Сценарный план урока литературы в 10 классе по теме: «Средства создания музыкальности в стихотворении А.А.Фета «На заре ты её не буди…»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Сергеева Елена Михайловна

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Форма работы: парная, групповая, фронтальная.

Применяемые методы и технологии: наглядно-иллюстративный, интерактивный; технология критического мышления, аналитическая беседа.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Урок сопровождается презентацией PoverPoiht; звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди», музыка Фредерика Шопена, «История любви» Поля Мориа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарный план урока литературы

в 10 классе по теме:

«Средства создания музыкальности

 в стихотворении А.А.Фета «На заре

 ты её не буди…»

                                                      Составил учитель русского языка

                                                      и литературы

                                                      МКОУ «Пригородненская средняя

                                                      общеобразовательная школа»

                                                      Щигровского района

                                                      Сергеева  Е.М.

Цели:

образовательная – закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; обучать целостному восприятию художественного произведения; учить обучающихся анализировать текст, делая выводы и обобщения;

развивающая – развивать устную речь и эмоционально-образное мышление, творческие способности обучающихся;

воспитательная – воспитывать интерес и прививать любовь к поэзии А.А.Фета; развивать сознание ценности художественной литературы.

Задачи: совершенствование навыков анализа лирического произведения; возможность проявления чувств при работе с текстом; развитие рефлексивных умений и навыков.

Формируемые  УДД:

личностные УДД – развитие эмоциональной сферы через восприятие прекрасного; воспитание любви к поэзии; понимание ценности чувства любви в жизни человека;

коммуникативные УУД – формировать навыки работы в парах, в группах; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; вступать в диалог, аргументировать свою позицию;

познавательные УУД – давать определения понятиям; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; формировать умение строить письменное речевое высказывание;

регулятивные УУД – анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельно работать с материалом; осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Планируемые результаты:

личностные – совершенствование духовно-нравственных качеств личности; потребность в самовыражении и самореализации; свободное выражение мысли и чувства в процессе речевого общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

метапредметные:

а) познавательные –  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение структурировать текст; умение делать выводы и умозаключения;

б) регулятивные – целеполагание, планирование, оценка результатов работы; умение контролировать своё эмоциональное состояние и  поведение;

в) коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные – умение анализировать лирическое произведение; понимать  и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа текста); владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формирование собственного отношения к произведению; собственная интерпретация отдельных элементов произведения; восприятие его на слух, осмысленное чтение и адекватное восприятие; классная и домашняя творческие работы; эстетическое восприятие произведения литературы.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Форма работы: парная, групповая, фронтальная.

Применяемые методы и технологии: наглядно-иллюстративный, интерактивный; технология критического мышления, аналитическая беседа.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Урок сопровождается презентацией PoverPoiht; звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди», музыка Фредерика Шопена, «История любви» Поля Мориа.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «На заре ты её не буди…»
  2. Одному из музыкально одарённых обучающихся предлагается исполнить на уроке романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди» (вариация для гитары).
  3. Работа в группе: подготовить материалы о творческой истории создания стихотворения для инсценировки на уроке.
  4. Творческое задание для сильных обучающихся: написать сочинение-миниатюру на тему «Небесный этюд», выразив в нём свои собственные ассоциации с 3 и 4 строфами стихотворения.

Сценарный план урока:

Мотивация учебной деятельности:

Исполнение романса «На заре ты её не буди…» на слова А.А.Фета музыкально одарённым обучающимся 10 класса (вариация для гитары).

-  Ребята, какое впечатление произвело на  вас это музыкальное произведение? Попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, услышали, ощутили, слушая романс.

 Слово учителя:

-  Этот романс был написан на слова одного из самых красивых, на мой взгляд, русских поэтов – А.А.Фета ( Слайд - фотография поэта). Его стихотворение (Слайд – текст стихотворения «На заре ты её не буди…)  сразу же привлекло внимание известных деятелей музыки. Первым на него откликнулся русский композитор и певец, автор около двухсот романсов Алексей Егорович Варламов (1801 – 1848) (Слайд – фотография композитора). Пение Варламова, музыка романса имели потрясающий успех! Романс стал так популярен, что его можно было услышать и на

концертах, и на спектаклях. Пели его цыганские хоры, которые тогда пользовались огромным успехом у публики, пели даже на посиделках. Песня стала почти народной.

Целеполагание.

- А сейчас постарайтесь самостоятельно сформулировать тему и основную цель  нашего сегодняшнего урока.

