Система подготовки к ЕГЭ по литературе
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Козлова Алла Владимировна

1.Содержание курса

2. Комплекс умений

3. Рекомендации

4.Организация подготовки к частям В и С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_ege_po_literature_moyo.docx83.42 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по литературе

Литература в школе никогда не была легким предметом, а с введением ЕГЭ по литературе возникает закономерный вопрос: как же в одном сравнительно небольшом тестовом задании уместить все вопросы и все ответы по курсу русской литературы, во всяком случае, в том объеме, в котором ее изучают в школе.

      Главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности – в ответах на проблемные вопросы (сочинение).

В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:

* умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

* выделять смысловые части художественного текста;

* выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;

* характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

* сопоставлять литературные факты и явления;

* выделять позицию автора в произведении;

* выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Круг знаний, комплекс умений и навыков на компетентностном уровне определены нормативными документами: обязательным минимумом содержания образования, а также Федеральным стандартом. На них ориентируются составители всех действующих сегодня программ и учебников.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

Из литературы ХVIII века

Д.И. Фонвизин

Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин

Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский

Стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов

Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану » (IX. « И путник усталый на Бога роптал...»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Повесть «Капитанская дочка».

Поэма «Медный всадник».

Роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк».

«Песня про... купца Калашникова».

Поэма «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь

Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель».

Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский

Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Полдень», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «Певучесть есть в морских волнах...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Учись у них – у дуба, у березы...»

И.А. Гончаров

Роман «Обломов»

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Железная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Из литературы конца XIX  начала XX века

А.П. Чехов

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Пьеса «Вишневый сад»

И. А. Бунин

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

Из литературы первой половины XX века

М. Горький

Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне»

А.А. Блок

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...». Поэма «Двенадцать»

В.В. Маяковский

Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Поэма «Облако в штанах»

С .А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Мы теперь уходим понемногу...», « Запели тесаные дроги...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская»

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Батюшков»

А. А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Творчество», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», « Мне голос был. Он звал утешно...», «Приморский сонет», «Родная земля».

Поэма «Реквием»

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека». Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

М.А. Булгаков

Роман «Белая гвардия» или роман «Мастер и Маргарита» (Допускается выбор )

A.T. Твардовский

Стихотворения: « Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...».

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин »)

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

А.И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор»

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (Произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина, И А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В. А. Солоухин, А.А. Тарковский (Стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины XX века

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, B.C. Розов, М.М. Рощин (Произведение одного автора по выбору)

В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла. Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции).

 Продемонстрировав предметные умения прикладного характера в характеристике содержания и формы предлагаемых для анализа текстов, учащиеся получают возможность создать собственный «текст о тексте», перейдя от классификационно-констатирующей деятельности к деятельности интерпретационной. Последнее умение невозможно «измерить», но можно оценить по ряду содержательных и формальных критериев с привлечением квалифицированных экспертов (в этом случае проверяются не только прикладные, но и обобщенные предметные умения).

Как правило, выпускники, осознанно освоившие школьный курс литературы, свободны и самостоятельны в своих суждениях на литературные темы, способны к глубокому анализу произведения, в том числе в формате ЕГЭ.

Результаты экзамена показывают, что различия в учебных достижениях выпускников проявляются в основном в разной степени системности овладения курсом литературы, в полноте охвата его материала и в глубине взаимосвязей его частей.

Таким образом, главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.

Выпускники, готовящиеся держать ЕГЭ и получить высокий балл, должны иметь представление (знать):

* о путях развития русской литературы, об особенностях литературных направлений и творческого метода писателя;

* о родо-жанровом многообразии русской литературной классики;

* о содержательности художественных средств изображения жизни в русской литературе;

* о проблематике и системе образов произведений, входящих в обязательный минимум содержания литературного образования;

* о сквозных темах и мотивах русской литературы.

Выпускники должны уметь:

* определять хронологию творчества писателя или событий, отраженных в произведениях;

* определять место действия в эпическом произведении и ориентироваться в системе образов;

* рассматривать произведение в контексте развития литературы;

* выявлять общие особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные особенности его произведений;

* кратко и точно характеризовать основную проблему литературного произведения;

* анализировать литературные произведения с опорой на авторский замысел;

* создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия.

