Банк контрольных работ по литературе
тест по литературе (5 класс)

Контрольные работы по литературе для 5 класса к учебнику Г. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

БАНК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Входной тест по литературе в 5-м классе

I. Осмысление текста

Прочитай

По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
- Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
- Петрик…
- Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
- Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
- Съешь! Это из моего сада.
Яблоко то, что в  кармане,- прямо жгло мне ногу.
- Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я…
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал.

1) Выбери заголовок к тексту

а) Яблоко.     б) Старушка.

2) Почему мальчик заплакал?

а) Было нечего есть.     б) Стало досадно, что вернул яблоко.       в) Стало стыдно.

3) Почему мальчик не взял у старушки яблоко?

а) Испугался.    б) Оно было грязное.    в) Он не любил яблок.      г) Стало совестно за свой поступок.

д) Он был стеснительный, скромный.

4) От чьего лица ведётся рассказ?

а) От лица мальчика.    б) От лица бабушки.     в) От лица автора.

5) Подумай, к какому жанру отнесём данный текст:

а) сказка;     б) басня;     в) рассказ;     г) стихотворение.

II. Жанры произведений

1) Небольшой объём; герои – животные или растения; о животных говориться, как о людях; часто – стихотворная форма; поучительность (обычна выделяется мораль):

а) рассказ;     б) сказка;     в) былина;    г) стихотворение;       д) басня.

2) Повествовательность; небольшой объём; небольшое количество героев; описание одного эпизода:

а) рассказ;   б) сказка;    в) былина;    г) стихотворение;    д) басня.

3) Наличие вымысла; постоянные герои; необычность; волшебные помощники; добро побеждает зло:

 а) рассказ;    б) сказка;    в) былина;    г) стихотворение;    д) басня.

4) Сказание о богатырях, исторических событиях; сочетание реальных картин с вымышленными; неторопливое повествование:

а) рассказ;    б) сказка;    в) былина;    г) стихотворение;     д) басня.

5) Небольшой объём; стихотворная форма; изображение переживаний и чувств это:

а) рассказ;   б) сказка;   в) былина;   г) стихотворение;    д) басня.

6) Определи, в каком жанре встречается персонаж Соловей разбойник:

а) рассказ;    б) сказка;    в) былина;     г) стихотворение;     д) басня.

7) Определи

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает, Время считает.

Это:

а) потешка;   б) колыбельная;   в) считалка;   г) загадка;    д) скороговорка.

8) Определи

Справа от дорожки –

Заросли морошки.

Я сверну с дорожки –

Наберу морошки.

Это:

а) потешка;    б) колыбельная;    в) считалка;    г) загадка;     д) скороговорка.

III. Элементы книги

1. Титульный лист –  это:

а) статья, расположенная до основного текста;

б) небольшая статья расположенная после основного текста;

в) первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

2. Минимальная смысловая часть текста:

а) абзац;     б) подзаголовок;     в)  сноска.

3. Слово или выражение, уточняющее название текста:

а) абзац;     б) подзаголовок;     в)  сноска.

4. Пояснение непонятного слова, встречающегося в тексте, находящееся в самом низу страницы:

а) абзац;     б) подзаголовок;      в)  сноска.

IV. Уровень начитанности

1. Кто из авторов писал произведения о природе:

а) Н.Носов;    б) С.Маршак;    в) В.Бианки;     г) А.Пушкин.

2. Какому автору принадлежит произведение «Волшебник Изумрудного города»?

а) А.Волков;

б) Н.Носов;

в) Н.Сладков;

г) А.Пушкин.

3. Кто является героем произведения Дж.Родари?

а) Айболит;

б) Добрыня Никитич;

в) Синьор Помидор;

г) Незнайка.

Ответы

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

1

2

3

б

в

г

а

в

д

а

б

в

г

в

г

д

в

а

б

в

в

а

в

Бланк ответов

Класс  ________ ФИ_______________________________________

№ задания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

1

2

3

Вариант ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                    Контрольная работа за 1 четверть

«Из древнерусской литературы», «Басни народов мира»

1 вариант

1. Когда зародилась древнерусская литература?