(Предполагаемый ответ обучающихся: в чём же заключается притягательная сила этого художественного шедевра А.А.Фета и какими средствами создаётся его исключительная музыкальность?)

Актуализация знаний.

- Ребята, конечно же,  вы уже знаете, что одной из основных тем лирики Фета является тема любви. Стихи об этом прекрасном чувстве поэт писал и в юности, и в зрелом, и в пожилом, даже преклонном возрасте. Когда однажды его спросили, как он может в его годы так по-юношески писать о любви, он ответил: по памяти. А память поэта хранила много и радостных, и печальных, и даже трагических событий его жизни. Но сегодня мы вспомним один из самых счастливых эпизодов его жизни.

Учебно-познавательная деятельность:

а) реализация домашнего задания: работа в группе -  инсценировка творческой истории создания стихотворения. Выступление обучающихся сопровождается показом слайдов. Звучит музыка

Ученица (от лица автора):  1840 год. Почтовая тройка лихо мчала счастливого студента второго курса Московского университета Афанасия Фета  за пределы пыльной и грохочущей Москвы в родные края: в Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Слайд – родные места А.А.Фета). Небольшое имение отца, русского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина (Слайд – портреты родителей поэта), и матери – немки Шарлотты-Елизаветы Фёт, было живописным. Именно в этих местах Фет полюбил неброскую русскую природу, тихие звёздные ночи, утренние зори.

 

Ученик (от лица Фета): В этот год в Новосёлках меня радостно встречали и мать, и отец, и сёстры. Но я видел блеск и печаль только одних глаз. Это были глаза восемнадцатилетней гувернантки моих сестёр мадемуазель Елены  (Слайд). Мы  познакомились ещё зимой, когда я приезжал  на рождественские каникулы. Светлыми зимними ночами, тайно от всех, гуляли, целовались на морозе. Мне нравились прозрачные голубые  глаза Елены, её длинные темно-русые волосы, заплетённые в косы.

Ученица (от лица Елены): Наше  чувство было поэтично: тайна влюблённости, совместное увлечение музыкой, слёзы от прочитанных стихов, весёлые ночные прогулки, трели соловья на утренней заре.

Ученик (от лица Фета): Мой день начинался рано. Встав с постели, я бежал к фортепиано. Музыка вызывала во мне желание сочинять стихи. Услышав звуки, в гостиную приходила и Елена.

Ученица (от лица Елены): - Опять вы разбудили меня на заре! (Слайд – девушка за фортепиано)

Ученик (от лица Фета): Садилась рядом со мной, читала только что написанные строки, иногда играла со мной в четыре руки.

Ученица (от лица автора): Но услышав шаги, девушка немедленно уходила. Ей были тяжелы косые взгляды матери Фета. Несколько раз она делала замечания сыну о неприличии тайных встреч с мадемуазель Еленой. Он молчал и был грустен. Он всё более влюблялся в Елену. Перед его отъездом в Москву молодые люди договорились вступить в брак.

Учитель (читает файл презентации): Чувство любви у Фета, начиная с его первых стихов, как бы не созревает до «совершенной полноты и ясности, оно остаётся какой-то грёзой, оно живёт в душе, как мелодия, как звук».

Такой «мелодией» и было увлечение Фета Еленой. Настоящая, глубокая любовь придёт к нему позже и будет связана с именем Марии Лазич. Но тогда, в 19 лет, поэт был уверен, что Елена – его судьба и что, если он напечатает первую книгу стихов, к нему придут и слава, и почёт, и известность, и  деньги, и тогда он сможет сделать свою возлюбленную счастливой, назвать её своей женой. Однако и после выхода в свет первого сборника стихов под названием «Лирический Пантеон» (Слайд) Фет оставался бедным студентом, и Елена поняла, что их брак невозможен. Она уехала в Москву, впоследствии вышла замуж за какого-то состоятельного чиновника и, кажется, была счастлива. А нам остались  вот эти стихи – живописная «киносъёмка» жизненных мгновений поэта (Слайд – текст стихотворения).

б) частичный филологический анализ текста стихотворения «На заре ты её не буди…».

Анализируя стихотворение, постараемся увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию, услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, а через это понять, прочувствовать внутренний мир лирического героя, его чувства и настроение.

1) выразительное чтение стихотворения «На заре ты её не буди…» (реализация домашнего задания);

   Первичное восприятие стихотворения:

-  Что привлекло внимание?

-  Что осталось непонятным?

-  Что показалось странным?

2) фронтальная беседа:

-    Итак, о чем же стихотворение Фета? Какова его тема?

( Предполагаемый ответ обучающихся: оно, конечно же, о первой любви. Именно это проникновенное, трепещущее чувство является темой этого стихотворения).

