Адаптированная рабочая программа для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс)

Адаптированная рабочая программа для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/7716010

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по чтению

 9 «Л» класс

 2017 – 2018 уч.год

Учитель:

                                                                                                        Колнобрыцкая Г.К.

                                                  Москва 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

          В основу адаптации положены рекомендации,  данные в «Программах специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.

Цель: В процессе изучения чтения у учащихся развивать речь, воспитывать интерес к литературе, формировать понятие о нравственности уважения к ценностям отечественной культуры; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

          В школе для умственно отсталых детей в старших  классах на уроках решаются задачи:

 - сформирование и развитие у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

 - обучение учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

- способствование  социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

       Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми  возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Общая характеристика предмета.

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.

Для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

Согласно учебному плану всего на изучение учебного – 94 часов в год, в неделю 3 часа (34 учебные недели) .

        Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

       

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

     На уроках чтения в 9 классе продолжится работа над формированием у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с особыми  возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности.

Виды контроля:

- текущий, в форме беседы, опроса, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.);

- итоговый, в форме проверки техники чтения.

        На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Требования к уровню подготовки учащихся  9  класса:

        

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

- пересказывать содержание прочитанного, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

        

- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Содержание программы

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения русской литературы XIX века: В.А.Жуковского, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, А.П.Чехова.

Произведения русской литературы ХХ века: М.Горького, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, К.Г.Паустовского, С.А.Есенина, М.А.Шолохова, Е.И.Носова, Н.М.Рубцова, Ю.И.Коваль.

Произведения зарубежной литературы: Р.Л.Стиенсон, Э.Сетон-Томпсон, Д.Даррелл.

Календарно – тематическое планирование

18 часов                                            

1 триместр

24 часа

Тема

Кол.

Часов

Дата

1

Устное народное творчество.

1

04.09

2

Русские народные песни. «Колыбельная».

1

06.09

3

Русские народные песни. «За морем синичка ….»

1

07.09

4

Былины. «На заставе богатырской».

1

11.09

5

Сказки. «Сказка про Василису Прекрасную» 1 часть.

1

13.09

6

Сказки. «Сказка про Василису Прекрасную» 2 часть.

1

14.09

7

Сказки. «Сказка про Василису Прекрасную» 3 часть.

1

18.09

8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1

20.09

9

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

1

21.09

10

В.А.Жуковский. «Три пояса» 1 часть.

1

25.09

11

В.А.Жуковский. «Три пояса» 2 часть.

1

27.09

12

В.А.Жуковский. «Три пояса» 3часть.

1

28.09

13

Отзыв на сказку В. А. Жуковского «Три пояса», по плану.

1

09.10

14

И.А.Крылов. Жизнь и творчество.

1

11.10

15

И.А.Крылов. Басня  «Кот и Повар»

1

12.10

16

Вн.чт. Басни И.А.Крылова.

1

16.10

17

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

1

18.10

18

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» 1 часть.

1

19.10

19

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» 2 часть

1

23.10

20

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» 3 часть.

1

25.10

21

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» 4 часть.

1

26.10

22

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» 5 часть.

1

30.10

23

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» 6 часть.

1

01.11

24

Составление характеристики литературных героев по произведению «Руслан и Людмила».

1

02.11

 

 

II триместр

37 часов

Тема

Кол-во часов

Дата

1

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

1

13.11

2

М.Ю.Лермонтов «Тучи».

1

15.11

3

М.Ю.Лермонтов «Баллада».

1

16.11

4

М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».

1

20.11

5

Вн.чт. Произведения М.Ю.Лермонтова

1

22.11

6

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

1

23.11

7

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». «Ганна» 1 часть.

1

27.11

8

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». «Ганна» 2 часть.

1

29.11

9

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». «Утопленница»

1

30.11

10

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». «Пробуждение»

1

04.12

11

Составление характеристики литературных героев произведения «Майская ночь, или Утопленница».

1

06.12

12

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.

1

07.12

13

Н.А.Некрасов (отрывок) «Рыцарь на час».