Это можно рассмотреть и как определение конкретных задач обучения в 5-11 классах. Обозначенный уровень требований к выпускникам на ЕГЭ позволяет выявить приоритеты при организации учебного процесса.

Особую важность представляет организация повторения изученного материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, активное использование на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание нужно уделять рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели и т.п.

 Решение проблемы успешной подготовки к экзамену прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.

              Сегодня ЕГЭ  по литературе по праву считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь объем знаний должен быть очень велик. Ученик должен хорошо помнить практически все произведения, начиная с пятого класса, их содержание, героев и, конечно, основной смысл. В целом, к литературе невозможно подготовиться за год, за полгода, тем более за 2 месяца. Подготовка к ЕГЭ по литературе проводится постепенно – на протяжении всего школьного курса.  Но  наиболее активно готовить к ЕГЭ учитель должен  на старшей ступени школы. Для достижения  положительного результата учителем должна быть выработана  система подготовки к ЕГЭ. Цель моей работы: создание системы подготовки к ЕГЭ по литературе  на 3-ей ступени обучения.

              Для достижения поставленной цели в течение текущего учебного года я определила для себя следующие задачи:

- знакомство со структурой экзаменационной работы по литературе;

- изучение комментариев экспертов при проверке экзаменационных работ;

-  изучение рекомендаций ФИПИ для подготовки к ЕГЭ; -  создание  собственной базы данных при подготовке учащихся к экзамену;

-  планирование систематической работы для подготовки к ЕГЭ на уроках литературы и современной русской литературы в 10-11 классах.

Структура экзаменационной работы

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий:

Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий

Часть 3 работы требует от участников ЕГЭ полноформатного развернутого высказывания на литературную тему. Выпускнику предлагается 3 вопроса (C5.1–С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям XX в.  

Очевидно, что при таком разнообразии заданий необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей. Ниже я рассмотрю особенности работы с учащимися по каждой из частей ЕГЭ.

Организация подготовки к части В

1. Знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.

Ученик должен уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение , используя сведения по истории и теории литературы ( тематика, проблематика. система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя.

Для успешного овладения учащимися  этим материалом необходимо систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть  19 века, 2- и 3-ая треть  19 века, 20 век), ввести хронологическую  схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем , поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема , записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года , позволит учащимся,  во-первых, постоянно обращаться к одному и  тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.

Реализация знаний в вопросах:

1. Какое лит.направление, признающее существование социально-исторических закономерностей, является ведущей в творчестве Л.Толстого?

2. Каким термином обозначаются выразительные подробности внешнего облика  Обломова?

2. Знание изобразительно-выразительных средств, способа организации стихотворной речи

Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. Для этого на уроках по изучению лирики в 10-11 классах необходимо уделять внимание не только анализу смысловой части стихотворения, но и отработке навыка лингвоанализа. В начале 10 класса я предлагаю учащимся  словарь изобразительно-выразительных средств, к которым мы в ходе дальнейшей работы не только по лирике, но и по прозаическому тексту регулярно обращаемся

Реализация знаний в вопросах:

1. Укажите номер строфы, в которой автор использует анафору.

2. Какой прием используется в размышлениях героя о своей молодости (" то мрачные , то радужные образы")?

Организация подготовки к   части С

С1-С3

сформулированный и аргументированный в первую очередь текстом эпизода (стихотворения) ответ на поставленный вопрос. Сочинение также должно содержать выводы по предложенному вопросу. Эти требования ориентированы на критерии оценки сочинений частей С 1 и С 3

Общие рекомендации к заданиям С 1 и С 3, которые можно дать ученикам

  1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

  1. Сформулируйте тезис-ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).

  1. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода (или стихотворения) и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего драматургического, лиро-эпического (если предложен отрывок из поэмы) или эпического произведения.

  1. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.

  1. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.

  1. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?

  1. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса – через аргументацию – к выводу-итогу.

  1. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочеты.

Регулярно в качестве домашнего задания можно и нужно давать   письменные миниатюры , темы для которых предоставлены в сборниках ЕГЭ. При оценивании таких работ нужно учитывать не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям.  Обязательно надо ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить  кратко и четко излагать материал.

В начале 10 класса можно дать схему-образец, на которую впоследствии может опираться учащийся.