а) в XIII веке

в) в XI веке

б) в X веке

г) в XII веке

2. Вспомните, какую дань поляне дали хазарам («Дань хазарам») и что она означала?

3. Укажите жанр произведения, отрывок из которого приведен ниже:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор,

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Дайте определение этого жанра.

4. С какими реальными событиями русской истории перекликаются строки произведения, приведенного в задании № 2?

5. Какие реальные исторические личности воплощены Крыловым в образах Волка и Ловчего в басне «Волк на псарне»? Какими качествами наделяет автор своих героев?

6. Как называется прием, с помощью которого авторы басен наделяют свих героев способностью думать, чувствовать, говорить?

7. Определите, к какой композиционной части басни относится приведенный ниже отрывок:

А потому обычай мой такой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

8. Объясните, как вы понимаете слова: «Ты сер, а я, приятель, сед»?


Контрольная работа за 1 четверть

«Из древнерусской литературы», «Басни народов мира»

2 вариант

1. Укажите жанр произведения, отрывок из которого приведен ниже:

«Так начнем повесть сию. Славяне осели по Дунаю, где ныне земля Угорская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и осели на реке по имени Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли на север и поселились на Висле».

Дайте определение этого жанра. Расскажите, зачем нужны были произведения этого жанра?

2. Как звали монаха, автора летописного сборника «Летопись временных лет»?

а) Филарет

в) Сильвестр

б) Никон

г) Нестор

3. Основываясь на отрывке из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив»), расскажите об основании города Киева.

4. Какие качества воплотил Крылов в героях басни «Свинья под дубом» (Свинья и Ворон)? Какой прием использовал автор, воплощая эти человеческие качества через образы животных?

5. Определите, к какой композиционной части басни относится приведенный ниже отрывок:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя,

что он вкушает их плоды.

6. Объясните, как вы понимаете смысл отрывка из басни, приведенного в задании № 5?

Ключи

1 вариант

1. б

2. Поляне в качестве дани дали хазарам обоюдоострые мечи. Это означало, что поляне не желают покориться хазарам и сами скоро будут собирать дань и с хазар, и с иных народов.

3. Этот отрывок является басней. Басня – это короткий нравоучительный рассказ, чаще всего стихотворной формы, имеющий иносказательный смысл, с четко выделенной моралью.

4. Отечественная война 1812 г.

5. В образе Волка из басни «Волка на псарне» легко угадываются черты Наполеона. Он предстает хитрым, злобным и коварным. Волк пытается уйти от ответственности за свои преступления. Но мудрый ловчий не верит на слово Волку и не готов прощать его злодеяния.

6. Олицетворение

7. Приведенный отрывок относится к такой композиционной части, как мораль.

8. Прилагательное «сер», то есть серый, указывает на Наполеона, потому что он изображался в сером мундире. А «сед», т. е. седой, относится, конечно, к Ловчему и означает его мудрость.

2 вариант

1. Произведение, отрывок из которого приведен, относится к такому жанру древнерусской литературы, как летопись. Летопись – это жанр древнерусской литературы, погодная запись самых значительных исторических событий, происходивших на Руси. Летописи сохраняли историю древнерусского государства. Благодаря летописям, мы сегодня имеем точные знания о событиях тех далеких времен.

2. г

3. Кий, старший брат Щека и Хорива, сидел на горе. И построили там город во имя старшего брата и назвали его Киевом.

4. В образе Ворона автор воплотил мудрость, истинное просвещение. Ворон понимает, как важно образование для человека. Свинья невежественна, она не понимает пользы учения. Кроме того, Свинья неблагодарна и невежественна: она не понимает, что пользуется плодами просвещения. Воплощая эти качества в героях басни, Крылов использовал такой прием, как аллегория.

5. Приведенный отрывок относится к такой композиционной части, как мораль.

6. Невежда, т. е. необразованный человек, выступает против образования, просвещения, считает, что образование человеку не нужно. Но на самом деле плодами образования пользуется каждый из нас. Если бы не было образования и просвещения, человек и общество не развивались.

Контрольное тестирование по литературе за 2 четверть

1. Мифы - это

     а) сказки, придуманные древними людьми;

     б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;

     в) реальные события, рассказанные самими героями.

