Главные вкладки

    конспект урока по литературе "Печальная любовь Эраста и Лизы" (Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
    план-конспект урока по литературе (9 класс)

    Фаттахова Татьяна Риверовна

    Цель: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hod_uroka.docx44.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока-исследования по литературе в 9 классе «Печальная любовь Лизы и Эраста в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

     Планируемые результаты:

    Предметные УУД: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев, сопоставлять их;

     Метапредметные УУД: умение аргументировать собственную точку зрения;

    Личностные УУД: совершенствование нравственных качеств личности; формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе группы.

    Используемые технологии: проблемное обучение, эвристическая беседа, групповое обучение, исследовательская деятельность.

    Формы организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.

    Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

    Оборудования: презентация, ватман с изображением кластера.

    Ход урока.

    1. Приветствие. Организационный момент

     Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения!

    1.  Объявление темы. Этап актуализации знаний (повторение теоретического материала). Определение цели.  

    -Ребята, что такое любовь? (Любовь- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку, или Родине, или к животным, чувство глубокой симпатии)

    -Любовь окрыляет дух и разум, дарует нам вдохновение к творчеству, к прекрасным делам и поступкам.

    Но стоит только разочароваться в любви, мир рушится. Всё становится тусклым и печальным.

    -Дома вы прочитали повесть великого русского писателя Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

     -Назовите главных героев повести? (Лиза и Эраст)

    -Какой вам показалась любовь между Эрастом и Лизой? (печальной)

    -Значит, какая тема нашего урока? (Печальная любовь Лизы и Эраста)

    -Исходя из темы, что мы должны доказать на этом уроке? (какие причины привели к печальной любви Лизы и Эраста)

    -Автор повести смог мастерски раскрыть внутренние переживания героев, показать их

     истинные чувства. Поэтому это художественное произведение является образцом русского сентиментализма.

    -Дайте определение сентиментализма.

    (Сентиментализм-это литературное направление, где господствует культ чувств.)

    1. Организация групповой работы.

    -А сейчас мы докажем, какие причины привели к печальной любви Лизы и Эраста. Для этого нам необходимо охарактеризовать этих героев.

    1 группа.  Лиза

        Вопросы:

    1. Социальное положение Лизы.
    2. Отношение автора к Лизе.
    3. Значение слова «бедная». И какое значение к ней подходит больше?
    4. Отношение Лизы к матери.
    5. Отношение Лизы к Эрасту в начале повести.
    6. Отношение к Эрасту в конце повести.

     

                    2 группа. Эраст.

    1. Социальное положение Эраста.
    2. Отношение автора к Эрасту.
    3. Какую жизнь вёл Эраст?
    4. Отношение к Лизе в начале повести.
    5. Отношение к Лизе в конце повести.
    6. Как вы понимаете фразу: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»?

    -Важную роль в создании образов играет и природа. Она помогает ярче раскрыть внутренние переживания персонажей. Значит и природа является главным действующим лицом в повести.

          3 группа. Природа

    1. С какой целью автор описывает осенний пейзаж в начале повести?
    2. Какую роль играет наступление весны?
    3. Что символизируют ландыши в отношениях Лизы и Эраста?
    4. Как природа преображается сама, и как меняется Лиза с появлением нового чувства? Найдите олицетворения, доказывающие это.
    5. Что происходит с природой в конце повести?
    6. Что символизирует гроза?

                     В каждой группе есть ватман, на котором изображён кластер. В нём вы должны отразить характеристику героев. А результатом совместной работы является представление кластера и ответы на вопросы.

    1. Практическая деятельность учащихся в группе.
    2. Представление результатов деятельности учащихся. Эвристическая беседа по теме.

    Работа групп завершена, и нам надо доказать наш тезис, вынесенный в качестве темы. А сначала мы послушаем, как вы ответили на вопросы. В качестве вывода вы представите кластер, в котором отражается характеристика героев.

    1 группа –Лиза

    1)        Социальное положение Лизы.( Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела).

    2)        Отношение автора к Лизе. (Рассказчик сопереживает главной героине Лизе. Он подробно обрисовывает её характер. Автор радуется и надеется, грустит и плачет вместе со своей героиней. Он постоянно переживает за её судьбу, воспоминания о ней заставляют его «проливать слезы нежной скорби». Образ Лизы складывается из авторских описаний и комментариев её поступков и чувств).

    3)        Значение слова «бедная». И какое значение к ней подходит больше? (Значение слова «бедная»-1) обладающий скудным достатком;

                              2) несчастный, вызывающий жалость, сострадание

    4)        Отношение Лизы к матери.( Предана своей матери, горячо любит ее.)

    5)        Отношение Лизы к Эрасту в начале повести. (Она любила его, доверяла ему, но её беспокоило социальное неравенство)

    6)        Отношение к Эрасту в конце повести. (Лиза разочаровывается в своём возлюбленном, она считает его жестоким в отношении их любви. Она не

    могла смириться с его изменой, не могла жить без него, поэтому дальнейшая жизнь ей показалась бессмысленной)

    Вывод: -Какие характерные черты присущи Лизе?

