Система подготовки к ОГЭ по литературе .
методическая разработка по литературе (9 класс)

 Данный материал содержит тезисы по пошаговой подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по литературе, подробное описание заданий части 1, методы написания развернутого ответа, сравнительной характеристики двух литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_oge_literatura.odt28.89 КБ
Файл sistema_podgotovki_k_oge_po_literature.odp24.21 КБ

Предварительный просмотр:

            Выступление на августовской конференции

учителей русского языка и литературы

на тему «Система подготовки к ОГЭ по литературе»

учительницы МБОУ «Березкинская ООШ»

Ахмадуллиной Э.Ш. (на 2019-2020 уч год)

     ОГЭ по литературе – это первый экзамен, который сдают девятиклассники в числе других по выбору. Выполнение экзаменационной работы по литературе требует от выпускника 9 класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос, умения создавать высказывания на литературную тему. В существующей модели экзамена присутствуют задания с развернутым ответом.             

   Это сложные виды деятельности, им нужно учить всегда, а не начинать это делать накануне экзамена. В статье обобщен собственный 
опыт подготовки к экзамену по литературе на занятиях в 9 классе.
Каждый учащийся сам принимает решение о том, нужно ли ему сдавать ОГЭ 
по литературе. Сразу скажу, что экзамен этот творческий, требует обладания 
большим словарным запасом и умения четко и красиво формулировать свои мысли. Итак, как же готовиться к такому неординарному экзамену? 

Сначала следует ознакомиться со структурой экзамена.

ОГЭ по литературе фактически сведен к нескольким вопросам, требующим написать сочинение или изложить свое мнение в формате рассуждения.

Задания разделены на две части. Первая часть представлена в двух вариантах: проза или стихотворение. Ученику предстоит выбрать только один.

Суть задания -ответить по фрагменту текста или стихотворению на три вопроса. Предстоит краткий анализ произведения и сопоставительный анализ фрагментов произведений. Это задания базового уровня сложности.

Выше базового уровня сложности -часть вторая. Это написание полного развернутого сочинения объемом не менее 200 слов. Причем у выпускников
также есть возможность выбора одной из четырех тем.
Оцениваются написанные работы по нескольким критериям: глубина раскрытия темы и убедительность суждений (здесь важно опираться на авторскую позицию, уловить авторский замысел, убедительно обосновать все тезисы, исключить собственные ошибки и неточности), уровень владения теоретиколитературными понятиями, обоснованность привлечения текста произведения ( не нужно заполнять 
сочинение огромными кусками авторского текста из произведения, все приведенныефрагменты, цитаты должны быть в меру и к месту). Важный критерий ОГЭ по литературе – композиционная цельность и логичность произведения.
Здесь речь идет о том, что текст сочинения должен быть связанным, логичным, 
«красивым». Мысль развивается последовательно и органично приводит читающего к выводам, сделанным в ходе данного рассуждения.

Система подготовки к ОГЭ (Приложение: материалы презентации к статье)

Сложно ли сдавать экзамен по литературе?
   Итак, возвращаясь к вопросу : как сдать ОГЭ по литературе хорошо, и на 
сколько сложна подготовка? — делаем выводы.

ОГЭ по литературе – экзамен творческий. Хорошо сдать его способен ученик, хорошо владеющий навыками рассуждения и грамотной речи. 
Человек – уникальное существо, а возможности нашего мозга безграничны. 
Ежедневные тренировки в написании сочинений позволят не только хорошо сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, но возможность написать несколько стихотворений или рассказов.

Преимущества ОГЭ по литературе:

  1. формирование ответов по открытым текстам;
  2. возможность воспользоваться текстами художественных произведений;
  3. исключение орфографических ошибок при оценке экзаменационных работ.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ по литературе Из опыта работы

Слайд 2

Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Кодификатор и элементы содержания (спецификация) представлены в Демоверсии. Демоверсию рекомендуется скачать на сайте ФИПИ

Слайд 3

Повторение основных теоретико-литературных понятий Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры; основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой; язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).

Слайд 4

План написания развернутого ответа Тщательно проанализировать вопрос; Четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание; Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со словарями; Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису; Определить авторскую позицию; Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ; Все тезисы обязательно аргументировать.

Слайд 5

План сопоставительного анализа текста Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результаты оформить в таблице Выделить значимые элементы текста комментарий Выделение значимых элементов текста комментарий

Слайд 6

Сопоставительный анализ фрагментов художественных произведений. Ответ строить по принципу «друг за другом»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис.

Слайд 7

Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам .

Слайд 8

Сочинение Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы; Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»; Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями; Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными; Подтверждать суждения текстом; Внимательно читать тему. Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным. Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.

Слайд 9

Проблемы К числу недостаточно освоенных выпускниками умений относятся следующие: умение адекватно воспринимать задание, понимать его; умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение проводить сопоставительный анализ; умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом ; умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль, их значение в анализе произведения.

Слайд 10

Рекомендации Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала; проводить специальные уроки обучения сочинению; широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.

Слайд 11

При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос; глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать; развитие умения логически мыслить.

Слайд 12

Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом; В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов; При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника Обязательно использовать цитирование

Слайд 13

В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в новой форме необходимо: знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом КИМ, но и с кодификатором и системой оценивания заданий разных типов; следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор; Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Система подготовки к ЕГЭ по литературе

1.Содержание курса2. Комплекс умений3. Рекомендации4.Организация подготовки к частям В и С...

Система подготовки к ЕГЭ по литературе

Документ содержит материал, в котором предлагается вариант подготовки к ЕГЭ по литературе. Выстроена четкая система подготовки, предложен список текстов для прочтения и многое другое....

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

Система подготовки к ЕГЭ по литературе

Система подготовки к ЕГЭ по литературе...

Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)

Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...