2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» является

     а) Гесиод; б) Софокл; в) Гомер; г) Еврипид.

3. Отцом Зевса был

     а) Уран; б) Крон; в) Посейдон.

4. Зевс был вскормлен

     а) молоком божественной козы Амалфеи;

     б) пеной морской;

     в) Молоком собственной матери Реи.

5. Кто является самым известным переводчиком и собирателем древнегреческих мифов?

     а) Куц; б) Кун; в) Куб.

6. Какого циклопа победил хитростью Одиссей?

     а) Полифема; б) Кроноса; в) Гефеста.

7. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется

     а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом.

8. Сказка – это

     а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;

     б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;

     в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.

9. Какой вид сказок назван неверно?

     а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.

10. Какая черта не является чертой волшебной сказки?

     а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.

11. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?

     а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.

12. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?

     а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок.

13. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок?

     а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым.

14. Христианство на Руси было провозглашено

     а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.

15. Летопись как жанр появляется на Руси

     а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в.

16. Летопись – это

     а) книга в кожаном переплёте;

     б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;

     в) произведение, которое передаётся из уст в уста.

17. «Повесть временных лет» составлял

     а) Нестор; б) Никон; в) Николай.

18. Кто является родоначальником жанра басни?

     а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.

19.  Какая черта не является характерной чертой басни?

     а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.

20. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?

     а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну.

21. Какой басни Крылова не существует?

     а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».

22. Определите название приёма, характерного для басни:

     а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.

23. Вывод в басне называется

     а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.

24. А.С. Пушкин родился

     а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве.

25. Няню поэта звали

     а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна.

26. Никита Тимофеевич Козлов был Пушкину

     а) дядей; б) отцом; в) дядькой; г) братом.

27. Сказка А.С. Пушкина называется:

     а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

28. Кто является носительницей зла в этой сказке?

     а) царица; б) царевна; в) черница.

29. Чернавка в сказке Пушкина это:

     а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно загоревшая женщина.

30. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?

     а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела.

31. Как звали жениха царевны?

     а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей.

32. Кто указал жениху правильный путь?

     а) солнце; б) месяц; в) ветер.

33. Художественное определение – это:

     а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет.

34. Как называется следующее художественно-выразительное средство?

       Ветер, ветер! Ты могуч,

       Ты гоняешь стаи туч,

       Ты волнуешь сине море,

       Всюду веешь на просторе…

     а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение.

35. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?

     а) родители; б) гувернёры; в) бабушка.

36. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?

     а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве.

37. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:

     а) аллегория; б) метафора; в) сравнение.

38. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:

      Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

      Французы двинулись как тучи…

     а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория.

39. Под басурманами Лермонтов подразумевал:

     а) иноземцев; б) барсуков; в) русских солдат.

40. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке?

     Вам не видать таких сражений!..

     Носились знамена, как тени,

     В дыму огонь блестел,

     Звучал булат, картечь визжала…

     а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г) олицетворение

Ответы

1.      б                           21.   в

2.      в                           22.  а

3.      б                           23.  б

4.      а                           24.  а

5.      б                           25.  б

6.      а                           26.  в

7.      б                           27.  в

8.      в                           28.  а

9.      г                           29.  б

10.    г                           30.  б

11.   б                            31.  б

12.   б                            32.  в

13.    в                           33.  в

14.    а                           34.  б

15.    в                           35.  в

16.    б                           36.  б

17.    а                           37.  в

18.    а                           38.  а

19.    а                           39.  а

20.    б                           40.  а

Оценка

«5» -  37 – 40 балла

«4» - 29 – 36 баллов

«3» - 20 – 28 балл

Контрольная работа «Литература 19 века» 5 класс (за 3 четверть)

Вариант I

1. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности):

1.      «Белолица, черноброва

        Нраву кроткого такого…»

             А) мачеха

             Б) молодая царевна

             В) Василиса Прекрасная

2.   «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…»

                                А) Костылин из рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник»

                                Б) Иван – царевич из русской народной сказки «Царевна- лягушка»

                                В) Герасим из рассказа И. Тургенева «Муму».

 3.        Каков жанр произведения «Руслан и Людмила»?