С2-С4

              Задания С 2 и С 4 Единого государственного экзамена по литературе нацелены на проверку умения включать анализируемое в заданиях С 1 и С 3 произведение (эпизод и стихотворение) в литературный контекст.

           Итак, требования к ответам заданий С 2 и С 4 таковы: понимание специфики задания (если предложено два связанных между собой вопроса, необходимо ответить на них последовательно, не пропустив ни одного из них), точность и полнота ответа на главный (центральный) вопрос, привлечение литературного контекста, обоснование сопоставления (оно может опираться на изученный учебный материал или предлагать собственные аспекты сопоставления), полнота аргументации, точность фактического материала. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую – с позиции пишущего. Главное здесь - правильное понимание смысла вопроса

    Это одно из самых сложных заданий ЕГЭ, особенно с этого года , когда ужесточились требования к работе

Работу по подготовке  к написанию С2-С4 тоже можно разбить на несколько направлений:

1. Отработка модели написания такого сочинения-ответа

Для успешной подготовки к решению таких заданий я предлагаю в  10 классе при изучении романа Тургенева "Отцы и дети"  учащимся модель сопоставления , выработанную мною на основании требований ЕГЭ.

Схема ответа и строение  сочинения С2, С4

  1. Вступление (= тезис)
  2. Ответ на вопрос

    а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении , приемах, подходе к материалу и т.д.

    б) вторая позиция сопоставления, общее и различия в изображении , приемах, подходе к материалу и т.д.

3.      Заключение (= вывод), соответствующий тезису.

2. Составление таблицы сквозных образов , мотивов, сюжетов , приемов и т.д.

                  Подготовка к С 2   при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. В каких произведениях русской литературы созданы сатирические  портреты уездных и губернских чиновников и в чем сходство и различие этих портретов с тургеневскими?
  2. В основе каких произведений русской литературы лежит идеологический конфликт …
  3. ….описывается подробно быт помещиков…
  4. …поднимается тема семьи ..
  5. … рассказана история любви…
  6. …изображена дворянская усадьба…
  7. …пейзаж несет смысловую нагрузку…
  1. …в композиции используется прием контраста…
  2. …женский образ…
  3. …изображен «лишний человек»
  4. …герой умирает… и т.д.

С5

             В задании С5 экзаменационной работы проверяется умение построить связное высказывание на одну из трех предложенных тем, сформулированных как проблемные вопросы. В этой части работы у учащегося есть возможность выбрать один из трех вариантов задания: первый адресует к произведениям первой половины XIX века, второй – к произведениям второй половины XIX века, третий – к произведениям XX века. При этом формулировка задания может представлять собой традиционный проблемный вопрос или включать цитату, требующую, по контексту задания, комментария, обоснования, выражения согласия или несогласия с предложенной трактовкой художественного текста.

1. Владение теоретико-литературными понятиями

Согласно критерию 2, учащийся должен продемонстрировать в работе знание теоретико-литературных понятий. В связи с этим в ежедневных ответах учащихся ( устных и письменных) необходимо обращать внимание на использование подобной лексики, здесь пригодится опыт, полученный при работе с частью В.

2. Работа с текстом

Если учащийся пишет работу по лирике, то текст должен привлекаться не в виде пересказа, а в виде прямого цитирования. Для этого рекомендуется при изучении лирических произведений заучивать наизусть не все произведения, а отдельные, самые важные фрагменты  (Например, при изучении темы "Гражданская лирика Некрасова" я просила учеников 10 класса выучить основные тезисы Некрасова о том, кто такой настоящий гражданин)

3. Структура работы

Отработка навыка написания сочинения происходит регулярно при написании сочинений по литературе.  Для качественной работы я всегда прошу учащихся составлять план к сочинению, требую сдавать план вместе с сочинением, даю задание составить план в качестве домашнего, требую иметь план к каждому устному ответу.

Возможность  использования предмета   "Современная русская литература"

при подготовке к ЕГЭ по литературе

     Поскольку одной из главных составляющих в заданиях ЕГЭ по литературе является прием сопоставления, то рационально будет в качестве дополнительного источника использовать элективный курс "Современная русская литература".