     

    1. Трудолюбивая
    2. Божеская милость
    3. Нежная
    4. Печальная
    5. Умела любить
    6. Заботливая
    7. Ранимая
    8. Крестьянка

    2 группа-Эраст

                    2 группа. Эраст.

    1. Социальное положение Эраста.
    2. Отношение автора к Эрасту.( Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает. Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не способный понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы. Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею»).
    3. Какую жизнь вёл Эраст? («Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии»).
    4. Отношение к Лизе в начале повести.( Он был добр к ней, оказывал к ней внимание, добродушно беседовал с её мамой)
    5. Отношение к Лизе в конце повести.( Он жестоко поступил с ней, бесчувственно. Автор осуждает его и чуть ли не проклинает: «Я забываю человека в Эрасте- готов проклинать его-но язык мой не движется)
    6. Почему автор не стал его проклинать? (Эраст любил Лизу. Но оказавшись в затруднительном положении, он женится на богатой вдове. Это супружество не принесло ему счастья. В конце повести он печален. Он тоскует по Насте)
    7. Как вы понимаете фразу и кому она принадлежит: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»? (Значение фразы: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»?  Эта фраза является предупреждением того, что не все желания могут исполниться. Она боялась, что любовь ей принесёт страдания. Она во глубине души чувствовала, что они не созданы друг для друга. А всему виной их социальное положение)

    Вывод: Каким вы представили себе Эраста?

    Кластер.

    1. Богат, дворянин
    2. Красив
    3. Доброе сердце
    4. Ветреный
    5. Вёл рассеянную жизнь
    6. Самовлюблённый
    7. Несчастный

    3 группа- Природа.

    1)        С какой целью автор описывает осенний пейзаж в начале повести?

    2)        Какую роль играет наступление весны? (Рождение любви, пламенных чувств)

    3)        Что символизируют ландыши в отношениях Лизы и Эраста?

    4)        Как природа преображается сама, и как меняется Лиза с появлением нового чувства? Найдите олицетворения, доказывающие это.

    5)        Что происходит с природой в конце повести?

    6)        Что символизирует гроза?

    Природа помогает раскрыть душевные переживания героев.

    Осенний пейзаж предвещает трагическую развязку.

    Ландыш символизирует нежность и расцвет светлых чувств.

    Гроза символизирует трагический перелом в судьбе Лизы.

    Вывод. Природа находится в гармонии с чувствами героев. Она расцветает, предупреждает и печалится.

                             Кластер.

    1. Прекрасная
    2. Светлая
    3. Чистая
    4. Мрачная
    1. Подведение итогов исследования урока.

    -Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви). 

    -А теперь, ребята, подумайте, какие причины привели к печальной любви Лизы и Эраста?

    Причины печальной любви:

    1.  Социальное положение.
    2. Доверчивость Лизы.
    3. Предательство Эраста.

    -Ребята, рассмотрим роль повествователя в повести «Бедная Лиза».

    -Как вы думаете, какие чувства испытывает повествователь, когда приходит к развалинам монастыря? (печаль, скорбь)

    -Почему он печалится? (Он переживает за судьбу героев)

    -Гармония природы вносит в его душу мир, укрепляет веру во всемогущество света и любви, вселяет надежду на примирение Лизы и Эраста в другой жизни.

    1. Подведение урока. Рефлексия. Оценивание.

    Любовь-это не просто. Становишься слишком уязвим, заботясь о том, чтобы другому было хорошо. Так приходит печаль.

    Светлая, чистая любовь Лизы и Эраста обернулась печалью.

    Прошла любовь-остались слёзы.

    -Ребята, как вы думаете, чему учит повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    Свой ответ начинайте словами:

    -Сегодня я узнал….

    -Урок дал мне для жизни…

    -Я понял, что…

    Читая повесть Карамзина, мы учимся на чужих ошибках, получаем ценные уроки жизни, становимся гуманнее и внимательнее по отношению к окружающим.

    -Ребята, желаю вам быть великодушными по отношению друг к другу!

    1. Домашнее задание.

    Письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза?».

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по ИЗО в 6 классе по теме: "Улыбка Моны Лизы"

    Урок ИЗО в 6 классе по теме: "Улыбка Моны Лизы" с использованием ИКТ....

    Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

    Конспект урока литературы для 9 класса  по программе Коровиной В.Я.....

    Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

    Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

    Конспект урока на тему "Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

    Содержит методическую разработку урока по теме...

    Конспект урока по теме Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

    На уроке мы разберём такое понятие как "сентиментализм". Откуда он пришел к нам?И  кто его основатели в русской литературе?  Прочитаем произведение Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Узнаем в чем...

    Презентация к уроку литературы по теме "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

    Основная тематика – любовнаяИдейная основа – протест против испорченности аристократического общества.Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувства...

    Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"

    План урока с применеием современных приемов и технологий...