                  А) сказка

                  Б) повесть

                  В) поэма

                  Г) баллада

4.        Кто является рассказчиком в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»?

                   А) автор

                   Б) старый солдат – участник сражения

                   В) полковник

                   Г) молодой воин

5.        В стихотворении «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:                  А) отступить

                               Б) продолжить бой

                              В) укрепить свои позиции

 6.        Кто автор стихотворения «Весенние воды»?

                    А) А. Пушкин

                    Б) М. Лермонтов

                    В) А. Фет

                    Г) Ф. Тютчев

7.        Повесть «Ночь перед Рождеством» относится к сборнику:

                  А) «Миргород»;

                   Б) «Старосветские помещики»;

                   В) «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы»;

                    Г) «Вечера на хуторе близ Диканьки».

8.        Тема повести И.С.Тургенева «Муму»:

                    А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;

                    Б) противопоставление крепостников и крепостных;

                    В) размышления о необходимости отмены крепостного права.

9.        Появление Муму в жизни Герасима:

                       А) скрасило его одинокую жизнь;

                       Б) отдалило его от людей;

                       В) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь.

10.    Герой рассказа Л.Толстого «кавказский пленник» русский офицер, находясьв плену у татар:

                  А) постоянно думал о побеге;

                  Б) тосковал, скучал и ждал выкупа;

                  В) не надеялся на удачное освобождение.

11.    Кто автор этих строк, как называется произведение?

                                   Звучал булат,картечь визжала,

                                   Рука бойцов колоть устала,

                                   И ядрам пролететь мешала

                                   Гора кровавых тел.

 12.  Какие из перечисленных произведений относятся к эпическому жанру?

                                        А) повесть;

                                        Б) поэма;

                                        В) сказка;

                                        Г) стихотворение;

                                        Д) рассказ.

    

Ключи:

1-      б)         6-г)                            11- М.Ю.Лермонтов «Бородино»

2-      в)         7-г)                            12- а), б), в), д).

3-      в)          8-а)                                                 

4-      б)          9- в)                            

5-      б)                       

Контрольная работа №2 «Литература 19 века» 5 класс (за 3 четверть)

 Вариант 2

  1. Занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях:

                   А) сказка;

                   Б) повесть;

                   В) рассказ;

                   Г) легенда.

 

  1. Какого героя нет в сказке «Царевна – лягушка»?

                    А) Василисы прекрасной;

                    Б) Ивана – царевича;

                    В) чудо – юдо

  1. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

                           А) эпитет;

                           Б) сравнение;

                           В) метафора. 

  1. Кто автор и из какого произведения эти строки?

                    Однажды в студеную зимнюю пору

                    Я из лесу вышел; был сильный мороз…» 

  1. Эпитет, который Есенин употребил для характеристики солнца в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…»

                           А) тихое;

                           Б) жаркое;

                           В) огневое. 

  1. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:

                           А) пошалить;

                           Б) отомстить кузнецу;

                           В) поиздеваться над селянами; 

  1. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении?

                     А) развязка;

                     Б) завязка;

                     В) кульминация. 

  1. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

                   А) сравнение;

                   Б) метафора;

                   В) эпитет. 

  1. Определить стихотворный размер:

                      Буря мглою небо кроет,

                      Вихри снежные крутя…»

                                   А) ямб;

                                   Б) дактиль;

                                   В) хорей.   

  1. Стилистический прием, используемый в выражении « В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора…»

                                   А) юмор;

                                   Б) гипербола;

                                    В) ирония 

  1. В каком городе жил Том Сойер?

                             А) в Москве;

                             Б) в американском городке санкт-Петербурга;

                             В) в Константинополе. 

  1. Узнайте героя по диалогу:

              - Ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

              - Чаво?

              - Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?..

              -  Коли б не нужна была, не отвинчивал бы…

 

Ключи:

1)      а                                                                       7) в

2)      в                                                                       8) а

3)       а                                                                      9) в

4)      Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»         10)  б

5)      а                                                                     11) б

6)      б                                                                     12) А.П. Чехов «Злоумышленник»

Контрольная работа по литературе 5 класс.