Примеры реализации подобной работы в 10 классе:

                                         1. В. Ерофеев "Москва-Петушки"

  1. образ героя-идеолога
  2. образ героя-странника
  3. рассказана история любви…
  4. в композиции используется прием контраста…
  5. женский образ…
  6. изображен «лишний человек»
  7. герой умирает… и т.д.

Использование новых форм уроков литературы  (моделирующих)

для отработки приема сопоставления

                 Одной из современных форм урока литературы является урок моделирующего типа. Не буду останавливаться на таких аспектах уроков подобного типа , как развитие метафорического мышления, отработка навыка написания эссе, а заострю внимание на важном в контексте данной работе аспекте: ассоциативные связи , отрабатываемые на таких уроках.

                   Одной из особенностей урока моделирующего характера является включение в него нескольких ( обычно 3-х) литературных произведений. Подбор произведений осуществляется на основе смежности тем,  образов, проблем и прочих аспектов. А значит , подобные уроки  дают отличную возможность  для подготовки  к заданиям С2-С4.

Приведу примеры подобных уроков.

1. Функция серого цвета в произведениях Н. Гоголя "Шинель", А.Чехова " Цветы зла", Т. Толстой "Кысь".

2.  Образ дерева в лирике  М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Ахматовой....

 и т.д.

Смежность подготовки к ЕГЭ по русскому языку

и литературе

                       Немаловажную роль при подготовке к ЕГЭ по литературе играет и подготовка к другому смежному предмету - русскому языку.

                          Хотелось бы обратить внимание на соответствия в заданиях обоих ЕГЭ:

1. В ЕГЭ по русскому языку есть задание В8. Оно проверяет знание учащимися изобразительно-выразительных средств и напрямую пересекается с теоретическим блоком ЕГЭ по литературе. Соответственно, отработка на уроках русского языка заданий В8 помогает  в выполнении  заданий части В по литературе.

2. Сочинение в ЕГЭ по русскому языка предполагает использование в качестве  аргументации 2 -х литературных произведений, соотносящихся по теме, проблеме, образному ряду и т.д. А это напрямую помогает при выполнении заданий С2-С4 в ЕГЭ по литературе.

3. Написание аргумента в ЕГЭ по русскому языку должно строго соответствовать плану ( тезис -доказательство-вывод), а это и есть структура и объем ответа  на  вопрос С1-С3.

                          Таким образом, при подготовке к ЕГЭ по русскому языка тоже происходит частичная отработка навыка, который пригодится на ЕГЭ по литературе, и ученик получает возможность собрать материал, используя его на экзамене по литературе.

Успешную подготовку к ЕГЭ учителю поможет использование следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:

* регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах - не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год);

* письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

* реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);

* проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения, (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения, уместно цитировать художественный текст, применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов); формирование культуры именования литературного героя в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения, и т.д.);

* проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на  разные темы и др.);

* систематическое включение в процесс обучения вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

* анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

* сравнение двух сочинений на одну тему;

* создание вступления, дописывание заключения, включение необходимых терминов и понятий, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление или исключение лишних рассуждений;

* обоснование тезисов доказательствами или доказательное опровержение утверждения;

* формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса;

* подбор иллюстраций из текста;

* исправление речевых и стилистических ошибок.

Общие речевые недочеты учащихся можно преодолеть разными способами:

* При подготовке к экзамену нужно чаще писать изложения.

* Регулярно читать хорошую литературу, а тем выпускникам, кто собирается получать филологическое образование, нужно читать литературоведческие статьи, чтобы привыкнуть к их стилю.

* Избегать использования в ответах бытового языка. Например, фраз такого типа: «Все люди в пьесе – нищие». Правильно: «Все персонажи пьесы – нищие».

* Стремиться к терминологической точности. Например, называть жанр стихотворения (элегия, послание, идиллия, ода и пр.) или элементы композиции в драме; указывать функцию таких элементов композиции в прозе, как пейзаж и портрет.

* Избегать различных штампов ложно-пафосного стиля («ненавистный поэту», «пронизанный», «красной нитью», «клеймит»), делового языка («затрагивает тему», «писатель ставит вопрос»), избегать слов, типичных для школьных письменных работ («ярко изобразил», «типичный представитель» и пр.).

