Урок "Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок «Лингвистический анализ текста» позволяет учащимся применить  на практике полученные на уроках знания, совершенствовать  умения анализировать поэтический текст,  способствует развитию монологической и диалогической речи, воспитывает бережное отношение к поэтическому наследию русской литературы через знакомство с творчеством А.А.Фета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

10 класс

Русский язык

Тема урока «Лингвистический анализ поэтического текста»

Тип урока – урок  комплексного применения умений и знаний

Цель :

  • актуализировать  знания, полученные учащимися ранее по теме «Лингвистический анализ»
  • совершенствование умения анализировать поэтический текст, развитие речи учащихся
  • Формирование ценностного отношения к поэтическому наследию русской литературы через знакомство с творчеством А.А.Фета

Прогнозируемые результаты:

Предметные:  знать приёмы лингвистического анализа текста на всех уровнях языка (на уровне фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и. т. д.), понимать роль языковых  средств, уметь находить их и объяснять их роль в создании  художественного текста.

Метапредметные:

Познавательные: уметь анализировать поэтический текст, уметь искать и выделять необходимую информацию при работе со стихотворением , обобщать и систематизировать её, делать выводы.

Регулятивные:  уметь ставить цели, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать полученную информацию.

Коммуникативные: уметь работать в группах, слушать выступления товарищей, ставить вопросы и находить на них ответы, уметь вести диалог. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого

Личностные: Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Технолигии:  здоровьесбеоежения, личностно-ориентированного обучения, групповая, проблемного обучения.

Ход урока

Лингвистический анализ  стихотворения А.А.Фета «Осенняя роза»

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей—

                                                                 сложных и простых,  для которых не

                                                                                                         нашлось бы    в нашем языке точного выражения

                                                                                                                                                                         К.Г.Паустовский

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Эпиграфом к нашему уроку служат слова Паустовского. Прочитаем его.

Как вы понимаете слова русского писателя.

Читают эпиграф, отвечают на вопросы, слушают ответы товарищей, обобщают и записывают их в тетрадь

  1. Языковая разминка

Записать  четверостишие, выполнить задание.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

 Еще вчера на со__нце млея
П__следним лес др__жал листом
И озимь пышно з__ленея
Л__жала бархатным к__вром.

Подчеркните грамматические основы и дайте характеристику предложению и каждой его части.

Каково настроение стихотворение, связано ли оно с теми грамматическими средствами, которые использует автор?

Записывают , выполняют задание, устно отвечают на вопрос

  1. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

Какую роль в поэтической речи играют языковые средства?

Как называется вид анализа, который выполняется на всех языков уровнях? Сформулируйте тему нашего урока.

Обдумывают вопрос и отвечают

Формулировка темы

  1. Актуализация знаний .

Чтение стихотворения

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и геогрины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

К какому виду лирики принадлежит стихотворение? (пейзажная)

Что в центре внимания автора? Мир природы и мир переживаний лирического героя.

Как же автор достигает единства этих миров? Как передаёт нам свои эмоции, ощущения? Как же автор достигает единства этих миров? Как передаёт нам свои эмоции, ощущения?

Ответить на эти вопросы мы попробуем после того, как проведем лингвистический анализ.

Чтение стихотворения

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и геогрины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учащиеся получают задание в группах (приложение№1)

10 минут работа в группах

Выступления, вопросы? Заполнение таблицы (приложение№2)

Работают в группах, заполняют таблицу

  1. Обобщение и систематизация знаний

Каждая группа выступает со своим исследование и заполняет соответствующую часть таблицы

Выступает 1-2 человека от группы (один рассказывает, второй заполняет таблицу на доске).  После выступление учащиеся задают вопросы, уточняют информацию и выводы заносят к себе в тетрадь

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Что мы сегодня делали на уроке? Вернёмся к эпиграфу. Соответствовал ли он нашему уроку? Важно ли уметь пользоваться  богатствами языка?

В группах ребята  выставляют себе оценки.

