Образ библиотеки в рассказах Х.Л. Борхеса.
статья по литературе (10 класс)

Жегалова Ксения Олеговна

В данном материале рассматриваются некоторые рассказы аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса с точки зрения функционирования в них образа библиотеки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Образ библиотеки в рассказах Х.Л. Борхеса.

Аргентинский поэт Хорхе Луис Борхес на протяжении всей своей жизни напрямую связан с библиотекой - начиная с 1937 года, библиотека становится для него «домом». Естественно, главным спутником Борхеса была книга. Стоит отметить, что в годы работы библиотекарем создаются лучшие его произведения.

Образ библиотеки в рассказах Борхеса играет большую роль и встречается не единожды. Переплетается образ библиотеки не только с вытекающей из него символикой книги, но также книгохранилище отождествляется с лабиринтом, культурой, вселенной.

Использование данной символики в рассказах Борхеса носит автобиографическое начало -  разносторонние увлечения автора (от буддийской идеологии до точных наук) тому доказательства.

Рассмотрим некоторые из символов. Образ бытия, устройства вселенной занимает центральное место в творчестве Борхеса.

Например, в рассказе «Сад расходящихся тропок» говорится о том, что сад, как совокупность упорядоченной природы, можно прочитать как книгу в библиотеке. Отсюда вытекает возможность построения модели сада / библиотеки / вселенной, которая и дана в рассказе «Вавилонская библиотека». В «Саду расходящихся тропок»  сравнение библиотеки и вселенной довольно метафорично, скрыто. В то время как в «Вавилонской библиотеке» Борхес описывает вселенною через устройство книгохранилища прямо: «Вселенная — некоторые называют ее Библиотекой — состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, ограждёнными перилами…». Использование жанра магического реализма помогает автору подчеркнуть метафоричность вселенной-библиотеки.

        В данном рассказе Борхес показывает бесконечность библиотеки-вселенной, ее многоплановое содержание. Отрицание книги книг, но оговорка о том, что «библиотекарь слеп», дает почву для размышлений по поводу данных постулатов. Вспоминается бесконечная Библия из новеллы «Песчаная книга», идея вечного поиска истины из «Бессмертного». Все понятия объединяются общей семантикой бесконечности. Отсюда следует, что образ библиотеки коррелирует с такими понятиями как упорядоченность, бесконечность.

Интересно, как устройство вселенной рассказано посредством обыденных, знакомых всем вещей, как, кажется незнакомый, космос переплетается с законами физики, математики, геометрии и даже общественной культуры.

Да, ключевым образом является и культура, отношение человека к ней, поведение человека в ней. Через различные социальные группы, состоящие из любителей книг и уничтожителей книги, показано не только современное автору общество, но и исторический процесс в целом, а также становление и признание науки.

В рассказах, помимо библиотеки, встречаются и ее работники – библиотекари (например, Дальман из рассказа «Юг»), что, конечно, напрямую связано с профессией самого Борхеса.

Образ библиотеки является стержневым в творчестве Борхеса, что связано с автобиографическими моментами, самим отношением Борхеса к книгам и книгохранилищу. Через эти образы дается описание окружающего мира, осмысление безграничности вселенной, замаскированные философские размышления о формах бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

Образ персонажа. По рассказам А. П. Чехова"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

Урок развития речи в 9 классе. Материал ориентирован на подготовку написания эссе по расскаам А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" с использованием синквейна. В уроке дана сх...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены ( по рассказу А.И. Солженицына)

В презентации содержатся материалы к уроку: название темы урока, словарь, цитаты из рассказа, домашнее задание....

Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"

Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного дух...