статья «Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников по русскому языку и литературе»
статья по литературе (9, 10 класс)
В данной статье рассказывается о проектно-исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку и литературе в нашей школе, о трудностях и радостях этой работы, о темах проектов, об эмоциональной стороне этой очень сложной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность старшеклассников | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников
по русскому языку и литературе»
Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода. В ходе такой работы обучающийся — автор проекта — самостоятельно и (или) с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Школьники выполняют в 10-11 классах индивидуальный проект, в 9-ом проект может быть и групповым.
Проектная работа может быть монопредметной или межпредметной.
Публичная защита проекта проходит в марте-апреле (в 2018-2019 учебном году проходила 8 апреля). Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в «Индивидуальный план выполнения проекта» и в журнал на страницу «Индивидуальный учебный проект». Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в журнал, личное дело обучающегося, в аттестат о среднем общем образовании отметка выставляется в свободную строку.
Этапы разработки индивидуальных проектов:
- Подготовительный период – до 01.10;
- Планирование – сентябрь - октябрь;
- Работа над проектом – октябрь - декабрь;
- Внешняя предварительная экспертиза -январь;
- Корректировка полученного результата в соответствии с рекомендациями внешней экспертизы - февраль;
- Подготовка проекта к итоговой публичной защите - март;
- Публичная защита проекта – март–апрель;
- Участие проекта во внешкольных конференциях и конкурсах различных уровней (возможное) – апрель.
Автор - разработчик проекта получает отметку за каждый этап разработки проекта, которая выставляется в «Индивидуальный план выполнения проекта».
- выставляется 1 отметка за выбор темы
- выставляется 1 отметка по результатам выполнения этапа «Планирование»;
- выставляется 2 - 3 отметки в ходе выполнения этапа «Работа над проектом»
- этап «Подготовка проекта к итоговой публичной защите» оценивается 2 отметками:
- за оформление материалов к защите и - за уровень проведения генеральной репетиции защиты;
- за публичную защиту индивидуального проекта выставляется 1 отметка.
Итоговую отметку за выполнение индивидуального проекта на основании имеющихся выставляет руководитель проекта.
Выбранная обучающимся тема проектной работы может реализовывать познавательный мотив, ориентироваться на интересы и увлечения обучающегося, решение личностных проблем. Тему индивидуального проекта обучающийся выбирает самостоятельно.
Темы проектных работ по литературе разнообразны.
Это темы, связанные с жизнью и творчеством любимых писателей и поэтов:
- Видеофильм по биографии А. С. Грибоедова.
- Экскурсия по пушкинским местам.
- Экскурсия в музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.
- Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню рождения С. А. Есенина.
- Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения А.П.Чехова.
Темы могут возникать и после экскурсий по литературным местам:
- Экскурсия по есенинским местам (Константиново, Рязань).
- Экскурсия по музею – усадьбе А. С. Грибоедова «Хмелита».
- Экскурсия по музею – усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».
Также темы появляются после изучения различных произведений:
- Романы И. С. Тургенева как зеркало эпохи.
- Экскурсия по Петербургу Достоевского.
- Говорящие фамилии в пьесах Н. А. Островского.
По русскому языку ребята также выбирают темы по разным разделам:
- СМС как эпистолярный жанр (Стилистика).
- Слова-паразиты – языковые вирусы (Лексика и культура речи).
- Чистота русской речи (Лексика и культура речи).
- Имена существительные общего рода в словаре Ожегова (Лексика. Лексикология. Морфология).
Продуктами данных индивидуальных проектов являются брошюры, буклеты, памятки, видеофильмы, сценарии литературных вечеров, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.
Работа над проектом – очень трудная работа, ответственная. Ребята серьёзно относятся к данной работе, стараются. Когда мы начинаем эту работу в 9-ом классе, то обучающиеся боятся этой работы. При выборе темы они сразу сталкиваются с трудностями: «Что выбрать?», «На чём остановить свой выбор?», «Что будет выигрышнее?». Они теряются, и начинается паника. Здесь велика роль педагога: помочь, направить в нужное русло. Так шаг за шагом, капелька за капелькой ребята начинают разбираться в этой работе, вникают в тему, она их заинтересовывает и работа становится уже не страшной, а интересной.
Работая над проектом, мы сталкиваемся с разными моментами. Есть как радостные моменты, так и отрицательные. Иногда даже опускались руки, когда у учащегося ничего не получалось, он начинал психовать, впадать в отчаяние, говорить, что я не буду ничего делать, всё равно ничего не получится. Тогда мы снова садились вместе и начинали всё сначала анализировать. Находили ошибки в своей работе и вместе решали, как их исправить. Работа снова продолжалась с новой силой…
Бывало даже, что родители сильных учащихся хотели компьютер с проектом выбросить в окно. Так что это очень сложная работа, даже психологически…
Но зато когда работа подходила к завершению и получался качественный продукт, то было приятно наблюдать за учащимся, который радовался тому, что он преодолел все трудности и сделал качественную работу. Далее ребята уже с удовольствием готовились к защите своего проекта. Хотя работы все были выполнены качественно и оформлены в соответствии с требованиями, всё равно волновались. Но все ребята достойно прошли публичную защиту и получили отличные и хорошие оценки… Значит, было всё не зря!!!
Конечно, эта работа даёт многое учащемуся:
- он учится работать самостоятельно (находить нужную информацию в огромном количестве книг и Интернета);
- становится более ответственным;
- учится планировать деятельность, время, ресурсы,
- принимать решения,
- оценивать результаты,
- применять приобретенный опыт при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Педагогу эта совместная работа с учащимся тоже многое позволяет:
- расширить свой творческий потенциал;
- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Проект - это метод обучения
- - Может применяться на уроке и во внеурочное время.
- - Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.
- - Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- - Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Только при таком тесном сотрудничестве обучающегося и педагога достигается отличный результат и получается замечательный проект.
Проектно-исследовательская деятельность позволит повысить учебную мотивацию обучающихся при решении задач различного характера, развить творческие способности, сместить акценты от инструментального подхода в решении задач к технологическому, сформирует чувство ответственности, создаст условия для сотрудничества между педагогом и обучающимися.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в современной школе должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса как в урочное время, так и составить значительную часть времени во внеурочное (в дополнительном образовании), перестроить деятельность обучающегося с репродуктивной (по объясненному образцу) на деятельность, требующую интеллектуально-творческого подхода, поиска, созидания, исследования. Совместная деятельность детей с педагогами и со сверстниками укрепит деловые и дружеские контакты внутри класса, между педагогическим коллективом школы и обучающимися; внесет в школьный коллектив элемент дружеского соперничества и конкуренции; создаст атмосферу сотрудничества, сотворчества учителей и обучающихся, уважительное партнерство и станет основой творческих объединений.
В качестве заключения хочется сказать, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...
статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы".
В данной статье сделана попытка обобщить мой опыт по использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Перечислены положительные эффекты от использования мультимедийных пр...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"....
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."
В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....