Рефлексия учащихся 10 класса после изучения трагедий А. С.Пушкина
проект по литературе (10 класс)

Шушунова Наталья Фёдоровна

Материал разработан в качестве рефлексии десятиклассников при изучении творчества А.С.Пушкина , в частности, его трагедий. Можно использовать при организации пушкинского вечера, литературной гостинной. Можно представить как проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instsenirovka_skupoy_rytsar.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

По трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»

 Трек №1 отрывок из оперы «Фауст» «Люди гибнут за металл»

Расстановка декораций: ширма делит сцену на две части (половина скупого отца в полном запустении, ободранное кресло, отец в лохмотьях, с клюкой сидит на кресле перед сундуком; и половина молодого рыцаря, его можно облачить в модную современную одежду, вместо рыцарского шлема – мотоциклетный)

 Трек №2 отрывок из оперы «Скупой рыцарь»

Герои как бы ведут диалог, на самом деле не слышат друг друга.

Отец

Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Сын

Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый.
Какой удар! проклятый граф Делорж!
А все ж он не в убытке;
Его нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.

Отец
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут.

Сын

Зачем с него не снял я шлема тут же!
А снял бы я, когда б не было стыдно
Мне дам и герцога. Проклятый граф!
Он лучше бы мне голову пробил.
И платье нужно мне. В последний раз
Все рыцари сидели тут в атласе
Да бархате; я в латах был один
За герцогским столом. Отговорился
Я тем, что на турнир попал случайно.
А нынче что скажу? О бедность, бедность!

Отец

Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился — и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;

Сын

О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!
Когда Делорж копьем своим тяжелым
Пробил мне шлем и мимо проскакал,
А я с открытой головой пришпорил
Эмира моего, помчался вихрем
И бросил графа на двадцать шагов,
Как маленького пажа; как все дамы
Привстали с мест, когда сама Клотильда,
Закрыв лицо, невольно закричала,
И славили герольды мой удар, —
Тогда никто не думал о причине
И храбрости моей и силы дивной!
Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было? — скупость.
Да! заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

Отец

Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Не страх (о нет! кого бояться мне?
При мне мой меч: за злато отвечает
Честной булат), но сердце мне теснит
Какое-то неведомое чувство...
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
(Отпирает сундук.)

Вот мое блаженство!(Всыпает деньги.)

Сын

 Деньги? — деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе.

Отец

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую... но кто вослед за мной
Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные, немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет.
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит —
Он расточит... А по какому праву?

Сын

А что если…

В стакан воды подлить... трех капель будет,
Ни вкуса в них, ни цвета не заметно;
А человек без рези в животе,
Без тошноты, без боли умирает.
О, чёрт!

Вот до чего меня доводит
Отца родного скупость!

Отец

 О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!..

Сын

Ужасный век!

Отец

Ужасные сердца!

Трек №3 отрывок из оперы «Фауст» «Люди гибнут за металл»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование ( 8 класс) после изучения творчества М.Ю.Лермонтова

►Блиц-опрос►Вопросы по теории литературы►Тестирование( 8 класс) после изучения творчества М.Ю.Лермонтова...

Тест для контроля за знаниями учащихся 5 класса после изучения темы "Глагол"

Личные окончания глаголов и суффиксы прошедшего времени...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по изучению трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта"

Презентация содержит слайды с изображением портрета драматурга, фотографией Мемориального шекспировского театра в Стратфорде, кадрами из экранизаций трагедии "Ромео и Джульетта" 1968г и 1996г...

«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»

Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений...

Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)

Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)...