Тема: «Литература 20 века» (за 4 четверть)

  1. Соотнесите произведение и его автора.

П.П. Бажов

«Никита»

И.А. Бунин

«Приключение Робинзона Крузо»

А.П. Платонов

«Густой зеленый ельник у дороги»

Д. Дефо

«Каменный цветок»

Л. Андреев

«Петька на даче»

  1. Соотнесите термин и его определение

1.

Эпитет

Сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению

2.

Олицетворение

Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

3.

Сказ

Особый вид художественного творчества, где изображаются необычные, сказочные, неправдоподобные явления

4.

Контраст

Перенесение человеческих черт (или вообще признаков живого существа) на неодушевленные предметы и явления

5.

Фантастика

Образное определение.

3.По фактам из биографии определите, о ком из писателей ил поэтов идет речь.

  1. Родился в семье рабочего, его обучение началось в школе, а затем в духовной семинарии в его сказах человек и природа поставлены в сложные и разнообразные взаимосвязи.
  2. Был режиссером мультфильмов, учебных и научных лент. В годы Великой Отечественной войны работал над созданием военно-технических фильмов. Писателем стал случайно: после рождения сына приходилось рассказывать малышу сказки.
  3. Родился в селе Константинове, с двух лет был отдан на воспитание деду, у которого  было трое взрослых неженатых сыновей. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Любил читать. Если видел у кого-нибудь новую книгу, так весь и загорался и уж каким-нибудь образом заполучал эту книгу.

  1. Укажите произведение и его автора по приведенному отрывку
  1. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная... разная... Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет. 
  2. Он думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; 
  3. В первые два дня ˂…˃ пребывания на даче  богатство  и  сила  новых впечатлений, лившихся на него и сверху,  и  снизу,  смяли  его  маленькую  и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков,  терявшимся  при переходе из  пустыни  в  город,  этот  современный  дикарь,  выхваченный  из каменных объятий городских громад,  чувствовал  себя  слабым  и  беспомощным перед лицом природы.
  4. Между тем спела свою партию Кукушка и подошла очередь ее партнера. И как только послышалось особенно отчаянное "ку-ка-ре-ку", Витькин петух вдруг выпятил грудь и сделал навстречу патефону свои два предупреждающих шага. Вот ведь воинственная птица! Даже с распухшей головой и заплывшими глазами петух не мог стерпеть, чтобы противник нагло горланил, спрятавшись в этом ящике. Сделав еще два шага, петух пригнул голову, распустил на шее перья и сердито долбнул в пол клювом. 

  1. Найди соответствия между проблемой и произведением

Проблема, затронутая автором

Произведение, в котором поднимается эта проблема

Проблема трудного детства

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Борьба добра и зла

Е И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас"

Проблема милосердия и сострадания

Л. Андреев «Петька на даче»


Промежуточная аттестация по итогам за курс 5 класса

1. Определите, из какого произведения приведен отрывок ниже: «А как голосисто кукарекал он зарю! Сначала за стойкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом, сразу забирая в головокружительную высоту, петух уверенно брал первое колено песни. Он никогда не торопился переходить ко второму колену и, словно стараясь показать всем соседним петухам своё мастерство, забирал всё выше и выше. Голос его звенел чистым, прозрачным звуком меди, и Витьке казалось, что вот сейчас в горле петуха что-то лопнет от натуги и песня оборвётся. Витька даже съёживался от этой звонкости петушиной песни…»

Запишите автора этого произведения и его название. (2б.)

2. Определите жанр произведения, отрывок из которого приведен в задании № 1. (1б.)

3. Какие еще произведения, прочитанные вами в 5 классе, вы можете отнести к этому жанру? Запишите автора и название произведение. (2б.)

4. Назовите басню И. А. Крылова, которая не оставила равнодушным петуха – героя рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас». (1б.)

5. Определите тему рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» (1б.)

а) о сильном морозе

в) о доброте и милосердии

б) о дружбе Кольки и Витьки

г) о жестокости взрослых, которые хотели убить петуха

6. Определите, какие средства художественной выразительности использовал В. Белов в следующих отрывках из рассказа «Весенняя ночь» (3б.)