При подготовке к ответам самого разного уровня можно использовать задания в форме тренировочных тестов на проверку знания текста произведений. Тесты можно составить, используя литературу, содержащую типовые задания по ЕГЭ, в сочетании с авторскими вопросами, предложенными учителем, а иногда даже самими учениками. Подготовка вопросов – очень продуктивная форма работы над текстом произведения. Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы, составленные в ЕГЭ по школьной программе, а также на вопросы историко-литературного характера. Ученики должны научиться понимать логику развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько типов заданий:

  1.  на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа (повести, рассказа);
  2.  на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении;
  3.  на определение тематики фрагмента произведения;
  4.  на определение жанровых особенностей произведения;
  5.  выявление мотивов поведения героев;
  6.  на определение художественного метода;
  7.  определение темы лирического стихотворения;
  8.  знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

9) умение определять виды и функции изобразительно-выразительных средств;

  1.  выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;
  2.  обобщение проблематики произведения, включение его в литературный контекст.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.

Рекомендации:

  1. Совершенствовать важнейшие умения и навыки, обеспечивающие успешное усвоение учебного курса: навыки анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать как внутри-, так и межтекстовые связи.
  2. Рассматривать конкретные произведения в широком историко - литературном контексте.
  3. Работать над повышением степени усвоения учащимися комплекса теоретико-литературных понятий.
  4. Формировать умение использовать теоретико-литературных понятия в анализе литературного материала, в самостоятельном письменном рассуждении на литературную тему.
  5. Обеспечить качественное повторение программных произведений, изученных в 8-10 классах.
  6. Особое внимание уделять родо-жанровой специфике литературных произведений.
  7. При изучении пьес акцентировать внимание обучающихся на родовых особенностях драмы.
  1. Типичные вопросы по эпическим произведениям

(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)

  1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог
  2. Как в литературоведении называют  средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет
  3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик
  4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос
  5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор
  6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? Психологизм
  7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? Деталь
  8. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция
  9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора
  10. Укажите жанр, которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…

В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет

В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж

  1. К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…

Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? Тип

  1. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.

Перифраз

  1. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ
  2. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
  3. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет
  4. Каким термином обозначается  заключительный компонент произведения? Эпилог
  5. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом
  6. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? Время
  7. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория
  8. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск
  9. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? Интерьер

  1.  Типичные вопросы по драматическим произведениям
  1. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм
  2. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог
  3. Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия

Грибоедов «Горе от ума» - комедия

Гоголь «Ревизор» - комедия

Островский «Гроза» - драма

Чехов «Вишневый сад» - комедия

Горький «На дне» - драма

  1. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?  Говорящие
  2. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене?

Внесценические

  1. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр
  2. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт
  3. Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный
  4. К  какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка
  5. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма
  6. Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии  в тексте пьесы? Ремарка
  7. Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог
  8. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика
  9. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена
  10. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм
  11. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
  12. Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь
  13. Назовите средство художественной изобразительности

  1.  Типичные вопросы по лирическим произведениям
  1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»),  философская…

  1. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия
  2. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора
  3. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора
  4. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная <парная>
  5. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение <послание>, эпиграмма…

  1. Как называется поэтический приём, основанный на  повторении гласных звуков? Ассонанс
  2. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?

Аллитерация

  1. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

  1. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет
  2. Как называется приём, позволяющий наделить  окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение
  3. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?

Тоническая, силлабо-тоническая

  1. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа
  2. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма
  3. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон
  4. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение
  5. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив
  6. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен
  7. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи  через конкретные образы? Аллегория
  8. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ
  9. Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? Время
  10. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз
  11. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос
  12. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая
  13. К какому литературному направлению относится творчество…?

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

  1. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении?

Антитеза//контраст

  1.  Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

Сравнение//Параллелизм

  1. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием?

Повтор

  1. Какая художественная категория позволяет создать иллюзию взаимопроницаемости двух миров? Пространство
  2. Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества?

Искусство для искусства

  1. Организация работы по части С.

