Адаптированная рабочая программа для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс)

Адаптированная рабочая программа для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптированная рабочая программа632.12 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по чтению

 8 «Л» класс

 2017 – 2018 уч.год

                                                                             

                                                                                 Учитель:  Колнобрыцкая Г.К.

Москва 2017

  1. Пояснительная записка

          Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В основу адаптации положены рекомендации данные в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы» под редакцией  И.М.Бгажноковой. М.: «Просвещение», 2010 и учебника «Чтение для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» З.Ф.Малышева. «Просвещение»

  Цель: В процессе изучения чтения у учащихся развивать речь, воспитывать интерес к литературе, формировать понятие о нравственности уважения к ценностям отечественной культуры; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

          В школе для умственно отсталых детей в старших (5-9) классах решаются задачи:

 - сформировать и развить у учащихся навыки правильного и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

 - научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

- способствовать  социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

К началу обучения в 8-м классе учащиеся должны уметь:

-  читать доступный их пониманию текст (вслух );

-  осмысленно воспринимать прочитанное;  

- вместе  с учителем разбирать  содержание произведения, пересказывать текст с помощью вопросов учителя;

-  заучивать наизусть стихотворения.

2. Общая характеристика предмета

В 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 8 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения,  делать выводы,  обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся,  понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Учащиеся учатся: задавать свои вопросы по тексту одноклассникам; анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану); комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).

Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.

  1. Учебный предмет в учебном плане

По плану отводится - 130 часа, в неделю – 4 часа.

  1. Личностные и предметные результаты

       Учитывая сложный состав учеников  класса,  предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

  Содержание  предмета  в   рабочей программе  значительно  снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал  даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

      1-й уровень
      • читать вслух правильно, выразительно;
      • читать про себя доступные по содержанию тексты;
      • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
      • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
      • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
      • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
      • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
      • ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
      • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
      • заучить наизусть 10 стихотворений;
      • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
      
2-й уровень
      • читать правильно, выразительно;
      • читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
      • пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
      • выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
      • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
      • находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
      • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности.

Виды контроля:

- текущий, в форме беседы, опроса, проверка выполнения домашнего задания(пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.);

- итоговый, в форме проверки техники чтения.

        На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа;

2) при оценке чтения учащегося – выразительность чтения; учащийся должен читать понятно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок.

  1. Содержание программы.

          Устное народное творчество. Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века. Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей первой половины XX века. Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

Произведения русских писателей второй половины XX века. Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.

  1. Календарно – тематическое планирование

1-й триместр, 33 часов

Тема

Кол.

Часов

Дата

1

Устное народное творчество. Сказки.

1

01.09

2

Русская народная сказка «Волшебное кольцо» 1 часть

1

04.09

3

Русская народная сказка «Волшебное кольцо» 2 часть

1

06.09

4

Русская народная сказка «Волшебное кольцо» 3 часть

1

07.09

5

Русская народная сказка «Волшебное кольцо» 4 часть

1

08.09

6

Русская народная сказка «Волшебное кольцо» 5 часть

1

11.09

7

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки

1

13.09

8

Баллады

1

14.09

9

В.А.Жуковский «Перчатка»

1

15.09

10

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

1

18.09

11

Былины

1

20.09

12

Былина «Добрыня и змей» 1 часть

1

21.09

13

Былина «Добрыня и змей» 2 часть

1

22.09

14

Вн.чт. Устное народное творчество

1

25.09

15

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

27.09

16

М.Я.Басина «Публичное испытание» 1 часть

1

28.09

17

М.Я.Басина «Публичное испытание» 2 часть

1

30.09

18

И.И.Пущин «Записки о Пушкине» 1 часть

1

09.10

19

И.И.Пущин «Записки о Пушкине» 2 часть

1

11.10

20

А. С. Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд»

1

12.10

21

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

1

13.10

22

А. С. Пушкин «И.И.Пущину»

1

16.10

23

А. С. Пушкин «Няне»

1

18.10

24

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» 1 часть

1

19.10

25

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» 2 часть

1

20.10

26

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» 3 часть

1

23.10

27

Составление характеристики литературных героев произведения «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

25.10

28

М. Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество

1

26.10

29

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

27.10

30

М.Ю.Лермонтов «Родина»

1

30.10

31

М.Ю.Лермонтов «Парус»

1

01.11

32

М.Ю.Лермонтов «Сосна»

1

02.11

33

Вн.чт. Произведения М.Ю.Лермонтова

1

03.11

2-й триместр, 50 часов

Тема

Кол.

