперь самое время сходить в библиотеку и взять книги.. Совсем недавно мы праздновали День славянской письменности. В центральной городской библиотеке есть очень интересный материал о создании славянской письменности. Учащиеся 6-б класса с интересом просмотрели презентацию о святых Кирилле и Мефодии,  которые и подарили славянскому миру азбуку. Как известно, основой для нового алфавита стало греческое письмо, но Кирилл добавлял также  некоторые буквы из древнееврейского, а часть букв создал сам, используя христианские символы. Кириллицей мы пользуемся до сих пор, и книги, которые ребята взяли в библиотеке, написаны кириллицей, правда, несколько измененной. Посещение библиотеки  - это всегда встреча с миром знаний , и ученики унесли с собой не только книги, но и радость приобщения к славянской культуре..»

     Эти небольшие сообщения, рассказывающие о приобщении детей к книгам, показывают, как на практике воспитывается интерес учащихся к чтению и потребность в нем.

   Кроме этих форм работы, используются и другие: это читательские конференции, обсуждение книг, встречи с поэтами города, участие в работе литературных кружков и клубов.

   Так, в школе работает литературный клуб «Радуга» (  произведения членов клуба печатаются не только в школьной печатной газете «Великолепная восьмерка», но и в городских газетах, есть также выступления на местном телевидении), кружок «Юный журналист», который и выпускает школьную газету, кружок «Русское слово», в котором ребята учатся не только вникать в глубины русского языка, но и читать произведения разных жанров, инсценировать сказки, басни, отрывки из пьес, выступать перед учащимися и гостями, анализировать произведения русской литературы и писать свои.

 Организуются экскурсии по литературным местам, как заочные, так и непосредственные поездки, например, в Болдино.

    Различные формы и методы урочной и внеклассной работы способствуют развитию учащихся, их интересу к миру и книгам, в которых описывается этот мир, люди, его населяющие, и чувства, которые они испытывают. Это помогает ребятам лучше понимать себя и окружающую жизнь.

                                                 Заключение.

 Вольтер не зря сказал: «Чтение возвышает душу».  Талантливым читателем человек не рождается. Читательский талант, культура чтения воспитываются, воспитание происходит при чтении художественных произведений. И.В.Гете писал: «Есть три вида читателей: первый – те, кто наслаждается, не рассуждая; другой – те, кто судит, не наслаждаясь; и третий – срединный, - те, кто судит, наслаждаясь, и  наслаждается, рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». И очень точно и ярко о роли книги сказал В.Боков:

                       Книга – учитель, книга – наставник,

                       Книга – близкий товарищ и друг.

                       Ум, как ручей, высыхает и старится,

                       Если ты выпустишь книгу из рук.

            В завершение всего сказанного хотелось бы привести высказывания великих людей о книгах.

                                 Высказывания и афоризмы о чтении.

Чтение — вот лучшее учение!     Пушкин А. С.

Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия. Цицерон

Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.    Монтескье

Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.  Сенека

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

                                                                                                       Достоевский Ф. М.

Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.   Шопенгауэр А.

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.  Бэкон Ф.

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Декарт

Люди перестают мыслить, когда перестают читать   Дидро Д.

                    Список использованной литературы:

  1.    Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит.– М.: Педагогика, 2005.
  3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.: Детская литература, 1997.
  4. Линкова И.Я. Ты и твоя книга. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Николаева Л.А. Учитесь быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о книгах. – М.: Книга, 1977.
  8. Павлов И. Про твою книгу. – Л.: Детская литература, 1991.
  9. Тимаев Р. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книги. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать? Книга о книгах и людях, их написавших. – М.: Советская Россия, 1967.

                                               План

  1. Введение. Книга – самое важное изобретение человечества
  2. Основная часть. Чтение – источник духовного обогащения.

А) Работа на уроке с художественными текстами:

   1. проведение нетрадиционных уроков

   2. развитие письменной речи

   3. викторины

   4. рецензия на прочитанную книгу

   5. знакомство с внепрограммными произведениями

   6. проба пера

   7. внеклассное чтение

Б) Методы внеурочной работы по привитию интереса к чтению:

   1. запись в библиотеку

   2. акции «На каникулы – с интересной книгой!

   3. библиотечные часы

   4. клубы и кружки

3. Заключение. Великие люди о книгах.

                  БОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования»

                                                   Минобразования Чувашии

                                            Кафедра русского языка и литературы

            Воспитание у учащихся интереса к книге

     и потребности в чтении художественной литературы

                                  ( из опыта работы)

                                                                                           Выполнил слушатель курсов

                                                                                             повышения квалификации,

                                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                                                               Тихонова Нина Григорьевна

                                                                                           Проверил доцент кафедры русского

                                                                                           языка и литературы

                                                                                           Домрачева Валентина Алексеевна        

           

                                                                                                                                                                                             

                                                           Чебоксары

                                                            2014 год

                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ночь перед Рождеством .

Слайд 2

Когда происходят события в рассказе Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»? Можно ли сказать, что это произведение необычное? Какое слово мы можем употребить вместо «удивительное, необычное»?

Слайд 3

Задача 1 Определить расстояние от избы Чуба до избы Дьяка. Дорога шла за селом , мимо мельницы, мимо кладбища, огибала овраг.

Слайд 4

Какое условие поставила Оксана Вакуле, когда он предложил ей выйти за него замуж? Какой рисунок мы можем поместить в мультфильм?

Слайд 5

Задача 2 Какое количество вареников со сметаной съел Пузатый Пацюк, если в миске было 5 дюжин Вареников ? (1 дюжина-12 штук)

Слайд 6

Задача 3 Кто читал внимательно, то тот ответит, сколько мешков стояло в углу избы у кузнеца Вакулы ? Кто находился в каждом мешке ?

Слайд 7

Как Вакула обманул черта? Чем его соблазнял черт? Какие средства передвижения придумали люди? А Гоголь что придумал?

Слайд 8

Задача 4 Определите скорость полета Вакулы на черте, если расстояние от Диканьки до Петербурга 1250 километров они преодолели за 3 часа ?

Слайд 9

Задача 5 Длина зала была равна 15 метрам, а ширина длины. Найдите площадь зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...