Главные вкладки

    Конспект урока по балладе В.А.Жуковского "Светлана"
    план-конспект урока по литературе (6 класс)

    Черепахина Юлия Викторовна

    данный материал предназначен для использования на уроках литературы для классов с учащимися ОВЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_zhukovskiy_svetlana.docx29.02 КБ
    Файл zhukovskiy_svetlana.pptx1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

    Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

    Задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
    2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
    3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
    4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
    5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
    6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

    Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

    Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

    Этапы урока :

    1. Организационный момент урока

    - Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

    1. Сообщение темы урока

    - Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)

    - Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

    3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

    - Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

    - Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

    - Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

    -Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

    - С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

    1. Сообщение темы и целей урока.

    - К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

    1. Проверка индивидуальных домашних заданий

    - Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

    - Первое задание  - найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

    - Второе задание – вспомнить характерные  признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)

    1. Анализ произведения
    1. Исследовательская работа

    - А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

    - Ответ 1 варианта  на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

    - Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

    (Ответ учащихся)

    - В тексте:

    Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

    Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

    Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

    Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

    Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

    - Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

    - Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

    - В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

    - Символом чего является голубь? (В народе  - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

    - А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

    - Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

    2. Анализ поэтического текста.

    -Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

    - Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

    - как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

    - Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

    - Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только  показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

    - Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

    - Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

    - В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

    - До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

    - Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

    -Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

    - Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

    - Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

    - Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

    - Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

    - Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

    - Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

    цвет

    значение

    доводы

    местоположение

    белый

    печаль

    снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

    сон Светланы

    белый

    чистота

    белая скатерть, белый голубь

    И наяву (до сна) и во сне Светланы

    чёрный

    печаль

    чёрная даль, чёрный ворон

    сон Светланы

    алый

    теплота, забота, нежность

    "пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого

    пробуждение Светланы

    - Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

    - Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

    - И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

     4. Подведение итогов

    - Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

    - В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии. (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

    7. Домашнее задание - Выучить отрывок из баллады

    8. Выставление оценок, подведение итогов.

    9. Организационный конец урока.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Е го стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль …» А.С.Пушкин

    Слайд 2

    В АСИЛИЙ А НДРЕЕВИЧ Ж УКОВСКИЙ

    Слайд 3

    РОМАНТИЗМ М учительное переживание разлада с действительностью Бегство от реальности (уход в природу, в экзотические страны, в иное время и пространство ) Двоемирие – противопоставление реального и воображаемого идеального мира Вера во всемогущество духа человека, его индивидуальность, стремление личности в свободе

    Слайд 4

    БАЛЛАДА Небольшое с тихотворное п роизведение исторического, мифического или героического содержания

    Слайд 5

    БАЛЛАДЫ В.А.ЖУКОВСКОГО

    Слайд 6

    БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера « Ленора »

    Слайд 7

    БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Александра Андреевна Воейкова

    Слайд 8

    ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ Наличие фабульной основы, сюжета Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет Символический характер пространства и времени Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил Нередко присутствие фольклорного начала Моралистический итог

    Слайд 9

    Экспозиция вступительная , исходная часть сюжета, - изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц.

    Слайд 10

    завязка событие , с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем

    Слайд 11

    Развитие действия структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

    Слайд 12

    Кульминация момент наивысшего в развитии действия художественного произведения

    Слайд 13

    развязка положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена

    Слайд 14

    СИМВОЛЫ

    Слайд 15

    Святки – самый веселый крестьянский праздник

    Слайд 16

    Святки – самый веселый крестьянский праздник

    Слайд 17

    Образы, СИМВОЛы и мотивы баллады Традиция Дорога – из сумерек в тьму Птицы Свет Цвет Новаторство Дорога – через сумерки – к свету Птицы: ворон, голубь, петух – все плохое – во сне Свет – огонек веры в Бога Цвет – несет эмоции

    Слайд 18

    Цвет в балладе «Светлана» цвет значение доводы местоположение белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона сон Светланы белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне Светланы чёрный печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы алый теплота, забота, нежность "пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого пробуждение Светланы

    Слайд 19

    Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава - нас учили - дым; Свет - судья лукавый. Вот баллады толк моей: "Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье".

    Слайд 20

    « Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии ..», - В.Г.Белинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

    Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

    Конспект урока литературы в 7 классе А.К.Толстой. Исторические баллады "Василий Шибанов" и "Михайло Репнин".

    Познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения....

    конспект урока :«В.А. Жуковский. Перевод баллады Гете «Лесной царь»»

    знакомство учащихся с В.А. Жуковским; дать представление об особенностях художественного перевода....

    Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".

    Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...

    Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

    Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

    Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».

    Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...