КТП по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Балалаева Евгения Васильевна

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я.Коровина в соответствии с требованими ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Виды деятельности

Дата проведения

Введение (1 час)

1

Русская литература и история

Осознанное чтение статьи, отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитаному. Составление плана

Устное народное творчество (2 часа)

2

В мире русской народной песни.

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.

3  

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Восприятие преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...», их выразительное чтение и обсуждение. Рецензирование актёрского исполнения преданий Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Из древнерусской литературы (2 часа)        

4

Житие князя Александра  Невского

Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII

века

Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть.

Из литературы XVIII века (3 часа)

6

Д. И. Фонвизин «Недоросль» социальная и нравственная проблематика комедии.

Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль": Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.

8

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

 

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

Из литературы XIX века (36 часов)

9

И.А. Крылов. Обоз – басня о войне 1812 года

Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.

10

К. Ф. Рылеев. "Смерть Ермака". Понятие о думе

Составление тезисов статьи учебника и статьи практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писателе и истории создания произведения. Восприятие и выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие дума. Обсуждение иллюстраций учебника.

11

А.С. Пушкин. "История Пугачева" [отрывки]

Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление заглавий к историческому труду о Пугачёве Пушкина и царя Николая I. Обсуждение материалов «Об исторических воззрениях А. С. Пушкина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

12

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка" как реалистический исторический роман

Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман.

13

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ главного героя

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.

14

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": система образов романа

Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

15

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": нравственный идеал Пушкина в  образе Маши

Мироновой.

Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов.

16

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ предводителя народного восстания и его окружения.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

17

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": особенности содержания и структуры .

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.

18

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

19

А. С. Пушкин.  «19 октября», «Туча».

Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

20

А.С.Пушкин «К   **»   («Я   помню  чудное мгновенье...») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ, анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос.

22

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма.

23

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» : образ романтического героя

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Обсуждение иллюстраций к поэме (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

24

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» : особенности композиции  поэмы

Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

25

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

Чтение статьи учебника «Поэма
М Ю. Лермонтова „Мцыри" в оценке русской критики» и сопоставление
позиций критиков. Устный или письменный ответ на вопрос (с использо-
ванием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление пла-
на ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном
материале и с использованием собственного жизненного и читательского
опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

26

Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия

Составление тезисов статей учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Мосприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия.

27

Н. В. Гоголь. «Ревизор" как сатира на чиновничью Россию

Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор.

28

Н. В. Гоголь. "Ревизор": образ Хлестакова

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестома-тии). Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова.

29

Н. В. Гоголь. "Ревизор": сюжет и композиция комедии

Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне "Ревизора"». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление комедий «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к пьесе.

30

Н. В. Гоголь «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

31

Н. В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы "Маленького человека"

Восприятие и выразительное чтение помести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Умный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа.

32

Н. В. Гоголь «Шинель» как "Петербургский текст"

Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

33

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя.

Анализ (или сопоставительный анализ) стихотворений, анализ эпизода лироэпического или драматического произведения, письменный ответ на проблемный вопрос.

34

И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

Составление тезисов статьи учебника, устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Подбор и обобщение дополнительного материала о И.С.Тургеневе и его сборнике «Записки охотника». Выразительное чтение рассказа «Певцы»

35

М. Е. Салтыков – Щедрин. "История одного города" [отрывок]: сюжет и герои

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохре-стоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.

36

М. Е. Салтыков – Щедрин. "История одного города"[отрывок]: Средства создания комического

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение статье «Уроки Щедрина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Викторина по творчеству писателя

37

Н. С. Лесков «Старый гений»: сюжет и герои

Составление тезисов статьи учебника
Николай Семёнович Лесков». Устный рассказ о писателе. Восприятие и вы-

разительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

38

Н. С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

39

Л. Н. Толстой «После бала»: проблемы и герои

Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

40

Л. Н. Толстой «После бала». Особенности композиции и поэтика рассказа

Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

41

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого

Контрольное сочинение на заданную тему

42

Поэзия родной природы в русской литературе  XIX века

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фоно-хрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление общности в восприятии природы русскими поэтами. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, литературная викторина.

43

А. П. Чехов «О любви»

Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фо-нохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.

44

А. П. Чехов. "Человек в футляре"

Составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устная и письменная характеристика героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения, литературная викторина.

Из русской литературы XX века (21 час)

45

И. А. Бунин «Кавказ»: лики любви

Устный рассказ о писателе. Восприятие  и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

46

А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви

Составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сюжет и фабула.

47

Урок – диспут "Поговорим о превратностях любви"

Выразительное чтение стихов и прозы о любви. Инсценирование фрагментов рассказов. Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

48

Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И. Куприна

Анализ фрагмента эпического произведения. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий

49

А. А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность

Составление тезисов статьи учебни ка. Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений. Чтение и обсуждение глав из книги Д. С. Лихачёва о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполне ния актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный otbgi на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и инди видуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл.

50

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему

Составление тезисов статьи учебника "Сергей Александрович Есенин». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.

51

Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, в произведениях Пушкина и Есенина

Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

52

И. С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству

Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

53

М. А. Осоргин «Пенсне»: фантастика и реальность

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

54

Журнал «Сатирикон».

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

55

Тэффи. "Жизнь и воротник" и другие рассказы

Восприятие и выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

56

М.М. Зощенко "История болезни" и другие рассказы

Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое юмористического или сатирического произведения, литературная викторина.

57

А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: человек и война

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания.

58

А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: образ главного героя

Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме.

59

А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы

Сообщение об особенностях композиции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др.

61

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: картины военного  детства, образ главного героя

Составление тезисов статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

62

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

63

Русские поэты о Родине, родной природе .

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

64

Поэты русского зарубежья родине

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений (в том числе сопоставительный). Характеристика их идейно-эмоционального содержания. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

65

Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ

Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ по произведениям, входящим в перечень элементов содержания,  проверяемых на  ОГЭ

Из зарубежной литературы (4 часа)

66

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Составление тезисов статьи учебника «Уильям Шекспир». Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов трагедии. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие конфликт.

67

Сонет как форма лирической поэзии

Восприятие и выразительное чтение сонетов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина.

68

Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и героев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира.

69

В. Скотт. "Айвенго"

Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писателе и истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллектив- ном диалоге. Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоционального содержания. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Предъявление читательских и исследовательских умений, изученных в 8 классе. Выразительное чтение, в том числе наизусть. Устный монологический рассказ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...