  1. Рефлексия

У поэта В.Шефнер есть такие строки:

Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка.
Сегодня мы с вами прикоснулись к «тайнам живого языка».

Какие из них  нам удалось разгадать?

Отвечают на вопрос и записывают домашнее задание: интерпретация стихотворения А.А.Фета «Осенняя роза»

Приложение 1

  1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

 Еще вчера на со__нце млея
П__следним лес др__жал листом
И озимь пышно з__ленея
Л__жала бархатным к__вром.

 

Подчеркните грамматические основы и дайте характеристику предложению и каждой его части.

Приложение2

Фонетика

Морфемика

Морфология

Лексика

Синтаксис

Вывод

Приложение3.(задания по группам)

Фонетический уровень

1.Определите, какова тема стихотворения, какой образ является композиционным центром, сколько строф в стихотворении.

2. Какие выразительные средства фонетики использует поэт? (аллитерация, ассонанс).

3.Встречаются ли звуковые повторы в строфах или стихотворение отличается фонетическим разнообразием? Помогает ли звукопись в создании  картины природы в стихотворении, в передачи настроения автора?  Какие слова или сочетания слов выделяются  по своему звучанию?  Найдите в первой строфе слова, состоящие только из звонких согласных. Почему они обращают на себя внимание?

4. Сделайте вывод, какова роль  фонетических средств языка в этом стихотворении.

Лексический уровень

1.Определите, какова тема стихотворения, какой образ является композиционным центром, сколько строф в стихотворении.

2. Проанализируйте стихотворение с точки зрения лексических средств языка.

  • Слова, какого стиля употребляются в стихотворении ? (нейтральные, устаревшие, эмоционально окрашенные)
  • Повторы однокоренных слов. Сколько раз повторяются, на уровне одной строфы или на протяжении всего стихотворения.
  • Встречаются ли слова в переносном значении?
  • Найдите в словаре значение слова веешь, обожгло,  благоуханна.

3. Проведите стилистический эксперимент: замените слово веешь в третьей строфе словом дуешь. Как изменится смысл последней строфы?

4. Сделайте вывод, какова роль отбора лексики в создании стихотворения.

Изобразительно – выразительные средства языка

1.Определите, какова тема стихотворения, какой образ является композиционным центром, сколько строф в стихотворении.

2. Какие средства выразительности использует поэт: тропы (метафоры, олицетворение, сравнения, эпитеты, оксюморон и др)  и фигуры (инверсия, риторические обращения).

3. как они помогают в раскрытии смысла стихотворения. Какой образ является центральным?  

4.Какую роль играют средства выразительности в стихотворении?

Морфологический уровень

1.Определите, какова тема стихотворения, какой образ является композиционным центром, сколько строф в стихотворении.

2. Внимательно прочитайте стихотворение и проанализируйте его морфологическую организацию.

  • Какие части речи употребляет автор, в каких формах.
  • Определите роль глаголов: сколько глаголов, в каких формах (обратите внимание на формы глаголов в 1 строфе и последней),  в каких строфах
  • Определите роль прилагательных: в какой форме употреблены прилагательные
  • Существительные ,с каким значением употребляются в стихотворении.
  • Найдите во второй строфе слово образованное переходом из одной части речи в другую. Какое значение оно имеет?
  • Сколько раз А.А.Фет употребляет личное местоимение  2 лица и почему. Подумайте, почему именно это местоимение.
  • Какие ещё морфологические особенности стихотворения обращают на себя внимание.

3. Сделайте вывод, как морфологические средства языка помогают передать чувства лирического героя и его отношение  к природе.

Синтаксический уровень.

1.Определите, какова тема стихотворения, какой образ является композиционным центром, сколько строф в стихотворении.

2.Сколько всего предложений в стихотворении? Охарактеризуйте их. Каковы отношения между частями  в сложном предложении?  Почему именно такого типа предложения использует автор? Есть ли в стихотворении осложненные предложения, чем они  осложнены?

3.Подумайте, какова роль синтаксиса в  создании картины осени, увядающего сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...