статья «Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников по русскому языку и литературе»
статья по литературе (9, 10 класс)

Заболотнева Елена Семёновна

В данной статье рассказывается о проектно-исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку и литературе в нашей школе, о трудностях и радостях этой работы, о темах проектов, об эмоциональной стороне этой очень сложной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников

по русскому языку и литературе»

Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода. В ходе такой работы обучающийся — автор проекта — самостоятельно и (или) с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Школьники выполняют в 10-11 классах индивидуальный проект, в 9-ом проект может быть и групповым.

Проектная работа может быть монопредметной или межпредметной.

Публичная защита проекта проходит в марте-апреле (в 2018-2019 учебном году проходила 8 апреля). Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в «Индивидуальный план выполнения проекта» и в журнал на страницу «Индивидуальный учебный проект». Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в журнал,  личное дело обучающегося, в аттестат о среднем общем образовании отметка выставляется в свободную строку.

Этапы разработки индивидуальных проектов:

  • Подготовительный период – до 01.10;

  • Планирование – сентябрь - октябрь;

  • Работа над проектом – октябрь - декабрь;

  • Внешняя предварительная экспертиза -январь;

  • Корректировка полученного результата в соответствии с рекомендациями внешней экспертизы - февраль;

  • Подготовка проекта к итоговой публичной защите - март;

  • Публичная защита проекта – март–апрель;

  • Участие проекта во внешкольных конференциях и конкурсах различных уровней (возможное) – апрель.

Автор - разработчик проекта получает отметку за каждый этап разработки проекта, которая выставляется в «Индивидуальный план выполнения проекта».

  • выставляется 1 отметка за выбор темы

  • выставляется 1 отметка по результатам выполнения этапа «Планирование»;
  • выставляется 2 - 3 отметки в ходе выполнения этапа «Работа над проектом»
  • этап «Подготовка проекта к итоговой публичной защите» оценивается 2 отметками: 

- за оформление материалов к защите и  - за уровень проведения генеральной репетиции защиты;

  • за публичную защиту индивидуального проекта выставляется 1 отметка.

Итоговую отметку за выполнение индивидуального проекта на основании имеющихся выставляет руководитель проекта.

Выбранная обучающимся тема проектной работы может реализовывать познавательный мотив, ориентироваться на интересы и увлечения обучающегося, решение личностных проблем. Тему индивидуального проекта обучающийся выбирает самостоятельно.

Темы проектных работ по литературе разнообразны.

Это темы, связанные с жизнью и творчеством любимых писателей и поэтов:

  • Видеофильм по биографии А. С. Грибоедова.
  • Экскурсия по пушкинским местам.
  • Экскурсия в музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.
  • Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню рождения С. А. Есенина.
  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения А.П.Чехова.

Темы могут возникать и после экскурсий по литературным местам:

  • Экскурсия по есенинским местам (Константиново, Рязань).
  • Экскурсия по музею – усадьбе А. С. Грибоедова «Хмелита».
  • Экскурсия по музею – усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

Также темы появляются после изучения различных произведений:

  • Романы И. С. Тургенева как зеркало эпохи.
  • Экскурсия по Петербургу Достоевского.
  • Говорящие фамилии в пьесах Н. А. Островского.

По русскому языку ребята также выбирают темы по разным разделам:

  • СМС как эпистолярный жанр (Стилистика).
  • Слова-паразиты – языковые вирусы (Лексика и культура речи).
  • Чистота русской речи (Лексика и культура речи).
  • Имена существительные общего рода в словаре Ожегова (Лексика. Лексикология. Морфология).

Продуктами данных индивидуальных проектов являются брошюры, буклеты, памятки, видеофильмы, сценарии литературных вечеров, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Работа над проектом – очень трудная работа, ответственная. Ребята серьёзно относятся к данной работе, стараются. Когда мы начинаем эту работу в 9-ом классе, то обучающиеся боятся этой работы. При выборе темы они сразу сталкиваются с трудностями: «Что выбрать?», «На чём остановить свой выбор?», «Что будет выигрышнее?». Они теряются, и начинается паника. Здесь велика роль педагога: помочь, направить в нужное русло. Так шаг за шагом, капелька за капелькой ребята начинают разбираться в этой работе, вникают в тему, она их заинтересовывает и работа становится уже не страшной, а интересной.

Работая над проектом, мы сталкиваемся с разными моментами. Есть как радостные моменты, так и отрицательные. Иногда даже опускались руки, когда у учащегося ничего не получалось, он начинал психовать, впадать в отчаяние, говорить, что я не буду ничего делать, всё равно ничего не получится. Тогда мы снова садились вместе и начинали всё сначала анализировать. Находили ошибки в своей работе и вместе решали, как их исправить. Работа снова продолжалась с новой силой…

Бывало даже, что родители сильных учащихся хотели компьютер с проектом выбросить в окно. Так что это очень сложная работа, даже психологически…

Но зато когда работа подходила к завершению и получался качественный продукт, то было приятно наблюдать за учащимся, который радовался тому, что он преодолел все трудности и сделал качественную работу. Далее ребята уже с удовольствием готовились к защите своего проекта. Хотя работы все были выполнены качественно и оформлены в соответствии с требованиями, всё равно волновались. Но все ребята достойно прошли публичную защиту и получили отличные и хорошие оценки… Значит, было всё не зря!!!

 Конечно, эта работа даёт многое учащемуся:

  • он учится работать самостоятельно (находить нужную информацию в огромном количестве книг и Интернета);
  • становится более ответственным;
  • учится планировать деятельность, время, ресурсы,
  • принимать решения,
  • оценивать результаты,
  • применять приобретенный опыт при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Педагогу эта совместная работа с учащимся тоже многое позволяет:

  • расширить свой творческий потенциал;
  • наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
  • получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Проект - это метод обучения

  • - Может применяться на уроке и во внеурочное время.
  • - Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.
  • - Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
  • - Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Только при таком тесном сотрудничестве обучающегося и педагога достигается отличный результат  и получается замечательный проект.

Проектно-исследовательская деятельность позволит повысить учебную мотивацию обучающихся при решении задач различного характера, развить творческие способности, сместить акценты от инструментального подхода в решении задач к технологическому, сформирует чувство ответственности, создаст условия для сотрудничества между педагогом и обучающимися.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в современной школе должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса как в урочное время, так и составить значительную часть времени во внеурочное (в дополнительном образовании), перестроить деятельность обучающегося с репродуктивной (по объясненному образцу) на деятельность, требующую интеллектуально-творческого подхода, поиска, созидания, исследования. Совместная деятельность детей с педагогами и со сверстниками укрепит деловые и дружеские контакты внутри класса, между педагогическим коллективом школы и обучающимися; внесет в школьный коллектив элемент дружеского соперничества и конкуренции; создаст атмосферу сотрудничества, сотворчества учителей и обучающихся, уважительное партнерство и станет основой творческих объединений.

В качестве заключения хочется сказать, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...

статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы".

В данной статье сделана попытка обобщить мой опыт по использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Перечислены положительные эффекты от использования мультимедийных пр...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....