Организация работы по части С направлена на развитие  умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему: выстраивать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и иллюстрациями, соблюдать речевые нормы. Конечно, создание полноформатного, собственного речевого высказывания (задания С1-С5) по-прежнему вызывает затруднения у многих экзаменуемых, что объясняется как недостаточным знанием текстов художественных произведений, так и недостаточным умением использовать теоретико-литературные знания, формулировать и обосновывать те или иные суждения, аргументировать их при помощи самостоятельно подобранных примеров. Поскольку данная часть экзаменационной работы является самой сложной, но и самой высоко оцениваемой по баллам, то усиливается необходимость более продуманной и качественной подготовки обучающихся к написанию развернутого высказывания. Успешная  подготовка к экзамену неразрывно связана с совершенствованием методики обучения сочинению. Я убеждена, что у каждого творческого учителя накоплен достаточно большой опыт в этом направлении.

Прежде всего, учитель должен чётко представлять, на какие проблемные вопросы должен будет ответить выпускник в части С. Далее в работе предложены примерные формулировки проблемных вопросов, которые использованы разработчиками КИМов. При изучении художественных произведений, включённых в кодификатор, я выстраиваю работу таким образом, чтобы данные вопросы были включены в анализ произведения. Темами для промежуточных или итоговых письменных работ по литературе так же являются данные проблемные вопросы.

        Особое внимание необходимо уделять совершенствованию приемов работы с эпизодом или сценой. Привлечение литературного контекста, когда в совместном поиске мы находим  произведения одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д., стало неотъемлемой частью работы на уроке литературы.

        И, конечно же, обязательным условием подготовки части С является тщательное изучение критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. При проверке письменных работ я опираюсь  на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе, добавляя при этом такие критерии, как орфографические, пунктуационные ошибки. Стараюсь давать письменное обоснование выставленной оценки.

        Особенно трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения.

Клише для имманентного анализа стихотворения

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…

Тема - вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…

Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор  хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство  представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней,  от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое ,настоящее, будущее)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

 Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

 В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Примеры проблемных вопросов, сформулированных в части С

«Слово о полку Игореве»

Почему «Слово о полку Игореве»  иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

Почему автор «Слова…» называет  своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

Г. Р. Державин

В чем, по мысли Державина, заключается истинная награда поэтического таланта, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?

Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?

Какова основная мысль стихотворения Державина «Памятник»?

В.А. Жуковский

Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Что можно  сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведения с пьесой Фонвизина?

Д5, я.1 Почему Д.И. Фонвизин так много места  в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?

Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?

Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?  

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?

Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?

В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

Является ли Чацкий романтическим героем?

В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?

Видит ли автор в Чацком идеального героя?

Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина  Чацким («ума в нем только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?

Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?  

Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»

Как вы понимаете слова: Чацкий – фигура универсально-типологическая?

Гоголь «Ревизор»

В чем причина визита городничего к Хлестакову?

Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?

В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Гоголя?

В чем главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?

Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?

Каково реальное состояние богоугодных заведений и как он характеризует городское начальство? Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским «Ревизором» В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии?

Каковы главные особенности сатиры Гоголя и кто из русских писателей является продолжателем его традиций?

В. Гоголь «Шинель»

К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?

Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту? Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым?

Почему Чичикову тик и не удалось разбогатеть?

Почему Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?

Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?

Манилов – вредный или безвредный человек?

Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?

Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина? Почему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Какой «горизонт ожиданий» несет в себе название «Мертвые души»?

А. С. Пушкин

Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина  «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?

Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)

Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением  «Редеет облаков летучая гряда…»?

Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»? В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина  и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)

Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»?

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»? 

Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?

Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?

На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»? 

Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча» 

Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?

Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»? 

В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?

Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?

Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?

Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?

Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?

Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?

Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?

Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?

Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?

Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?

Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?

Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?

Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?

Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви? С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?

Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»? 

М.Ю. Лермонтов

Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем эти стихотворения сопоставимы со стихотворением Лермонтова «Монолог»?

Какие философские проблемы нашли отражение в стихотворении «Ангел»?

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Как композиция и поэтические средства стихотворения «Нищий» помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

В чем своеобразие романтического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе?

С какой целью Лермонтов нарушил хронологический порядок глав?

Каковы основные способы изображения характера героя в романе и кто из русских писателей 19 века продолжил эту традицию?

В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает  с героем лермонтовского романа?

Почему автор постоянно меняет рассказчиков?

Почему роман состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Какие качества Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?

Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?

Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе?

Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину? Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?

В каких произведениях русской литературы 19 века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печорина и Грушницкого?

Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа?

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека?

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович («Гроза»)

В чем смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?

С какой целью Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?

Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жанров.