- Согласны ли вы, ребята, с этим?

(Оно ещё и о юности, потому что именно в этом возрасте человек впервые испытывает счастье первой любви).

- Я согласна с вами, ребята. Это стихотворение навеяно любовью-радостью. Оно – о счастье юности, о счастье первой любви.

- А теперь обратите внимание на то, что в тексте трижды повторяется слово «заря». Наверное, это не случайно. Как вы думаете, зачем Фет в первой и последней строфах рисует образ зари?

( Предполагаемый ответ обучающихся: вообще заря в природе -  это начало нового дня.  А если говорить о человеческой жизни, то заря – утро жизни, её начало. И издревле у нас, в России, считалось, что утренняя заря краше вечерней. И Фет не случайно использует это слово в первой и последней строфах. Получается, что всё стихотворение пронизывает этот чудесный свет- свет зари).

3) составление синквейна, в основе которого лежит слово «заря»;

4) работа в парах:

Задание 1. Найдите в тексте стихотворения слова, словосочетания, которые рисуют начало жизни и гармонически сочетаются со словом «заря». Свои ответы обоснуйте.

(1. Например, в первой строфе Фет употребляет метафору «сладко спит». Обычно люди сладко спят в детстве).

(2.В этой же строфе ещё одна метафора – «утро на ямках ланит». Обычно у детей на щёчках бывают ямочки).

(3.А во второй  строфе Фет использует сравнение – «косы лентой с обеих сторон». Обычно девушки только в юности носят косы).

( 4.А в последней строфе Фет использует эпитет – «юной груди»).

Задание 2. Каково же отношение лирического героя к возлюбленной?

Попробуйте подтвердить свой ответ словами из текста.

(Герой испытывает тёплые, нежные чувства к возлюбленной. Это видно из того, что он как бы оберегает её сладкий сон. В самой первой строке Фет употребляет глагол в повелительном наклонении – «не буди» и в последней строфе звучит повтор «не буди ж ты её, не буди». Он звучит как некое заклинание).

(Я согласна с этим, но мне ещё кажется, что он не просто оберегает сон возлюбленной, он ею любуется: в первой и во второй строфе Фет создаёт образ спящей красавицы-царевны.)

(А ещё Фет в описании возлюбленной употребляет слово «ланиты» в высоком значении. Этим он возвышает описание любимой героя).

- То, что лирический герой нежно относится к возлюбленной, подчёркивает и то, что он пытается объяснить всем, и прежде всего себе, причину её сладкого и утомительного сна. Прочитаем ещё раз 3 и 4 строфы.

-  Что же увидела девушка вечером за окном? Что же наполнило её мысли и чувства?

Включение обучающихся в процесс поэтического мышления.

Сочинение-миниатюра «Небесный этюд» (реализация домашнего задания): сильные обучающиеся читают свои творческие работы, в которых от 1-го или 3-го лица передают свои ассоциации с содержанием 3 и 4 строф стихотворения.

- Ребята, что общего можно увидеть в работах ваших товарищей и стихотворении   А.А.Фета?

(Как и в стихотворении А.А.Фета, в сочинениях обучающихся различного рода переживания, радостные и грустные, перемешаны. Звучат и трагические ноты. В жизни человека нет сладко-сладкого или горько-горького. В любом сладком есть привкус горького).

- Конечно, это так, но в стихотворении свет, тепло и нежность всё-таки преобладают. Это и  определило его композицию. Какова она?

( Фет использует кольцевую композицию: последняя строфа почти полностью      повторяет первую).

Задание 3. Какими же выразительными средствами Фет наполняет атмосферу утра?

Назовите и запишите их в тетради.

- А теперь проверьте себя (ПК – на слайде).

(Олицетворения: утро дышит, косы бегут, луна затевала игру,

играла луна.

Эпитеты: утомительный сон, юной груди.

Метафоры: утро горит, сладко спит, на ямках ланит).

Задание 4. А сейчас давайте понаблюдаем, какими средствами создаётся исключительная музыкальность стиха.

Практическая работа:

а) проследите чередование ударных и безударных слогов в первых двух строчках, определите размер стиха (на оборотных сторонах доски работают два обучающихся, а остальные – в тетрадях);

б) взаимопроверка;

- Действительно, стихотворение написано трёхсложным анапестом. Почему именно этот размер использует Фет?

( Это певучий, медлительный размер. Поэтому именно его и использует Фет   для того, чтобы придать стихотворению мелодичность.)