а) «нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь», «всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло», «в тревожной темени»;

б) «Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима», «Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром», «Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает. Дождь прошипел в ночи обильно и коротко».

в) «Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки…»

7. Назовите имя прототипа главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».(1б.)

8. Вспомните, в каких произведениях, прочитанных вами в 5 классе, герои были созданы по прототипам? Назовите автора и произведение.(2б.)

9. Кто помог Робинзону Крузо и научил всем премудростям морского и торгового дела? (1б.)

10. Назовите автора сказок «Соловей», «Огниво», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Дюймовочка». (1б.)

11. Как император из сказки Х. К. Андерсена «Соловей» узнал о присутствии в его саду соловья: (1б.)

а) из рассказов придворных

в) из рассказов путешественников

б) из книг ученых

г) из рассказов девочки-кухарки

12. Какой прием использован в следующих строках, описывающих императорский сад: «В саду росли чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко было придумано!», а также в строках, описывающих жизнь соловья во дворце: «Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шёлковую ленточку. Большое удовольствие было от такой прогулки!» (2б.)

13. Что удалось победить соловью своим пением: (1б)

а) страх императора

в) боль императора

б) смерть императора

г) врагов императора

14. Определите тему сказки «Соловей»: (1б.)

а) о преображающей силе искусства

в) о жизни и смерти

б) о красоте соловья искусственного и невзрачности соловья живого

г) о тяжелой жизни китайского народа

15. Угадайте литературного героя по его описанию: «Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу и купаться когда и где ему было угодно и сидеть в воде сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весною он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно». (1б.)

16. Какие черты характера главного героя романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» ты можешь назвать? Аргументируй свою точку зрения. (3б.)

17. Как известно, Марк Твен – это псевдоним американского писателя СэмюэляКлеменса. А кто еще из прочитанных тобой в 5-м классе авторов писал под псевдонимом? Назови этого(-их) автора(-ов).(2 б.)

18. Выбери из приведенных ниже литературных терминов те, которые обозначают элементы, из которых состоит сюжет художественного произведения: (3б.)

рассказ, миф, развязка, метафора, экспозиция, завязка, олицетворение, фольклор, басня, ирония, кульминация

19. Расположи элементы сюжета, выписанные тобой из предыдущего задания, по порядку. (2б.)

20. Определи, что в произведении Д. Лондона «Сказание о Кише» является кульминацией. (2б.)

Максимальное количество баллов- 33

30-33б –«5»

27-29б.- «4»

17-26б.- «3»

менее 17б. – «2»


Ключи

1. Носов «Как патефон петуха от смерти спас»

2. Рассказ

3. Платонов «Никита», Носов «Три охотника», Андреев «Петька на даче», Чехов «Злоумышленник», Толстой «Кавказский пленник», Куприн «Золотой петух» и др.

4. «Кукушка и Петух»

5. в

6. а) эпитет, б) олицетворение, в) сравнение

7. Александр Селькирк

8. Тургенев «Муму», Андреев «Петька на даче»

9. Капитан

10. Андерсен

11. б

12. Ирония

13. б

14. а

15. Геккельберри Финн

16. Главный герой романа Марка Твен не лишен воображения, он фантазер, находчивый мальчишка, который может выкрутить практически из любой ситуации. Не желая идти в школу, он, например, решил схитрить и выдумал, что серьезно болен (будто у него гангрена). Кроме того, Том Сойер – романтик. Во-первых, он проявляет симпатию к Бекки Тетчер, и когда она его прогоняет, он с горя мечтает убежать из дома, стать пиратом и в таком виде заявиться в родной город, где его имя уже будет прославлено. Во-вторых, он зачитывается книгами о Робин Гуде, который становится его любимым литературным героем.

17. А. Платонов

18. Развязка, экспозиция, завязка, кульминация

19. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка

20. Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк контрольных работ по русскому языку

Помощь в подборке матералов для контрольных работ...

Банк контрольных работ к учебнику М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева.

Банк контрольных работ к учебнику М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева....

Банк контрольных работ

Банк контрольных работ для учащихся 2-6-х классов...

Банк контрольных работ

Контрольные работы по математике 5,6,7,8,11 классов...