В чем оригинальность проблемы «война и человечество» у Лермонтова и в каких произведениях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило дальнейшее развитие?

А. Н. Островский «Гроза»

Какой художественный образ  ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабанова?

Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?

Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?

Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?

Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?

Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?

Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?

Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе?  Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?

Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?

Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?

Пьеса «Гроза» - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?

Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы 19 века изображаются герои-бунтари?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым?

В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов и детей» и в каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения поколений?

Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Кукшиной и Ситникова?

Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе, и в каких произведениях русской литературы 19 века нашли идейные разногласия «отцов и детей»?

Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства?

Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты?

Как автор относится к нигилизму Базарова?

Зачем Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это связано с дальнейшей линией его поведения в романе?

В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

А. Гончаров «Обломов»

Как сочетаются в характере И.И. Обломова «нравственное барство» и рабство?

Как вы понимаете явление «обломовщина»?

Какими причинами вызвано лежание героя?

Какую черту героя подчеркивает автор, окружая героя красивыми ширмами…

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?

Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Согласны ли вы с мнением героя?

Какой смысл заключен в конфликтах, характерах романа: социальный и временный или непреходящий и общечеловеческий?

В чем своеобразие пары «Обломов – Захар»? Кто из русских писателей 19 века создавал пары «господин-слуга»?

Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?

Почему активный и целеустремлённый Штольц дружит с апатичным Обломовым?

Почему своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными людьми»?

Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В чем неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

Почему пребывание Пьера в плену  - самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

Как вы понимаете слова Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Почему Пьер разочаровался в идеях масонства?

Почему Толстой избегает героизации образа Кутузова?

В чем причины антипатии Толстого к Наполеону?

Толстой утверждал: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?

Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?

Что сближает роман с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого  предрассудка – дуэли?

На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу?  Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому полюсу?

Объясните значение слова «война» и «мир» с точки зрения Толстого, которую он высказал, назвав именно так роман.  

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Толстого?

Согласны ли вы со словами Толстого, сказанными о Н. Ростовой: сущность её жизни – любовь»?

Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

Можно ли сказать, что заглавие романа – это «компенсированное, нераскрытое содержание текста»?

По какому принципу герои Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болконский?

Ф.М. Достоевский

В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах?

Почему судьбы героев романа чаще всего складываются трагически?

Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?

Кто из героев романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

Достоин ли Мармеладов сострадания?  

Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

Какие детали постоянно повторяются при описании Петербурга? Какова их роль в создании образа города в романе?

 Согласны ли вы с утверждением, что история Раскольникова – это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?  

Н. А. Некрасов

Какие темы затронуты в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»?

На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

В чем драматизм звучания любовной темы  в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»

и  кто из русских поэтов близок  к Некрасову в её решении?

Что является главной темой некрасовской «Несжатой полосы» и в каких произведениях русских писателей звучат подобные мотивы?

Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков в поэме Некрасова?

Почему так трагична тема русского богатырства в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем своеобразие звучания «русского бунта» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Что страшней для автора поэмы: помещичий деспотизм или добровольное холопство?

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» по поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Как вы понимаете смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Какой предстает жизнь крестьянина-труженика в стихотворении «Несжатая полоса»?

Что представляет главную тему некрасовской «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем противоречивость изображения Некрасовым  крестьянской Руси?

Какие события в жизни Матрены Тимофеевны  предваряет «любимая» песня?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно-композиционного компонента используются народные песни?

Как изображен Петербург в произведениях Некрасова?

А. А. Фет

К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом...»?

Кто  из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению Фета?

Какой образ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизвести?

Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у Фета?

Как вы понимаете слова Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» Фета?  

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад.»?

В чем особенность поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

В каких образах стихотворения «Заря прощается с землёю…» воплощены представления Фета

о бесконечности бытия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Система подготовки к ЕГЭ по литературе

Документ содержит материал, в котором предлагается вариант подготовки к ЕГЭ по литературе. Выстроена четкая система подготовки, предложен список текстов для прочтения и многое другое....

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

Система подготовки к ЕГЭ по литературе

Система подготовки к ЕГЭ по литературе...

Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)

Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...

Система подготовки к ОГЭ по литературе .

Данный материал содержит тезисы по пошаговой подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по литературе, подробное описание заданий части 1, методы написания развернутого ответа, сравнительной характеристики...