Часов

Дата

1

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1 часть

1

13.11

2

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 2 часть

1

15.11

3

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 3 часть

1

16.11

4

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 4 часть

1

17.11

5

Составление характеристики литературных героев «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

20.11

6

И.А.Крылов. жизнь и творчество

1

22.11

 7

И.А.Крылов «Волк на псарне»

1

23.11

8

И.А.Крылов «Осел и Соловей»

1

24.11

9

И.А.Крылов «Муха и Пчела»

1

27.11

10

Вн.чт. басни И.А.Крылова

1

29.11

11

Н.А.Некрасов. жизнь и творчество

1

30.11

12

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

1

01.12

13

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская …»

1

04.12

14

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

1

06.12

15

Н.А.Некрасов «Русские женщины» 1 часть

1

07.12

16

Н.А.Некрасов «Русские женщины» 2 часть

1

08.12

17

И. С. Никитин. Жизнь и творчество

1

11.12

18

И. С. Никитин «Русь»

1

13.12

19

И. С. Никитин «Утро на берегу озера»

1

14.12

20

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество 1 часть

1

15.12

21

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество 2 часть

1

18.12

22

И. С. Тургенев «Муму» 1 часть

1

20.12

23

И. С. Тургенев «Муму» 2 часть

1

21.12

24

И. С. Тургенев «Муму» 3 часть

1

22.12

25

И. С. Тургенев «Муму» 4 часть

1

25.12

26

И. С. Тургенев «Муму» 5 часть

1

27.12

27

И. С. Тургенев «Муму» 6 часть

1

28.12

28

И. С. Тургенев «Муму» 7 часть

1

29.12

29

И. С. Тургенев «Муму» 8 часть

1

11.01

30

И. С. Тургенев «Муму» 9 часть

1

12.01

31

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

1

15.01

32

Л.Н.Толстой «После бала» 1 часть

1

17.01

33

Л.Н.Толстой «После бала» 2 часть

1

18.01

34

Л.Н.Толстой «После бала» 3 часть

1

19.01

35

Л.Н.Толстой «После бала» 4 часть

1

22.01

36

Составление характеристики героев произведения «После бала»

1

24.01

37

А.П.Чехов. Жизнь и творчество

1

25.01

38

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 1 часть

1

26.01

39

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 2 часть

1

29.01

40

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 3 часть

1

31.01

41

Вн.чт. Произведения А.П.Чехова

1

01.02

42

Максим Горький. Жизнь и творчество.

1

02.02

43

Максим Горький. Отрывок «Макар Чудра» 1 часть

1

05.02

44

Максим Горький. Отрывок «Макар Чудра» 2 часть

1

07.02

45

Максим Горький. Отрывок «Макар Чудра» 3 часть

1

08.02

46

Максим Горький. Отрывок «Макар Чудра» 4 часть

1

09.02

47

Составление характеристики героев произведения «Макар Чудра»

1

12.02

48

С.А.Есенин. Жизнь и творчество

1

14.02

49

С.А.Есенин «Пороша»

1

15.02

50

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»

1

16.02

3-й триместр, 47 часов

Тема

Кол-о часов

Дата

1

В.Г.Короленко. Жизнь и творчество

1

26.02

2

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 1 часть

1

28.02

3

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 2 часть

1

01.03

4

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 3 часть

1

02.03

5

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 4 часть

1

05.03

6

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 5 часть

1

07.03

7

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 6 часть

1

12.03

8

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 7 часть

1

14.03

9

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 8 часть

1

15.03

10

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 9 часть

1

16.03

11

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 10 часть

1

19.03

12

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 11 часть

1

21.03

13

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» составление характеристики героев

1

22.03

14

А.П.Платонова. Жизнь и творчество

1

23.03

15

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» 1 часть

1

26.03

16

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» 2 часть

1

28.03

17

А.Н.Толстой. Жизнь и творчество

1

29.03

18

А.Н.Толстой «Русский характер» 1 часть

 1

30.03

19

А.Н.Толстой «Русский характер» 2 часть

1

02.04

20

А.Н.Толстой «Русский характер» 3 часть

1

04.04

21

А.Н.Толстой «Русский характер» 4 часть

1

05.04

22

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество

1

06.04

23

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

1

16.04

24

К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество

1

18.04

25

К.Г.Паустовский «Телеграмма» 1 часть

1

19.04

26

К.Г.Паустовский «Телеграмма» 2 часть

1

20.04

27

Р.И.Фраерман. Жизнь и творчество

1

23.04

28

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 1 часть

1

25.04

29

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 2 часть

1

26.04

30

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 3 часть

1

27.04

31

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 4 часть

1

28.04

32

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 5 часть

1

03.05

33

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 6 часть

1

04.05

34

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 7 часть

1

07.05

35

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» составление характеристики героев

1

10.05

36

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество

1

11.05

37

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» Гармонь

1

14.05

38

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» Кто стрелял?

1

16.05

39

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» В наступлении

1

17.05

40

А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Составление характеристики героя.

1

18.05

41

В.М.Шукшин. Жизнь и творчество

1

21.05

42

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 1 часть

1

23.05

43

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 2 часть

1

24.05

44

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 3 часть

1

25.05

45

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 4 часть

1

28.05

46

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» составление характеристики героя

1

30.05

47

Вн.чт. произведения о лете

1

31.05

  1. Учебно-методическое обеспечение

    1. З.Ф.Малышева «Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – М., «Просвещение», 2008.

     2. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на        уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

     3. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы»  под редакцией  И.М.Бгажноковой. М.: «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...