в) определите рифмы и способ рифмовки;

( Рифмы все мужские, так как ударение падает на последний слог строки:

буди – спит – груди –ланит. Способ рифмовки перекрёстный).

- Да, это тоже подчёркивает музыкальную завершённость каждой строки, каждой строфы  и стихотворения в целом.

г) определите, какие ещё средства придают необычайную музыкальность данному стихотворению.

(Мелодичность ему придают также анафора в первой строфе, во второй и в четвёртой).

( А также параллелизм предложений в 4 строфе).

( И ещё кольцевая композиция).

( Также этой цели служат внутренние рифмы: дышит – пышет, ярче – громче, бледней – больней).

(ПК – на слайде)

Слово учителя.

В начале занятия я уже отмечала, что песня стала почти народной.  И это не   случайно: музыка романса с её задушевностью близка народной. В ритме плавного, изящного вальса, который так близок трёхстопному анапесту  фетовского стихотворения, неторопливо, задумчиво, звучит чуть печальная мелодия. Рисунок её выразителен и красив.

Мелодию романса перелагали для фортепиано, скрипки, гитары, виолончели.  Композитор А.Л.Гурилёв (1803 – 1858) (Слайд), очарованный лиризмом и мелодичностью «На заре ты её не буди…», создал свои великолепные вариации на музыку Варламова. А.М.Иванов- Крамской (1912 – 1973) (Слайд) написал «Вариации для гитары».

У романса  счастливая судьба, потому что стихотворение А.А.Фета не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ лирической героини волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью, они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи. Давайте ещё раз послушаем романс, чтобы насладиться музыкой стихотворения.

(Звучит романс «На заре ты её не буди…» в исполнении А.Е.Варламова).

Рефлексивная деятельность.

Работа по карточке.

Продолжите предложения:

Я знал…

Я узнал новое…

Я научился…

Я затрудняюсь…

Мне это пригодиться…

Домашнее задание:

1 уровень -  выучить стихотворение наизусть;

2 уровень -  письменная работа: лингвистический анализ текста

Литература:

1. Е.И. Никитина. Учебное пособие: Русская речь. Развитие речи. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005

2. Н.А. Миронова Литература в таблицах: 5 – 11 классы: справочные материалы – Москва: Астрель,2013

3. И. Васюта, А. Махотина. «Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы» http: // www.it-n.ru/attachment.aspx? id=1901 (дата выхода: 03. 03.2013)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие элективного курса по литературе Тема: «Анализ поэтического текста» Цели - филологический анализ текста стихотворения А.А.Фета «На заре ты её не буди»; - включение обучающихся в процесс поэтического мышления; - развитие творческих способностей обучающихся.

Слайд 3

А.А.Фет «На заре ты её не буди» «Меня всегда тянуло из определённой области чувств в неопределённую область музыки» Поэт-художник, поэт - музыкант

Слайд 5

Александр Егорович Варламов (1801 – 1848)

Слайд 9

- Опять вы разбудили меня на заре!

Слайд 10

Чувство любви у Фета, начиная с его первых стихов, как бы не созревает до «совершенной полноты и ясности, оно остаётся какой-то грёзой, оно живёт в душе, как мелодия, как звук».

Слайд 11

«Лирический пантеон» 1840 год – выходит первый сборник стихотворений А.А.Фета «Лирический пантеон», а с 1842 года его стихи появляются на страницах журналов. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», - писал в 1843 году В.Г.Белинский.

Слайд 15

Олицетворения: «утро дышит», «косы бегут», «луна затевала игру», «играла луна». Эпитеты: «утомительный сон», «юной груди». Метафоры: «утро горит», «сладко спит», «на ямках ланит». Выразительные средства

Слайд 17

Средства музыкальности Трёхсложный анапест Мужские рифмы Перекрёстный способ рифмовки Кольцевая композиция Внутренние рифмы Параллелизм предложений Анафора В ритме плавного изящного вальса неторопливо, задумчиво звучит чуть печальная мелодия. Рисунок её красив и выразителен.

Слайд 18

Александр Львович Гурилёв (1803 -1858)

Слайд 19

А.М.Иванов – Крамской (1912 – 1973)

Слайд 20

У любви есть слова, те слова не умрут…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение  "На заре ты ее не буди"....

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»."

Данный материал представляет собой разработку урока литературы в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС...

Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов

Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС  Общее грамматическое значение глагола...

План-конспект к уроку в 7 классе на тему "Средства массовой информации". УМК "Spotlight 7"

План-конспект отражает современные требования к уроку, содержит разнообразные формы работы, индивидуальные, парные, основные аспекты: аудирование, монологическая и диалогическая речь....

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...