1

11.12

14

Н.А.Некрасов отрывок из поэмы «Саша».

1

13.12

15

Вн.чт. Произведения Н.А.Некрасова.

1

14.12

16

А.А.Фет. Жизнь и творчество.

1

18.12

17

А.А.Фет. «На заре ты ее не буди».

1

20.12

18

А.А.Фет. «Помню я: старушка няня»

1

21.12

19

А.А.Фет. «Это утро, радость эта»

1

25.12

20

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

1

27.12

21

А.П.Чехов «Злоумышленник» 1 часть.

1

28.12

22

А.П.Чехов «Злоумышленник» 2 часть.

1

11.01

23

А.П.Чехов «Пересолил» 1 часть.

1

15.01

24

А.П.Чехов «Пересолил» 2 часть.

1

17.01

25

А.П.Чехов «Пересолил» 3 часть.

1

18.01

26

Вн.чт. Произведения А.П.Чехова.

1

22.01

27

М.Горький. Жизнь и творчество.

1

24.01

28

М.Горький «Песня о Соколе» 1 часть.

1

25.01

29

М.Горький «Песня о Соколе» 2 часть.

1

29.01

30

Составление характеристики героев произведения «Песня о Соколе».

1

31.01

31

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

1

01.02

32

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 1 часть.

1

05.02

33

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 2 часть.

1

07.02

34

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.

1

08.02

35

М.И Цветаева «Красною кистью».

1

12.02

36

М.И Цветаева «Вчера еще в глаза глядел».

1

14.02

37

Вн.чт. Поэты ХХ века.

1

15.02

 

III триместр

33 часа

1.

К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество.

1

26.02

2.

К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» 1 часть.

1

28.02

3.

К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» 2 часть.

1

01.03

4.

К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» 3 часть.

1

05.03

5.

К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» 4 часть.

1

07.03

6

Вн.чт. Произведения К.Г.Паустовского.

1

12.03

7

С.А.Есенин. Жизнь и творчество.

1

14.03

8

С.А.Есенин «Нивы сжаты».

1

15.03

9

С.А.Есенин «Собаке Качалова».

1

19.03

10

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество.

1

21.03

11

М.А.Шолохов «Судьба человека» (отрывки в сокращении) часть 1.

1

22.03

12

М.А.Шолохов «Судьба человека» (отрывки в сокращении) часть 2.

1

26.03

13

М.А.Шолохов «Судьба человека» (отрывки в сокращении) часть 3.

1

28.03

14

М.А.Шолохов «Судьба человека» (отрывки в сокращении) часть 4.

1

29.03

15

Е.И.Носов. Жизнь и творчество.

1

02.04

16

Е.И.Носов «Трудный хлеб» часть 1.

1

04.04

17

Е.И.Носов «Трудный хлеб» часть 2.

1

05.04

18

Е.И.Носов «Трудный хлеб» часть 3.

1

16.04

19

Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество.

1

18.04

20

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

1

19.04

21

Н.М.Рубцов «Русский огонек».

1

23.04

22

Н.М.Рубцов «Зимняя песня».

1

25.04

23

Ю.И.Коваль. Жизнь и творчество.

1

26.04

24

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». В деревне Сычи.

1

28.04

25

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». Тертый калач.

1

03.05

26

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». Парочка поросят.

1

07.05

27

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». Темная ночь.

1

10.05

28

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». Рыжий.

1

14.05

29

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». Обыкновенный мешок.

1

16.05

30

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». Вася бьет черноусого.

1

17.05

31

Р.Л.Стивенсон. Жизнь и творчество.

1

21.05

32

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» 1 часть.

1

23.05

33

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» 2 часть.

1

24.05

ЛИТЕРАТУРА

       1. «Программы специальных (коррекционных)  общеобразовательных             учреждений. VIII вида 5 – 9 классы» под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-  М.: ВЛАДОС, 2011

2. «Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»  А.К. Ассенова.;  М.И. Шишкова  - М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...