Конспект урока по балладе В.А.Жуковского "Светлана"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Черепахина Юлия Викторовна

данный материал предназначен для использования на уроках литературы для классов с учащимися ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhukovskiy_svetlana.docx29.02 КБ
Файл zhukovskiy_svetlana.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)

- Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

- Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

- Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

- Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

-Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

- С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

- Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

- Первое задание  - найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

- Второе задание – вспомнить характерные  признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

- А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

- Ответ 1 варианта  на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

- Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

- В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

- Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

- Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

- В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

- Символом чего является голубь? (В народе  - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

- А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

- Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

2. Анализ поэтического текста.

-Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

- Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

- как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

- Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

- Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только  показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

- Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

- Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

- В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

- До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

- Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

-Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

- Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

- Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

- Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

- Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

- Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

- Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

"пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

- Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

- Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

- И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

 4. Подведение итогов

- Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

- В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии. (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание - Выучить отрывок из баллады

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Е го стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль …» А.С.Пушкин

Слайд 2

В АСИЛИЙ А НДРЕЕВИЧ Ж УКОВСКИЙ

Слайд 3

РОМАНТИЗМ М учительное переживание разлада с действительностью Бегство от реальности (уход в природу, в экзотические страны, в иное время и пространство ) Двоемирие – противопоставление реального и воображаемого идеального мира Вера во всемогущество духа человека, его индивидуальность, стремление личности в свободе

Слайд 4

БАЛЛАДА Небольшое с тихотворное п роизведение исторического, мифического или героического содержания

Слайд 5

БАЛЛАДЫ В.А.ЖУКОВСКОГО

Слайд 6

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера « Ленора »

Слайд 7

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Александра Андреевна Воейкова

Слайд 8

ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ Наличие фабульной основы, сюжета Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет Символический характер пространства и времени Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил Нередко присутствие фольклорного начала Моралистический итог

Слайд 9

Экспозиция вступительная , исходная часть сюжета, - изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц.

Слайд 10

завязка событие , с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем

Слайд 11

Развитие действия структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

Слайд 12

Кульминация момент наивысшего в развитии действия художественного произведения

Слайд 13

развязка положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена

Слайд 14

СИМВОЛЫ

Слайд 15

Святки – самый веселый крестьянский праздник

Слайд 16

Святки – самый веселый крестьянский праздник

Слайд 17

Образы, СИМВОЛы и мотивы баллады Традиция Дорога – из сумерек в тьму Птицы Свет Цвет Новаторство Дорога – через сумерки – к свету Птицы: ворон, голубь, петух – все плохое – во сне Свет – огонек веры в Бога Цвет – несет эмоции

Слайд 18

Цвет в балладе «Светлана» цвет значение доводы местоположение белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона сон Светланы белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне Светланы чёрный печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы алый теплота, забота, нежность "пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого пробуждение Светланы

Слайд 19

Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава - нас учили - дым; Свет - судья лукавый. Вот баллады толк моей: "Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье".

Слайд 20

« Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии ..», - В.Г.Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Конспект урока литературы в 7 классе А.К.Толстой. Исторические баллады "Василий Шибанов" и "Михайло Репнин".

Познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения....

конспект урока :«В.А. Жуковский. Перевод баллады Гете «Лесной царь»»

знакомство учащихся с В.А. Жуковским; дать представление об особенностях художественного перевода....

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".

Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».

Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...