Адаптированная рабочая программа 5 К класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Адаптированная рабочая программа 5 К класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

___________________________________________________________________________

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: + 7 (495) 471-28-55; + 7 (495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru  http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

                         Адаптированная

                      рабочая программа

по чтению

в 5 «К» классе

                                               Учитель: Колнобрыцкая Г.К.

2019

                                                           

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа разработана на основе учебника Чтение. 5 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор-составитель З.Ф.Малышева.

Цель образования

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др.

Уроки чтения в старших классах имеют своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

  1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях.  Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

На уроках чтения в 5 классе у учащихся продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности, на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи и мышлению учащихся. Они учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

  1. Учебный предмет в учебном плане

В году – 136 часов, в неделю – 4 часа.

  1. Личностные и предметные результат усвоения курса

           Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

             

             Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

             Минимальный уровень:

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

- находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

- принимать участие в уроках внеклассного чтения.

             Достаточный уровень:

- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;

- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

- выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя.

             Речевая практика

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов;

- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Критерии оценки знаний учащихся.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

   В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 - 3 («удовлетворительно»), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

- 4 («хорошо») ― от 51% до 65% заданий.

- 5 («очень хорошо» (отлично)) свыше 65%.

5. Содержание учебного курса

В содержание учебного курса включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Изучаемые произведения:

  1. Устное народное творчество.

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.

Сказки. Представления о добре и зле.

  1. Картины родной природы.

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

  1. О друзьях – товарищах.

Рассказы и стихи о животных, об отношении к ним человека.

IV.    Из прошлого нашего народа.

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

  1. Спешите делать добрые дела.

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

VI.     Из произведений зарубежных писателей.

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

  1. Тематическое планирование

136 часов

Устное народное творчество

1

Считалки. Заклички. Потешки

2

Пословицы и поговорки

3

Загадки

Сказки

4

Русская народная сказка "Никита Кожемяка" ч.1

5

Русская народная сказка "Никита Кожемяка" ч. 2

6

Тофларская сказка "Как наказали медведя"

7

Башкирская сказка "Золотые руки"

8

Русская народная сказка "Морозко" ч. 1

9

Русская народная сказка "Морозко" ч. 2

10

Русская народная сказка "Два Мороза"

11

Татарская сказка "Три дочери"

12

Вн. ч. Сказки народов Российской Федерации

13

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ч. 1

14

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ч. 2

15

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ч. 3

16

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ч. 4

17

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ч. 5

18

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка» ч. 1

19

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка» ч. 2

20

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка» ч. 3

21

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка» ч. 4

22

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка» ч. 5

23

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

24

Вн. ч. Народные и авторские сказки

Картины родной природы

25

Г. Скребицкий «Июнь»

26

И. Суриков «Ярко солнце светит»

27

А. Платонов «Июльская гроза» ч. 1

28

А. Платонов «Июльская гроза» ч. 2

29

А. Платонов «Июльская гроза» ч. 3

30

А. Прокофьев «Березка»

31

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

32

Обобщающий урок по теме "Лето"

33

Г. Скребицкий "Сентябрь"

34

По И. Соколов-Микитов "Золотая осень"

35

К. Бальмонт "Осень"

36

Г. Скребицкий "Добро пожаловать"

37

В. Астафьев "Осенние грусти"

38

И. Бунин "Первый снег"

39

Обобщающий урок по теме "Картины родной природы"

О друзьях - товарищах

40

Ю. Яковлев "Колючка" ч. 1

41

Ю. Яковлев "Колючка" ч. 2

42

Ю. Яковлев "Рыцарь Вася"

43

Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома" ч. 1

44

Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома" ч. 2

45

В. Медведев  "Фосфорический мальчик" ч. 1

46

В. Медведев  "Фосфорический мальчик" ч. 2

47

Л. Воронкова "Дорогой подарок" ч. 1

48

Л. Воронкова "Дорогой подарок" ч. 2

49

Я. Аким "Твой друг"

50

Обобщающий урок по теме "О друзьях-товарищах"

51

Басни И. А. Крылова

52

И. А. Крылов "Ворона и Лисица"

53

И.А. Крылов "Щука и Кот"

54

И. А. Крылов "Квартет"

Спешите делать добро

55

Н. Хмелик "Будущий олимпиец"

56

О. Бондарчук "Слепой домик"

57

В. Осеева "Бабка" ч. 1

58

В. Осеева "Бабка" ч. 2

59

В. Осеева "Бабка" ч. 3

60

В. Осеева "Бабка" ч. 4

61

А. Платонов "Сухой хлеб" ч. 1

62

А. Платонов "Сухой хлеб" ч. 2

63

В. Распутин "Люся"

64

В. Брюсов "Труд"

65

Р. Рождественский "Огромное небо"

66

Вн. чт. По теме "Спешите делать добро"

67

Обобщение по теме "Спешите делать добро"

68

Ф. Тютчев "Зима"

69

Г. Скребицкий  "Декабрь"

70

К. Бальмонт  "К зиме"

71

Г. Скребицкий  "Всяк по-своему"

72

С. Есенин "Поёт зима, аукает"

73

С. Есенин "Берёза"

74

А. Пушкин "Зимняя дорога"

75

Обобщающий урок по теме "Картины родной природы. Зима"

76

Г. Скребицкий "Март"

77

А. Толстой "Вот уж снег последний в поле тает..."

78

Г. Скребицкий "От первых проталин до первой грозы"

79

Г. Скребицкий "Весна-красна"

80

Г. Скребицкий "Грачи прилетели", "Заветный кораблик"

81

Г. Скребицкий "В весеннем лесу"

82

А. Толстой "Весенние ручьи"

83

А. Пушкин "Гонимы вешними лучами ..."

84

А. Блок "Ворона"

85

Е. Серов "Подснежник"

86

И. Соколов-Микитов "Весна"

87

И. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом ..."

88

С. Есенин "Черёмуха"

89

Я. Аким "Весна, весною, о весне"

90

Вн. чт. По теме "Весна".

91

Н. Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" ч. 1

92

Н. Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" ч. 2

93

А. Толстой "Желтухин" ч. 1

94

А. Толстой "Желтухин" ч. 2

95

А. Толстой "Желтухин" ч. 3

96

К. Паустовский "Кот- ворюга" ч. 1

97

К. Паустовский "Кот- ворюга" ч. 2

98

К. Паустовский "Кот- ворюга" ч. 3

99

Б. Житков "Про обезьянку" ч.1

100

Б. Житков "Про обезьянку" ч.2

101

Б. Житков "Про обезьянку" ч.3

102

Э. Асадов "Дачники"

103

Ф. Абрамов "Из рассказов Олены Даниловны"

104

С. Михалков "Будь человеком"

105

Вн .чт. Рассказы о животных

106

Обобщающий урок по теме "О животных"

107

О. Тихомиров "На поле Куликовом" ч. 1

108

О. Тихомиров "На поле Куликовом" ч. 2

109

О. Тихомиров "На поле Куликовом" ч. 3

110

С. Алексеев "Бородино"

111

С. Алексеев "Ключи"

112

С. Алексеев "Конец похода"

113

Н. Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"

114

Вн. ч. произведения Н. Некрасова

115

А. Куприн "Белый пудель" ч. 1

116

А. Куприн "Белый пудель" ч. 2

117

А. Куприн "Белый пудель" ч. 3

118

А. Куприн "Белый пудель" ч. 4

119

Л. Жариков "Снега, поднимитесь метелью" ч. 1

120

Л. Жариков "Снега, поднимитесь метелью" ч. 2

121

Ю. Коринец "У могилы неизвестного солдата"

122

Вн. чт. по теме "Героическое прошлое нашего народа"

123

В. Гюго "Гаврош" ч. 1

124

В. Гюго "Гаврош" ч. 2

125

В. Гюго "Гаврош" ч. 3

126

М. Твен "Приключения Тома Сойера" ч. 1

127

М. Твен "Приключения Тома Сойера" ч. 2

128

М. Твен "Приключения Тома Сойера" ч. 3

129

М. Твен "Приключения Тома Сойера" ч. 4

130

С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" ч.1

131

С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" ч. 2

132

С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" ч. 3

133

Г. Х. Андерсен "Русалочка" ч. 1

134

Г. Х. Андерсен "Русалочка" ч. 2

135

Г. Х. Андерсен "Русалочка" ч. 3

136

Обобщение по теме "Их произведений зарубежных писателей"

137

Вн.чт.

 

  1. Учебно – методическое обеспечение

  1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э. В. Якубовская, М. И. Шишкова, И. М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
  2. учебника Чтение. 5 класс СКОУ VIII вида / автор-составитель З.Ф. Малышева (М.: «Просвещение», 2009
  3. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  4. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с
  5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...